Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была вчера 0:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Карелия, Сортавала, Валаам, Рускеала — Россия Август 2020

В разных краях оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно — бережно встречи храня.
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить несравненные эти края?
Ким Рыжов

Несравненный край Карелии

В известной песне поется: «Долго будет Карелия сниться, будут сниться с этих пор остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр»… Слова автора как нельзя лучше характеризуют край, где сливаются воедино главные карельские стихии: камни, сосны, вода и небо.

Я всегда мечтала побывать в Карелии и искренне обрадовалась, когда во время прошлогодней поездки в Петербург удалось выкроить два дня на небольшое путешествие по карельской земле. Предпочитаю все организовывать самостоятельно и не люблю групповые экскурсии, но в этот раз мы остановили свой выбор на автобусном туре. Нам обещали насыщенную программу и забегая вперед скажу, что в итоге мы остались довольны.

Несравненный край Карелии

«Край бескрайних лесов, порогов, водопадов и чистейших озер», — так о Карелии рассказывают гиды туристам. Общая площадь всех озёр в Карелии равняется 36 000 кв. км, а запас пресной воды составляет 145,2 км³. Если разделить эту воду на всё население Карелии, то на каждого жителя придётся больше 23 000 литров. Как не крути, а цифра впечатляющая.

Путь из Санкт-Петербурга в Республику Карелия пролегает по современной автомобильной трассе. За окном мелькают поля, косогоры, деревеньки. И хотя я уж сто раз зарекалась снимать из окна автобуса, фоток «на ходу» сделала опять много.

Несравненный край Карелии

В некоторых местах к самой дороге подступают высоченные хвойные деревья. Леса Республики Карелия играют ведущую роль в развитии ее экономики и поддержании качества окружающей среды. Безусловным лидером среди деревьев является сосна, представляющая собой образец выносливости и долговечности. Славятся местные леса и карельской березой, получившую широкую известность за уникальную по красоте текстуру древесины.

Примерно через 2,5 часа мы прибыли в Приозёрск. Современный тихий городок уже мало похож на тот грозный форпост, каким был когда-то. Датой рождения Приозёрска принято считать 1295 год. Город возник на оживлённом торговом пути как военный, ремесленный, торговый, религиозно-культурный центр карел — исконных племён, обитавших на этой на территории. Развитие народности корела проходило под непосредственным влиянием Новгорода. За семь столетий город переходил из рук в руки то в результате военных действий, то в ходе «мирных переговоров» и до того, как стал называться своим нынешним именем, несколько раз менял своё название. В шведской хронике город называется Кексгольмом, а в русской — Корелой.

Несравненный край Карелии

История пограничного городка началась с возведения на острове деревянной крепости. Со временем, из-за понижения уровня воды в реке, один из рукавов древнего русла высох, и крепость оказалась на мысу. Некоторые историки придерживаются мнения, что строение было заложено еще во времена Рюрика. Рядом с крепостью установлен памятный камень, который извещает, что князь Рюрик умер в 879 году в Кореле. Так ли это на самом деле, доподлинно неизвестно.

Бесконечные нападения на Корелу заставляли Новгород основательно укреплять крепость. В 1310 году её перестроили. В 1364 году в крепости соорудили четырехугольную башню из больших гранитных камней. Это первое каменное сооружение Корелы было утрачено в XVI столетии. В 1479 г. крепость Корела вместе с другими новгородскими землями вошла в состав Московского государства. Была проведена полная реконструкция крепости. Кроме стен с башнями возвели земляные валы и к началу XVI столетия Корела превратилась в мощное деревянное укрепление.

Несравненный край Карелии
В 1580 г. войско шведов окружило Корелу. После обстрела крепости калеными ядрами начался страшный пожар. Горели дома, склады, стены. Немногочисленный русский гарнизон оборонялся с исключительным мужеством, но вынужден был сдаться. Захватив Корелу, шведы модифицировали крепость по последнему слову фортификационного искусства. Валы облицевали камнем, построили бастионы для размещения артиллерии. Постепенно деревянные оборонительные сооружения заменили каменными. Появились Круглая башня Ларса Торстенсона (с конца XVIII в. называется Пугачевской), Артиллерийский дом (арсенал) и Пороховой погреб (эти постройки сохранились до сих пор). Для строительства на кирпич шведы разобрали три православных монастыря Корельского уезда: Коневский Рождество-Богородичный, Троицкий Сенной и Георгиевский девичий Федоровского посада.

