Турист Наталья Воробьева (natalia1421)
Наталья Воробьева — была 15 апреля 7:59
Бываю на сайте наскоками. Но, все-таки, бываю :)). И это радует!!!

Рязань — Россия Январь 2021

В этом повествовании, собственно, как и всегда у меня, минимум полезностей, отсутствие рекомендаций и ярких иллюстраций — одни слюни-сопли эмоции. В общем, просто акын какой-то: что вижу, о том пою :)).

На новогодние каникулы мы не планировали ничего. Совсем ничего. По целому ряду причин не было ни настроения, ни желания. Да и, вообще, все как-то не очень радостно в этом мире.

Но я-то знала, обязательно так случится, что резко придется куда-нибудь ехать. И это станет моей заботой — придумать куда. Да так, чтобы недалеко, ненадолго, чтобы детям не скучать и взрослым не грустить. Ну, как задачка? …

Поэтому я периодически проглядывала ближайшие к Москве направления в пределах 3-4-часового автоброска.

Рязань — вот куда надо заглянуть, если что.

Рязанский выгул

Не были мы там еще ни разу, хотя мимо проезжаем частенько, несколько раз в год по пути в Саранск и обратно. И для нас Рязань — это южная окружная дорога, гаражные массивы и огромная свалка. А надо менять ассоциативный ряд :)). Ведь Рязань — древний русский город. Годом основания принято считать 1095, по первым упоминаниям в письменных источниках. Тогда это был Переяславль-Рязанский, в те времена одно из многих поселений княжества. Так как та самая Рязань, столица Рязанского княжества — совершенно другой город, находившийся примерно в 50 км от этого места. В настоящем — там археологический памятник Городище Старая Рязань, охраняемый государством, входящий в состав Рязанского историко-архитектурного музея заповедника.

Старая Рязань была разорена войсками хана Батыя в 1237 г. Город так и не смог оправиться после трагедии. К концу XIII века архиепископ Василий Рязанский обосновался в Переяславле-Рязанском. Позже и князья переехали в Переяславль. И стал Переяславль-Рязанский стольным градом княжества Рязанского, который мы и знаем сейчас как Рязань. А, собственно, Рязанью он стал уже (или только, как посмотреть) в 1778 по указу Императрицы Екатерины II. Впрочем, про историю лучше почитать в соответствующих источниках. Да хотя бы, на официальном сайте администрации города есть историческая справка. Или поподробнее на сайте Правительства области. Во всяком случае, мне понравилось больше, чем в википедии :).

И вот отгремели праздничные фейерверки, подчищен холодильник, еще не закончился, но заметно поиссяк запас шампанского в закромах. Пора менять обстановку! На вопросительный взгляд мужа я ответила: «Едем в Рязань! Потом… Зарайск, потом… посмотрим». Под «посмотрим» на всякий случай я запланировала Коломну. Но, узнав о моих грандиозных планах, муж обозвал маршрут «кремлевским перебором». И я отбросила эту идею, тем более, мы уже бывали в Коломне (альбом «Коломна краешком глаза»). Действительно, мог случиться и «перебор». Если, вдруг, кто не в теме, то во всех трех городах главнейшей достопримечательностью являются Кремли. Там, конечно же еще много интересного, но Кремли — это основа, как в историческом смысле, так и в туристическом.

Зарайский Кремль

Нам больше нравятся поездки с ночевкой. Так лучше проникаешься новым местом, ага, переспишь с ним. Да и легче физически, без спешки и сильных напрягов. К тому же, зимние дни коротки, а в городах еще, как правило, и серы. А, вот, вечера становятся яркими и нарядными благодаря новогодней иллюминации.

А дети, так вообще в восторге от ночевок вне дома. Это же что-то такое взрослое, выходящее за рамки их привычного уклада. Это же «не дома»!

Мюнстерская площадь
Часовня Всех Святых, в земле Рязанской просиявших расположена в Соборном парке близ Кремля. Часовня построена в 1995 г. к 900-летию Рязани.

