Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 18:00

Марса-Алам — Египет Апрель 2021

Когда мы намечаем отдохнуть недельку-другую на Красном море, какие прежде всего места предлагают нам туркомпании? Конечно, те, которые больше всего «на слуху» — Шарм-эль-Шейх или Хургада! Ну, любители дайвинга вспомнят еще хорошее местечко Дахаб с его знаменитым Blue Hall. А ведь недавно на теплом египетском побережье появилось и еще одно местечко — Марса-эль-Алам. Оно находится примерно в 270 километрах южнее Хургады и, по сравнению с перечисленными выше курортами, менее известно и только-только начинает свою раскрутку.

В основном его клиентами были туристы из западно-европейских стран, но в последний год из-за Пандемии Ковида их там практически нет и многие курорты стоят полупустыми. В 2020 году сразу несколько туристических операторов из Украины запустили чартерные рейсы в Марса-Алам, что явилось несомненным открытием для туристов, которые уже бывали в Египте не раз и хотят чего-то совершенно нового.

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

Главным плюсом этого места все считают почти нетронутую цивилизацией морскую флору и фауну. Там пока еще хорошо сохранен девственный коралловый мир, а вместе с ним и обитающий в нем — рыбный. Кроме того, там можно увидеть не только много экзотических видов рыб, но и такие редкие виды морских обитателей как черепахи, дюгони, дельфины и молотоголовые акулы.

Наша мартовская поездка в Хургаду, во время которой из-за прохладных ветров и такого же неуютного моря, мы практически не купались, была в плане пляжного отдыха не очень удачной. Зато такая погода была приятной для любителей египетского шопинга и познавательной экскурсии в Луксор. Без этого места познание Египта не считается полным…

Продолжающаяся изоляция от внешнего мира и холодная весна вызвали желание куда-то снова полететь в теплые края. Но в какое место? Оставался опять Египет и наш выбор пал на новое и пока не раскрученное в нем для наших туристов место — Марса-эль-Алам. Посмотрев предложения турфирм, немного опечалились — отелей в тех местах немного и некоторые отстоят от аэропорта на десятки километров. А самые дальние — типа Fantasia Resort Marsa Alam, 5* и Shams Alam Beach Resort — аж на целую сотню…

Карта основных отелей в окрестностях Марса-Алам

Посоветовавшись с TripAdviser, остановили свой выбор на отельном комплексе Brayka Bay Reef Resort 5*, который находится на одном заливе в паре с Royal Brayka Beach Resort, 5*. Он был открыт в 2004 году и предлагает гостям максимум комфорта и высокое качество обслуживания. От аэропорта этот резорт находится примерно в 50 километрах, но по хорошей дороге этот путь не кажется длинным.

У этих двух отелей один хозяин — египтянин и имеется общая пляжная и довольно просторная территория с хорошо развитой инфраструктурой в виде бассейнов, спортивных и детских площадок. Только рестораны разные — каждый турист ходит, благодаря своей ленточке на руке, в эти заведения на своей территории. Наверно, можно было пойти и к соседям, но как-то так и не попросили у них даже стаканчик воды. А вообще, как потом оказалось, везде еда — обычная для отелей Египта 5*. В ресторанах — самообслуживание и свободно напитки от чая, кофе, колы до виски с текилой.

Два отельных комплекса Brayka. Royal Brayka - справа с голубым бассейном. Из интернета

Если следовать от нашего отеля дальше на Юг, то следующим населенным пунктом будет городок Марса-эль-Алам, а за ним еще парочка-другая отельчиков, среди которых наиболее раскрученными считаются Fantazia Resort Marsa Alam 5* и Shams Alam Beach Resort. Последний находится от аэропорта уже в 125 км. Если ехать еще южнее, то можно заглянуть на такие пляжные места как Sharm el Luli и Hankorab Beach. А за ними вскоре будет и граница с Суданом…

Комплекс отелей Brayka

Итак, наш Royal Brayka Beach Resort, 5* и его собрат Brayka Bay Reef Resort 5*, вполне соответствовали своим заявленным параметрам — расположению и пляжной инфраструктуре. Интернет пообещал на середину апреля хорошую теплую погоду с температурой выше 25 градусов и теплую воду в море, а компания JoinUp — хорошую цену на 8 дней с перелетом и All Inclusive ($499/чел). Поэтому, как говорят в Одессе — Почему бы и Нет?

