Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Турция. Титрейенгель. Февраль в Титрейенгеле, или первый опыт отдыха в «пятерке» (21.02.2021–04.03.2021). Часть 2

Титрейенгель, Сиде — Турция Февраль 2021

Подробный отзыв об отеле «Port River Hotel & SPA»

Часть 1 (Титрейенгель)

ПОЕЗДКА В СИДЕ. АНТИЧНЫЙ ГОРОД

С утра небо, радовавшее весь отпуск своей безоблачностью, покрылось жемчужно-розовыми тучками. Наконец-то, пришло время ехать в Сиде, на встречу с любимым Антиком, Античным городом. Я, обещавшая ему вернуться почти ровно 4 месяца назад, по сути, благодаря ему и попала в наш милый сосновый Титрейенгель, с надеждой, что мы обязательно съездим в Антик.

Удачно подошла маршрутка (долмуш) № 11, стоимость проезда 5 лир с человека или 1 доллар (1 евро). Ехать всего минут 15. Мимо дивных заповедных мест: сосновые леса вдоль дороги с редкими вкраплениями отелей. Буйная южная природа, темные чащи, тонкие иглы сосен с темными шариками шишек — какая же здесь красота! Конечная остановка — автовокзал. Отсюда же будем возвращаться обратно.

Выйдя из долмуша, жмурюсь от солнца и удовольствия. Милый Сиде! Все-таки, как удивительно приятно и комфортно возвращаться в уже знакомые места. Идти по уже ставшими привычными улицам, видеть запомнившиеся еще с прошлой поездки пейзажи: здания, пальмы, парки. Давно позабытое чувство, которое я испытывала много лет назад, когда мы ежегодно возвращались в Витязево. Иллюзия — словно никуда и не уезжали, будто наш отдых продолжается бесконечно с по недоразумению странным перерывом на родной город и рабочие будни. Впрочем, такое же чувство я испытывала, когда возвращалась в Шарджу и в Питер. Дом, милый дом! Действительно, словно домой вернулась. Теперь понимаю, почему Турцию в шутку называют «русской дачей». Согласна, по уровню комфортности, уютности, знакомости, привычности наш прелестно-солнечный Сиде можно с уверенностью сравнить с возвращением в «отчий дом».

И вот мы уже идем такими знакомыми улицами древности. Знакомыми просто до слез. Античный город непривычно пустынен. Даже по сравнению с прошлым октябрем. Вышедшие вместе с нами люди быстро остались позади. Мы-то уже знаем, куда идти. Просто странно — в прошлый раз мы ходили в Антик чуть ли не каждый день, открывая его для себя понемножку, по чуть-чуть, все время узнавая что-то новое. А здесь обошли практически весь Старый город (все знаковые объекты) за какой-то час. Но каким прекрасным был этот час!

Запомнить. Вдохнуть. Запечатлеть. Собрать мозаику — ощущения, пазлы — воспоминания. Еще раз — теперь, весенним днем — одним из первых. Добавить в коллекцию к картинкам октябрьского Антика. Которые, впрочем, не забыты — навсегда в моем сердце. Мартовские — теперь будут тоже.

Терракотовые ворота Веспасиана (1 век нашей эры) на фоне голубого неба в лебяжьем пухе белых облаков, как портал в прошлое.

В музей Сиде с его потрясающей коллекцией античных скульптур мы почему-то снова не идем. Наверное, подсознательно я все время оставляю что-то на потом. Чтобы была причина вернуться.

Центральная улица Колонн с разновысотными колоннами без капителей и чередующимися с ними узорчатыми надгробиями — зовет, приглашает окунуться в историю.

Слева, там, где сердце, — грандиозный Античный амфитеатр (2 век нашей эры). Его мощные стены, скрывающие полукружья трибун и спускающиеся к арене древние ступени, тоже — в самом сердце («А, помнишь, как мы в октябре, 21 числа ходили в Амфитеатр?»).

Я иду и улыбаюсь. Я трогаю ладонями холодные камни, обнимаю колонны. Антик, я обещала, я вернулась!

Народу ни души. Ни единого туриста! Сегодня Античный город только для нас. Древние камни под синим небом марта. Зелень листвы и ломаная геометрия подстриженных и облетевших деревьев. Март в пустынном Старом городе — лучший подарок на предстоящий женский день.

