Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 21:05

Краснотурьинск — Россия Март 2021

В Краснотурьинск мы с подругой приехали на автобусе из Серова, расстояние между городами около 40 км.

В прошлом веке здесь, на Богословском алюминиевом заводе мы проходили производственную практику и жили в общежитии завода на красивой полукруглой центральной площади.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

Слева от общежития здание Администрации города, а между ними лучом отходит улица Молодежная.

За зданием Администрации опять через улицу-луч, которая носит название Базстроевская, снова такое же здание, как наше общежитие, это Индустриальный колледж.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

Красивая площадь, ее пересекает улица Ленина, а в ее центре скульптура вождя.

Проект центра Краснотурьинска создавали ленинградские архитекторы, которые жили здесь в годы войны и которым хотелось вспомнить свой город.

Датой основания Краснотурьинска считается 6 октября 1758 года, когда Верхотурский купец Максим Походяшин заложил в глухом необжитом краю на принадлежащей ему земле первый медный рудник. В ближайшие годы он построил еще четыре рудника, на которых работали приписные крестьяне. За два десятилетия Северный Урал преобразился, появились заводы, началось заселение. Купцу Походяшину в благодарность за его деятельность, способствовавшую развитию города, на набережной реки Турьи установлен небольшой памятник.

Поселок, который образовался при рудниках, назвали Туринские рудники. Здесь добывали железную и медную руду, с 1823 года началась добыча золота.

Во время Гражданской войны рудники пострадали, были затоплены. С 1930 года восстановили все рудники и открыли четыре новых.

В 1931 году открыто самое богатое в России месторождение боксита Красная шапочка.

С 1944 года поселок Туринские рудники стал городом Краснотурьинск.

Началось строительство Богословского алюминиевого завода, 9 мая 1945 года был выдан первый алюминий.

Завод назвали Богословским, потому что он находился в Богословском горном округе, названном по имени города Богословск, который впоследствии переименовали в Карпинск. Будущий Краснотурьинск в то время был меньше Карпинска- Богословска.

Сейчас население города Краснотурьинска 56 тысяч человек.

В городе, который родился по причине богатства недр этой земли полезными ископаемыми, с автостанции отправляемся в геологический музей. Музею 127 лет и он создан Санкт-Петербургским академиком, гением минералогии, Федоровым Евграфом Степановичем. От автостанции, расположенной по адресу улица Октябрьская 9/1, до Федоровского геологического музея, находящегося на этой же улице, всего 760 м. Отзыв об этом интересном музее здесь

В советские времена в здании на Октябрьской, 45 была школа № 1 и ее закончила одна из моих однокурсниц. А музей занимал несколько комнат. Сейчас в левом крыле тоже размещены другие организации. Но кроме того, что в музее добавилось залов, созданы в подвальных помещениях экспозиция «Шлифовальная», экспозиция «Шахта», а на прилегающей территории на площади 1278 кв. м с 2010 года разместился «Музей горной машинерии», который является музеем горного промысла под открытым небом.

С территории, где расположен «Музей горной машинерии,"

виден красивый собор.

После осмотра музея знакомимся с собором.

Это собор Максима Исповедника.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

Интересна история появления храма. Сын Максима Походяшина, первого хозяина рудников, благодаря которому началось развитие этого региона, став владельцем производств своего отца, в 1782 году построил деревянный храм в память о родителе. В 1829 году деревянная церковь сгорела. Строительство каменного храма велось с 1844 по 1852 год. Деньги на храм пожертвовали архитекторы, художники и даже Николай I.

До революции улица Октябрьская называлась Максимовским проспектом.

В 1936 году храм закрыли. Здесь был склад, а затем кинотеатр. В 1995 году здание вернули верующим и в 2003 году возрожденный храм был освящен, а с 2018 году он стал собором.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

Реставрация внутри собора продолжалась и после его освящения.

