Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был вчера 20:50

Мурманск — Россия Март 2021

Кто придумал этот дурацкий Мурма́нск?! Город был и есть Му́рманск.

Пандемия заставила искать новые направления внутри России. Визитной карточкой Мурманска стало Северное Сияние — Aurora Bolearis. Чтобы его увидеть народ и рванул в город, ну или мне так показалось.

Му́рманск, не Мурма́нск

На подлёте под крылом самолёта в ярких лучах полуденного полярного солнца искрятся белоснежные острова в Белом море, на берегу небольшие сопки, покрытые редкой невысокой елью, похожи на голову мужчины, который решил сбрить волосы, а они уже немного отрасли.

Му́рманск, не Мурма́нск

Яндекс Такси работает, а вот Gett — нет. От аэропорта до города можно доехать за полчаса. Переезжаем реку Кола. В голову залетела мысль: а если местные жители по соглашению с мировым производителем переименуют реку в Кока-Кола или Пепси-Кола, хорошие деньги заплатят? А если в масштабах всего Кольского полуострова, сделав его Кока-Кольским полуостровом?

В Мурманске три большие гостиницы: Азимут, Меридиан, Парк Инн Полярные Зори. По первым двум могу ответственно сказать — вполне прилично! Стоят друг напротив друга на главной площади «Пять Углов» (Питер! Привет!). Азимут выше, 17 этажей и вообще претендует на звание символа города. Хороший номер высокой категорий стоит 5 — 7000 рублей, в Меридиане номера размером больше, да ещё жить придётся с двумя лайками (не в смысле «лайками», а лайками, красивыми собаками), которые смотрят на меня со стены. Оба отеля можно рассматривать как подходящее место размещения. Забронировать номер было сложно, в свой первый визит я не смог найти ни одного свободного номера в «Азимуте», это при том, что гостиница просто огромная. В «Меридиане» тоже не было свободных номеров, поставили на лист ожидания, только так смог найти свободный номер.

Му́рманск, не Мурма́нск

Что делать в Мурманске? Поясню — я в командировке, поэтому за полноту информации не отвечаю. Мурманск скорее стартовая площадка для поездок в область. Первое и главное — посмотреть Северное Сияние, где-нибудь в районе Териберки, например. Своей популярностью Териберка обязана фильму «Левиафан», снятому здесь, и китайским туристам. До пандемии сюда попёрли китайцы, прошёл слух, что зачатие во время просмотра северного сияния решает проблему бесплодия. Точность такого определения сомнительна, но народ повалил, в первую очередь иностранный. Заграничным путешественникам сейчас путь закрыт, их место заняли наши. Наверняка кто-то едет покататься на лыжах в Кировск или Апатиты. Ещё люди едут ради многодневных походов на лыжах, случайно услышал доклад генерала МЧС по телефону при посадке в аэропорту о заявленных маршрутах. В отеле увидел плакат BMW Arctic Experience, кто-то утюжит озера на BMW, жизнь идёт.

Ну, а что делать нам, командированным, у кого освободилась два часа до переговоров? Пойти погулять по проспекту Ленина, свернуть налево, подняться вверх, ещё раз повернуть налево и вернуться по улице Капитана Буркова, спуститься вниз по лестнице на улицу Воровского. Проспект Ленина — торжество Сталинского ампира. Говорят, строили пленные после войны. Витиеватые фасады, где-то порушенные, где-то отреставрированные. А как вам дом, весь украшенный лепными гербами РСФСР?

Му́рманск, не Мурма́нск

Следом за ним в лесах стоит ещё один образец Сталинского ампира — Областной драматический театр, в небольшом сквере около памятника мурманским пограничникам.

Му́рманск, не Мурма́нск

Дальше поворачиваем вверх и поднимаемся по лестнице. Да! В Мурманске многие улицы, взбирающиеся в гору, для пешеходов переходят в лестницы. От центра, в виде площади Пяти Углов город амфитеатром взбирается на окружающие сопки. Вот и я, пыхтя, взобрался и напротив отеля Парк Инн повернул параллельно заливу обратно. За фасадом из пятиэтажек 70-х в ряд выстроились двухэтажные деревянные дома (бараки) из 40-х. И там живут люди.

