Турист Анастасия (sheftali)
Анастасия
была 20 апреля 7:46

Крым, Судак, Балаклава, Гурзуф, Партенит — Россия Январь 2021

23 марта в Краснодаре в очередной раз выпал снег, а 25 апреля температура воздуха была всего +6. Это уже просто за гранью добра и зла. В это время в Краснодаре обычно вовсю цветут абрикосы и вишни, нарциссы своим убойным ароматом завлекают пчёл, пуховики и куртки давно мирно спят на дальних полках в шкафу, а люди активно радуются давно наступившей весне.

Но только не в этом году…Сейчас мы переживаем чуть ли не пятый месяц зимы… а ведь так всё хорошо начиналось в январе. Погода была по-настоящему весенней. И наметилось это ещё в декабре. Я вспомнила заветы предков: как встретишь новый год, так его и проведёшь…И меня охватил священный ужас! Ведь всё так и есть, прошлогодние новогодние каникулы я провела дома и что в итоге?? Карантин, самоизоляция и запрет даже за хлебом выходить лишний раз!

Крым: январь и розы

Второго опыта интровертной жизни мне больше не надо, и я быстро приняла решение ехать хоть куда-нибудь хоть на 3 дня, лишь бы дома не сидеть! С этим «куда-нибудь» уже сложнее, многие интересные направления закрыты или в ожидании закрытия. Но не закрыт Крым!

И зачем лишний раз «делать себе мозги». Крым я обожаю уже давно и у моей банды команды выбора не было, самоизоляция им тоже не понравилась, и они решили вместе со мной выполнять заветы предков.

Per aspera ad astra

Итак, что бывает первым в путешествии? Конечно же дорога!

Крым: январь и розы

Ранее январское утро было солнечным и тёплым. Нас ждали эмоции и приключения, но первыми с нами приключились воспоминания. Нет, это не сиквел «Назад в будущее». Это смотровая площадка «Звездопад воспоминаний» на горе Коклюк (345 метров) в районе Коктебеля.

У меня неведомым образом возникли ассоциации со «Звездными войнами», какая-то здесь очень необычная атмосфера.

Крым: январь и розы

Уж не знаю, с чем это связано, с каменными столбами выветривания, которые однажды летним днём сильно напугали Александра Грина своими мистическими силуэтами, или с видами на массив Карадаг – место очередной моей крымской мечты, или с видами на Армутлукскую долину с одноименным озером. Кстати, здесь снимали некоторые сцены с космическими кораблями в фильме Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров. Планета Саракш».

Не так уж и необычны мои эмоции, что-то инопланетное в окрестностях видится не только мне. В любом случае, панорамы здесь восхитительные, добраться сюда очень легко, а если приедете сюда ночью, то увидите много падающих звёзд и сможете загадать много желаний)) Так утверждают местные легенды. Ко всему прочему место считается весьма благоприятным для влюблённых, здесь принято делать предложение руки и сердца, как это сделал в 1931 году своей будущей жене писатель С.П Короленко, а также загадывать любовные желания.

А я в Крым влюблена по самые уши и очень рассчитываю на вечную взаимность, поэтому я не смогла сюда не заехать, ведь просто необходимо было загадать любовно-погодное желание на весь период путешествия. И оно сбылось! Погода все дни нашей поездки была сказочная.

Мистический Меганом и исторический Судак

Новая трасса «Таврида, связывающая фактически все основные города полуострова, быстра, удобна, но невероятно скучна в своём однообразии ландшафтов.

Крым: январь и розы

И это не наш путь, мы поехали по давно не ремонтированному Южнобережному шоссе.

Ох, как же оно радует и любителей эффектных фото, и просто обывателей, глазеющих по сторонам, не сильно радует водителей, дорога не ахти, и дикие вопли: «Останови, мне надо это сфотать!» - сильно утомляют, ибо слышать эти вопли приходится каждые 10 минут.

Крым: январь и розы

Долго ли коротко, но добрались мы до следующего пункта назначения – Судака.

Я бывала здесь неоднократно, исключительно в зимнее время, отсюда стартует множество видовых трекинговых маршрутов, которые особенно хороши именно зимой, но вот визитную карточку Судака – Генуэзскую крепость – до сих пор мне посетить не удавалось.

