Турист Елена Сенина (Senina1972)
Елена Сенина
была вчера 21:10

Астрахань — Россия Август 2020

Мысль о лотосах не давала мне покоя давно. А тут, как нарочно, подвернулась пандемия. Сам бог велел реализовать поездку в Астрахань. Начала изучать этот регион. Конечно, можно сказать, что я как всегда все усложняю, но районов в Астраханской области целых 11 штук. И все они разные. У меня на слуху до этого был только один — Ахтуба. Мы же выбрали Володарский район. Во-первых, он довольно близок к Каспийскому морю, на которое хотелось попасть., а во-вторых, там самые крупные лотосы. Однако, с теми лотосами не все так просто. Цветут они в период с начала июля до конца августа, но многое зависит от погоды, так что неверно выбрав время можно застать либо одни бутоны либо коробочки с семенами. Эти цветы были обнаружены в низовьях Волги в начале ХХ века, в 1912 году, когда сюда была отправлена экспедиция для изучения природных ресурсов дельты. Тогда это был маленький участок, занимающий не более четверти гектара. С целью сохранения редкого растения был создан биосферный заповедник. Уже к 1967 году площадь лотосовых полей достигала 67 гектаров. Позднее в связи с пуском Вожской ГЭС и снижением водного стока в период половодья произошло зарастание дельты водными растениями, среди которых был и лотос. В 70-м году эта площадь составила 200 га, в 84-м — 1500, в наши дни достигла 5000 га и продолжает расти. Каспийский лотос занесен в Красную книгу и охраняется государством. С того момента, как был обнаружен небольшой островок цветов, он сильно разросся, но ученые считают, что невозможно предсказать, какая площадь покроется розовыми цветками в то или иное лето. Не исключено, что он начнет так же быстро исчезать, как и появился, поэтому из Красной книги его удалять не собираются. Например, в 2017 году случился сброс холодной воды с Волжской ГЭС, и цветение лотоса восстановилось только в 2019. Такие дела.

Турбазы в Астраханской области преддлагают примерно один и тот же набор услуг, а именно: проживание в домиках разной степени комфорта, услуги егеря, включающие помощь в рыбалке, аренду плавсердства, очистку и засолку свежепойманной рыбы. Ну, а поскольку мы те еще рыбаки, то выбрали себе достаточно уединенную турбазу (на острове) с бассейном и вблизи Каспийского моря. Вот все говорят, что отдых на подобных турбазах невозможно дорог, гораздо лучше съездить дикарем. Не знаю, не знаю. Простой подсчет стоимости топлива, необходимого на обогрев, обслуживание лодок, еды и пр. пр. показывает, что это не так. Примерно те же деньги выходят. Да только живешь ты с комфортом, с теплым туалетом и ванной, егеря за тебя рыбу ловят, а ты только цветочки нюхай да по сторонам смотри)) Одним словом, проехав Волгоград и, конечно, отдав дань памяти мемориалу «Родина-мать зовет», в Астрахань мы прибыли в обусловленное место, где нас уже ожидал егерь на катере, домчавший до базы минут этак за 30. И это было первое знакомство с большой рекой, с дикими лебедями, цаплями, бакланами. Восторгу не было предела! На причале турбазы нас встречали как дорогих гостей — сцена была очень похожа на фрагмент из фильма «Формула любви», где Пельтцер произносит нетленное: «Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле. Же ву при, авек плезир. Господи прости, от страха все слова повыскакивали." Навстречу выскочили две ухоженные собаки, ставшие нам друзьями. Ощущения — как домой вернулись, настолько все хорошо и доброжелательно. Турбаза просто великолепная — новая, ухоженная, все продумано для мелочей, бассейн большой и чистый, с зонтиками (неоднократно воспользовались), большие беседки со всеми необходимыми причиндалами для приготовления шашлыка и прочих вкусностей, сам домик деревянный, с санузлом, телевизором и общей террасой. Немного отдохнув от дороги, на следующий день, после сытного обеда отправились на рыбалку с нашим егерем Павлом. Оказывается есть такое правило: кто тебя встречает в первый день, тот и сопровождает все оставшееся время. Павел сразу же расспросил о наших пожеланиях. Мы обозначили, что хотелось бы, конечно, половить рыбку, встретить рассвет на Каспии и увидеть лотосовые поля. Забегая вперед скажу, что программа была выполнена на 100%. Первая рыбалка запомнилась золотым закатом и первым самолично пойманным жерехом.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