Слева — Круглая надвратная башня (Пугачевская башня), построена шведами в 1585 году. Справа — Старый Арсенал 1591 года постройки. Перед Арсеналом — фундамент Кордегардии и солдатской гауптвахты 1790 года, ныне — летняя сцена.

История Корелы переполнена битвами, разрушениями и пожарами. В годы Великой Северной войны произошла последняя осада крепости. 10 июля 1710 года русские войска под командованием генерал-майора Роберта Брюса заняли несколько островов вокруг крепости и построили три мортирные, и пять пушечных батарей. 15 июля приступили к арт.бомбардировке. 8 сентября шведский гарнизон капитулировал и был отпущен в Нейшлот с личным оружием, но без знамен. Трофеями русских стали 55 шведских орудий. В дни празднования освобождения Кексгольма Петр I приказал кузнецам расплющить многочисленные шведские трофейные кирасы — металлические пластины, которые защищали спину и грудь воинов и велел обить ими крепостные ворота. Также, в честь этого события под соборную церковь была переоборудована каменная кирха на Спасском острове. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, праздник которой отмечался именно 8-го (сейчас 21-го) сентября.

Несравненный край Карелии

В 1762 г. Кексгольмская крепость поменяла назначение и стала выполнять роль политической тюрьмы. Одним из первых знаменитых узников был Иоанн VII Антонович, сосланный сюда летом 1762 года. В 1775 году в круглую башню были заключены дети и жёны казненного Емельяна Пугачёва. В июле 1826 года в крепость прибыли участники и организаторы декабристского восстания, в числе которых был и один из близких друзей Александра Сергеевича Пушкина — известный русский поэт Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Следующая остановка на нашем пути — горный парк Рускеала. Он создан на месте карьеров, где на протяжении десятилетий выламывали мрамор. Эту ценную горную породу на левом берегу реки Русколки начали добывать шведы ещё в середине XVII века. После победы России в Северной войне территория Карелии перешла к России. Каменоломни забросили и долгое время о них никто не вспоминал.

Несравненный край Карелии

В 1755 году в Сердоболь (Сортавала) приехал проповедник евангельско-лютеранской веры Самуил Алопеус. Помимо того, что он был хорошим священником, Алопеус интересовался естественными науками, минералогией, изучал геологическое строение Карелии и собрал важную информацию о природе, хозяйстве и населении края. Свои знания и опыт он изложил в книге «Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии». Когда в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга сведения Алопеуса об известных ему залежах различных камней оказали неоценимую помощь специалистам, присланным для изучения работ.

В 1767 году произвели разведочные работы, а уже через год императрица Екатерина II подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц». Рядом с месторождением сразу образовался поселок, куда вместе со своими семьями приехали каменотесы, рабочие и мастера-строители. Началась регулярная разработка месторождения. Глыбы мрамора добывались и разделывались на блоки ручным бурением и «порохострельною работою». Затем камень, смачиваемый водой, разрезался металлическими пилами. Огромные мраморные блоки вывозили зимой на санях конной тягой на пристань и оставляли там до открытия навигации. Весной по Ладоге мрамор везли в Петербург.

Несравненный край Карелии

Цвет рускеальского полосчатого мрамора варьируется от сине-серого, зеленовато-серого, белого до почти черного. Им украшены Исаакиевский собор и Мраморный дворец в Петербурге, Римские фонтаны в Петергофе, Орловские ворота в Царском Селе, колонны Гатчинского дворца и др. архитектурные памятники.

Интенсивная разработка рускеальского месторождения продолжалась до середины XIX века. Потом работы велись ни шатко ни валко и понемногу каменоломни пришли в запустение. После Великой Отечественной войны большая часть выработок оказалась затоплена. Со временем мраморное месторождение превратилось в огромную горнопромышленную свалку. Идея превратить её в природный парк, предложенная карельским краеведом Андреем Грибушиным, сначала казалась совершенно нереальной.

Несравненный край Карелии

Однако нашлись неравнодушные люди и среди них оказался бизнесмен Александр Артемьев. Он стал тем звеном, которого так часто не хватает энтузиастам для воплощения идей. Всей душой влюбленный в Карелию, Александр Борисович отдавал ей все свои силы и мечты. С болью в сердце я узнала, что Александр Артемьев скончался от коронавируса в октябре 2020 года.

Около пяти лет ушло на уборку территории. Из каньона вывозили тонны мусора и металлолома, поднимали затопленную военную технику, очищали дно карьера, смывали со скал граффити. Благодаря слаженной работе и немалым финансовым вложениям вместо запущенной свалки вырос горный парк «Рускеала». Ежегодно, начиная с 2005 года парк принимает более 300 тысяч человек.