Крым: январь и розы

И вот этот пробел был закрыт. Было опасение, что пандемия помешает моим планам и крепость будет закрыта, но, видимо, моё желание было сильнее объективной реальности и крепость функционировала в обычном режиме. Вход только в маске и небольшими группами, стоимость общего билета – 400 рублей. Вопрос, зачем сюда нужно попасть в обязательном порядке? Вот, допустим, ты не фанат истории, или не любишь ты замки, тогда можно не ходить сюда и сберечь денежки на чебурек (кстати, у стен крепости готовят вкуснющие чебуреки )? И всё же обязательно сюда идти, со стен крепости открываются такие ВИДЫ, что это не описать словами! Генуэзцы, построившие эту крепость, были далеко не дураки, они выбрали лучшее место на побережье для своей резиденции! Но и до генуэзцев здесь уже были крепости, аланы, киммерийцы, венецианцы, все оценили здешние красоты и удобства.

Итак, нынешний вариант крепости строили долго и муторно, почти 100 лет, с 1365 по 1469 годы. Гора Крепостная, на которой эта самая крепость и построена, оказалось идеальной основой для фортификационных сооружений, её южные склоны вертикально обрываются в море, без альпснаряжения не подняться, а с запада и востока у этой горы очень глубокие и неудобные балки. Враги, если бы таковые решили здесь пройти, просто бы переломали себе кости. Но …. Эту крепость захватывали дважды, против пушек турков в 1475 году и русских в 1771 году она не устояла. Ну да плевать на поражения, виды с крепости хуже не стали, а сама она осталась такой же интересной. 14 башен (до наших дней сохранилось 12), 30 га площади, стены высотой в 15 метров и шириной в 2 метра, старинная мечеть, покои генуэзского консула – всё это прекрасно сохранилось!

Есть здесь и легенда, куда ж без этого! В стародавние времена у местного царя росла красавица-дочь, один важный князь полюбил её и договорился с её отцом о свадьбе, но не тут-то было, девушка влюбилась в пастуха. Царь бросил пастуха в темницу, но юная красавица добилась освобождения любимого. Однако царь и желаемый жених не отступили. Была провёрнута следующая махинация: пастуха под видом посла отправляют в Грецию, по дороге его убивает князь, а девушке говорят, что её возлюбленный сбежал с деньгами. Красавица не могла поверить, что такое возможно. Но через год как будто смирилась и по этому поводу отец устроил пир, женишок потирал ручки…и на этом пиру девушка узнаёт правду о жестокости и коварстве отца, в отчаянии она бросается в море с башни! С тех пор башню эту называют «Девичья».

Крым: январь и розы

Крым наполнен легендами, одна красивее другой.

Нам захотелось познакомиться с мистическими и страшными историями, а также увидеть самый красивый крымский закат, и вот за всем этим добром мы отправились на мыс Меганом.

Крым: январь и розы

О нём подробно я рассказывала здесь.

Розы, горы и коты-рыбаки.

Каждый раз, кода я приезжаю в Крым больше, чем на один день, я обязательно выбираю для посещения один из крымских парков.

Крым: январь и розы

И каждый раз проживаю эстетический катарсис.

Настолько хороши парки в Крыму. Будь это творение ещё царских архитекторов или работы советских садоводов, а может даже и современных ландшафтных дизайнеров.

Крым: январь и розы

Всегда это красиво вписано в окружающий ландшафт, а благодатный климат полуострова дарит цветение растений круглый год.

В этот раз розы в январе я наблюдала в парке санатория Айвазовское, что в посёлке Партенит.

О нём я подробно рассказала здесь.

Рядом с Партенитом у подножья Аю-дага расположился посёлок Гурзуф.