Четыре часа полета большим Боингом авиалинии SkyUp и мы, вылетев из Киева в три часа ночи, приземлились рано утром в небольшом аэропорту Марса-Алам. В отличие от таковых в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе — он частный, что в мире встречается не так уж и часто. Аэропорт работает с 2001 года и его владельцем является гражданин Кувейта M. A. Kharafi, получивший на это дело концессию на сорок лет. Вскоре после завершения строительства аэропорта, первой открыла сюда регулярные рейсы авиакомпания Egypt Air. Параллельно началось строительство новых отельных комплексов и сюда запустились десятки европейских авиалиний, в том числе и с Украины. Увы! Ковид резко затормозил в прошлом году весь этот процесс и сегодня многие отели стоят либо полупустые, либо законсервированы. Вдоль единственной дороги, идущей неподалеку от морского побережья, видны громадные по своим площадям недострои…

Заселившись в отель, прогулялись по его большой территории, расположившейся эдакой подковой вдоль большого морского залива.

Территория отеля

До пандемии здесь в основном превалировали европейцы: поляки, немцы, чехи, голландцы. Однако сейчас их стало намного меньше чем было раньше и повсюду слышна только русская и украинская речи. На дайвинге мне встречались поляки и голландцы…

Выйдя за пределы рецепции, мы сразу попадаем в бескрайнюю пустыню. Никаких улиц с магазинами, базарами и прочей торговлей, как в Хургаде или Шарме, там нет. Одна пустыня. По бокам с обеих сторон отелей та же самая картина, но уже с морем и тянущимися вдаль бесконечными линиями пустынных берегов. Отель — как некий остров жизни между пустыней и морем. Единственно, что связывает эти островки жизни — хорошая шоссейная дорога…

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте
Выйдя за пределы отеля, мы видим только пустынный берег

Поэтому, увидев это, никого и не тянет куда-то прогуляться и сделать шоппинг. Здесь это невозможно. Правда, в самих этих двух отелях есть такие небольшие торговые пространства. И от скуки там можно немного побродить. Но большинство приезжает сюда за морем, теплым и комфортным купанием. Для детей есть очень удобные и защищенные от ветров бассейны. К тому же — с подогреваемой водой. Поэтому наши дети там играли и плескались до изнеможения. Для взрослых устраивались свои анимации — разного рода упражнения по аэробике, помогающие исправить недостатки фигур после All Inclusive.

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

На пляже между отелями стоят две волейбольные площадки, на которых мы собирались на пару часиков перед ужином. На одну площадку игроков хватало, а вот на две — нет…

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

Зато на берегу можно было арендовать и вот такие местечки на ужин. Хороший Си-фуд с великолепным Vino Blanka — что еще надо для счастья с любимой женщиной или хорошими друзьями?

Вот так неспеша, мы проходим вдоль всей пляжной линии морского залива, вокруг которого расположились два наших отеля под брендом Brayka. Вдоль всех дорожек протянулись цветущие кусты бугенвиллей и цветов мальвы.

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

Дорожка проходит мимо длинной линии трехэтажных отельных номеров, большого современного здания Дайв-центра и заканчивается у двухэтажного особняка, за которым начинается пустынный берег Красного моря. Все! Цивилизация закончилась…

О! А вот рядом с этим домом на крутом берегу и знаменитая скамейка, о которой, хоть на ней и не сидит «красывый дэвущька», стоит написать! Она символизирует память о владельце этих земель, на которых раскинулись наши два прекрасных отеля — Mr. Azmy Ycussef Morcos. Сам он, вот уже как год, отошел в «Мир иной» и там вдали виден его дом, в котором продолжает жить его семья. Никаких высоких заборов, как у многих из наших, вдруг выскочивших «на поверхность». Здесь все, по-европейски, на виду…

Городок Марса-эль-Алам

На второй вечер решили, арендовав для семи человек минибус, съездить самостоятельно в городок Марса-эль-Алам — до него километров 15–17. Запрошенные $50 оплатили на рецепции. К городку ведет хорошая двухполосная дорога в каждом из направлений. Между полосами метров 10–15 разрыв — как в Америке, когда едешь по пустынным районам из Лас-Вегаса. Слева промелькнула парочка заброшенных отельных строек на берегу и воинская часть. Замедлив скорость, проехали полицейский пост с хорошо вооруженными часовыми. Быстро его не проскочишь — волнообразные валики на дороге и большие железные бочки, которые надо S-образно объезжать, не дадут возможности быстро его проскочить.