Несравненный край Карелии
В парке есть парковка, кафе, сувенирные магазинчики, действуют пешие маршруты. Любители острых ощущений могут прыгнуть с тарзанкой или прокатиться с ветерком вдоль каньона на троллее. Но сигануть в пропасть мне не удалось, так как из желающих испытать экстрим выстроилась длинная очередь. Пришлось ограничиться прогулкой и катанием на катамаране.

Недалеко от бывших каменоломен находятся Рускеальские равнинные водопады. Они расположены на реке Тохмайоки, которую здешние финны за крутой нрав назвали «дурная». Порожистая и шустрая она славится своими бурными водами. Тохмайоки забирает большое количество воды из болот, богатых органикой и железом, поэтому вода в реке имеет темно-коричневый оттенок. Карелы издавна называют реку Русколкой, то есть рыжей. На своем пути она образует перекаты, протоки и имеет множество водопадов. Рускеальские водопады назывались по-фински Ахинкоски, что означало «пороги водяного» или «окуневый порог».

Несравненный край Карелии

Небольшие по размерам и высоте водопады состоят из 4 каскадов и интересны не только цветом, но и чрезвычайно живописной местностью.

Свою популярность водопад обрёл после выхода на экраны фильма «А зори здесь тихие…». Иногда экскурсоводы забывают упомянуть, что практически весь фильм снят в Сямозерье, в деревне Сяргилахта и лишь отдельные эпизоды снимали возле Ахинкоски. Место, где в широком разливе реки купалась одна из главных героинь фильма Женя Комелькова, привлекая на себя внимание фашистов, теперь именуют «Женькин плёс».

Несравненный край Карелии

Водопад Ахвенкоски показан и в фэнтезийном триллере фильме «Тёмный мир». В качестве декорации на берегу построили из бревен избушку ведьмы. Она органично вписалась в окружающий ландшафт и так тут и стоит.

Территория около водопадов хорошо облагорожена. Проложены дорожки, есть экскурсионная тропа, деревянные скульптуры.

Несравненный край Карелии

Над бурлящими рыжеватыми потоками протянуты подвесные мостики.

Уже поздно вечером мы приехали в Сортавала.

Памятник знаменитому рунопевцу Петри Шемейкке в городе Сортавала

Заселились в отель, успели до темна поздороваться с Ладожским озером и прогуляться по набережной. Утром нас ждала долгожданная встреча с Валаамом. Самый быстрый способ туда добраться, это, конечно, метеор. Дорога по воде занимает минут 50 в одну сторону.

Несравненный край Карелии

В ясную погоду очертания Валаама видны издалека. Он появляется в синеющей дымке прозрачных озёрных вод, блистающих под солнцем и кажется единым большим островом. На самом же деле Валаам — это целая россыпь больших и маленьких островов.

Нас встречает скалистый берег, вековые ели и сосны. Нетронутая, почти первозданная природа Валаама вдохновляла на творчество художников и поэтов, писателей и композиторов. Художники-пейзажисты Клод М.К., Шишкин И.И., Куинджи А.И., Гине А.В., Джогин П.П., Васильев Ф.А., Балашов П.И., Рерих Н.К. посвятили Валааму свои шедевры.

Несравненный край Карелии

Как символ духовной жизни, на вершине горы возвышается Спасо-Преображенский собор, устремленный в небо всеми своими светло-голубыми куполами. Это не только главная культовая постройка монастыря, но и архитектурная доминанта всего архипелага.

У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Некоторые утверждают, что начало Христовой веры на острове положил апостол Андрей Первозванный. Просвещая скифские и славянские земли, он отправился на Север, на Валаам, где ниспроверг идолов, разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест.

Памятник святому апостолу Андрею Первозванному на горе Фавор близ святых врат в монастырь

Церковные историки связывают основание монастыря с именами преподобных Сергия и Германа. Греческие священноиноки прибыли на Русь в XIV веке вместе с первыми православными миссионерами. Созданный ими монастырь стал широко известен на Руси. К исходу XVI столетия в обители жило более 600 монахов, строивших здесь скиты, возделывавших землю и постепенно обживавших остров. Сюда шли люди из самых отдаленных уголков, дабы принять постриг.

Несравненный край Карелии

Своего наивысшего расцвета монастырь достиг в середине XIX в. Хозяйство тогда было поставлено на широкую ногу. Монастырь не только полностью обеспечивал продуктами сам себя, но и считался крупнейшим сельскохозяйственным центром всего севера России. Монахи на полях выращивали рожь, пшеницу и ячмень, а в озерах разводили ценные породы рыб.

