Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 11:09

Пореч — Хорватия Июнь 2017

Цикл материалов "БАЛКАНСКИЙ ВОЯЖ"

1. Балканский вояж. Ч.1. Ровинь. В изящном баллонэ над Адриатикой
  2. Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч
  3. Балканский вояж. Ч.3. Хмурая Пула
  4. Балканский вояж. Ч. 4. 50 оттенков бирюзы в Истрийской мозаике
  5. Балканский вояж. Ч. 5. Автопробегом по Словении
  6. «Балканский вояж. Ч. 6. Об отдыхе на Будванской Ривьере и отеле «SENTIDO HOTEL TARA 4*»
  7. «Балканский вояж. Ч.7. Путь к сердцу старой Черногории»
  8. Лесной парк «Златни Рт»
  9. Национальный парк «Плитвицкие озера»
  10. Ровинь. Штрихи к городскому портрету
  11. «Балканский вояж. Ч. 8. Север Монтенегро: здесь не хватает слов, здесь можно лишь молчать и наслаждаться…»
  12. «Балканский вояж. Ч. 9. Север Монтенегро: здесь не хватает слов, здесь должно лишь молчать и наслаждаться…». Окончание
  13. Окутанный венецианским флёром Котор
  14. Под сенью пальм. Херцег-Нови
  15. «Балканский вояж. Ч. 10. Россыпь средневековых городков «принцессы Адриатики»

Начало здесь: Балканский вояж. Ч.1. Ровинь. В изящном баллонэ над Адриатикой

В предыдущем рассказе упоминала, что каждый раз выезжая из Ровиня едва ли не роняла слезу, словно прощаясь навсегда. Возможно, на первый план выступает субъективное мнение, но для меня ни одному из посещенных на полуострове Истрия городов не удалось конкурировать с Ровинем.

Ориентируясь на небольшое расстояние между Ровинем и соседним Поречем, первую самостоятельную поездку запланировала именно туда. С Поречем организовано автобусное сообщение и ежедневно, начиная с 6.30 часов утра, с автовокзала Ровиня отправляются междугородние рейсовые автобусы компании «Аррива».

На автобусе расстояние между городами преодолевается за 45 минут (обратный билет Пореч-Ровинь стоил 36 кун (примерно 5 евро), но мне повезло оказаться в Порече гораздо быстрее. Обговаривая вопросы приобретения организованной экскурсии на Плитвицы с представителем местной туриндустрии, на вопрос о самостоятельных планах поделилась идеей поехать в Пореч и не стала отказываться от последовавшего от Влада предложения отвезти в город на авто. По ровной без серпантинов дороге 46 км между городами мы преодолели в рекордные 25 минут.

Оказавшись в Порече, первым делом заглянула на колодвор (автовокзал по-хорватски), чтобы проверить расписание автобусов «Пореч-Ровинь». Во второй половине дня всего три рейса, что доставят в Ровинь (в 15.00, 19.20 и 21.30), но покупать обратный билет сразу не стала, не представляя масштабов города и не предполагая, сколько времени затрачу на прогулку.

История Пореча уходит к I веку до н. э., когда иллирийцы возвели на месте города порт. В начале нашей эры, во времена правления Октавиана Августа, Парентим (латинское название Пореча) стал городом.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Город многократно подвергался разорению со стороны турок и генуэзцев. Особенно сильно численность населения сократилась из-за эпидемии чумы в XVII веке, упав до небывало низкого уровня. Практически опустошенные территории колонизировала Венеция, а на смену более чем четырехвековому её господству пришла Австрия, лишь на 8 лет уступившая власть Наполеону Бонапарту. После первой мировой войны полуостров Истрия перешел под контроль Италии, а после второй мировой войны стал частью Хорватии, вошедшей в состав Югославии. Вот в таком крутом историческом замесе довелось побывать хорватскому Поречу.

Город построен в классическом римском стиле с двумя главными улицами: кардо (улица, идущая с севера на юг) и декуманус (улица, ориентированная с востока на запад), пересекающими друг друга и образующими крест. Их древние наименования — Decamanus (Декуманус) и Cardo Maximus (Кардо Максимус) — сохранились до сих пор.

