Турист Олег Сарапулов (Oleg_Sarapulov)
Олег Сарапулов
был 26 июля 2022 15:56

Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре — Россия Март 2021

За время последнего отпуска в марте 2021 г. удалось посетить два крупнейших на Дальнем Востоке горнолыжных курорта (ГЛК), хотя Холдоми курортом в полном смысле этого слова я бы не назвал. Развитие за последний год оба ГЛК получили значительное и есть чем гордится обоим.

Холдоми (Комсомольск-на-Амуре), до открытия в марте подъемника на г. Красная на Горном воздухе (Южно-Сахалинск), можно было считать крупнейшим курортом на ДВ по протяженности трасс. На Холдоми в феврале 2021 появился долгожданный новый гондольный подъемник 2.5 км, поднимающий до высоты 853 м и обеспечивающий перепад высот до 500 м, увеличилась автостоянка, построено новое обзорное кафе на высоте 800 м (кресельный подъемник), уже в конце марта обновился и стал более информативным сайт ГЛК Холдоми. Наверное, Холдоми — это самый крупный ГЛК на ДВ в части искусственного оснеженных трасс и связано это с тем, что в Хабаровском крае последние несколько лет почти не выпадает снег. Любители бани жалуются, что с появлением новых трасс они остались без привычного купания в проруби небольшого пруда на территории ГЛК. Ну так снег тоже из чего-то надо делать. Вот и выкачали всю воду из прудика. Общая протяженность трасс достигла величины 25 км и приравнялась протяженности трасс на Горном воздухе. При этом уровень сложности прохождения трасс отличается большим разнообразием и находится в диапазоне от «зеленой» до «черной». Когда работают все три подъемника всегда есть выбор для лыжников любого уровня подготовки.

О сервисе на Холдоми: все три подъемника одновременно работают только в выходные дни, в остальные дни по гибкому графику (см. сайт ГЛК) При этом цена на ски-пасс «дневной безлимит» = 1900 руб и не отличается в будни от выходного дня. Есть возможность сэкономить, приобретая «безлимит на 3 дня», тогда цена 1 дня будет 1500 руб.

Ратрак на ГЛК кажется всего один и обработка трасс ведется только после выпадения снега. Искусственно оснеженные трассы стараются ратраком не проходить, чтобы не поднять камни и не разрушить покрытие, поэтому местами трассы представляют собой ледяной каток с уклоном до 30гр. Ежедневно обрабатывалась только трасса «Зеленый бульвар» от верхней станции кресельного подъемника.

Трасса Зеленый бульвар
Трасса "Зеленый бульвар"
На смотровой площадке Холдоми

Подъемники: самый современный скоростной и комфортный гондольный подъемник на ДВ оснащен утеплением и может менять скорость движения в зависимости от загрузки курорта. Один из старейших на ДВ двухместный кресельный подъемник 1240 м особым удобством не отличается и требует значительной сноровки при посадке и высадке. При температурах до -30°С, которые случаются в Солнечном районе Хабаровского края и держатся почти весь январь и часть февраля использование кресельного подъемника рекомендовано только в космических скафандрах;) Бугельный 980 м достаточно удобный и заменяет возможность подняться повыше при останове гондольного подъемника. (см. схему трасс).

Новый подъемник
Кресельный подъемник Холдоми

Дополнительные сервисы: прокат горнолыжного оборудования, тюбингов, коньков. Трасса для беговых лыж, ледяной каток, две горки для тюбинга с лесенкой, бани.

Из 6 заведений общественного питания все 6 работают только в субботу и воскресенье. В будние дни работают только «Котофейня» (дорого и невкусно) и «Кикер-бар» со среды по воскресенье с 11 до 23 часов. Новое обзорное кафе на горе мы так и не смогли застать работающим.