Конечно, к моменту принятия решения о выезде, выбор для остановки в Рязани заметно уменьшился, но кое-что осталось. Нам подавай, как всегда, подешевше из приличного, с парковкой, ну, и поцентрее бы :). Из нескольких имеющихся на руках вариантов выбор пал на отель «Атлантик», поначалу, показавшийся чем-то вроде места свиданий, но на деле оказавшийся весьма симпатичной гостиницей. Но, подробнее о месте нашего ночлега в отдельном отзыве.

Рязанский выгул

Если уж совсем откровенно, то детей наших, 10-ти летняя девчонка-вредина и 9-ти летний мальчуган-оторва, не сильно радует хождение по мукам по древностям и, как они говорят, взрослым памятникам. А что делать? Надо-надо расширять свой кругозор, хоть и, практически, вынужденно, ибо оставить дома их не с кем:)). Да ладно, не такие мы уж и мучители. Любят, хоть и ворчат (говорю ж, вредины), ребенки наши подобные выезды, так как в такие дни позволительны разные излишества в виде бургеров, например. Нет, мы не ярые приверженцы ЗОЖ, вернее, совсем не приверженцы, но и бургерами каждый день не питаемся :))

Или чебуреков. Ах, какие чебуреки в Рязани!

Гов - ? :)) Ничего такого, просто с говядиной :))

Я не помню названия чебуречной, находится на пешеходной Почтовой улице, наверное, так и есть — «Чебуречная».

Там, как и на всех подобных, отданных на растерзание туристам, пространствах, полно подобного добра заведений едальной направленности. И все они хороши по-своему, но чебуречная — ох, место душевное и атмосферное и, даже, вкусное :)). Дети-привереды заценили.

В качестве детской составляющей данного рязанского выгула был избран Музей истории рязанского леденца. Очень уютный и познавательный, рассказывающий об истории сахароварения как в мире (немножко), так и о развитии отрасли в Рязанской губернии, и, конечно же, о самом интересном — тайнах появления популярнейшей леденцовой формы в виде петушка. Взглянуть на внутреннее содержимое музея можно в отдельном отзыве «Сладостное» место Рязани».

Рязанский выгул

А мы пойдем гулять дальше.

Самой главной достопримечательностью города, его сердцем, местом зарождения, точкой отсчета начала жизненного пути является Рязанский Кремль.

Рязанский выгул

Кремль, как таковой, не сохранился. Но до наших дней дошел комплекс зданий, расположенных на территории тогдашнего Кремля. Сейчас — это Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник . На официальном сайте музея-заповедника очень много полезной информации о проводимых выставках и мероприятиях, в том числе, и исторические справки о расположенных на территории объектах. Кстати, вход на территорию свободный, а для посещения выставок, конечно, нужно приобретать билетики, есть отдельные и комплексные. Чуть подробнее и больше картинок в альбоме «Рязанский Кремль однажды вечером зимой…»

Долгое время Рязань была приграничным городом. Но с годами, вернее, веками, рубежи Государства Российского отодвигались, и военные опасности миновали. К тому же город удобно расположен был на Астраханском тракте, что способствовало бурному развитию торговли. И к концу XVII в. -началу XVIII в. стала Рязань крепким купеческим городом.

Главный дом усадьбы рязанского купца, мецената П.А. Мальшина, построен в 1790-х годах. Сейчас много разных организаций занимают помещения, в том числе и Музей путешественников

А в XIX в., с появлением железной дороги, и мощным промышленным центром. Много зданий сохранилось с тех времен, которые используются и по сей день.

Эх, убрать бы стоянку...

Многое, конечно, утрачено. Вот, например, Торговые ряды на Хлебной площади (сейчас площадь Ленина), построенные в начале XIX в.