Крым: январь и розы

Его я посещала 4 года назад и тогда он мне, что называется, «не зашёл». Скорее всего, меня расстроили медузы, которых в море было ну очень много, а медуз я страшно боюсь. Но факт остаётся фактом, в моей памяти Гурзуф был местом неприятным. Учитывая мою страсть к Крыму, меня саму удивляло, что есть места, которые мне категорически не нравятся. Но моя любимая Юля не хотела в это верить и всячески уговаривала в Гурзуф заехать. Юле я отказать не могу, поехали мы в Гурзуф. Я себя долго настраивала на поездку, читала путеводители и пьесы Чехова. Ведь если самому Антону Павловичу Гурзуф нравился настолько, что он здесь себе дачу построил, то всем остальным посёлок просто обязан понравиться по определению. Ко всему прочему, я пересмотрела километры фотографий колоритных улочек Гурзуфа и была готова этот колорит искать.

Но опять что-то пошло не так. Мне Гурзуф не понравился. Я изо всех сил искала его очарование, бродила по его улицам. Но нет, видела только то, что мне даже фотографировать не хотелось.

Крым: январь и розы

Думаю, в этот раз на меня повлияли те красоты, которые я увидела в Партените. На фоне роскошных скульптур, гротов и павлинов пошарпанные улицы меня не вдохновляли. Ко всему прочему, заведение общепита, которое мы посетили, оказалось на редкость неприличным, еда дорогая и совершенно несъедобная, обслуживание по самому хамскому стандарту. Впрочем, Крым этим меня не удивляет, давно это известно. Удивляет то, что до сих пор хамское обслуживание – абсолютная норма в сфере обслуживания в Крыму, за несколько лет ничего не изменилось. Такая картина неприятная не везде, конечно, но очень частое явление. Поэтому давно арендуем апартаменты с кухней, чтобы готовить самостоятельно, хоть делать в отпуске я это не люблю от слова совсем. Ну и не связываемся с экскурсиями и т.д., слишком большой риск получить опыт советского стандарта обслуживания.

Сейчас опять просматриваю фото очаровательных улиц Гурзуфа и меня тянет вернуться и обрести это очарование самостоятельно. Может, в третий раз повезёт?

Крым: январь и розы

А дальше ожидался гвоздь всей программы лично для меня – знакомство с Большой севастопольской тропой (БСТ).

Это не абстракция, это конкретный пешеходный туристический маршрут для тех, кто любит с природными красотами знакомиться с помощью своих ног. Вообще, в Крыму ещё с советских времён существует множество подобных маршрутов, это рай для скалолазов и любителей спортивного туризма. Но вот подобной тропы не существовало, точнее, наверняка по этим маршрутам ходили любители острых ощущений, но не было ни маркировки, ни других удобств в виде расчищенной тропы и т.д.

И вот вдохновлённые Ликийской тропой, представители администрации Крыма и федерального министерства туризма в 2015 году утвердили маршрут тропы и приступили к её созданию. Буквально через пару лет тропа стала действующей.

Крым: январь и розы

Что она из себя представляет? Это круговой маршрут по самым интересным местам Севастопольского региона длинной в 117 км. От села Любимовка и до Балаклавы. Условно весь маршрут разделён на 8 основных отрезков разной степени сложности. По мне, так даже 5 степень сложности очень доступная. Не сравнить с тяжестью восхождений на горы Кавказа. Но тут кому как. Маршрут безопасный, оборудован всем необходимым, и главное, с любого участка можно без проблем спуститься в населенный пункт.

Эта «тропа здоровья» давно не давала мне покоя. Я ходила по Крыму разными маршрутами, но вот «Большая севастопольская тропа» оставалась нехоженой. И этот факт меня огорчал. И мною было принято решение этот пробел закрыть хотя бы частично. Выбор пал на участок «Ласпинский перевал – Балаклава». Его протяженность 18 км. Сложность указана максимальная, пятая.

Крым: январь и розы

Меня хлебом не корми, дай залезть в горы, повыше, да потруднее, но я-то была не одна в этой поездке, и мои спутники мою страсть к горному хардкору совсем не разделяли, предпочитая во все красивые места добираться на машине.

Я понимала, что прямое предложение попотеть на сложном маршруте будет сразу же отклонено.

Крым: январь и розы

Но, как гласит древняя китайская мудрость, женщина захочет – сквозь скалу пройдёт.

Я составила целый коварный план преодоления сопротивления, и он сработал. Для начала заманила покататься по старому севастопольскому шоссе.

Ведёт оно из Алупки в Севастополь.

