Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 9:52

Верона — Италия Март 2015

… После выверенного до минуты «стыковочного» забега по Риму (о том, что удалось увидеть, надеюсь, как-нибудь расскажу), казалось бы, самое то упасть в кресло самолета, закрыть глаза и отключиться…

Но, от Рима до Вероны лететь около часа, высота небольшая, смотреть в иллюминатор, похрустывая (спасибо Алиталии) вкуснейшими сухариками с розмарином до чертиков интересно! Невысокие горы, озеро — кто бы знал тогда, «благодаря» чему в марте 20-го окажусь я в городочке на его берегу… Море — хоть с небес полюбоваться им … Квадратики распаханных полей…

Ой, а что это за цветы они тут выращивают в таких количествах?! Длинные-длинные полосы ярко-розового цвета! Да еще в соседстве с нежной зеленью травы! Картина! Пока ломала голову, самолет начал снижаться, и «цветы» превратились в кусты, а потом и вовсе в деревья))). Да это же миндаль! Город, окруженный полями цветущего миндаля — неплохо!

Аэропорт Вероны показался каким-то дачно-домашним: небольшой, уютный, никто никуда не бежит. До города, вернее до ж-д вокзала Stazione Porta Nuova можно добраться на автобусе Aerobus. Дорога занимает… 15 минут! Везде бы так!

До пьяцца Бра (наверное, самой известной площади Вероны) от вокзала вполне можно дойти пешком опять же минут за 15, если бодро, за 20 — глазея по сторонам. Корсо Порта Нуова понравилась с первых шагов: приятно идти по отполированным мраморным плитам тротуаров, радоваться анюткам на клумбах, фонтану с огромным якорем, симпатичным ресторанчикам, уговаривая себя подождать и не извлекать сразу же из сумки фотик. И напрасно, кстати! Потом так и не запечатлела тот якорь, уже не до него было))).

Обзаведясь Верона-кард (http://www.veronacard.it) — окупается стопроцентно — можно кататься до и от вокзала на автобусах: туда — на любом, что останавливается на площади; от вокзала 11, 12, 13 и еще парочка, схема транспорта на автостанции есть.

И вот уже в конце улицы показались две зубчатых арки ворот, бывших когда-то частью городской стены, построенной в конце 14 века. Выхожу на пьяцца Бра и глазам своим не верю: ВСЯ ПЛОЩАДЬ УТОПАЕТ В ЦВЕТАХ! Кажется, я уже люблю этот город: мало того поля из миндаля вокруг него, так еще и встречают охапками цветов!

Verona Mio Fiore

Verona Mio Fiore — вот как это называется! Весенний цветочный фестиваль! Еле убедила себя не шагать с чемоданом от одного красочного уголка к другому, а найти для начала отель))).

Думаю, подавляющему большинству Верона известна прежде всего как место действия шекспировской трагедии, про «Дом Джульетты» слышал, полагаю, каждый. Любителям оперы, конечно же, знакома «Арена ди Верона». Пожалуй, и все, если навскидку…

Судя по количеству граждан, выстаивающих длинную очередь к статуе бедняжки Джульетты во дворе якобы дома Капулетти (ну что за дикий обычай тереть ее грудь?!), многие пребывают в абсолютной уверенности, что больше в городе и смотреть нечего … А ведь здесь столько всего кроме!

У меня было не так много времени, и я просто терялась, как умудриться побывать везде, где хотелось бы! Да еще цветочный фестиваль! Любоваться вдруг расцветшей пьяцца Бра поскакала я в первый же вечер, и, между прочим, в свете фонарей все смотрелось ничуть не хуже, чем днем. Кое-где и свечи были зажжены. РомантИк…

Verona Mio Fiore

Утром, несмотря на длиннющий списочек must-see, конечно же, снова первым делом оказалась на площади: букеты, цветы в горшочках, пасхальные композиции и целые кусты в вазонах! Вот бы парочку гортензий прихватить с собой! Даже бугенвиллеи тут были!

Verona Mio Fiore

А еще обнаружила ажурную беседку с «люстрой» из белых свечей, белых цветов, и чего-то вьющегося!

Да и помимо цветов здесь столько всего интересного: пряные травы, мед, сыр, вино, вышитые скатерти-полотенца… Кстати, сквер с мощными ливанскими кедрами и фонтаном Альп и сам по себе очень приятное местечко! …

Verona Mio Fiore

Сложная была задача заставить себя все же прервать хождение по цветочному кругу и направиться к первому «пункту обязательной программы» — Chiesa di San Fermo Maggiore. Вообще говоря, в Вероне целых четыре больших собора, каждый из которых по-своему хорош: San Fermo, Santa Anastasia, Кафедрал и San Zeno. Увы, в последний я так и не успела…

Церковь в честь святых мучеников Фермо и Рустико стоит почти на берегу Адидже — реки, огибающей всю старую часть города. Сан Фермо и снаружи смотрится великолепно — краснокирпичная с отделкой из кирпича белого, местами кажется, будто кружевных фестонах! Устремленная вверх, с изящными башенками.