Несравненный край Карелии

В разное время Валаамский архипелаг находился на территории России, Швеции и Финляндии. В 1940 году, после советско-финской войны Валаам вошел в состав СССР. Монастырская братия была эвакуирована в глубь Финляндии. В 1944 г. в монастырских кельях поселили людей; были устроены школа боцманов, почта, больница, детский сад. После 1945 г. на острове начал действовать Дом инвалидов Великой Отечественной войны. Для Валаама началась новая суетная и хлопотливая жизнь: без церквей и службы, без колокольного звона и молитвы.

Возрождение монастыря началось в 1989 году, когда на острове поселились шесть монахов. С каждым годом их становилось все больше. Сегодня Валаамский монастырь вновь переживает расцвет: заново отстроены храмы, скиты, монастырские здания. От построек побежали тропинки, пролегли мосты через заливы, на перекрестках дорог встали часовни и поклонные кресты.

Несравненный край Карелии

При монастыре действуют пекарня, молочная ферма, рыборазводный завод, плодоносят фруктовые деревья и ягодные кустарники. В садах растут груши, сливы, вишня, крыжовник, смородина и малина. В парниках выращивают огурцы, помидоры, дыни, арбузы и даже ананасы. Поразительно, что стремление братии «отрешиться от мира» сочетается с желанием принести в него все накопленные в мирской жизни знания. Под монашескими рясами бьются живые сердца и ничто не смогло убить в них радости и горячего желания видеть плоды своего груда.

Насельники Валаамского монастыря придали природному комплексу дополнительную прелесть. Они высадили здесь дубы, клёны, ясени и липы, туи, пихты и сибирские кедровые сосны, кусты сирени. Радуют глаз выращенные заботливыми руками монахов разнообразные цветы и ухоженные аллеи.

Несравненный край Карелии

Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения СанктПетербургской консерватории, ее преподаватели помогают монахам изучать древнее знаменное пение Руси. С огромным удовольствием мы послушали небольшой 20-минутный концерт, в программе которого кроме духовных песнопений были народные и казачьи песни.

После обеда в трапезной мы оторвались от группы и с надеждой побыть в тишине помчались к Никольскому скиту. Он находится в 1600 метрах северо-западнее острова Валаам на Никольском острове, отделенном от главного монастырского комплекса пятью проливами. Остров был освоен монахами еще в XVIII веке и тогда назывался Крестовым. Здесь стояли рыбацкие избы и поклонный крест. Позже крест заменила деревянная часовня, посвященная покровителю мореплавателей Николаю чудотворцу. Она имела окна по четырем сторонам света, и в темное время суток или в период туманов в часовне оставляли зажженный фонарь, служивший маяком.

Несравненный край Карелии

В 1809 году вместо деревянной была поставлена каменная Никольская церковь, после чего остров получил свое нынешнее название. В Никольском скиту обитало около 12 человек монашеской братии. Они занимались рыбной ловлей, осуществляли таможенный досмотр, изымая у прибывших «грешное курево» и спиртные напитки.

В 1858 году часовню разобрали и на её по проекту архитектора А. М. Горностаева возвели церковь. В храме еженедельно совершалась Божественная Литургия и ежедневно в поминание живых и усопших читали Псалтырь. Поэтому в 1858 г. по плану Горностаева для священнослужителя и братии на острове построили двухэтажный келейный корпус с «древнерусским» крыльцом.

Несравненный край Карелии
Никольскую церковь по праву можно считать одним из самых замечательных сооружений на острове Валаам. На фоне насыщенно-синих вод Ладожского озера белоснежный храм выглядит легким и изящным.

Внутри церкви сохранились многие прекрасные росписи, сделанные валаамскими мастерами: «Тайная вечеря» в алтарной части, изображения евангелистов и Иоанна Богослова и, конечно, сцены из жития святителя Николая.

Несравненный край Карелии

Возле Никольской церкви удивительно спокойно. Изредка тишину нарушает гортанный крик чаек, да пение птиц. В зеркальной водной глади отражаются деревья и плывущие вдаль облака. Шелестит в кронах деревьев ветер. Можно бесконечно долго любоваться этим чудесным уголком. Недаром кроме православной жизни, архипелаг привлекает туристов своей первозданной природой. Здесь, среди озёр, скал, островков, бухточек и необъятных просторов люди находят особую веру и красоту.