Турист AlekseyS
AlekseyS
был сегодня 15:54

Финляндия Сентябрь 2014

Нет наверное ни одного жителя СЗФО, имеющего загранпаспорт и финский Шенген в нем, кто не почтил бы своим присутствием этот маленький городок в Южной Карелии, менее чем в 20 км от границы с Россией. У нас на сайте, как ни странно, мало рассказов о нем. Наверное потому, что пользуются им чисто утилитарно — магазины и аэропорт для дешевых полетов в Европу. А я вот решил рассказать о его туристической привлекательности.

Возможно для петербуржцев, частых ездоков туда, мой рассказ будет и не очень интересен, но уж извините, написан он для тех, кто не имеет возможности за 1459 р.(в оба конца), 3.5 часа в пути и примерно 230 км (смотря как ехать) оказаться в интересном нерусском городке, чтобы приехав туда набрать в грудь побольше воздуха и заорать: «ЗАГРАНИЦА!», как делал это Д, Артаньян, приехавший в Лондон за подвесками королевы в знаменитом спектакле тогда еще Ленинградского театра Ленинского комсомола, гремевшем в далекие советские времена.

Вначале давайте договоримся о том, что название «Лаппеенранта» слишком длинное и труднонаписуемое, поэтому без малейшей фамильярности сократим его до общеупотребительного и милого «Лаппа». Ну и будет много фото.
Так вот, первый раз мы были в Лаппе в апреле 2013 года, как и все — откатывали визу. Поехали без мысли, по необходимости, не особо понимая, что там делать. Поэтому и поездка тогда не получилась — ни город не посмотрели, ни по магазинам толком не походили — слонялись туда — сюда… Но, заноза внутри осталась, и зудела она о том, что хорошо бы съездить еще разок, просто погулять. Тогда же и придумал название для будущего отзыва:) А тут и случай подвернулся — «открытие» новой визы.
В Петербурге это легко — сел и поехал.

Вариантов попасть туда несколько, но самый удобный и практичный (почему — попозже) это рейсовые автобусы «Совавто», каждое утро стартующие в 8 утра (а не в 6, как маршрутки) от гостиницы «Пулковская» или около 9 утра — с площади Искусств. В обычные рабочие дни даже не надо заранее покупать билеты — автобусы идут полупустыми, мест всем хватает. Вот сегодня было человек 15, причем мужчин — 2 с половиной (подросток), остальные — дамы возраста «выше среднего» с опытом поездок (это видно). Автобус довольно новый, чистый, все, включая туалет — работает.

Сначала должен в очередной раз поразиться грандиозности построенной у нас КАД (кольцевой автодороги). Это что — то… Сейчас, с запуском её платной части, под названием ЗСД (Западный скоростной диаметр) выезд из города еще больше упростился и проходит просто со свистом до момента съезда на трассу «Скандинавия», получившую в последние годы печальное название «Трасса смерти» — уж больно много народу на ней гибнет (В 2013 г. их был 41 человек, в 2014 — еще 25). Случайно посчитал, что на протяжении чуть больше километра на одном из ее участков мне на глаза попались…6 могильных памятников только с одной стороны дороги — обычном участке, без всяких «засад». Вот и сегодня, проехав по трассе не более 200 метров увидели очередной в лепешку разбитый «Хёндей» и машины «Скорой помощи» вокруг… Хотя, проехав по ней могу сказать, что мне, как непрофессионалу, она показалась вполне так себе комфортной — да, есть еще участки по одной полосе в каждую сторону, но, ее постоянно расширяют и ехать было просто приятно. Будем надеяться на лучшее, потому что когда ее строили, никто и подумать не мог, что пройдут годы, граница приоткроется и по этой трассе помчатся караваны из тысяч автомобилей в самую близкую заграницу за едой, на праздники и выходные. Сейчас озвучиваются планы по строительству чуть ли не 3 — х полос в каждую сторону, но, боюсь, если все будет продолжаться так, как сейчас, к тому времени, когда дорогу построят, границу для россиян снова закроют. Ладно, проехали. Когда после Выборга трасса делится на две части — одна в Хельсинки, другая в Лаппу, начинается совсем интересно. Особая фишка поездки на этом участке в том, что дорога проходит вдоль Сайменского канала, дважды его пересекая, один раз — по мосту, другой — через шлюз. Вот мне как раз повезло — в шлюзе оказался кораблик.

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Причем, при проводке судов… разводят мост — похоже на Троицкий в Петербурге?

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Очень красивые виды «суровой северной природы» — «остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр» ©.(Извините, фото сделаны на ходу)

Но, не зевай водитель, потому что как выяснилось, это вообще — то не автомагистраль, а техническая дорога, проложенная в свое время для обслуживания канала — она узкая, местами прорубленная в скалах, извилистая и очень опасная. Вот здесь видно, как в Финляндии прорубают дороги — в толще гранита бурятся отверстия, в них закладывают взрывчатку, жмут на кнопку… Остальное, как говорится, дело техники — гранит отваливается слоями, а на оставшейся части остаются характерные бороздки — следы бурения.

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

В прошлом году на этом участке в одной аварии погибло 11 человек, как раз, насколько я помню, туристов. И только тогда стали выяснять, а кто, собственно, должен обслуживать дорогу? Дело в том, что по договору от 1963 г. Финляндия арендовала у России на 50 лет 20 км канала, проходящего по территории России и дорога вдоль него имеет особый статус — об этом говорят пограничные столбы цветов Российской погранслужбы, стоящие вдоль нее каждые 100 метров.

Но, вроде решили, что дорога — зона ответственности финнов.

Буквально несколько слов о канале. Ученые утверждают, что первые попытки его постройки были предприняты аж в 1499 г. — об этом говорят сохранившиеся следы работ в т.н. «выемке Понтус» рядом с Лаппой. А построили его и открыли для движения в день коронации императора Александра II, когда Финляндия была автономной частью России. В том первом варианте на канале было 28 шлюзовых камер и по нему перевозилось колоссальное количество грузов по тем временам — до 700 тыс. тонн! Потом канал перестраивался минимум дважды и для него даже был создан специальный стандарт класса судов — «Сайменская самоходная баржа». Сейчас, как известно, такие стандарты тоже существуют — для Панамского и Суэцкого каналов. Так что — в одном ряду стоят, хоть и размеры разные:)

Сейчас протяженность канала 43 км, а перепад высот в нем…76 метров. Чтобы преодолеть его, работают 8 шлюзов. Ну, а грузооборот через него вырос до 2 млн. тонн в год.(В навигацию 2013 г. по Неве 7 тысяч судов перевезли около 22 млн. тонн грузов. Просто — для справки) По каналу могут проехаться и туристы — прогулки на корабликах по нему пользуются большим спросом летом. Вот такое необычное и живописное место находится по пути к МАПП «Брусничное — 2», оно же «NUIJAMAA».

А потом, уже на подъезде к финнам — особый, самый важный участок границы — КСП или «Контрольно — следовая полоса». Именно вдоль нее ходил пограничник Карацупа, высматривая острым глазом попытки зловредных шпионов капитализма всякими хитрыми способами (то с шестом, то в лосиных копытах) пересечь эту полоску земли. Чтобы следы были видны, полосу периодически «боронили» и каждый след на ней был хорошо виден. На то он тогда был и Карацупа, чтобы попытки эти пресекать. Но, теперь времена изменились, КСП зарастает.

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Вот тут и объясню, чем хорош «Совавто». Увидев на подъезде к границе вот такую засаду из, примерно, 80 машин, среди которых были и «шопные» автобусы и маршрутки

водитель просто позвонил финнам и они разрешили ему выехать на встречную полосу и, реально, проехав через какую — то дыру в заборе, заехать прямо «под навес» в обход толпы страждущих. Имейте это в виду — «Совавто» в очередях не стоИт.
Ну вот, граница пройдена и для большинства жителей Петербурга цель поездки достигнута — меньше чем в километре от границы расположился знаменитый магазин «Лапландия» в котором для «дарагих россиян» торгуют чем угодно — от покрышек и «омывалки» для стекол до носков, конфет и рыбы. Милости просим — рядом огромная парковка.

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Особо привередливые протягивают еще несколько километров и для них «поездка в Лаппу» заканчивается здесь — у стоящих рядом гипермаркетов RAJA Market и «DISAS FISH».

Редкая птица среди них долетает и до самой Лаппы, до которой еще километров 10.
Мы долетели, т. е. доехали, теперь — история.

Историки утверждают, что поселение на месте нынешней Лаппы было еще в Железном веке, т. е. в доисторические времена. Жители его занимались, как принято говорить «охотой и рыболовством». В ХVII веке Лаппа была крупным торговцем дегтем и статус города получила от королевы Кристины в 1649 году. Правда она посчитала, что город находится в такой страшной дали и глуши, что дала ему шведское название Willmandstrand, т. е.«Берег дикаря». Жители города не обиделись, и избрали своим гербом изображение дикаря с дубиной, которого зовут Виллимиес. Сейчас он везде — и на здании администрации, и на футболках и на откосе крепости.

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Конечно, были в его истории и битвы, и войны и неоднократные переходы из рук в руки — между шведами и финнами с одной стороны и русскими с другой, чему посвящены памятники и исторические места, но об этом — попозже. Сейчас в Лаппе проживает 72400 человек, из которых 15000 — студенты. Вот такая она сегодня.

Церкви

В городе, насколько я понял, 4 основных церкви, 3 из которых — исторические и одна — современная, авангардистской архитектуры, но я до нее не добрался, хотя и видел издалека ее «макушку», называется Саммонлахти — была открыта в 1992 году.

Главной исторической церковью и одним из символов города является лютеранская церковь Лаппе, построенная в 1794 г. за пределами тогдашнего города. А сейчас она, практически, в его центре (это к вопросу о том, что есть «исторический центр города»). Необычна ее форма — в плане это несколько пересекающихся крестов и то, что колокольня ее находится примерно в 100 метрах от нее на холме. Но, именно колокольня, построенная в 1856 г. из сосновых бревен стала, наверное, самым узнаваемым зданием города.

Православная (финны называют ее «ортодоксальная») церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в крепости и была построена в 1782 г. для солдат Владимирского пехотного полка, стоявшего там гарнизоном. Считается, вероятно, старейшей православной церковью Финляндии.

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Ну и бывшая православная, тоже построенная для русских солдат в 1912 г., а ныне лютеранская кирпичная церковь — кирха, наиболее впечатляющая, настоящий зАмок, стоящий на холме, вокруг которого сохранились каменные укрепления 1788 г. Они называются Николаевский редут. Кстати, свои купола она получила только в 2008 г.

Памятники

Как и в любом другом городе, большинство памятников в Лаппе посвящено жертвам и героям войн, все они по — фински минималистичны и по — своему выразительны.
Первый же увиденный мной памятник поверг меня в ступор — заметил я его случайно, он стоит в крошечном скверике между жилых домов

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Понятно, что посвящен он женщинам, погибшим в последней войне, но как в современной Европе на постаменте мог появиться вот такой «значок»?

Как выяснилось, это эмблема женской полувоенной организации «Лотта Свярд» и к фашизму прямого отношения не имеет. Он довольно часто встречается в современной Финляндии, они его считают древним руническим символом. Ну — ну…

Один из самых известных памятников посвящен Вильмандстрандской битве 1741 г. между шведами и русскими. По легенде, битва была такой кровопролитной, что потоки крови сдвинули лежащее бревно. Вот это бревно и стоит в такой «беседке» рядом с двумя пушками

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

В народе, естественно, называется «памятник бревну».
Рядом с ним — памятник драгунам (Rakuuna Patsas). Лаппа, вообще, считается самым кавалерийским городом Финляндии после того, как Александр III основал там Финский драгунский полк и бравые драгуны в своей красивой форме были непременным атрибутом города. Памятник весьма экспрессивный и создан в 1982 г.

В парке у кирпичной церкви я обнаружил еще один памятник с изображением людей и лошадей, но о чем он — не понял, а спросить не у кого. Как ни странно, по — русски там разговаривают мало, даже в инфоцентре только по — английски, хотя город, практически стал частью Ленинградской области, столько здесь гуляет наших соотечественников. Хочется посоветовать местным: «А русский учи — пригодится», как говорил незабвенный Лёва из «Особенностей национальной…»

На холме рядом с церковью Лаппе аж целых 3 мемориала памяти

Особенно необычен вот этот, изображающий мальчика, плачущего у разрушенного дома. Он называется «Война сирот» и открыт в 2012 г.

Ну и конечно, воинское кладбище рядом, второе по величине в Финляндии, на котором несколько тысяч могил и памятники скорби — женщина с детьми с одной стороны и страдающие родители с другой. Он называется «Скорбь и вера в будущее» .

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

У одного из входов в мемориал памятник «Мать Карелия — выжившим, плененным и погибшим героям» открытый в 1993 г. стоит у 70 метровой стены, на которой выбиты фамилии погибших в войне.

Кстати, что — то у меня есть подозрения, что Михаил Шемякин спер идею финского скульптора Кауко Калерво Рясянена для своих сфинксов напротив тюрьмы «Кресты» в Петербурге (открыты в 1995 г.).