Verona Mio Fiore

На входе купила веронскую карту (20 евро на 72 часа), получила буклет с описанием церкви на русском языке (еще один «зачёт» городу!), и тут же уставилась на потолок: фресок и росписей на нем нет, но это что-то: сделан в форме корабельного киля, украшен изображениями более чем 400 святых (резьба по дереву, конечно же) — очень необычно!

А еще здесь есть нижняя, совсем уж древняя церковь, неожиданно светлая и какая-то нежная…

Verona Mio Fiore

Вот только выставка непонятных фигур перед алтарем в церкви верхней порядком шокировала… Продвинутый народ католики! Даже не представляю, как ТАКОЕ могло бы не то что внутри, но хотя бы рядом с православным храмом появиться…

От Сан Фермо к непременной в городах северной Италии пьяцца делле Эрбе удобнее всего идти по виа Каппелло, и коли уж у меня в кармане веронская карта, по которой вход и в «Дом Джульетты» бесплатный, захожу и сюда тоже. Быстренько минуя переполненный народом двор.

Если картой не обзавелись — даже и не знаю, идти ли: смотреть в том доме, вообще говоря, нечего. Комнаты почти пусты, разве что увидите кровать а-ля давние времена, и сможете отправить электронное послание героине Шекспира с диковинного терминала из малость ржавого металла))).

Но — для меня открытием стало то, что дом по сути дела настоящий небоскреб — этажей пять точно есть! А еще интересным показалось, что где-то на уровне третьего этажа есть нечто вроде двориков-галерей для прогулок. Снизу этого не увидишь, только из окон дома.

Веронская пьяцца делле Эрбе не так и велика, да еще часть ее занята сувенирным рынком. До поездки в Падую ругалась я на его зонтики очень — весь вид портили! Но после Падуи этот рыночек уже на нервы не действовал вовсе… Тут хотья бы чисто и нет ящиков с подгнившими помидорами.

Verona Mio Fiore

К тому же повезло: в Пальмовое воскресенье удалось увидеть площадь и без лотков и зонтиков. Конечно, БЕЗ — лучше! Разумеется, лев Св. Марка красуется и тут. В 1405 году правящую семью Скалигеров отстранили от власти, и Верона была аннексирована Венецией.

Скалигеры были той еще семейкой — сказочно богаты, щедры к тем, кого любили, но при этом страдали неврозами и были склонны к братоубийству. После их свержения город на 300 лет обрел спокойствие и изобилие под крылышком Венеции. Беломраморный лев в синем небе смотрится очень даже! Фигуры Юпитера, Аполлона, Венеры, Минервы, Меркурия и Геркулеса на краю крыши самого нарядного на площади палаццо Маффеи — тоже.

Verona Mio Fiore

Слева от него — башня дель Гарделло (Часовая башня), увенчанная гибеллинскими зубцами. Но доминантой площади, и даже двух площадей (соседней пьяцца дей Синьори тоже), конечно же, является Торре дей Ламберти. Известна она также как «Башня с колоколами», построена в 12 веке веронской семьёй Ламберти. Высота ее 83 метра, это самое высокое сооружение в городе и сейчас.

По веронской карте вход на смотровую площадку бесплатный, за лифт — 3 евро. Я честно карабкалась ввысь пешком, а вот вниз спустилась на лифте: никто никакие билеты не проверял!

Мне посчастливилось оказаться наверху в Пальмовое воскресенье — зонтики с площади Трав исчезли, зато появился рояль! Народ стоял в кружочек возле него и слушал легкую классику — хорошо… А поскольку забралась я сюда, обегав почти весь город, то было приятно узнавать уже знакомые церкви, площади, оценивать расстояния, которые накануне осилила… Да и просто всматриваться вдаль, любуясь панорамой.

Verona Mio Fiore

На пьяцца дей Синьори проходишь через две арки: под сводом первой висит кость кита (она так и называется Арка Кита), а к своду второй когда-то крепились орудия пыток, к счастью теперь их нет. Эта площадь, в отличие от делле Эрбе, гораздо строже и тише, в центре — памятник Данте, которого Скалигеры приютили в Вероне после того, как поэт был изгнан из Флоренции.

С пьяцца дей Синьори можно попасть во внутренний двор Палаццо Коммунале, с эффектной лестницей в готическом стиле, называемой Лестницей Разума. Не иначе поэтому туристы любят на ней фотографироваться, авось того самого разума и прибавится))).