Чем заинтересовал Пореч меня? Ответ прост — в городе находится древняя раннехристианская Евфразиева базилика, внесенная ЮНЕСКО в список мирового наследия. Но прибыв в город, не побежала опрометью искать базилику. Было интересно прогуляться не спеша и посмотреть, чем ещё может Пореч удивить.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Каюсь, мысленно сравнивала Пореч с Ровинем. Да и не я одна такая. Что ни отзыв на туристических ресурсах по отдыху в Истрии — то сравнение этих двух городов. Оба города возникли на небольших полуостровах-мысах, выступающих в море. Только полуостров, где расположился Старый Ровинь, представляет собой холм, а его исторический центр имеет ярко выраженную доминанту — церковь Святой Евфимии на вершине холма. Полуостров же, где расположился Пореч, ровный, как доска, а главное сокровище города, Евфразиева базилика, скрыта от посторонних глаз и неприметна.

Для меня это абсолютно два разных города. Разных во всем: в колористике, в историческом возрасте находящихся там достопримечательностей, в атмосфере в целом, наконец. Объединяет их (ИМХО) одно — элементы романского и веницианского наследия.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Скорее, сравнение невольно возникает по причине выбора наилучшего места для пляжного отдыха: либо поближе к Ровиню, либо поближе к Поречу. Я легко определилась с выбором, но мнение навязывать не буду. Смотрите фото, делайте выводы, и выбирайте тот город, который ближе по духу вам.

От автовокзала интуитивно потянулась к широкому променаду вдоль марины города. Перед тем, как нырнуть в лоно узких улочек, решила пройтись по главной набережной города — набережной Маршала Тито, что приводит к юго-западной оконечности старого города, от начала и до конца.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Не скажу, что променад отличает запоминающаяся эстетика. Разве что в числе прочих выделяется фотогеничное здание Городского дворца (Ратуша), построенное во время Австро-Венгерского правления в 1910 году по проекту итальянского архитектора Ардуино Берлама. И пушистые пальмы, высаженные по бокам, лишь подчеркивают его привлекательность. В очередной раз стоит признать, что там, где приложили руку итальянцы, эффектность обеспечена.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

В центре набережной пришвартованы кораблики, что бегают до острова Святого Николая (otok Sv. Nikola).

Расположенный достаточно близко от Пореча, остров просматривается с набережной.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Продолжая прогулку по набережной, заметила, что привычных для приморских городов плавсредств в марине Пореча немного, но одно из них определенно сразило внешним видом. Красавчик-паром Prince of Venice (Принц Венеции), доставляющий всех желающих в город романтичных грёз, весьма необычен в конструктивном плане. Мореходных институтов не оканчивала и с трудом отличу корму корабля от носа. У этого же чуда кораблестроения обнаружилось помимо перечисленных атрибутов две «ноги», что твёрдо упирались о морскую гладь.

Паром расположился у стен отеля «Grand Hotel Palazzo», что когда-то был первой туристической гостиницей, построенной в Порече ещё в эпоху расцвета Австро-Венгерской Империи. Сейчас фешенебельный отель выступает своего рода достопримечательностью города.

Поглазев на затейливый паром и отель, дошла до конечной точки променада и, свернув направо, углубилась в однотипные улочки Пореча. Остановиться заставили огромные каменюки, возникшие на пути из ниоткуда. Ну конечно, сама того не понимая, неожиданно быстро дошла до типично романской квадратной площади Марафор (Marafor), где раньше находился римский Форум.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Когда-то на этом месте стояли два римских храма — храм Марса и храм Нептуна, а неподалёку от них здание, где раньше проводились главные политические события города. Сейчас я бродила между древних фундаментов, останков колонн, беспорядочно разбросанных камней и думала о вечном…

От древних храмов остались лишь руины, но их контуры хорошо просматриваются. Не скажу, что размеры храмов были колоссальными, но в былые времена сооружения наверняка имели важное стратегическое значение. Недаром их возвели практически у самой воды. Скорее всего, их функционал сводился к чему-то похожему на фортификационные укрепления.

