Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Тети, Боге — Албания Сентябрь 2018

Греция

Македония

Албания (начало)

Предыдущая часть (Дерми — Логара — Шкодер)

В горах дыхание осени, конечно же, сказывалось. Поэтому утром понедельника 24 сентября нам потребовались определённые усилия, дабы заставить себя выскочить из-под тёплых одеял. Как обычно, первым делом я осмотрелся на предмет того, куда нас накануне занесло. Виды, следует признать, оказались впечатляющими.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

В глаза бросилось, что Бога — это не сонное царство. В предчувствии туристического бума деревня довольно активно строится и развивается.

Село, к слову, христианское. С католической церквушкой и кладбищем при ней.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Байкеры, которые ночевали в палатках, уже практически свернули лагерь. Сидя в беседке, допивали утренний кофе.

Нам же снова пришлось употреблять холодные напитки. На этот раз — молоко, которое, наряду с яичницей, кукурузной кашей и вареньем из инжира, входило в «меню» полупансиона. Кстати, подавал на стол глава семьи. Он же поинтересовался нашими дальнейшими планами, после чего искренне усомнился в том, что мы сможем своим ходом добраться до Тети. Окончательный расчёт производили уже с хозяйкой пансиона, которая на прощание громогласным басом сказала нам: «Бай-бай». Это было очень смешно, поэтому её басовитое «бай-бай» тут же стало своеобразным слоганом нашего путешествия.

Выдвинулись в 8.15, но довольно быстро вынуждены были остановиться, ибо красота местных пейзажей начала накатывать на нас в геометрической прогрессии.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Как раз в районе Боги река резко меняет своё направление с западного на южное. Долина значительно расширяется.

Поэтому и создаётся ощущение, что мы оказались в оазисе, окаймлённом со всех сторон горными хребтами.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Это т.н. Албанские Альпы. Горы потрясающей красоты.

Ибо сложены они преимущественно из известняка, доломитов и сланцев, которые придают Албанским Альпам неповторимый пронзительно-белый оттенок.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Здесь немало двухтысячников. И большинство из них имеет удивительные формы.

Но вот сногсшибательным видом все эти пейзажи обязаны осени, которая уже изрядно покрыла «ржавчиной» буйную растительность на склонах гор.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Далее нам предстоял затяжной серпантинистый подъём. Но точку для следующей остановки я смог наметить заранее. Причём чисто визуально, поскольку именно там застопилась одинокая машина с небольшой группой туристов, которая незадолго до этого прошмыгнула мимо нас. Забавно, что сначала я смог локализовать эту смотровую площадку исключительно на слух, потому как в остальной части долины стояла мёртвая тишина.

Виды с бельведера, подъём на который оказался весьма натужным, уже смело можно было характеризовать как чумовые.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Здесь уже можно было уделить внимание не только общим панорамам, но и каждой из замысловатых горных вершин персонально.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Следующая наша остановка, к сожалению, стала конечной. Потому как именно там, на перевале Торе (Qafa e Thorës) (1685 м), закончился асфальт.

До Тети оставались те самые 12 километров грунтовки, сквозь которую повсеместно пробивалась пугающе острая горная порода. Конечно же, я сдался не сразу. Долго сомневался, поскольку первичный отрезок пути не казался непроходимым. К счастью (вероятно) вскорости «с той стороны» подъехал взмыленный немец на Volvo XC 90. Я решил с ним посоветоваться насчёт того, сможем ли мы беспрепятственно достичь намеченной цели. Осмотрев нашу машину на предмет свесов и клиренса, он выразил сомнения в небезопасности данного мероприятия. Отметив, при этом, что наиболее сложный участок дороги начинается далеко не сразу. После этого я окончательно решил, что на этот раз рисковать мы не будем.

Оставив машину на перевале, мы решили просто прогуляться пешком. Как минимум — найти точку, с которой можно будет увидеть ещё одну чумовую долину Албанских Альп — Шала. Ведь перевал Торе как раз и является тем водоразделом, который разграничивает долины Перрое-и-Тое и Шала.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Любопытно, что на перевале установлен монумент в память о неком человеке с явными венгерскими корнями. Как оказалось, Ференц Нопча — это весьма почитаемый в Албании персонаж. Потому как этот учёный-геолог и палеонтолог 1877 г.р. по сути стал первым в мире албанистом. Ещё более удивительным фактом является то, что Нопча всерьёз рассматривался австро-венгерским правительством на роль короля Албании. Произойти это могло в случае успешного восстания против османских властей. Ибо Ференц, помимо прочего, был ещё и шпионом. Его исследования в области культурологии и топографии использовались в рамках подготовки к войне с турками. А сам Нопча готовился возглавить партизанское движение.

