Турист Татьяна Т (tia2711)
Татьяна Т
была 6 апреля 2017 22:15

Чебоксары — Россия Август 2010
Чебоксары - жемчужина Поволжья

Как правило, здесь путешественники пишут о странах и городах, которые посетили. Я хочу написать об экскурсии по своему родному городу. Может кого-то мой рассказ не оставит равнодушным и захочется посетить наш славный город- жемчужину Поволжья- Чебоксары.

Чебоксары - жемчужина Поволжья

Взгляду тех, кто впервые попадает в Чебоксары волжским путем, первым делом открывается город-гавань, многоярусным амфитеатром поднимающиеся в зелени деревьев малоэтажные дома от воды с заливом в центре сцены.

Знакомство со столицей Чувашии лучше начинать отсюда — исторической части города и сердца Чебоксар.

Название Чебоксары — Шупашкар (так на чувашском языке звучит название города) означает — «город чувашей», «шубашев» или суваров, город эпохи болгарского владычества, «укрепленное поселение чувашей».

Годом основания города Чебоксары принято называть 1469 год, именно тогда войска нижегородского воеводы Ивана Дмитриевича Руно во время похода на Казань «ночевали на Чебоксари». На сегодняшний день группа чувашских и марийских историков и археологов под руководством доктора исторических наук, профессора Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова В. Д. Димитриева нашли ряд археологических предметов, доказывающих, что Чебоксары как город возник в 1237 году.

Чебоксары - жемчужина Поволжья

Тогда в середине XV века Чувашия входила в состав Казанского ханства, а в 1551 году «добровольно вошла в состав Российского государства», освободившись от ханского гнета.

Через несколько лет здесь была построена крепость, которая неоднократно горела. В середине же XVI в. здесь был основан мужской Свято-Троицкий монастырь, в 1924 г. монастырь по «традиции» был закрыт, а спустя 70 лет его вновь освятили, восстановили башни стен, колокольню и часовню по старым чертежам по аналогии XVIII века.

Здесь же в монастыре находится часовня Николая Чудотворца (самого почитаемого святого чувашей), в ней деревянный образ Николая Чудотворца — Можайского — высотой 1,5 метра. Именно эта икона обросла легендами и поверьями, что рядом с Николаем Чудотворцем нельзя говорить неправду, верили «ежели кто обманет, того на третий день земля возьмет», а этим быстро воспользовалось чиновничество — приводили на допрос преступников к образу.

Полковник А. И. Свечин, прибывший в Чебоксары, запечатлеть вид города для последующего гравирования сопровождает свой рисунок комментариями: " В Чебоксарах…каменных домов…более 20, церквей — 12» (это с населением чуть больше 2000 человек!), отмечает, что дела гражданские разрешаются в Чебоксарах без суда и следствия в часовне, где «боясь от сего образа наказания, винные всегда признаются…»

Справа от ворот монастыря, историческое здание — бывший «дом надворного советника Соловцева» (ныне Чебоксарское художественное училище)- в конце XVIII в. одно из самых красивых зданий нашего города, вероятно, поэтому именно здесь чебоксарцы принимали в 1769 году Великую императрицу Екатерину II. К встрече готовились от души: на подводах привезли холсты, устлали ими всю дорогу, где она должна была пройти, летописец писал: «Нигде нога императрицы не ступила на сырую землю».

В доме Соловцева угощали ее хлебом-солью, в соборе Свято-Троицкого монастыря она отстояла обедню. Прием понравился Екатерине Великой настолько, что она писала графу Панину: «Чебоксары для меня во всем милее Нижнего Новгорода».

Напротив монастыря находится Успенская церковь, построенная в 1773 году, одна из самых красивых, подобная одному из соборов в Киеве, единственная двухэтажная в Чебоксарах. Однако в 1929 году снесли колокольню, в 70-х годах засыпали песком и укрепили цементом первый этаж, сейчас то, что мы видим — это второй этаж церкви — так готовились к строительству Чебоксарской гидроэлектростанции, волжская вода должна была элегантно войти в город.