Идиллию нарушают лишь многочисленные машины, раскатывающие по узким мощеным улочкам торгового квартала, да местное население, видимо, готовящее свои лавочки к предстоящему летнему сезону. Но в этот момент реальность раздваивается. И я уже не слышу и не вижу этих шумов настоящего. Я полностью погружена в прошлое. Я наблюдаю Старый город таким, каким он мог быть когда-то давно, много веков назад, во всей его грандиозной античной красоте. Или — несколько десятилетий (когда только начали люди возвращаться в покинутый Сиде, строили свои изумительные домики, формирующие торговые улочки). Я — совершенно в том далеком времени (магия Антика?). Это как свидание — романтичное, только вдвоем наедине. Я и ты. Милый Антик! Мы снова встретились. Мы снова вместе!

Я там — среди руин древнего города, бреду мимо игрушечных домиков с дивными балкончиками. Идем по набережной, где из-за углов хитро улыбаются кошки — духи-хранители Антика или души прошлых людей.

А внизу шумит море. С рокотом накатывает на обнажившиеся камни — плиты побережья. Небо над морем темнеет. Становится низким и сизым. Стихия и древность — вот, пожалуй, что больше всего я люблю!

Порт— он тоже из тех, древних времен. Тихий и безлюдный. Мачты кораблей еще не пробудились от пиратских песен весны.

Непременный памятник Мустафе Кемалю Ататюрку.

Убегающие вдаль и ввысь торговые улочки. Каждая улица — как река времени, помнящая, запоминающая все, что было, все истории. Мы здесь ходили в октябре — мы тоже запомнились улочкам, мы — в хрониках древнего Сиде.

Все-таки удивительное это чувство — ходить по руинам только вдвоем. Втроем — Антик наш проводник. Да, нам несколько раз встречались туристы — парами и целая группа. Но едва мы подходили к самым лучшим, красивым местам — так сразу куда-то все чудесным образом испарялись. Магия Антика?

Знакомый дом. Я уже знаю, что будет через пару шагов.

Как только мы завернем за угол. Колонны храма Аполлона (2 век до нашей эры). Это нечто потрясающее! Потрясающее само по себе. Еще более потрясающе, что перед нами уникальная возможность увидеть храм совершенно безлюдным! На фоне синего неба и кажущихся миниатюрными фигурок гривастых пальм.

И мы — совершенно одни, только вдвоем. Даже не главное — вдоволь нафотографироваться (не зря же я надела свое дивное синее платье в горох — еще с прошлой поездки поняла: к Антику в гости надо приходить непременно нарядной). Вот это потрясающее ощущение безлюдности, тишины, эта удивительная возможность дотронуться до солнечно-розовых колонн ладонью, сохранить в памяти — тактильном ощущении их многовековую шершавость — именно это сейчас важно.

Наедине с историей. Наедине с вечностью. Погода дарит нам калейдоскоп красок, настроений и цветов. Антик словно старается меня удивить и очаровать. И ему это вполне удается.

Плутаем среди камней. Руины — здания. Полумрак, прячущийся в древних стенах. Камни, камни. В каждом камне — память — мудрость.

По ступенькам поднимаюсь на пьедестал — наверху что-то вроде импровизированного «кресла». В прошлый раз муж на нем фотографировался — Цезарь. Сегодня — я — Клеопатра.

Государственная Агора (2 век нашей эры). Мое любимое место Античного города. Сердце начинает стучать сильнее. Административный центр города, главная торговая площадь, крупнейший невольничий рынок — все это сегодня с приставкой «бывшие». Но я-то — там, в другом измерении, в иллюзиях — фантазиях прошлого.

Каменные узоры древних надгробий, изящность и мощность колонн — и снова мы только вдвоем. Небо, снова хмурое, предгрозовое, накрывает мягким, рыхлым куполом площадь, нависает над стеною с колоннами, над осколками мрамора с оживающими (так искусно выполнены!) цветами, листьями, ракушками. Как же здесь тихо! Величественная, грандиозная красота — красота древности, красота истории.