Построено оно ещё в царские времена графом Воронцовым.

И строили его 10 лет, с 1837 по 1847 года.

Окончание маршрута было отмечено установкой своеобразной триумфальной арки – Байдарских ворот.

Совсем рядом была построена Форосская церковь. Да и вообще, недостатка в смотровых площадках на этой дороге нет, а машин встречается крайне мало.

Мы, например, на участке Оползневое – Байдарские ворота за 1,5 часа пути не встретили ни одной машины. 1,5 часа мы ехали не потому, что дорога убитая, а расстояние большое.

Нет, мы постоянно останавливались в немом восторге от открывающихся пейзажей.

На мой субъективный взгляд, это шоссе может вполне претендовать на вхождение в топ самых красивых дорог мира.

Крым: январь и розы

И вот этот немой восторг моих спутников сыграл мне на руку. Под шумок ахов и охов я как бы невзначай завела разговор, что рядом есть ещё более красивые виды, просто рукой подать, пару км прогулки по лесу и можно пить кофе с вершины горы Куш-кая…Кофе с печеньками был последним аргументом и наивные добрые люди сами, добровольно объявили, что им срочно надо попасть на вершину Куш-кая (Птичья гора)….итак, жребий был брошен…если коротко, то только красота крымской природы спасла меня от жестокой казни)

Мы высадились у входной группы БСТ на Ласпинском перевале.

Поначалу тропа действительно напоминает легкую прогулку по пробуждающемуся от зимнего сна лесу, но затем она переходит практически в вертикальную полосу препятствий.

Даже у меня иногда пропадали силы и энтузиазм.

Но моим спутникам всё было нипочём, они очень хотели догнать меня и, наверное, жестоко расправиться за обман.

Так мы и мчались вверх почти по вертикальному склону. Страх и злость воистину творят чудеса.

И вот мы друженько так выскочили из леса на вершину Куш-кая (664 метра) и замерли от восторга. Все трудности подъёма были забыты. Нигде в Крыму море так близко не подходит к отвесным скалам.

Крым: январь и розы

Мы попили кофе, доели печеньки и ещё прошлись по тропе несколько км. Но спускаться в Балаклаву не стали, неизвестно, как потом мы будем добираться к своей машине. Поэтому прежним путём вернулись на Ласпинский перевал. И это тоже тяжкий труд.

Теперь я горю желанием полноценно пройти весь маршрут.

Крым: январь и розы

А дальше уже на машине мы отправились провожать закат в Балаклаву.

Вот почему-то это название у меня ассоциируется с восточными сладостями, хотя никаких таких специалитетов здесь не производят. Зато есть очень красивая бухта, прекрасная набережная, рыба, рыбаки и КОТЫ.

Крым: январь и розы

И не просто коты, а коты-рыбаки, невозмутимо сидящие у кромки воды в ожидании рыбки, пока умиляющиеся туристы фоткают их со всех ракурсов.

Балаклава очень древняя, о ней в своей «Одиссее» упоминает Гомер.

Представьте, сколько всего здесь можно откопать, чем периодически и занимаются археологи. Есть тут целая плеяда военных музеев, место ознаменовано сражениями во многих войнах.

Крым: январь и розы

Но у нас не было задачи так близко знакомиться с этим пригородом Севастополя.

Хотелось просто погулять, подышать морским воздухом, поесть рыбки (не одним же котам такая радость полагается) и встретить закат у входа в Балаклавскую бухту.

Крым: январь и розы

Я слышала много хвалебных отзывов о здешних закатах и это чистая правда, невероятно живописное зрелище.

Не понравилось только поедание рыбы, но о крымском сервисе и качестве питания не хочется лишний раз говорить.

Крым: январь и розы

А дальше был последний день крымских выходных, мы лениво провели его в осмотре Демерджи, одним глазом глянули на развалины средневековой крепости Фуна.

Но после марш-броска по горам организм был пресыщен впечатлениями и хотел отдыхать дома, куда мы и направились. Эх, если бы мы знали, какая холодная зима ждёт нас дальше, и какая холодная весна наступит после этой зимы.

Мы бы однозначно остались бы подольше погреться под тёплым крымским солнышком.