Каменная лестница спускается вниз, на Воровского. Новый памятник, скульптура Николая Чудотворца, списанная с рисунка Федора Конюхова, в одной руке он держит парусник, а в другой — кусок скалы с надписью «мыс Горн», место, где мореплаватель написал икону.

Му́рманск, не Мурма́нск

Улица Воровского тоже живописна, здания сталинского периода составляют основу застройки. По левую руку жилые дома, по правую — Филармония, областная дума имени С. М. Кирова (шутка, Киров перед входом стоит) и Дом Культуры того же Кирова. Кольцо замкнулось. Мы вернулись на площадь Пяти Углов, налево в отель Меридиан, направо в Азимут.

Му́рманск, не Мурма́нск

Мурманск — город северной рыбы. В почёте палтус и треска. Свежемороженая, копченая, вяленая. По городу разбросаны магазины с местной рыбой. Я приметил два: один на центральном автовокзале, около железнодорожного, второй — по переходу над путями от вокзала, спустился и прямо около спуска в старом административном здании на территории порта. В первом богаче ассортимент, второму доверия больше, коптильный цех за дверью. Но в целом палтус везде хорош, не такой, как у нас, мясо более плотное, ещё морской ёрш и вяленый окунь. Мне также понравились пресервы трески, слабосолёные, в масле и пряностях. Берите маленькие баночки около автовокзала. Если уж перешли многочисленные ЖД-пути, на которых стоят и ждут своей очереди составы с углём, сходите в морской порт, здесь совсем близко. Среди полуразрушенных пакгаузов, справа от пешеходного перехода находится ухоженный участок с корпусом администрации порта и атомоходом «Ленин», стоящим у причала. Сейчас в нём организован музей, но он из-за пандемии не работает. Можно полюбоваться ледоколом снаружи, украшенным ледяными сосульками.

Му́рманск, не Мурма́нск

Безусловно, жизнь города связана с морем. Это военно-морской флот, ледокольный, гражданский грузовой флот. И конечно, промысел рыбы. Есть свои рыбные короли, основу богатства которых составляют квоты на вылов рыбы. Между ними иногда случаются войны и попытки перераспределения квот. По делам служебным оказался в районе улицы Траловой и Морского рыбного порта, на большом и длинном пакгаузе надпись крупными буквами: «Юра Тузов, мы с тобой!». Настолько крупными, что я их потом легко разглядел из окна гостиницы, расположенной на расстоянии двух километров. Главу крупной рыбопромысловой компании пытаются засудить по вымышленному делу. Коррупция, запугивание, игры силовиков и конкурентов. Кому интересно, сюда.

Вот такие общественные страсти кипят в городе за Полярным кругом. В продолжение темы, мимом меня проехал рейсовый автобус, на борту которого было начертано: «Жители сказали «надо», власть ответила «есть». Полная гармония!

Ещё один маршрут пролегает к памятнику Алёше. Туда надо ехать, это с подъёмом в сторону моря. Официальное название памятника: «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», но в народе все его зовут Алёша. Отсюда открывается отличный вид на Кольский залив и многочисленный портовые сооружения. Залив имеет форму скорее фьорда, а не залива. Длинная водяная жила размером с хорошую реку, но не более. Моря из города не видно, а вдоль берега протянулись портовые сооружения различного ведомственного подчинения: Мурманский морской порт, рыбный порт, грузовой филиал Норникеля, база тралового флота, база Атомофлота… Есть на что поглядеть с высоты в ясную погоду. Да, о погоде. Она может запросто поменяться в течение короткого времени. Вышел из гостиницы, пошёл на деловую встречу, в глаза снег и ветер, через два часа вышел на улицу: небо ясное и яркое солнце.

Му́рманск, не Мурма́нск

Если в летнее время есть возможность прогулки на катере по акватории, воспользуйтесь, вся структура города обращена в сторону залива. А мы спускаемся ниже к другому известному памятнику «Умеющей ждать», недавний, сооружён на пожертвования граждан в 2012 году. Тоже к месту. На постаменте начертано:

«Пусть всех, кто в море надолго уходит,
Рыбацкие суда и корабли —
Пусть их в родимый порт, домой приводит
Вот эта Ждущая, как образ всей земли.»

