Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Карачаево-Черкесия — Россия Октябрь 2008

Начало здесь.

День, когда наша группа должна идти к Алибекскому водопаду, выдался солнечным и теплым. Но это днем, а с утра было прохладно, поэтому теплые вещи в дальнейшем нам только мешали. Не задумываясь о предстоящем переходе, а возможно наивно думая, что как и накануне мы будем подниматься в горы на канатных дорогах, мы, сытно позавтракав в ресторанчике гостиницы (завтраки и обеды входили в стоимость путевки), расслабленно шли, купаясь в первых лучах осеннего солнышка.

Красота Домбая осенью, день 2

Но через несколько минут становится совершенно ясно, что никаких подручных средств для подъёма не предвидится-ножками в гору и так км 7. Дорога к Алибекскому водопаду считается сравнительно легкой, поэтому подойдет даже для неподготовленного туриста. Ну что ж, замечательно, зато сколько всего увидим!

Красота Домбая осенью, день 2

Нас сопровождал инструктор-альпинист, который покорил не одну вершину Домбайских гор. Первая часть пути проходит по грунтовой дороге до альплагеря «Алибек», это км 5, её при желании все-таки можно преодолеть на машине-уазике. Когда одна из таких совершенно потрепанных машин обгоняла наш туристический разношерстный отряд, инструктор предложил, кому трудно подниматься в гору-можете прокатиться. Ответом было категорическое-нет, мы сами!

Сначала мы шли по довольно таки крутой тропе в лесу. В воздухе витал аромат хвои, а по бокам тропы возвышались величественные сосны и пихты. Из леса тропа то и дело выныривала на яркие солнечные поляны с остатками альпийского разнотравья.

Красота Домбая осенью, день 2

С полян открывалась панорама на окрестные вершины — слева от дороги возвышалась красавица Белалакая , справа — массив вершины Семенов-Баши.

Красота Домбая осенью, день 2

Поздняя осень в Домбае — лучшее время для романтиков и любителей красот природы. Можно бесконечно любоваться великолепными видами освещенного солнцем осеннего леса.

Красота Домбая осенью, день 2

Особенно поражает воображение багряно-коричневый граб среди золота других лиственных деревьев и темно-зеленых пихтовых массивов. Разнообразие красок поздней осенью ошеломляет даже самого искушенного зрителя, и над всем этим великолепием осенней природы возвышаются снежные вершины.

Красота Домбая осенью, день 2

Памятным местом этой части маршрута является Домбайское Кладбище альпинистов. Здесь стоит деревянная табличка, на которой видны слова из песни В. Высоцкого:

Красота Домбая осенью, день 2

«Нет алых роз и траурных лент, и не похож на монумент тот камень, что покой тебе подарил…». На кладбище похоронены альпинисты, погибшие в районе Домбая начиная с 50х годов. Почти все захороненные здесь — приезжие альпинисты, мастера спорта, многие погибли при спасении попавших в беду товарищей, есть жертвы схода лавин. На счету некоторых десятка два восхождений на знаменитые вершины гор. Притихшие и задумавшиеся каждый о своем, мы шли дальше-жизнь продолжается.

Опьяненные окружающими нас красотами, немного уставшие, мы остановились в альплагере на запланированный непродолжительный отдых. На территории лагеря было несколько современных домиков для проживания, большой барак, типа общежития, беседки для отдыха, небольшой ресторанчик со столиками на открытой терассе.

Немного отдохнув, уже с нетерпением преодолеваем оставшуюся, самую живописную часть пути которая проходит по горной тропе, через альпийские луга и поворачиваем налево, минуя березовую рощицу.

Красота Домбая осенью, день 2

Одновременно слушаем рассказ нашего инструктора о том, почему вековой сосновый лес сменяется молодыми березками, всему виной лавины, периодически сходившие со склонов Семенов- Баши и сметавшие все на своем пути.

И вот, сначала слышится гул от падающей воды, а затем, сквозь листву показывается и сам водопад. Он представляет собой мощный белопенный поток, искрящийся множеством брызг.

Красота Домбая осенью, день 2

Огромная масса воды падает с высоты 25 м, грохоча и сверкая в лучах яркого солнца.

Красота Домбая осенью, день 2

Это необычайно великолепное зрелище, конечно он не настолько буйный, как весной и летом, когда происходит более массовое таяние снегов и льда, но впечатляет без сомнения. И вот здесь то, на самом интересном месте мой пленочный фотоаппарат решил, что на сегодня достаточно уже поснимали, т. е. у него элементарно сели батарейки.

Вот так бывает! Но что было потом, вы все уже знаете. Об этом я писала в самом начале Домбайской эпопеи. А сейчас просто осталось любоваться окружающей нас красотой.

Красота Домбая осенью, день 2

Самые нетерпеливые стали подниматься вверх, чтобы с высоты сделать потрясающие снимки. И уже там, по пути наверх, собралась команда смельчаков, которые двинулись еще дальше-к леднику.

В правом нижнем углу видны маленькие фигурки-неожиданно оказалась такая высота!

Красота Домбая осенью, день 2

Алибек — единственный из здешних ледников, который спускается до лесной зоны. Это один из самых обширных и, одновременно, самых низко расположенных ледников. Трещины ледника уходят на глубину до 60 м.

Алибек самый большой и доступный ледник на территории Домбая. Он занимает 975 га, протяженность 4,6 км. Однако, в связи с потеплением климата на планете, ледники постепенно вытаивают и сокращаются в объеме. Алибекский ледник отступает ежегодно на метр-полтора вверх. В тридцатые годы прошлого столетия водопада и в помине не было. Скалистый уступ на его месте был покрыт ледом.

Красота Домбая осенью, день 2

Ну, а тем кто не решился по различным причинам подняться наверх и проследовать с группой по маршруту к леднику, оставалось только налюбовавшись водопадом, повернуть назад. Время было далеко за полдень, все проголодались и остановка в альплагере, обед в ресторанчике жареной форелью, слегка восстановил силы. Далее в долину мы шли уже бодрее, да и спускаться по горной дороге гораздо легче. И уже при подходе к поселку мы увидели группу, ушедшую к леднику. Они только сейчас возвращались, уставшие, голодные, но гордые, что выдержали такой тяжелый переход.