А лебеди, лебеди-то были с птенцами! И когда мы как-то близко подплыли к одной паре, наблюдали картину как глава семейства отвлекал наше внимание в то время как самочка потихоньку уводила малышей в заросли. Другой мир, настоящий, такой мир я еще не видела. Следующее утро было ознаменовано поездкой на Каспий. Поскольку я уже знала, что солнце встает часов в 5, поднялись мы рано — около 3-х часов ночи, в 4 часа тихо, как заговорщики, уже сидели в лодке. Это был абсолютно булгаковский полет Маргариты в ночи — скорость, черная гладь реки, черный лес на берегах реки и луна, то появлявшаяся, то прятавшаяся за рваными ночными облаками. Острейшие ощущения! И не только у меня, но и у моих спутников. Вот ради таких моментов стоит жить. Немного задержавшись на погранзаставе на выходе к морю (все серьезно — проверка документов), мы кинули якорь, и, потихоньку рыбача, ждали появления его величества -солнца. Бакланы, обосновавшиеся на косе, по направлению к восходу, выясняли отношения, то кружа над водной гладью, то успокаиваясь. Восход был великолепен.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

И это был восход на море, на котором я еще не была. Хотя надо понимать, что настоящее море с соленой, как водится, водицей случится только километров через тридцать, но мне было принципиально важно встретить солнце именно здесь. Коллекционирую эмоции. Нормальной рыбалки в этом месте не получилось, но немало сомов и приличных щук мы поймали в притоках по пути назад. Ловили их, о ужас, на лягушек. Что поделать? Все мы звенья пищевой цепочки. Я старалась на все на это не смотреть, но это реалии, от которых никуда не деться. А потом, потом были вожделенные лотосовые поля. Там-то я оторвалась на всю катушку. Еще на подходн к лотосам появился весьма ощутимый приятный аромат. И прямо на лодке мы вошли в густые заросли.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

Цветы были необычайно крупны. И они какие-то такие. не с этой планеты.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

Интересен процесс опыления этих цветов. Каждый цветок живет три дня: в первый день он открывается после восхода солнца и яркий сладковато-пряный аромат привлекает множество опылителей, прежде всего пчел. На закате первого дня цветения лотос закрывается, но уже не так пллотно, чтобы на следующий рассвет открыться снова уже полностью. На второй день лотос благоухает уже не столь сильно, и интерес насекомых к нему снижается, зато вступает в силу второй механиз перекрестного опыления — ветер. На закате второго дня цветок уже не закрывается, а на третий день лепестки начинают опадать, открывая коробочку с зачатками орехов, сперва маленькую и светло-зеленую, а потом более крупную и темно-зеленую. К осени головки лотоса окончательно созревают и свисают вниз, затвердевшие орехи просыпаются в воду и отправляются в плавание, чтобы где-нибудь на свежей песчаной косе опуститься на дно реки. На следующее лето со снижением уровня воды появится первый лист нового растения, который возможно станет началом настоящего лотосового поля.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

Как-то ночью проснулась я от плача младенца, стало мне нехорошо и тоскливо. Холодея от ужаса, поняла, что-то непонятное, издающее такие звуки, стоит прямо за дверью. Наутро управляющий небрежно кинул: «Да это шакал приходил». Прозаичным для жителя Тульской глубинки это не показалось)) Рассветы на турбазе отдельная тема. Каждое утро дарило разную картинку: был и молочный туман и яркое горячее солнце.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

В общем погода порадовала. Собаки при этом от меня не отходили ни на шаг: маленькую я брала на руки, и она сразу укладывала свою головку мне на плечо, а большая важно шла рядом. В этот момент я, наверное, отдаленно напоминала Понтия Пилата в той сцене, где он шел по лунной дороге, положив руку на голову своего Банги.

А в это время рыбаки на моторках буднично отправлялись на рыбалку.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

Так и пролетели отведенные нам для отдыха четыре дня. На обратном пути встречались табуны красивущих полудиких лошадей (хотелось бы не думать, для чего они тут пасутся).

В Астрахань... за новыми впечатлениями

И еще, его Величество Дорога ненадолго завернула в Калмыкию и стала до жути похожа на дорогу в долине смерти в Калифорнии, что безуслловно добавило мне настроения.

В Астрахань... за новыми впечатлениями

Арбузы, дыни всех мастей, цветов и вкусов продавали калмычки с удивительными породистыми лицами. Что-то купили, а перепробовали все! Ну очень оригинальные вкусы. И с привкусом инжира и ананаса и еще черте-чего. ЗдОрово!

Одним словом поездочка удалась на славу. Об одном жалею: не удалось попробовать черной икры и осетрины. Ну никак. Понимаю так, что поскольку в силу нашего нерационального отношения к природным ресурсам той рыбы практически не осталось, поэтому даже если ты по незнанию купил икорки и везешь домой, а тебя остановили и нашли сей запрещенный товар, то наступает уголовная ответственность вплоть до сопряженной с лишением свободы. Вот так. Причем в соседнем Дагестане дела с этой рыбой обстоят куда лучше. Почему? Вообще, конечно, местные рассказывали нам о том, что реки заиливаются, выделенные на их расчистку деньги исчезают в неизвестном направлении, отсюда рыбы стало в разы меньше, не говооря уже о ценных породах, которые браконьеры почти полностью истребили. Но! Заканчивать рассказ на этой ноте совсем не хочется. Будем оптимистами и скажем, что у нас есть еще шанс исправить все это в лучшую сторону.