Благодаря стараниям и воле Президента Чувашии Н. В. Федорова была построена дамба — «Дорога к Храму», закачали воду в залив, включили фонтаны и получили «Волжскую Венецию», чем и гордимся сейчас.

На высокой горе в зелени деревьев и кустарников привлекает внимание особнячок с зеленой крышей — это новодел, но точная копия дома купца Козьмы Кадомцева.

С дамбы видны строения женского Спасо-Преображенского монастыря, расположившегося на Владимирской горке — противоположном берегу Залива. В одно время там находился мужской Владимирский монастырь. 2 монастыря — с юга и с севера защищали город, расположенный на берегах речки Чебоксарки, ушедшей как и город XIX века на дно залива.

Трудно не заметить на берегу залива архитектурный ансамбль посвященный Матери — особую гордость и символ Чебоксар. А неподалеку строится 5-звездочный отель " Сувар», я его называю «Бурж-Аль-Чуваш».

Обойдем старые стены монастыря, полюбуемся надвратной церковью в честь Федора Стратилата (1767 г.) и продолжим путь по улице Константина Иванова- основоположника чувашской литературы, автора поэмы «Нарспи», переведенной на многие языки — «энциклопедии чувашской жизни». С правой стороны сквер и бронзовый бюст Константина Иванова, а слева первый кинотеатр " Родина», построенный в 1931 году и продемонстрировавший первый фильм «Златые горы» (нынче Экспо-центр).

Раньше эта улица, ведущая к Введенскому собору — главному собору Чебоксаро-чувашской епархии, называлась Соборная гора, а еще ее называли Большой Московский тракт (основная улица пронизывющая бывший Чебоксарский Кремль, типа Тверской в Москве.). Напротив сквера Константина Иванова — Михайло-Архангельская церковь, которой более 300 лет.

Существует легенда и об этой церкви: жили в Чебоксарах 2 брата-купца — постоянно ссорились, во время очередной ссоры младший сказал старшему: «Да я даже в одну церковь с тобой не пойду, свою построю!». И построил. Сейчас в ней учатся проводить службу будущие священники, здесь же находится икона Тихвинской Божьей Матери- Прибавления ума.

С правой стороны этой же улицы расположено здание, построенное в 1911 году младшим сыном чувашского купца I гильдии Прокопия Ефремова Федором для своей жены-певицы, привезенной с юга. Сейчас в этом особняке находится отдел русского искусства Чувашского художественного музея с неплохой коллекцией, настолько неплохой, что в 1991 году из галереи украли картину И. Левитана «Дуб на берегу реки», правда, спустя 4 года таможенники изъяли на границе при ее ввозе в Россию.

Само здание — шедевр и снаружи и изнутри с каминами, лепными потолками, коваными перилами лестниц, различными конфигурациями окон (ни одно окно в особняке не повторяется).

При приближении к Введенскому собору, его причастность к историческим событиям ощущается с каждым шагом. В 1551 г. архиепископ Казанский и Свияжский Гурий приехал осветить место будущей крепости и указал место строительства первого христианского храма на языческой земле, сначала полотняной палатки, затем деревянного, утраченного после пожара. В 1651 г. началось его строительство в том виде, какой он сейчас. Красавец! В соборе хранится Владимирская икона Божьей матери, которой было освящено это место.

Напротив Собора в крепости находился аманатный двор. Аманаты — это заложники от каждой деревни по одному человеку сидели в крепости не за преступления, а отвечали головой за поведение «однодеревцев». Вот таким образом решалась проблема общественного порядка.

В XVIII веке улица Соборная гора стала частью печально известного Владимирского тракта, в это время на месте аманатного двора располагалась этапная пересыльная тюрьма. Соборная гора помнит известных людей России: А. Н. Радищева, Г. Д. Державина, А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко.

Далее по обеим сторонам улицы К. Иванова расположились одноэтажные деревянные жилые дома. Эта самая неизмененная с начала 20 века улица, пестрят цветные избушки почти как на знаменитой «Златой улочке» в Пражском граде. Только очень нелепо смотрится здание ресторана «Багратиони» среди старины.