Недалеко от площади Марафор, в начале главной улицы города Декуманус, повстречался Романский дом, выбивающийся из общего облика близрасположенных строений. Романский дом возвели в XIII веке, но сохранился он неплохо. Дом лишен каких-либо украшений, но, тем не менее, внимание привлекает: мощные стены, сложенные из каменных блоков, несколько окон, деревянный балкон на верхнем этаже и внешняя лестница необычны в контексте окружающего архитектурного пространства. Вот только фото дома не удавалось никак, с какой стороны ни пыталась подобраться: солнечные лучи, падая на крышу под углом, отражались от поверхности, и кадры получались засвеченными.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Если в обожаемом Ровине царство собак, в Порече есть улица кошек — Сat street. О ней узнала от Влада, и двигалась по отмеченным им на карте Пореча ориентирам. Несмотря на то, что город крошечный, забрела не туда. Не стала утруждать себя поиском табличек с названием улиц, чтобы отыскать нужную. Проще было поинтересоваться у местных жителей. К тому же, название Сat street не официальное, импровизированное, возникшее от того, что местный любитель кошачьих соорудил нечто вроде приюта, где могут находиться бездомные кошки. Там их подкармливают, там они могут обрести на время кров. Хотите внести посильную лепту на содержание животных, опустите деньги в специальный ящик, размещенный на заборе.

Многообразия кошек на месте не заметила. Почивающая парочка кошачьих мирно соседствовала со спящим пёсиком. Удивил любительски изображённый портрет Одри Хёпберн за решеткой вольера. Видимо, для эстетики.

Кроме приютских в Порече обнаружились и не менее симпатичные рукотворные котики.

Напомню, что основной целью визита в Пореч была Евфразиева базилика, к ней и направилась по улице Декуманус. Улица Декуманус «цветёт» от обилия дворцов со следами венецианского флёра.

Выделю красивый дом с готическими элементами, где на фасаде виднеется дата постройки — 1473 год. Надпись нанесена рядом с гербом семьи Лион. Здание украшают два ряда окон, оформленных в стиле цветочной готики, располагающихся параллельно на двух этажах в чередующемся порядке: бифора — трифора — бифора.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Улица Декуманус заточена под туриста: здесь много мелких магазинов и коноб.

Впадая в восторг от эстетического совершенства венецианских масок, не могла обойти стороной магазинчик, предлагающий соответствующий ассортимент. Настоящих венецианских масок здесь, конечно же, нет, в ассортименте товар для массового туриста, но в качестве симпатичного сувенира можно что-нибудь отыскать.

Где-то посредине улицу Декуманус пересекает Кардо Максимус. В месте их пересечения нечеткий прямоугольник площади Матиша Губеца. В обычном понимании «площадь» сложно назвать площадью, скорее, это полусквер с невысокими домами по периметру и летними кафе под кронами деревьев. Это место весьма популярно у туристов, а здешние кафе заполнены под завязку.

Свернув с Декуманус налево, по небольшой улочке Святого Элеутерия (Sv. Eleuterija) вышла к Евфразиевой базилике, названной в честь руководившего строительством епископа Евфразия. Всемирно известный ныне храм был возведен в середине VI века на фундаменте более старой базилики. На протяжении многих лет Евфразиева базилика находилась в полуразрушенном состоянии и даже была под угрозой сноса, но в XVIII веке её восстановили. Самое ценное достояние базилики — сохранившиеся мозаики, представляющие собой выдающийся образец византийского искусства. Кроме базилики в архитектурный комплекс входят: сакристия, баптистерий, епископская резиденция и колокольня.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Войдя в базилику, увидела мозаики издалека. Хотелось пройти вглубь храма и рассмотреть их поближе, но в тот момент проходила служба в честь таинства крестин симпатичной хорватской девчушки лет четырех. Залюбовавшись ангельским личиком умилительной кудряшки в белоснежно-воздушном платье и её счастливыми родителями, решила вернуться в базилику по окончании мероприятия.

Бесцельно бродила по улице Декуманус, периодически сворачивая в узкие проулки,

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

пока не вышла на просторную площадь Свободы (Trg Slobode).

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Доминанта площади — церковь Богоматери царицы Ангелов XVIII века. Внутрь не зашла, храм был закрыт.