Проживание: проживание доступно прямо на территории ГЛК в коттеджах и в гостинице. Гостиница своими условиями скорее подойдет для молодежных компаний из-за уникальной слышимости и тесноты в номерах, а номера в коттеджах отличаются высокой стоимостью при отсутствии реального комфорта. Семейный четырехместный стандарт с 4-мя односпальными кроватями 6900 руб/сут с понедельника по четверг и 7800 руб/сут с пятницы по воскресенье. При этом детские кровати установлены на небольшом полуэтаже над потолком ванной комнаты с очень крутой лестницей. Четырехместный комфорт 12500 руб/сут за любой день недели. Есть система откатов: до 20% от стоимости проживания можно на сл.сутки использовать для оплаты ски-пасс. В номерах не допускается использование электронагревательных приборов, кипяток можно набрать в поттер без электрошнура в помещении гостиницы (150 м по улице), уборка производится перед заселением, белье меняют на 4-е сутки (мы не дождались). Довольно уникальный расчетный час — заселение после 18, выселение до 16 часов. Бронирование доступно только по телефону и с предоплатой 100%. При этом бронирование на выходные дни не было доступно уже за месяц до предполагаемого заезда.

На лоджии коттеджа
Лучший результат на Холдоми

В соседнем (7 км) пгт Солнечный можно найти бюджетное жилье в частном секторе на видавшем виды диване из-под умершей бабушки. В 40 км от курорта в Комсомольске есть выбор недорогих гостиниц.

Резюме: с точки зрения реализации спортивных пристрастий очень перспективный курорт, с довольно бедным, но дорогим провинциальным сервисом доступным в полной мере только в выходные дни при полной загрузке ГЛК. Подкупает возможность выйти из номера прямо к подъемнику в горнолыжном снаряжении.

Как добраться: дорога на автомобиле от г. Хабаровска займет не менее 6 часов при расстоянии 450 км по автодороге, построенной в те годы, когда ее загрузка была не более 1 машины в час. Ширина полосы на выдерживает стандарта 3.5 метра в одном направлении, а на мостах даже менее 3 метров, дополнительных полос для обгона нет от слова «вовсе», встречные грузовики зачастую норовят залезть левым колесом на разделительную полосу, а тебе принять вправо практически некуда. Покрытие давно оставляет желать лучшего. Поэтому езда со скоростью более 110 кмчас возможна только на отдельных участках и требует значительного напряжения. Так что обратная дорога сжирает на нет все замечательные впечатления от отдыха и требует дополнительного отдыха… И где? Конечно же на Горном воздухе на Сахалине!

Горный воздух по-прежнему является моим (да и не только моим) самым любимым горнолыжным курортом на ДВ. Если есть возможность взять авиабилеты по субсидированным тарифам или за мили, то поездка на Горный воздух обойдется дешевле и комфортнее чем на Холдоми. Всего час лёту от Хабаровска новеньким бортом АК Аврора с сэндвичем и чаем на борту и 30 мин на такси, и вы на ГЛК высокого международного уровня в том числе и по уровню сервиса. 2 гондольных и 3 кресельных подъемника, 25 км трасс, макс.высота подъема 790 м, перепад высот 690 м самая длинная трасса 4.4 км, не менее 7 ратраков, ежедневно готовящих основные трассы, 3 кафе работающих ежедневно на всех уровнях ГЛК с отличным меню, приемлемыми ценами и сытными и вкусными блюдами. Плюс 3–4 точки, в которых вы можете насладится свежеприготовленным кофе. На мой искушенный вкус лучшая кофе-точка «Кулибин» на нижней станции ГЛК, лучшие обеды — кафе «Лиана» на средней станции подъемника. Кроме этого можно отдохнуть с чашкой чая у горячей печи или пообедать с видом на город в кафе «Звезда» на верхней станции.