Немного пройдя вперёд, я обнаружил, что машину можно было пристроить на паркинге возле кафе, которое занимает одну из господствующих над перевалом площадок. Хотя бы ради, несомненно, впечатляющих видов. Впрочем, как есть, так есть.

Идём дальше.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Пребывали мы в полном одиночестве не так уж и часто. Потому как движение на дороге оживилось.

Периодически мимо нас осторожно пробирались машины местных жителей, кстати, далеко не всегда это были внедорожники, а также транспорт с туристами.

Кстати, на этой ниве не прочь подзаработать даже полиция.

В связи с отмеченным трафиком становится очевидной ещё одна потенциальная опасность «шоссе» в Тети — это огромные сложности при разъезде со встречным транспортом.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Как-то комментировать отснятый в течение нашей двухчасовой прогулки материал бессмысленно. На все местные красоты нужно просто смотреть и наслаждаться увиденным.

Ещё можно восторгаться.

Даже вслух.

Обсценная лексика, выражающая восхищение, тоже будет уместна.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Преодолев порядка двух километров по местности с небольшим перепадом высот, где-то через час мы достигли бельведера Majet e Shales.

Его отличительная особенность — наличие сногсшибательной круговой панорамы.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

С этого бельведера долина Шала — как на ладони. В том числе и её визитная карточка — горный массив Проклетие со своими топовыми вершинами.

Возможно, мне показалось, но флора долины Шала заметно отличалась от долины Перрое-и-Тое.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Что тоже не может не вызывать интереса к более детальному изучению местности.

В нашем же случае получилась лишь шпионская вылазка.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Будь в запасе лишний день, можно было бы запросто идти пешком вплоть до Тети.

Заночевать там, а наутро вернуться в долину Перрое-и-Тое. Пусть даже на попутках.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Но у нас этого дня не было. Так что я сподобился лишь на то, чтобы спуститься вниз на пару ступенек-языков перевала, дабы в открывшееся «окно» увидеть-таки деревню Тети и открыть для себя новые ракурсы.

В то время как Маша осталась наверху, где за недолгое время моего отсутствия успела познакомиться с очередными москвичами, которые, как и мы, так и не смогли накануне вечером добраться до забронированного ночлега в Тети. Впрочем, их ситуация оказалась более обидной, ибо, как потом оказалось, они не отважились преодолеть до конечной точки каких-то жалких пару-тройку сотен метров.

Обратный путь был несколько сложнее, потому как по большей части приходилось двигаться в гору.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Впрочем, это никак не мешало мне охотиться за новыми фотосюжетами.

Признаюсь, что я впервые был настолько растерян из-за представившегося выбора, ибо их разнообразие казалось безмерным.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

Вернувшись на паркинг на перевале, я пребывал одновременно как в состоянии восторга, так и неполного удовлетворения.

Так что наш следующий визит в Албанию — это лишь вопрос времени.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

В обратный путь тронулись в начале первого. Но на стеклянной смотровой площадке задержались вновь.

Ибо солнце, наконец-то, окончательно высвободилось из облачного плена, и это потребовало обновить фотокадры с уже знакомыми видами.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 47

На этом наша албанская программа заканчивалась. Но прежде чем ехать на границу, я заскочил в Коплик, где мы не без труда отыскали небольшенький супермаркет, в котором, как ни странно, смогли купить знаменитый оригинальный албанский бренди «SkënderBeu». Дело в том, что практически весь его «тираж» уходит на экспорт. А в магазинах в самой Албании, особенно в туристических центрах, присутствует лишь некий эрзац. Правда, и цена на него раза в два-полтора ниже. Взяли лишь одну бутылку, потому как даже с ней нормы на ввоз алкоголя на родину оказывались превышенными.

Далее - Черногория

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия