Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:54

Таганрог — Россия Март 2021

Если вы этим летом запланируете автомобильное путешествие из Москвы на юг, скажем, в Сочи, скорее всего остановка у вас будет в Ростовской области. И это правильно: Донской край просто переполнен красотами. У нас есть и приморские курорты, и колоритные казачьи станицы, и древнейшие поселения, и настоящие музеи под открытым небом — станица Старочеркасская, старый города Азова, музей-заповедник Танаис, а еще конечно Таганрог.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

А вы знаете, насколько бесконечна история Таганрога? Археологи-оптимисты считают, что ему не менее 3000 лет. И их гипотезу подтверждают раскопки, проведенные около знаменитой Каменной лестницы — предшественника знаменитой одесской. Когда то здесь находилось античное поселение Кремны, упоминаемое еще, представьте, Геродотом. Это самая северная греческая колония в мире.

Позже были скифы, тюрки, хазары, генуэзцы, тосканцы. Османская империя считала, что Таганрог станет отличной северной границей, а Российская — напротив, что южной. Первой получила русское гражданство турецкая крепость Азов, расположенная неподалеку, и случилось это не так давно — в конце XVII века. Что такое 300 лет в масштабах мировой истории.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

До Азова от моего дома полчаса езды, до Таганрога немного дальше. Мы выбрали для прогулки не самый лучший, а почти самый худший день — очень холодно, ветрено, сыро. Противное бесцветное небо, скованное льдами Азовское море, голые ветки деревьев — патовая ситуация для фотографирования, с которой наверняка бы справился профессионал, но не я. Потому строго не судите, пожалуйста:)

Итак, Таганрог. После смены прописки, с турецкой на русскую, в городе закипело бурное строительство. Быть по другому и не могло — за дело взялся государь-император Петр Великий. Увлеченный морским делом, он мечтал видеть на южных берегах России процветающий, прогрессивный порт. Так и случилось.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

На мысу Таганий Рог выросла Троицкая крепость, а на море — гавань. Здесь не только швартовались, но и строились, технически оснащались боевые и торговые корабли. Интересный факт: какое-то время император колебался, выбирая место для столицы государства — южный берег или северный?

Пусть примерить Корону Российской империи Таганрогу не удалось, это был первый город в России, отстроенный по генплану. В центре — крепость, прямые улицы спускаются вниз, к порту и морю. Пусть сейчас тут сонная провинция, 300 лет назад картинкой любовались заграничные путешественники.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

Екатерина II напишет позже Вольтеру, как Петр восхищался и гордился Таганрогом. Новая жизнь города начнется при этой императрице: именно из Таганрога отправятся суда к крымским берегам.

Когда в состав империи войдет Таврида, все позабудут скромный Таганрог. Ладно, не все, имперские начальники. Столичные купцы, дельцы, военные, интеллигенция как ехали в Таганрог, так и поедут. Здесь сохранилось просто колоссальное количество великолепных особняков, усадеб, дворцов. Общее число архитектурных объектов под охраной составляет 240 наименований — ничего себе провинция, правда?!

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

Все они входят в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. Эти улочки и кварталы, как мощный телепорт, легко перенесут вас в века XIX и даже XVIII. Мне очень понравился дворец промышленника Алфераки, образец солнечного южного необарокко. На нашу долю солнца не досталось, потому просто поверьте на слово. Или проверьте сами.

В наши дни он открыт как Краеведческий музей, где экспонатами служат не только картины и домашняя утварь, но и сами великолепные залы. Также очень красив недавно отреставрированный дом Шаронова. В прошлом — особняк хлеботорговца, сейчас — Музей градостроительства и быта.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

Есть сразу несколько поводов к нему прогуляться. Проект начала прошлого века принадлежит архитектурному светиле, Федору Шехтелю. Он выбрал любимый стиль модерн — ассиметричный фасад, островерхие башни, кокошники, мозаичные панно. Если вы видели здание Ярославского вокзала в Москве, построенное тем же архитектором, попробуйте найти 10 отличий.

Парадный вход оформлен кокошником, обрамляющим мозаичную композицию. К примеру, панно «Морской бой» создано по эскизу Васнецова, а маски львиц на воротах работы легендарного Михаила Врубеля. Это единственный в Ростовской области пример использования монументальной живописи на фасаде здания.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

Эти, и многие другие особняки, находятся на улице Фрунзе. Также, как и дом под номером 10 — в нем появилась на свет еврейская девочка Фанни Гиршевна Фельдман. Мир знает ее под псевдонимом Раневской.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

Вдохновение новой фамилией случилось благодаря пьесе «Вишневый сад», еще одного талантливого, всемирно известного таганрожца. Антон Павлович Чехов родился и вырос совсем недалеко, в нескольких минутах ходьбы. В Таганроге с его именем связан настоящий культ. Его помнят, знают, о нем говорят и действительно читают. Его именем называют улицы, театры, школы, музеи, библиотеки. В городе есть и мемориальный дом-музей великого писателя.

И «Лавка Чеховых», симпатичная галерея из жизни семьи драматурга.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

Даже если вы понятия не имеете, кто такой Антон Павлович, и из-за чего весь сыр-бор, зайдите. Коллекция артефактов купеческой России конца XIX века там классная. А билет в прошлое стоит всего 100 рублей.

А знаете, каким домом восхищался сам Чехов? Этот необычный особняк, красивое кирпичное здание с четырехугольной башней, остроконечным шпилем и просторным двором принадлежало Ипполиту Ильичу Чайковскому. Бравому морскому офицеру, и брату знаменитого композитора по совместительству.

Южный город у моря: курорт, история и Раневская с Чеховым

И Чехов, и Петр Ильич тут частенько бывали. Можно зайти в музей, или сразу спускаться по Каменной лестнице, к морю. Сейчас погода не слишком располагает, а вот летом, я уверена, здесь будет круто. На этой оптимистичной ноте я пожалуй закончу.

Что еще посмотреть в Таганроге, расскажу вам в продолжении рассказа — надеюсь, солнечном:)