Ну и более мирные — памятником истории является здание бывшей ратуши, старейшей в Финляндии, а нынешнее — рядом с воинским кладбищем

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Перед зданием тоже, э-э-э… памятник. Я обошел его со всех сторон, но не понял не только то, чему он посвящен, но и что это такое вообще, что курил скульптор его создавший и как он убедил власти ЭТО здесь поставить

Одно из самых древних сохранившихся в Лаппеенранте деревянных зданий, которые строились в городе в период с 1826 по 1905 год. Это построено по заказу богатого купца Клауделина. В 1872 году его хозяином стал Иван Волков, русский купец, бывший крепостной, родоначальник известной торговой династии.

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

теперь здесь дом — музей «купеческого быта», а при нем ресторан «Volkoff» и пекарня, в которой пекут «русский» хлеб.

Не совсем о Лаппе, но, тем не менее — в начале ХХ века в России существовал 86 — й пехотный Вильмандстрандский полк, расквартированный в древнем русском городе — курорте Старая Русса под Новгородом. Там был установлен памятник солдатам полка, погибшим в русско — японской войне. Называется «Доблестным Вильмандстрандцамъ»

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Ну и самый позитивный памятник — Сайменской нерпе, лежащей на пешеходной магазинной улочке. Лаппа стоИт на берегу озерной системы Сайма (озером его назвать язык не поворачивается, это, действительно система из нескольких тысяч озер и проток между ними. Только островов в этой системе… 13710).
Само существование нерпы, которой посвящен ежегодный городской праздник, говорит о высоком уровне экологической безопасности и чистоты Саймы. Как видите, нерпа довольна, улыбается. Судя по всему даже вот этот столб дыма (пара?) из трубы совершенно экологически чист.

Крепость и порт

Безусловно, главной достопримечательностью Лаппы является крепость и расположенные у ее подножия на берегу Саймы порт и променад. Называется это Linnoitus & Satama.

Сначала пройдемся по променаду

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

На променаде любят отдыхать финские пенсионеры, там же они зимой бодрым шагом гуляют с палками и по берегу и по льду озера, оттуда отходят кораблики, на которых можно дойти аж до Выборга, там многочисленные кафе и ресторанчики, в том числе на корабликах. Там же можно попробовать местную кулинарную знаменитость — пирожки Ветю и Атоми с ветчиной и яйцом. Я попробовал — пирожок очень сытный (правда забыл, какой это был). Вот такой завтрак обошелся мне в 10.5 евро и его хватило, практически на весь день — потом съел мороженое и мягкую свежую ватрушку с малиновым чаем.

Особой славой в Финляндии пользуется самый большой ежегодный фестиваль песчаных скульптур, на который завозится по 3 тысячи тонн песка. Работает фестиваль до 31 августа, сейчас он закончился, но скульптуры, посвященные в этом году музыке еще целы. Очень интересно, надеялся это увидеть и размер имеет значение — то, что я видел у нас в Петербурге, ни в какое сравнение, конечно не идет. Из всех лиц узнал Сибелиуса и то — по памятнику — оргАну.

Не знаю, использовалась ли она для боев, но сейчас в ней настоящий культурный центр города — несколько музеев — Южной Карелии, Художественный, музей кавалерии, детская школа искусств и т. д. и т. п. Там постоянно проходят всякие фестивали, например «Это звонит озеро Сайма!». Ну и вообще, там интересно погулять и оттуда потрясающие виды на город и озеро.

вместе со мной их фиксировал местный художник — будущий Шишкин и Левитан

Главный вход в крепость — Выборгские ворота,

но есть еще несколько

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Есть там свой воинский монумент. Но что означает гранит, такое впечатление, исцарапанный ногтями — не знаю

Перед музеем Южной Карелии выставка животных — местных, живущих сейчас и, видимо, перспективных

тут тоже, похоже не обошлось без любителя покурить. Богема…

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

серый домик — музей кавалерии (драгуны!).

Очень популярное у туристов и милое и домашнее (но, недешевое) кафе «Маюрска» («Майорша»), в котором всякие пироги и пирожные с начинками из ягод

Лаппеенранта. Самая близкая заграница

Вот так интересно и плодотворно съездил. Доволен? Безусловно, и погоду специально выбрал. Приеду ли еще? Вряд ли, если только совсем по необходимости. Но тем, кому нужно откатать визу и получить при этом удовольствие — рекомендую сделать это, проведя день в Лаппеенранте. Спасибо за внимание