От собора направляемся к Мемориальному музею изобретателя радио Александра Степановича Попова, который родился 16 марта 1859 года и провел детские годы в Туринских рудниках т. е. Краснотурьинске. Идем по улице Карпинского, названной так в честь геолога, академика Александра Петровича Карпинского, который родился в Краснотурьинске 7 января 1847 года, на 12 лет раньше Попова. Дома их находились рядом, но дом Карпинского не сохранился.

Застройка здесь советская типовая, даже трудно понять в каком ты городе.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

На углу улиц Карпинского и Попова необычный храм.

Это Новоапостольная церковь. Она принадлежит Международной христианской религиозной организации, созданной в Гамбурге в 1878 году. Сторонники этой религии верят, что церковью управляет сам Иисус Христос. Прихожанами являются этнические немцы.

В годы войны в Краснотурьинске был Богословский трудовой лагерь (Богословлаг), куда сослали этнических немцев Поволжья и других областей России. Их называли трудармейцы. Они строили Богословский алюминиевый завод и Краснотурьинск. Двадцать процентов трудармейцев погибло из-за условий содержания. После войны многие вернулись в родные места, но многие и остались, обзаведясь здесь семьями. Сейчас среди населения этнические немцы составляют десятую часть.

Но вот и музей А. С. Попова.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

Вход в музей Попова через краеведческий музей, филиалом которого он является.

Про музей изобретателя радио будет отдельный отзыв. На втором этаже история современного Краснотурьинска.

В витринах представлены фотографии жизни города.

В городе есть филиал Уральского государственного технического университета, несколько колледжей, два дворца культуры, театр кукол, кинотеатр, пять стадионов, три музея, выставочный центр.

в экспозиции музея представлено и производственное оборудование.

Показана одежда и предметы быта прошедших времен.

Есть уголок рассказывающей о животных Урала.

Меня заинтересовал шкаф с очень красивыми изделиями из дерева и бересты. Оказалось, что автор этих изделий уехал в Германию, а изготовленные им изделия ему не разрешили взять с собой.

Потому что это народное достояние.

Когда мы осмотрели музей, работники посоветовали нам сходить в Выставочный центр, который находится через дорогу.

Про выставочный центр, в котором было пять выставок на разные темы, расскажу в отзыве.

Возвращаемся на автовокзал, садимся на автобус и едем смотреть обновленную в 2018 году набережную реки Турьи.

Выходим у Дворца культуры металлургов.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

За Дворцом небольшой парк за которым начинается набережная.

Парк не простой, здесь есть колонны,

есть амфитеатр.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

Можно сесть на заснеженную скамеечку и погрустить о недоступном Риме.

Набережная проходит с обеих сторон парка, к ней ведут голубые ворота.

Набережная двухуровневая. На первом уровне проходит улица Серова с домами сталинской архитектуры.

К нижней набережной ведет лестница с белыми перилами, построенными в прошлом веке.

Спускаемся по заснеженным ступенькам.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

Идем к скульптуре Турья, установленную при обновлении набережной в 2018 году.

Скульптура высотой два метра символизирует реку Турью. Автор скульптуры уральский скульптор Александр Безель.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

На набережной в 2018 году построена красивая ротонда.

Видна часовня.

Возвращаемся ко Дворцу культуры,

обходим и любуемся домами веселых и необычных расцветок. Жаль, что день пасмурный.

Неплохо смотрятся дома застройки пятидесятых годов прошлого века.

Идем по улице Ленина к центральной площади. Новые здания и еще строящиеся очень интересные.

Ближе к площади улица застроена домами в стиле сталинского ампира.

Приходим на площадь, вспоминаем как жили здесь в общежитии и какое это было хорошее время.

Краснотурьинск. Уральский город белых ночей

С противоположной стороны от площади к улице Ленина примыкает сквер, где в 2002 году на средства БАЗа построен Малый храм Иоанна Богослова.