Нырнув в одну из арок, неожиданно оказалась на еще одной площади — Независимости — с памятником, конечно же, Гарибальди, но уж точно не памятник мне здесь приглянулся (хотя «выражение лица» у коня забавное): здесь так тихо и зелено! Кедры, пальмы, какие-то кусты вечнозеленые.

Просто так заглядывать в арки — непременно, что-то симпатичное отыскивается почти всегда:

Verona Mio Fiore

Неподалеку и весьма известные арки Скалигеров — готические надгробия трех представителей рода, но мне гораздо больше этих странноватых сооружений понравилась изящная металлическая сетка их ограждения. Уверяют, что она невероятно легкая и невероятно прочная: видимо так и есть — столько веков продержалась! Каждое её звено сделано в форме маленькой лестницы из пяти ступенек: намек на то, что первый из Скалигеров либо делал, либо продавал лестницы.

Арки находятся рядом с совсем небольшой церковкой Санта-Мария Антика (что значит «древняя»), и ведь правда древняя — 8-го века! И очень уютная. Мне же запомнилась встречей с двумя пожилыми монахинями. Уж не знаю, чем моя персона привлекла их внимание, но поинтересовались по делам ли я здесь или отдыхаю, откуда приехала, ахнули, что аж из России, и с таким светлыми улыбками пожелали всего самого доброго, что было ой как приятно…

Оказалось, что в Вероне есть переулок Кота — vicolo Gatto… Обнаружила его по пути к церкви Святой Анастасии. Симпатичный такой переулочек: вывеска остерии, фонари, ставни… Жаль вот только нет никакой таблички про неведомого миру Gatto))). Чем-то ведь он славен?!

Кстати, праздношатающихся котов в городе вообще замечено не было. Также, впрочем, как и собак, зато бобиков хозяйских — изобилие! Ухоженных, балованных, обожаемых!

Св. Анастасия — самая большая церковь Вероны. Строилась с 13-го по 16-й века, итальянская готика… Никогда я не видела такой светлой, легкой, летящей готики! И, думаю, не увижу… Потому что просто не может быть повторения ТАКОГО … Свет будто отовсюду струится… Нежнейшая, с цветочными мотивами, роспись сводов — поднимаешь голову, и, кажется, идешь (или уже паришь?) под сенью какого-то райского сада…

Здесь тоже на входе вручают брошюру с описанием на русском, и поначалу пытаешься добросовестно вникать в описание каждой из капелл, но вскоре голова кругом от перечисления имен художников и святых, и хочется просто вбирать в себя красоту, не думая ни о чем …

Verona Mio Fiore

Особенно прониклась я капеллой дель Розарио (Мадонны с четками): такие очаровательные мраморные херувимы встречают вас на входе в нее! Конечно же, никто не проходит мимо двух здешних водосвятных чаш в виде горбунов, уверяют, что до горба надо непременно дотронуться «на удачу». Прикоснулась))) Хотя то, что я побывала здесь и видела этот всепроникающий свет — уже удача…

А на улице тоже всюду свет и солнце! Так хорошо просто идти по городу, обнаруживая неожиданно зеленые дворики, интересные дверные ручки, балконы… Ошалев от обсыпного бело-розового великолепия цветущей магнолии фоткать и фоткать, и надолго задержаться на берегу Адидже: виды на холм Св. Петра, на Понте Пьетра, на Сан-Джорджо — не оторваться.

Verona Mio Fiore

В Сан-Джорджо не успела… А там Тинторетто и Веронезе…

На одной из улочек даже постояла в обнимку с цветущим кустом сирени — в конце марта! Правда, он был в кадке у цветочного магазина))).

Совсем недалеко от Понте Пьетра находится кафедральный собор Вероны. Вход в него охраняют два диковинных зверя. Где-то прочитала, что это грифоны, но никаких крыльев у зверюг нет))). Внутри — дай бог силы воспринять очередное изобилие сокровищ… Полукруглое обрамление алтаря с колоннами (кстати, похожее было в Сан-Фермо, только гораздо меньше), а в самом алтаре — выставка картин к грядущей Пасхе, к счастью вполне традиционная, а не как те фигуры в Сан-Фермо))). И пожалуйста — заходи в алтарь, смотри, фотографируй…

Verona Mio Fiore

Дело было к вечеру, народ уже собирался на предпраздничную службу. Повсюду в храме вазы и корзины с оливковыми ветвями…

Над городом начинался перезвон колоколов… Под эти колокольные мелодии (а это были именно мелодии!) шла я снова по набережной Адидже, направляясь к садам Джусти, вовсе не уверенная в том, что мне туда надо… Читала, что особых красот там нет, и что 7 евро за вход зверски дорого. Ну, мне-то с Верона-кард «всего» 5, зайду все же!