По дороге в Марса-Алам слева - недострой какого-то отельного комплекса

По дороге в Марса-Алам слева - "недострой" какого-то отельного комплекса

Под названием город Марса-Алам на самом деле есть два таких места — старый город с его бедными одноэтажными домами и современный, в котором всего две-три улицы. Первый находится на берегу Красного моря и считается рыбацким поселком, а новый построен итальянскими дизайнерами и мастерами и его дома выглядят очень привлекательно. Ну, прямо кажется, что ты попал куда-то на Средиземноморье.

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

В самом городке живут работники так называемой Gold Mine — компании, занимающейся разработкой золотых рудников. В здешних пустынях когда-то еще давным-давно нашли залежи золота и вот уже много лет ведется их разработка. Так что сам город появился благодаря золоту: до появления компании побережье было пустынным. Но теперь около трех тысяч «золотоискателей» живут в Марса-Алам.

Собственно туристической сферы в самом городке почти и нет. Да и смотреть-то особо нечего. Простые и небольшие магазинчики на первых этажах не всегда украшали такие красивые дома. Местное население, в отличие от туристов, четко соблюдало карантинные условия и многие ходили в масках даже по улицам

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

Приехав в городок, водитель высадил нас возле какого-то магазина сувениров и, перепоручив нас его хозяину Ахмету, куда-то смылся. Видя, что мы особо не интересуемся его товарами, он, в свою очередь, передал нас своему сыну и тот прогулялся с нами по единственной торговой улице. Вернувшись, увидели, что нашего автобусика все еще нет. Солнце неумолимо катилось за горизонт и чувствовалось, что скоро наступит темнота. А что мы видели? Да пока — ничего! А хотелось бы съездить в рыбацкую деревушку, с которой и началась история этого места. Наконец, Ахмет кому-то позвонил и вскоре подъехала другая машина, водитель которой за $5 был согласен прокатить нас к старинной части этого поселения. Усевшись, поехали в сторону моря и чуть притормозили у главной достопримечательности городка — его мечети, красиво освещавшейся заходящими лучами солнца.

Городская мечеть в Марса-Алам вполне соответствует самому поселению — тихая и небольшая. Ее внешний вид достаточно традиционен и, как и все мечети мира, она ориентирована на священный город Мекку. Здание построено из песчаных кирпичей, увенчано куполом и украшено небольшими колоннами. Внутри нее, как и в любой мусульманской мечети, нет никаких изображений идолов или людей — это запрещено религией. Однако имеются украшения резьбой и цветной мозаикой.

Добыча золота и драгоценных камней в Марса-Алам

Выехав от мечети на шоссе, водитель развернулся и, поехав к рыбацкой деревушке, остановился у памятника золотоискателям. Как я уже упоминал выше, в этих местах еще в очень давние времена было найдено золото и его добыча не прекращалась ни на минуту.

Памятник золотодобытчикам Sukari Gold Mines

Самые первые упоминания о богатствах этих мест специалисты относят ко временам Древнего Египта. Окружающая прибрежная территория была богата месторождениями меди, свинца, золота, изумрудов и полудрагоценных камней. Считается, что в этом регионе находились первые изумрудные рудники в мире и он был единственным источником изумрудов для Римской империи.

В национальном парке Вади-эль-Гамаль, который находится к югу от Марса-Алам, можно посетить так называемые шахты Клеопатры, в которых добывались изумруды. Как известно, Клеопатра обожала украшения и больше всего она любила этот зеленый драгоценный камень. Она даже дарила изумруды с выгравированным на них ее портретом избранным послам, а также Юлию Цезарю.

Скорее всего, это был единственный район добычи изумрудов в Римской империи и эти рудники использовались вплоть до четырнадцатого века, но впоследствии пришли в упадок из-за импорта изумрудов из Индии.

Клеопатра дает шахтам свое имя. Картина Александра Кабанеля, ок. 1887 г.
"Клеопатра дает шахтам свое имя". Картина Александра Кабанеля, ок. 1887 г.

А что касается добычи золота в этом регионе, то до 1000 г. до н. э. более семидесяти золотых рудников составляли значительную часть легендарного богатства Древнего Египта. Кроме него, по оценкам историков, в Восточной египетской пустыне было около тридцати видов камня, драгоценных камней и железа. Некоторые из золотых приисков продолжали работать под британской администрацией и в начале двадцатого века, прежде чем в конечном итоге закрылись из-за высокой стоимости добычи. Однако в первом десятилетии 21-го века они были вновь открыты иностранными инвесторами, использующими новейшие горнодобывающие технологии. Эти рудники вместе с некоторыми мраморными и гранитными карьерами обеспечивают занятость для значительной части населения.