А потом мы уходим в дюны. Собираем лавровый лист (ароматный, жаль, снова мало набрали, но ведь скоро опять вернемся, правда?). А с высоты песчаных холмов открывается ошеломляющий вид на древний город на фоне синих гор, сливающихся с сизыми, набухшими скорым дождем тучами. История оживает…

Мы идем по старинным плитам — дороге времени. Колонны охраняют покой древности и память истории. Зелень, не тронутая зимой, оплетает старинные руины.

На пригорке — беленькие цветочки. Антик дарит мне свой милый букет.

Боже, как же здесь чувствуется весна! Пышная южная природа уже давно проснулась, ожила под высоким мартовским небом. И я ожила. После нашей долгой морозной зимы. Иду и улыбаюсь. Спасибо, милый Антик, за чудесную прогулку!

Возвращаемся из иллюзий — воспоминаний, фантазий, преданий и непридуманных, вычитанных где-то, когда-то историй в мир настоящий. Гуляем по Сиде — такому милому, знакомому, безлюдному. Тихому-тихому Сиде для интровертов, то есть, как раз для нас. Заходим в полюбившиеся с прошлой поездкиторговый центр «Sali Pazari» и маркет «Migros Jet» — без покупок из них не уйти. Жаль, у «Уральцев» ограничения по весу багажа, а то бы купили побольше баклажанов, чая, оливок, кофе, да и в текстильном отделе подольше бы позависали (вот, на что я не люблю шоппинг, а здесь, кажется, могу гулять до бесконечности!).

Видим цветущее дерево и оранжевые апельсины среди зеленой листвы.

Ах, я, наконец-то, увидела те самые знаменитые апельсиновые деревья, радовавшие своим искрометным позитивом на фотографиях «зимних» туристов. Можно, сказать, из-за них я и решилась на эту несезонную февральско-турецкую авантюру. Но в нашем Титрейенгеле нет апельсиновых деревьев, только сосны. А в центральном Сиде — есть! И мы их еще увидим, много-много, целые плантации, правда, на обратном пути в аэропорт. И я тогда подумаю: февраль в Турции определенно стоит того, чтобы приехать.

Заглядываем в любимый парк «Yavuz Gokmen Park» со скульптурами — античными нимфами с цветами вместо голов. Отсюда до нашего октябрьского отеля «Selenium» всего-то минуты 2. Боремся с желанием пойти проведать. Но не надо — у нас другая история, про «Port River Hotel & SPA» и февраль в Титрейенгеле. У каждой истории должны быть свои герои.

Вернувшись на автовокзал, больше часа ждем долмуш № 11 до Титрейенгеля (стоимость проезда такая же, как и в Сиде). Так и не поняли, как часто он ходит. Кто-то на остановке сказал: раз в 2 часа. Кстати, когда приехали в Сиде, водитель назвал нам время, когда он поедет обратно в Титрейенгель, но мы, конечно, не придали этому значения, не торопились особо, гуляли в свое удовольствие. Я почему-то решила, что долмуш ходит хотя бы раз в полчаса. Может, в сезон это и так. Может, мы просто под обед попали.

Накрапывает дождь. Расходится сильнее. Антик словно не хочет со мной прощаться. Плачет, расставаясь. Мы непременно увидимся снова! В любом случае — я не знаю, сколько в моей жизни еще будет античных городов, но Античный Сиде навсегда останется самым любимым.

02.03.2021.

* * *

Я смотрю на полукруг бархатно-черного, в мелких редких точечках далеких звезд неба, очерченный аркой — сводом балкона. И точно знаю, что на немой вопрос этих южных, по-мартовски крошечно-холодных звезд теперь с уверенностью могу ответить утвердительно. Уезжать легче, когда ты точно знаешь, что вернешься.

А теперь, после нашей четвертой поездки в эту удивительную, многогранную, красивую, уютную и очень комфортную страну, я точно знаю, что окончательно влюбилась в Турцию и непременно сюда вернусь. Точнее, пожалуй, буду возвращаться сюда снова и снова, пробуя разные виды отдыха, открывая для себя новые места. Турция достойна любви. А главное, на вашу любовь она непременно ответит взаимностью. Теперь я — хронический турколюб. Турция — love forever!