Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 7:38
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Потаро-Силаруни — Гайана Май 2013

Предыдущая часть - Охота на пиранью

После завтрака загружаемся в грузовик и покидаем райское место.

Нам предстоит переезд в новый лодж. По пути должны посмотреть знаменитые подвесные мосты Ивокрамы. Выезжаем и встаём на трассу Джорджтаун — Летем.

Движемся на юг в сторону Бразилии, по единственному наземному пути между двумя соседними странами, но трассой его назвать наверно нельзя. Широкая грунтовка тянется среди сплошного леса, который хлещет по кузову и по кабине ветками.

Иногда проезжаем по аккуратным деревянным мостикам, проложенным над лесными ручейками.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Трясёмся 2 часа — и ни одной встречной машины. Вот тебе и основная трасса страны?! Наконец, в совсем неприметном местечке грузовик сворачивает в лес. Здесь тоже есть лодж и нас уже ждут местные рейнджеры.

Далее, соблюдая тишину, движемся по лесу. Вверху на дереве кто-то противно пищит. Гид останавливается, и лазерной указкой показывает птицу. Она маленькая, сидит среди веток высоко. Ни о какой возможности для фотосъёмки речь идти не может.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

На тропинке попадается какая-то белая каша, скорее похожая на слюни — это лягушка отложила яйца.

Тропа ведёт в гору,

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

минуя россыпи огромных камней.

Возможно они ничто иное как осколки Гондваны.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Впрочем, думать об этом некогда.

Наконец, достигаем входа на подвесные мостики.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Металлические мостики при ходьбе раскачиваются.

Чтобы идти, нужно поймать ритм.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Жёсткие площадки закреплены на гигантских деревьях. Конструкция подвешена на уровне пушистых крон.

Причём площадки прикреплены к дереву без проникновения гвоздей и крюков в ствол.

Рейнджеру неудобно, пришла толпа туристов, соответственно птицы и звери попрятались.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Однако парень находит выход, начиная показывать снимки на фотоаппарате.

Ещё раз повторюсь, мы часто смотрим по ТВ кадры отснятые репортёрами ВиВиСи или других каналов, и просто не осознаём, сколько времени ребята тратят, дабы отснять птиц или редких животных.

Возвращаюсь назад и вижу — нашу дорожку пересекает голая, словно отшлифованная нитка земли, без листьев и грязи. Смотрю, по ней движутся какие-то маленькие бабочки с зелёными крылышками. Пригляделся внимательней — это красные муравьи тащат куда-то листики.

Сбоку от силачей шагают охранники, а в обратную сторону по другому ряду уже пустые муравьи спешат за новым грузом.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Позже в другом месте я видел широкую нору, куда муравьи-листорезы тащили свои чётко нарезанные зелёные дольки. В норе у них живут какие-то или насекомые или личинки, которые пережёвывая листочки, вырабатывают пищу для муравьёв-листорезов.

Кстати, во время второй встречи, я случайно встал на их путь и сразу получил множество укусов. Но здесь всё справедливо, листорезы это трудяги занятые достойным делом. Они на чужую территорию, как правило, не приходят.

В Амазонии встречаются огненные муравьи — это настоящие разбойники, нередко вынуждающие капитулировать целые селения. Так, например, цветущий городок на реке Тапажок в середине 19 века прекратил своё существование именно из-за нашествия этих тварей.

Жители, в панике покинувшие свои дома, позже пытались вернуться, но всякий раз натыкались на хозяйничавших там муравьёв. В конце концов, обезлюдивший город превратился в руины и покрылся лесом.

Если сравнивать муравьёв и термитов, последние комфортному существованию человеку никак не угрожают.

Возвращаемся на основную трассу. Вновь едем на юг, встречая по дороге целых две встречные машины. Въезд в национальный парк охраняется вооружёнными рейнджерами. Охота строго запрещена. Все проезжающие отмечаются на КПП.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

За КПП уходим с трассы вправо. Через час, обойдя горы, грузовик вырывается из надоевшего леса.

Тропический лес прекрасен, но он создаёт некое ощущение замкнутости. Саванна, с её возможностью обзора окрестностей, в этом плане куда как приятней.

Деревня Сурама и построенный возле неё Эко-Лодж.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Они расположились возле покрытого лесом хребта, разделяющего тропический лес и саванну.

Домики в лодже чистенькие, есть полог от комаров. Предыдущий лодж конечно был лучше, но пожить пару дней можно и здесь. Размещаемся по номерам.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Здесь у нас новые рейнджеры — индейцы, живущие рядом в деревне Сурама. Один из ребят позже повёл нас на экскурсию в деревню.

Чего-то особенного там опять-таки нет.

Взлётная полоса огорожена от коров колючей проволокой, рядом футбольное поле.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Местная школа в отсутствии доски, стульев и парт, заставлена картинами, и скорее напоминает небольшой музей живописи.

В церкви (видимо протестантская) два рисунка с Иисусом, ряды скамеек, Библия на алтаре. У пастора в подсобке его белая одежда, рядом висит гитара. Священник здесь имеет большой авторитет. Жаль, что не удалось посетить проводимую им службу.

В Сурама есть производство — немцы подарили индейцам лесопилку.

Индейцы выращивают ананасы и ещё что-то съедобное.

Многие держат коров.

Дома разного достатка.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

У бедных с соломенной крышей, но везде чисто и мусора нет.

У въезда в деревню длинный индейский столб.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

На древке обозначено, чем занимаются люди в деревне, плюс древние индейские символы.

Почему не знаю, но здесь любят разрисовывать торчащие из земли камни.

Делается это не из религиозных побуждений, а просто для красоты.

Здешний люд во все времена был не особенно религиозен.

Колонизаторы без проблем приводили к своей вере местное население.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Ради справедливости отметим, шаман в Сурама есть и это отдельная история.

Мы гуляли туристической толпой, и так получилось, что к домику шамана всех интуитивно привёл я. Увидев детишек, я захотел их сфотографировать. Попутчики направились за мной.

Из жилища навстречу стали выныривать женщины и дети, все улыбаются, разрешая снимать.

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Мальчишка лет 10 сидя на траве с серьёзным видом мастерит стрелу. Зачем? Наверно не для того, чтобы в индейцев играть.

Пока на ажиотаже снимали детей, появилась маленькая бабка, что-то спросила на местном, и, не дождавшись ответа, исчезла. Смотрю, она и её внучка начали пинать, лежащего в гамаке деда. Труп в домике оживает. Его хватают под руки и выпихивают на улицу. Старик мертвецки пьян и не может стоять на ногах.

В поисках опоры он берётся за бельевую верёвку, и, пользуясь этой нитью Ариадны, шатаясь как при качке, подруливает к забору и перехватываясь за одну из жердей.

Из правого кармана его брюк торчит ножик лезвием вверх. Я даже испугался — если старик не удержится, упадёт или неудачно присядет, он автоматически проткнёт себе задницу.

Тут рейнджер объясняет, что это известный на всю округу шаман. Дедушка кивает в знак согласия и протягивает мне грязную руку. Отказаться от рукопожатия верх неприличия. Подаю ладонь в ответ. Вроде и жал я ему руку не сильно, но старик взял и громко так пёрднул, чем вызвал смех бабки и внучки.

Обидно! А если я клиент и пришёл к шаману лечиться?

Затерянная страна_Как мы искали птиц, а нашли шамана

Впрочем, дед действительно людей лечит.

Пердунками или травами, про то я не знаю, ибо у каждого знахаря свои секреты.