Турист Лариса Сахарова (Larisa_Sakharova)
Лариса Сахарова
была 16 ноября 2021 21:25

Тутаев — Россия Январь 2021

Тутаев, древний город Романово-Борисоглебск, ведёт свою историю с первой трети 13 века. Город расположен в уникальном природном ландшафте. Писатель Иван Аксаков писал об этих местах: «Берега Романово-Борисоглебска так круты и живописны, что я не знаю им подобных».

Древний город с двумя именами

В его судьбе причудливо переплелись имена богатейших людей своего времени — Строгановых, Демидовых… Здесь есть мост, носящий сразу три имени — Флягинский, Леонтьевский, Итальянский, а дом с полукруглым фасадом, что стоит близ этого моста, на высоком холме, был построен по проекту великого Карло Росси. Здесь, кстати, в скором времени будет музей романовского купца.

Здесь сохранились оборонительные валы раннего средневековья, ограничивающие детинец. Здесь в Крестовоздвиженском храме радуют фрески письма Гурия Никитина, великого изографа 17 века и деньги на эти росписи давал сам государь Алексей Михайлович! А в другом храме, Покровском, есть удивительная икона Прибавления ума, написанная… на холсте, в западно-европейских традициях.

Эти берега вдохновляли на создание прекрасных полотен Бориса Кустодиева, и можно пройтись по тем же самым местам, что помнят художника.

Древний город с двумя именами

А ещё здесь находится самая широкая улица в мире! Да-да, Волжская набережная в Тутаеве включает в себя…всю Волгу, с одной стороны реки стоят дома с четными номерами, с другой — с нечетными. Вот такая улица — и не пройти по ней, только вплавь).

Здесь радует глаз целая россыпь чудесных деревянных домиков и купеческих особняков, и гулять, кажется можно бесконечно. Древний Романово-Борисоглебск богат на музеи. Здесь есть «Музей ожившей истории» (г. Тутаев, ул. 2-Я Овражная, д. 29.), где гостям расскажут, зачем знаменитым купцам Строгановым потребовался соляной амбар в центре города и чем так провинился мал-городок перед великим Иваном Грозным, что тот отдал его исконно русские земли татарским родам Сабанеевых и Юсуповых.

Очень интересен и другой местный музей, посвященный колокололитейному искусству (+7 902 334-60-95 г. Тутаев, ул. Осипенко, д. 4 Б, музей работает по предварительной записи). К слову, именно в Романово-Борисоглебске возрождено старинное колокололитейное производство, и сейчас мастерские Николая Шувалова льют колокола для всей России. Обширная музейная экспозиция знакомит гостей с историей колокола в странах Востока, Западной Европы, византийским билом, колоколами Древней Руси, здесь представлены фотографии знаменитых колоколов России. Создатель музея Александр Владимирович Михайлов — удивительный рассказчик, человек влюбленный в колокола. Он не только расскажет о знаменитых на всю Россию колокололитейных заводах, но и продемонстрирует, как звучат колокола разных «специальностей» — дверные, корабельные, коридорные, железнодорожные и пожарные. Завершается экскурсия небольшим мастер-классом.

Древний город с двумя именами

Кстати, отливали в мастерских Николая Шувалова и знаменитый памятник Афоне и штукатуру Коле (кто из нас не помнит комедию «Афоня»?). А установлен этот памятник в Ярославле, где и снимался этот фильм.

Полюбился этот городок и современным художникам. Столичные мастера палитры Ольга Мотовилова-Комова и Илья Комов — известные художники. Ольга Мотовилова-Комова превратила забор вокруг собственного дома в невероятно-привлекательный арт-объект. Теперь к этому забору даже экскурсии водят.

Древний город с двумя именами

… И пусть каждый из жителей зовёт этот уютный старинный волжский городок по-своему — кто Романово-Борисоглебском, а кто и Тутаевом, он чудесен. Летом по городку можно лихо прокатиться на велосипедах (транспорт и все снаряжение вам предоставят), в любое другое время — заказать интересную подробную экскурсию.

Программу вашего пребывания в Тутаеве, в зависимости от ваших интересов, вам помогут составить в туристско-информационном центре — «Центр культуры и туризма «Романово-Борисоглебск» (Адрес: 152300 г. Тутаев Ярославской области, ул. Луначарского, д. 40а e-mail: ctrombor@mail.ru

Организация экскурсий +7(48533) 2-21-12 (Пн-Пт с 8.00 — 17.00), Велоэкскурсии:8-910-666-56-58

Вкусно и недорого перекусить можно в кафе «Горница» (Тутаев, ул. Казанская, д. 24, Тел.: 8(48533) 7-85-97, 8-905-632-20-92)