Кафе Звезда
ГЛК «Холдоми» vs «Горный воздух»

Отлично работающий сайт с возможностью пополнить ски-пасс и получить актуальную информацию о работающих подъемниках и открытых трассах и постоянные обновления информации в Инстаграмм @gorny_vozdukh

Верхняя станция кресельного подъемника на г. Красная Горный воздух
Начало трассы А1 г. Красная Горный воздух
Трасса Запад-верх
Начало трассы Запад-верх

Дружественные тарифы на ски-пассы, самый доступный и отвечающий моим требованиям 5-тичасовой безлимит за 750 руб, позволяет накатать за это время до 30–40 км спусков. Есть прокат и камеры хранения на нижней и средней стациях ГЛК, есть отличные мастерские по ремонту оборудования по приемлемым ценам. Мне за 3 часа и 2800 руб. восстановили покрытие моих 7-летних Dynastar так, что я получил по сути новый «скользяк» и перестал задумываться о покупке новой пары лыж. Дополнительным преимуществом островного ГЛК является обилие снега, выпадающего на Сахалине, по сравнению с континентом. Хотя в этом году его тоже было значительно меньше.

Курорт развивается в первую очередь как спортивный объект, здесь регулярно проводятся соревнования регионального и международного уровня, что с одной стороны приводит к сокращению доступных для любителей трасс для катания, с другой стороны позволяет бесплатно посмотреть выступления сильнейших лыжников и сноубордистов страны и участников из других стран. На континентальный Кубок Дальнего Востока по горнолыжному спорту в конце марта 2021 г. прибыли и выступили 180 спортсменов из 13 стран мира. Можно было наблюдать выступления спортсменов в слаломе-гиганте, параллельном слаломе и др. Было интересно вблизи разглядеть горнолыжное оборудование международного спортивного уровня, пообщаться в кафе со спортсменами.

ГЛК «Холдоми» vs «Горный воздух»

Из-за того, что ГЛК находится в черте города Южно-Сахалинска всегда доступен большой выбор комфортного жилья и ресторанов с японской и корейской кухней, основанной на свежих морепродуктах. Лучший на мой взгляд ресторан японской кухни с отличным от сетевых «суши-баров» меню, быстрым обслуживанием и доступными ценами «Нихон митай» со свежей икрой сахалинского морского ежа, курильским гребешком и камчатским крабом. Всегда доступны другие развлечения: крытый теннисный корт в СК «Гидрострой» с 4-мя новыми отличными площадками, краеведческий музей в здании, построенном японцами в период оккупации южного Сахалина, банный и водный комплекс «SPAradise», пивной бар с живой музыкой «Harat"s» и многое другое. Такси в любую часть города от ГЛК обойдется в 150–200 руб. Да и пешая прогулка по Южно-Сахалинску доставит немало удовольствия, большинство домов советских времен постройки отремонтированы, оборудованы подсветкой и выглядят современно и стильно. Ну и конечно подкупает обилие свежего горного воздуха в лесопарковой зоне в восточной части города.

Я останавливался в гостинице Юбилейная в 700 м от нижней станции подъемника с видом на лес и верхнюю станцию подъемника ГЛК Горный воздух. Номер просторный с раздельными гостиной и спальной зоной, большой кроватью и диваном за 4000 руб/сут при одноместном проживании без завтраков. Количество спальных мест позволяет разместить 2-х взрослых и двух детей при условии доплаты за постельное белье. Уборка и смена полотенец ежедневные, в номере чайник, микроволновка, холодильник-минибар и набор посуды для 2-х чел.

ГЛК «Холдоми» vs «Горный воздух»

Цены на продукты в магазинах на острове отличаются от хабаровских минимум на 30–50%, от столичных на 50–100%. Даже икра и рыба на рынке стоят дороже, чем на континенте и рассчитаны на покупателя из Столицы или командированных работников нефтегазовой отрасли. Поэтому питание в кафе и ресторанах пожалуй обойдется дешевле и разнообразнее, если только вы не готовы посидеть на Доширак и чае с печеньками:))

Отличного отдыха на Дальневосточной земле.

Теги: Автопутешествия, Горнолыжный отдых, Отдых с детьми, Отзывы об отелях, Экстремальный отдых