Цветов здесь и правда не найдешь, если только вот сейчас, ранней весной: белоснежная вуаль мелких звёздочек на каких-то кустах, да дикие маргаритки на газонах.

Verona Mio Fiore

Но кипарисы и затейливые узоры из самшита очень хороши — всюду чуть смолистый аромат, птички поют, а людей почти нет… Сады были основаны в 1570-х годах влиятельной семьей Джусти, один из потомков которой и сейчас является их совладельцем. Из нижней части садов можно подняться вначале на среднюю террасу, откуда уже открывается замечательный вид на город, а потом, по винтовой лестнице в башне — на верхнюю.

Verona Mio Fiore

Здесь, на самом краю террасы, множество скамеек: сиди, дыши, слушай колокола и любуйся панорамой… За полчаса, проведенные здесь, замечательно отдохнула!

А внизу, у пруда, внимание привлекли две черепашки: одна из них лихо колотила лапами другую по голове — сроду не видала дерущихся черепах!)))

До родного отельчика из садов Джусти дошагала за… полчаса! А ведь думала ехать на автобусе, казалось, что очень далеко! Небольшой город Верона, но от впечатлений уже голова дымилась!

И все же, передохнув, вечером этого дня умудрилась еще добраться до Кастельвеккио и знаменитого моста Скалигеров, ошеломляющего количеством и мощью гибеллинских зубцов. Кстати, в моей голове, благодаря вычитанному где-то сравнению формы этих зубцов со взмахом крыльев орла (т. е. с императорским гербом!) наконец «устаканилось» отличие их от зубцов гвельфских, которые имели вид квадратный или прямоугольный, что больше походило на папскую тиару. «Ласточкины хвосты» голове не очень помогали, а вот «орлиные крылья» сработали! Как раз поэтому итальянцы, строившие московский Кремль, и выбрали зубцы гибеллинские: Папа к нам уж точно никакого отношения не имеет!

В замке ждала прямо-таки «засада» из бдительных смотрителей: мне-то нужно было всего лишь прогуляться по крепостным стенам, посмотреть на город с высоты, ан нет! Только пытаешься проскочить мимо, бегом на лестницу, как тебя отлавливают: синьора, вам не туда, в залы музея прямо! Утешало, что таких несознательных «страдальцев», делавших вид, что хоть как-то смотрят на картины и фрески (может они и стоят того, но уже перебор был по фрескам!), было человек 10, не я одна. Кончилось тем, что на очередном «витке» я с опаской подходила к лестнице, испуганно поглядывая на пожилых синьор — разрешат или нет?! Слава тебе господи, вырвалась, наконец, на волю!

Verona Mio Fiore

Виды со стен замка хороши, но с моста ничуть не хуже, так что можно было не мучиться в музее, а сразу топать на мост. Надо сказать, попала я сюда вовремя: на закате… Небо выдало такую феерию красок!

Verona Mio Fiore

Главное было не сверзиться в фотографическом упоении с узкого пятачка между двумя зубцами одной из верхних площадок моста)).

Verona Mio Fiore

Гулять по Вероне вечерами мне нравилось невероятно… Уже никакой суеты, мягкий свет фонарей, Торре дей Ламберти, с полной Луной над ней, просто шедевр!

Verona Mio Fiore

На центральных площадях и бутиковой виа Маццини будто вечный праздник — народ лениво фланирует, разглядывая витрины, и не только туристы, судя по множеству бобиков в нарядных шлейках.

Verona Mio Fiore

А чуть в сторону — тишина, почти никого…

Verona Mio Fiore

А до чего витрины притягательны, предпасхальной милотой в том числе:

Вечер прощальный выдался невероятно теплым — в десятом часу плюс 18! По Понте Пьетра, под шум весенней, а потому бурной Адидже, перешла на левый берег, поднялась на холм Святого Петра… И забыла обо всем надолго…

Verona Mio Fiore

Весь город перед вами с этой высоты… Еще догорает закат и уже зажигаются огни… (В голове звучало «Ах этот вечер, лукавый маг…«) Лиловые сумерки сменяет бархат южной ночи … В небе — крупные, яркие-яркие звезды… Робко пробуют свои «скрипочки» цикады, наверное, еще не верят, что зима закончилась… Влюбленные, ауууу! Вот где нужно быть вдвоем, а не в непонятном дворике Джульетты… Вот где романтики через край!..

Verona Mio Fiore

Долго-долго сидела я на парапете над обрывом, любуясь ночной Вероной, перебирая в памяти события прошедших, пусть немногих, но таких наполненных дней… Verona, mio fiore…