Турист Bato Mato (Bato_Mato)
Bato Mato — был 7 сентября 2021 12:32
Бурятия, Байкал

Шанлыурфа, Мардин, Газиантеп — Турция Сентябрь 2020

Турецкая Месопотамия: главные впечатления по версии сибиряка

В этой статье — информация о вкусных историях и удивительных местах Юго-Восточной Турции, крае благодатном с начала человеческих времен, расположенном между реками Тигр и Евфрат.
Итак, поехали!

№ 1 Вкусно!

Пища духовная и пища насущная.

Начать рассказ о Турецкой Месопотамии хочется с кулинарных традиций Юго-Восточной Турции. Учитывая разнообразие традиций и культур, а также сезонность турецкой кухни в целом, регион Турецкой Месопотамии (ШанлыУрфа, ГазиАнтеп, Мардин) имеет свою специализацию. По моему мнению, главные бриллианты, причем не только турецкой, но и мировой кухни — знаменитая баклава и суп «Явалама» (Yavalama). С него мы и начнем!

Еще в 2014 году мэр юго-восточной провинции Нихат Чифтчи говорил, что ЮНЕСКО может внести аутентичные вкусы кухни этой турецкой провинции в список всемирного наследия как «старейшую кухню в мире». Я уверен, что суп «Явалама» должен обязательно быть в этом списке. Это традиционная составляющая праздничной турецкой трапезы. Основа супа — круглые мясные шарики, приготовление которых требует особых навыков: тефтели бывают размером с горошину (примерно 5–6 мм) — вот это настоящее искусство! С шариками готовят мясной бульон, в который добавляют нут, а после того как снимут с огня, — процеженный йогурт, поливая его маслом перечной мяты. Неповторимый вкус этого супа обеспечивается не только мастерством повара, но и свежестью и качеством ингредиентов. Так, для тефтелек используется тщательно измельченное постное мясо. Процеженный йогурт должен быть идеально свежим. Если он густоват, его принято разбавлять молоком. И наоборот — йогурт можно осветлить или загустить ложкой крахмала или муки, если он слишком жидкий.

Десерт баклава (пахлава). Перепрыгивая сразу от супа к десерту, я упускаю множество традиционных блюд турецкой трапезы — если возьмусь должным образом описывать их потрясающий вкус, вид и аромат, этот обзор будет бесконечным. Зато уж про баклаву я расскажу не просто как гурман, а как человек, побывавший на ее производстве — семейной фабрике Кочак в городе Газиантеп. Туда, кстати, можно попасть с экскурсией — и не только сделать уникальные кадры, но и продегустировать эти традиционные сладости. Тонко раскатанное тесто, измельченные фисташки высшего сорта и мед. Простые ингредиенты и четкое следование разработанной технологии, а также секретный семейный рецепт — пожалуй, этого уже достаточно, чтобы посетить город Газиантеп и фабрику баклавы. Как говорится, лучше один раз увидеть. А еще лучше — один раз попробовать…

Вот несколько панорам на 360, чтобы вы заранее представляли себе, как выглядит процесс приготовления этого десерта.

ФОТОГРАФИИ 360 (https://kuula.co/post/7CQly/collection/7PwYZ) приезд и немного вкусной еды, немного баклавы и видео

Фабрика Баклавы Кочак 09.2020

№ 2 Познавательно!

Привет, Шавак и Клаус, или история о первых храмах!

Самое сильное впечатление на меня как человека с историческим образованием произвел в Турецкой Месопотамии храм Гёбекли Тепе — уникальный археологический памятник Верхнего Двуречья возрастом 12 тысяч лет (старше всех известных пирамид и храмов).

В октябре 1994 года ученый Клаус Шмидт и местный житель Шавак Йылдыз встретились и снарядили небольшую экспедицию до «Пузатого холма» с одиноко растущим на нем деревом, недалеко от города ШанлыУрфа.

Отрывок из книги Клауса Шмидта «Они строили первые храмы»:

Месопотамия — вкусно и познавательно!

Так и состоялось знакомство Клауса Шмидта с Гёбекли Тепе, за этим днем последовали 14 полноценных археологических экспедиций, работа межправительственных комиссий, ученых, дипломатов, политиков, волонтеров и многих других.

Сегодня Гёбекли Тепе — это огромный современный комплекс, состоящий из музея, археологического памятника и других научных и туристских рекреаций.

Сам памятник и инфраструктура возле него выглядят так:

Фото 360 Гёбекли Тепе (Источник https://www.facebook.com/bato.mato.1/)

Главных впечатлений от Гёбекли Тепе было три: момент осознания того большого временного промежутка от того дня, когда тут кипела жизнь, до минуты созерцания каменных глыб Т-образной формы прямо сейчас. Ощущение момента.

Второе, что меня поразило, — это подход к содержанию памятника властями Турецкой Республики. Где древнейший известный храм в истории человечества сочетается с современным инженерным сооружением, напоминающим гнездо, которое оберегает достопримечательность от осадков и палящего солнца.

Третье впечатление подарила природа, а именно — волшебный момент заката, когда было отчетливо видно, что на небе одновременно появились луна и солнце. Этот момент лучше всего ловить, сидя под тем самым деревом, которое и «указало» Клаусу Шмидту, где искать «первый храм».

С разрешения старшего товарища, поделюсь видео с его впечатлением о храмовом комплексе Гёбекли Тепе. Д.И.Н, историк-медиевист Сидоров Александр: о Гёбекли Тепе

Впечатления о Гёбекли Тепе 09.2020

Александр Сидоров — д.и.н. историк медиевист. Гёбекли Тепе (г. ШанлыУрфа Юго-Восточная Турция)

Конечно, кроме Гёбекли Тепе на Юго-Востоке Турции огромное количество памятников античной и до античной эпохи.

и еще много мест, например, Римская крепость РумКале на р. Евфрат, Мечеть Халфети и Крепость ДиярБакыр

№ 3 Послесловие или зачем еще ехать в Месопотамию.

Прогулка на катере по р. Евфрат

Прогулка по Евфрату. 09.2020

Всем известно, что зачастую самые сильные впечатления и открытия в путешествиях дарят люди, с которыми вы отправились в поездку. В этом плане мне повезло оказаться в компании опытных тревел-журналистов, а также замечательных людей, которые встречали нашу маленькую экспедицию в Месопотамии.

Кстати, сегодня, когда планируешь путешествия в нашей с вами новой ковидной реальности, к выбору спутников подходишь еще тщательнее: здорово, когда это близкие по духу люди, которые могут дополнить твои ощущения рассказами из разных областей знаний.

Ну, и если говорить про Месопотамию, турецкое гостеприимство здесь, как всегда, на высоте. Отдельное спасибо, компании Istantour А еще в этой поездке произошло особенное, символическое событие, которое объединило колыбель цивилизаций и холодную, но душевную Сибирь. Совершенно случайно у меня в кармане нашлось несколько кедровых орешков из Бурятии, которые я подарил принимающей стороне. И к моменту выхода этой статьи появился первый кедровый росток, который потом превратится в красивое дерево, растущее на берегах Евфрата и Тигра.