Мы приближаемся к темно коричневым стенам бывшего Казенного винного склада — 1899 года. Старинная кладка впечатляет! Сейчас в этом здании находится Чебоксарский ликеро-водочный завод, из выпускаемой продукции пользуется спросом у жителей и гостей города бальзам «Парне» («подарок» (чув.) из целебных трав.

Не доходя до конца улицы К. Иванова, свернем налево, и через 100–150 метров нам откроется замечательный вид на здание Чувашского государственного Театра оперы и Балета, стоящее высоко над заливом. Чувашская земля гордится голосом солиста Большого Театра СССР Максима Дормидонтовича Михайлова, в память выдающегося артиста в Чебоксарах ежегодно проводятся Международные оперные фестивали имени М. Д. Михайлова; именем известной балерины-примы Большого Театра СССР — Надежды Павловой и проводятся традиционные балетные фестивали.

Московский мост переправит нас на шумные улицы центра Чебоксар с современными и старыми зданиями «Макдональдсом», «Домом Мод», «Перекрестком», зданием Чувашского конгресса (бывшем особняком второго брата-купца Ефремова), роскошным домом с «антресолями» купца Прокопия Ефремова (1881 г.) (здание Национального Музея), Чувашским государственным академическим Театром имени К. В. Иванова, Музеем Пива и т. д. Тем не менее, эта эклектика очень гармонична.

Большинство зданий и жилых домов было построено в 50–70 гг. — в период строительства городов, а во время Великой Отечественной воны Чебоксары были глубоким тылом, куда переправили с оккупированных территорий часть промышленных предприятий страны. Но это уже другая история…

Сегодня Чебоксары — это 5 государственных вузов и множество коммерческих, техникумы, заводы, фабрики, музеи, театры, кинотеатры, клубы, спортивные стадионы, бассейны, торговые центры, гостиницы, кафе, рестораны.

Нельзя не сказать о спортивной жизни в городе. Ежегодно в Чебоксарах проводятся десятки всероссийских и сотни республиканских мероприятий. Столица Чувашии славится легкой атлетикой. В мае 2003 года Чебоксары принимали международные спортивные мероприятия — V Кубок Европы по спортивной ходьбе, а 9 мая 2008 г. прошёл Кубок Мира по спортивной ходьбе.

Помимо прекрасной природы, великой Волги — у нас добродушные, гостеприимные и трудолюбивые люди, многовековое соседство тюркских, славянских и финно-угорских народов, разных языков и религий. В самые сложные времена народ проявляет лучшие свои черты — трудолюбие, ответственность, любовь к Земле и Родине.

Чувашская земля подарила России:

— П. Е. Егорова — архитектора, автора решетки Летнего сада в Санкт-Петербурге,

— В. И. Чапаева — легендарного начдива, Героя Гражданской войны, ему посвящен музей с коллекцией документов, предметов и Сквер с памятником.

— Н. Я. Бичурина (отца Иакинфа) — востоковеда, автора работ по Южной и Средней Азии и «Записок о Монголии»,

— Н. С. Арцыбышева — поэта и историка-социалиста, автора «Повествования о России»,

— И. Н. Яковлева — соратника И. Н. Ульянова (отца В. И. Ленина), основателя чувашской учительской школы, просветителя,

— Н. И. Ашмарина — языковеда, автора «Словаря чувашского языка»,

-Н. В. Никольского — историка, автора учебников и словарей,

-С. М. Михайлова — этнографа, историка, географа, фольклориста и писателя,

— Л. А. Кокеля- художника с мировым именем,

— А. Г. Николаева — космонавта № 3 СССР в августе 1962 года совершившего свой первый полет в космос, музей А. Г. Николаева находится в селе Шоршелы — родине космонавта,

— А. Н. Крылова — кораблестроителя, автора основополагающих трудов по теории корабля, музей на родине Крылова в селе Порецкое,

— С. Д. Нефедова-Эрьзя — скульптора, «русского Родена»,

— Г. Н. Айги — поэта, лауреата премий Французской академии, имени Петрарки,

и много, много других сынов России.

Добро пожаловать в Чебоксары!