Площадь Ленина, бывшая Хлебная

Правда, изначально было шесть корпусов, но для увеличения свободного пространства на площади часть зданий в советский период было снесено. Парады где-то проводить надо было.

Площадь Ленина, переходящая в Первомайский проспект

Да и уцелевшие два корпуса долгое время находились в упадке. Сейчас они отреставрированы. Один из них используется по своему прямому торговому назначению, а второй находится в процессе разрешения всяческих хозяйственных споров, пустует, короче.

Рязанский выгул

В современной Рязани тесно переплетаются прошлое наследие с современной архитектурой. Где-то удачно, где-то, может, и не очень.

Рязанский выгул

Многое отреставрировано, кое-что еще ждет своего часа.

Есть и новоделы. Как бы мы ни любили ругать эти самые новоделы, но некоторые очень даже хороши. Вот, например модное место РязаниМюнстерская улица, названная в честь города-побратима Рязани немецкого города Мюнстер.

Рязанский выгул

Ну, и ладно, что еще и лондонский Double decker (двухэтажный автобус) каким-то образом затесался в немецкую тематику.

Но, ведь, ярко, свежо и радостно. Улица эта за короткий свой век (построена в 2016–17 годах) уже очень полюбилась как местным жителям, так и туристам, и стала, практически, обязательной турточкой при знакомстве с городом.

Рязанский выгул

По сути, все эти «немецкие» домики являются гостинично-ресторанным комплексом «Старый город». Симпатичный такой комплекс, но в наши даты свободных комнат в нем не было. А жаль.

Но особый трепет у меня вызвали кружевные деревянные особнячки XIX -начала XX веков. Каким только чудом они смогли сохраниться?! Или не чудом, а бытовой необходимостью… Ведь многие до сих пор жилые, а некоторые используются различными организациями. К сожалению, есть и пустующие, их вид совсем удручающий. Время, конечно, берет свое — это понятно. Но и если человек покидает здание, оно как-то сразу ветшает, и очень быстро, из него уходит душа, дом умирает…

Рязанский выгул

Вот лишь некоторые, которые удалось зафиксировать по пути пешего следования. А сколько еще промелькнуло в окнах авто, пока мы колесили по городу.

Дом Л.А. Загоскина, первого исследователя Аляски
Доходный дом московского мецената П. М. Третьякова, да-да, основателя Третьяковской галереи.
Этот дом тоже принадлежал Третьякову. Он в соседях с тем, что выше на снимке. А следующий Доходный дом купца Чернавского
Доходный дом почетного гражданина А.М. Овсянникова, расселен в 2017 г.
Рязанский выгул

Очень мне хотелось побродить по Рязанским улочкам подольше и побольше. Но есть некоторые неудобства в поездках с детьми, они не всегда разделяют желания взрослых, особенно в части бродилок. Иногда, как мне кажется, с малышами даже удобнее: посадил в коляску и везешь куда тебе надо. А подрощенные, мало того, что сопротивляются, еще и возмущаться умеют :)). Ну, да ладно, никуда от нас Рязань не денется, заглянем еще как-нибудь. Многое мы там еще не посмотрели. И даже знаменитых «Грибов с глазами» не видели. Да, вот так :). Зато есть оригинальный термометр в фотоархиве и Эйфелева башня, маленькая, но Эйфелева же и с шапошкой :)

Рязанский выгул

Очень такая, кстати, рязанская тема — военно-воздушный десант. Думаю, многие слышали о Высшем воздушно-десантном училище, базирующимся в Рязани и выпускающем высокоподготовленные кадры для защиты нашей Родины. Вот мимо этой темы мои мальчики никак не смогли пройти. При училище создан Музей истории ВДВ. И даже я, девочка, рекомендую при случае посетить его, лучше с экскурсоводом. Но тут нужно внимательнее отнестись к выбору сопровождающего. Подробнее о нашем визите в музей в отдельном отзыве «Про то, как нам не повезло».

Здание музея истории ВДВ, в прошлом семинария