Чем еще было интересно это место в древние времена? Считается, что во время правления Птолемея II (281–246 до н. э.) была построена первая дорога, связавшая Марса Алам на Красном море с Эдфу — городом на берегу Нила. Основная цель дороги заключалась в том, чтобы доставлять изумруды и другие драгоценные камни и металлы из шахт у Красного моря в Нил для дальнейшей перевозки в Европу. В этих же целях Марса-Алам наряду с более северным городком Эль-Кусейр использовался и в качестве участка т.н. Шелкового пути, переправляя товары из Азии с побережья Красного Моря к Нилу…

Познакомившись с памятником, взяли курс на видневшуюся впереди полосу моря. О! А вот и старая деревня, послужившая основой этого городка. Одноэтажные невзрачные дома со своим нехитрым скарбом внутри. Их осталось всего несколько десятков. Судя по скромному транспорту, стоящему возле домов, их владельцы еще будут долго жить в этих местах. Чем занимаются жители этой деревни? Некоторые продолжают дело своих предков — зарабатывают на жизнь рыбной ловлей.

Другие, уйдя на работу в золотодобывающие компании, покидают это место и переселяются в более комфортабельные дома, которые мы видели в новой части города. Их старые родители, наверно, остаются доживать свой век у моря. А некоторые идут работать в отельные комплексы. Но там свои сложности — как правило, работать надо по 20 дней подряд не выезжая из отеля и только на 10 дней можно потом поехать домой. Поэтому мы не видели в обслуживающем персонале отелей ни одной женщины: их удел — дом и дети.

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

Проехав по старой и пустой, на первый взгляд, деревне, выехали к другой мечети. Она стояла на берегу моря и так и называлась: «Морская мечеть» — Sea Mosque. В наше позднее посещение этого места там не было ни души.

Еще одной достопримечательностью Марса-Алам можно считать район рыбного рынка Floka. Наверно, чтобы посмотреть на него и что-нибудь выбрать себе из улова, лучше приезжать утром. А пока мы видим только пустые зонтики, под которыми продают рыбу.

Марса-Алам — новая локация отдыха в Египте

Наиболее раскрученным местом является комплекс Floka Beach Cafe & Restaurants, в котором можно отведать разные деликатесы. Здесь же есть и парочка дайв-клубов Marsa Alam Divers и Reef Villa Samak Hotel & Diving Center. И все, как мне показалось, в эдаком полузапущенном состоянии. Но, может, это и есть настоящее лицо этого места?

Заключение

Чем же занять себя, кроме лежания на пляже, во время отдыха в Марса-Алам?

Для тех, кто еще не знаком с историей Египта — конечно, стоит поехать на экскурсию в Луксор и Асуан! С Марса-Алам туда ведет хорошая дорога. В первом месте будет знакомство с памятниками древнейшей истории Египта, а во втором — с одним из знаковых объектов советско-египетской дружбы — Асуанской плотиной. Кроме того, там же можно и познакомиться с древнейшими раритетами, вывезенными с затопленных разлившимися водами Нила, исторических мест. Тех, кто был в Хургаде не раз, вряд ли заинтересует более чем 250-километровая поездка туда.

Остаются морские впечатления — понырять к черепахам и дюгоням, поплавать с дельфинами и показать, поснорклив, подводный мир детям и внукам. Ну, и еще можно покататься на верблюдах, квадроциклах и встретиться с аборигенами этих мест — бедуинами. Лично мы доя себя выбрали дневной круиз к местечку Марса-Мубарак - там нам обещают встречу с черепахами и дюгонями.

А если у кого-то будет уж совсем лишнее время, то можно съездить на границу с Суданом — до него остается всего «каких-то» 250 километров. Говорят, что там кроме красивого моря, еще полно верблюдов, но не обитающих в дикой природе, а как «живого товара». Хорошая и нужная вещь! Ведь, как известно, в этих краях за несколько верблюдов можно прикупить и хорошую невесту…

Небольшие советы

1. Хоть все отели 5*, вроде бы и имеют Интернет, но лучше ещё в аэропорту купить местную Сим-карту. Там она дешевле чем у Гида. Например, в а/п 30 гб стоит $14, а у Гида: 15 гб - $20. Отельный WiFi хорош только на рецепции ...

2. Маску для снорклинга и дайвинга лучше иметь свою.