Среди старинных зданий на площади разместилась парочка непонятных памятников. По центру — монумент, напоминающий ворота, чуть поодаль — фонтанчик с фигурой то ли девочки, то ли видения, склонившей голову и обхватившей колени руками. Нет, никак мне не понять современное искусство…

Свернув налево, по улочке Николо Тесла догуляла до набережной с северо-восточной стороны.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Здесь как-то простенько всё, без цепляющих взгляд элементов. Слева сохранился небольшой участок крепостной стены и Северная башня, но внутри ничего заслуживающего внимания нет.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Дальше просматривается архитектурный комплекс, где расположена Евфразиева базилика. Но доступ со стороны набережной на территорию закрыт, здесь надежная защита в виде мощной стены.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Скоротав гуляя по городу чуть более получаса, решила повторить попытку и вернулась в базилику. Служба подошла к концу, и гости мероприятия расходились, я же воспользовалась возможностью рассмотреть великолепный балдахин, подойти к аркам между капителями и поближе рассмотреть мозаики. Насколько же ювелирно выполнены мозаики! На изумрудном их фоне множество изображений Иисуса Христа и покровителей Пореча, Девы Марии, епископа Евфразия, портретные изображения двенадцати мучениц, ангелов, сцены из Благовещения и Посещения.

Некоторые фигуры изображены стоящими на цветочном лугу, Мария с младенцем Христом восседают на небесном троне. В числе прочих изображение Святого Мавра, одного из покровителей Пореча.

Первая часовня, возведенная в IV веке на месте современной базилики, была посвящена именно ему. До наших дней сохранились фрагменты напольной мозаики из этого храма.

Евфразиева базилика трёхнефная. Два боковых нефа отделены от центрального колоннадами из XVIII греческих колонн, на каждой из которых изображена монограмма Святого Евфразия, своды украшены фресками.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

В капелле рядом с сакристией хранятся мощи святых, в том числе святого Мавра. Атриум базилики заполнен колоннами из греческого мрамора с византийскими растительными капителями. Здесь также много артефактов романского и византийского наследия (фрагменты капителей, плит, колонн).

К сожалению, в воскресный день другие помещения комплекса были недоступны для посещения. А то, что можно было подняться на колокольню базилики, несмотря на подготовку к поездке, совершенно выпустила из виду. Однако, не уверена, что подняться на колокольню можно было в выходной день.

Наверное, нужно было сходить в Порече куда-нибудь ещё, но по ощущениям города было достаточно. К тому же культурный план-максимум был освоен и с лёгким чувством я разместилась в крошечной конобе на улице Декуманус.

Отобедав кальмарами в кляре, раздумывала, а не пойти ли в Краеведческий музей, но стало откровенно лень. Всё, что хотела, уже посмотрела, почти в каждый уголок города заглянула. Однако, бокал мальвазии всё же раззадорил аппетит:) Не собиралась на шопинг, а тут ноги сами пошагали в сторону магазинов. Цены не анализировала, покупала, что приглянулось. И неплохой шопинг получился, надо признать. Названия магазинов не запоминала, по направлению к набережной Маршала Тито их много. Уверена, отыщете для себя привлекательный.

К слову, в Порече есть Краеведческий музей, Музей церковного искусства и Аквариум. Если путешествуете с детками, думаю, им будет интересно.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

К автовокзалу возвращалась по уже знакомой набережной Маршала Тито.

Вышла к ней со стороны Народной площади (Narodni Trg), где в центре пламенеет Городской театр, построенный в 1885 году в неоклассическом стиле. Оригинальное здание, облицованное камнем, увенчано скульптурной композицией.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Слева от театра расположена ещё одна из трёх сохранившихся сторожевых башен Пореча — Южная (Круглая) башня, окантованная у подножия зарослями лаванды.

Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч

Каких-то особенных, восторженных слов для Пореча у меня не нашлось, но вместе с тем прогулка оказалась во всех отношениях приятной и необременительной. Пяти часов для знакомства с городом оказалось достаточно.

Пожалуй, главный козырь Пореча — глубокая древность и уникальность его исторических памятников. И, конечно же, Евфразиева базилика, что обязательна к посещению. Сохранившиеся в базилике мозаики без преувеличения можно назвать шедевром византийского мастерства.

Цикл материалов "БАЛКАНСКИЙ ВОЯЖ"

1. Балканский вояж. Ч.1. Ровинь. В изящном баллонэ над Адриатикой
  2. Балканский вояж. Ч.2. Солнечный Пореч
  3. Балканский вояж. Ч.3. Хмурая Пула
  4. Балканский вояж. Ч. 4. 50 оттенков бирюзы в Истрийской мозаике
  5. Балканский вояж. Ч. 5. Автопробегом по Словении
  7. «Балканский вояж. Ч.7. Путь к сердцу старой Черногории»
  8. Лесной парк «Златни Рт»
  9. Национальный парк «Плитвицкие озера»