Му́рманск, не Мурма́нск

По сопкам спускаются постройки 70 — 80-х годов: серые панельные многоэтажки красоты городу не добавляют, но это дань эпохе. Новых строек не видно, народ уезжает, ещё недавно в городе жило 350 000 человек, а сейчас только 290 000. На спуске вновь построенная церковь, около которой установлена рубка с подводной лодки «Курск», страшная страница недавней истории города.

Уже вернувшись в «исторический» центр, вижу большое розовое здание краеведческого музея, стоит посетить — советуют мурманчане. Но это когда будет больше времени.

Му́рманск, не Мурма́нск

А нам пора бы подкрепиться.

Если надо хорошо и вкусно пообедать, рекомендую столовую «Тарелка» в центре, неподалёку от перекрёстка Комсомольской улицы и проспекта Ленина. Разнообразно, из хороших продуктов, недёшево, но стоит своих денег. Или может я от жизни отстал — 400 рублей за обед это дорого или дёшево?

Если на вечер, да с компанией, номер один в городе ресторан «Тундра» на некотором удалении от центра. Два раза был в городе, два раза пытался попасть — безуспешно, всё занято. Не ожидал. Но опять же в центре есть две приличные гостиницы и при них есть приличные рестораны: «Океан» в Меридиане и «Седьмое небо» в Азимуте. Могу лично заверить, блюда из местных море — и рыбопродуктов очень достойные. Салат и закуска из морских гребешков, припущенный палтус и обжаренная с корочкой треска с разнообразными гарнирами приятно удивят московского гурмана. В «Седьмом небе» в качестве опции прилагается панорамный вид на город с 17-го этажа. Местные ещё посоветовали паб «Черчиль», но мне не понравилось обслуживание, советовать не буду.

Из окна своего номера на 13-м этаже с интересом разглядываю город. В конце марта солнце всё дольше задерживается на орбите, освещая город. Моё любопытство удовлетворяют корабли у причалов: вот здесь два часа назад стоял сухогруз, а сейчас посмотрел, его уже и след простыл. Зато утром открывая штору, сразу замечаешь перемены, пришло новое судно, поменялись корабли у причалов.

Му́рманск, не Мурма́нск

Прямо около Азимута в окружении строительного забора стоит кинотеатр «Родина», удивительный памятник недавней эпохи. Куски штукатурки обвалились, многие окна разбиты. «Эх Родина, кто сказал уродина, а она нам нравится, хоть и не красавица». Очень похожий кинотеатр «Родина» есть у нас в Москве на Семеновской площади, сделанный по единому проекту. Да, похожий, но в деталях есть разница, прямо как в детской игре «найди 10 отличий».

Му́рманск, не Мурма́нск

Кинотеатр «Родина» на Семеновской площади в Москве. Фото взято здесь.

Боком кинотеатр выходит на небольшой симпатичный сквер с памятниками и фонтанами. По центру сквера весьма странное сооружение: бетонная трибуна с лестницей, это памятник жертвам интервенции. Памятник старейший в городе, построен в 1927 году на месте захоронения политкаторжан времён интервенции войск Антанты 1918 — 1920 годов. Автор монумента задумал его использовать в качестве трибуны для митингов, откуда эта любовь большевиков устраивать трибуны на могилах?

Му́рманск, не Мурма́нск

А по соседству лавочки с уличной библиотекой. В прозрачном ящике хранятся книги. Как я понял, любой желающий их может сюда принести, а любой другой желающий достать, сесть на лавочку и почитать. Вот только делать это я бы советовал только в летние месяцы, а то запросто можно застудить пятую точку.

По мнению мурманчан они не чувствуют себя окраиной страны. Порт встречает корабли со всего мира. До Норвегии ехать четыре, а до Москвы 22 часа. Раньше жители города ездили на шоппинг в норвежский Киркенес, за границу ходили маршрутки, сейчас из-за ковидных ограничений передвижение ограничено.

Му́рманск, не Мурма́нск

А так, в целом, один из городов нашей необъятной Родины, жизнь которого во многом отличается от столичной жизни. Точно не претендую на полноту восприятия, слишком мало времени и необычный для меня формат, короткий взгляд между служебными задачами. Полными впечатления могут быть только с посещением области, например всем известной теперь Териберки. Так что, прежде чем отправится, почитайте другие источники.