Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 9:30

Переславль-Залесский — Россия Март 2021

Не люблю я, не закончив цикл об одной поездке, переходить к новому, но сделаю исключение, закончу историю о Карелии чуть позже, а пока добро пожаловать в Переславль-Залесский.

А встреча со славным городом Золотого кольца оказалась очень спонтанной. Моя подруга предложила встретиться в субботу, вторая дополнила предложение какой-нибудь вылазкой, а мне пришло в голову весело проводить зиму с блинами и хороводами в близлежащем к Москве городе. И, вуаля, за считанные мгновения мы приобрели однодневную экскурсию «Казачий Вар на Масленицу в Переславле Залесском».

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Наша группа оказалась небольшой — всего двенадцать человек, все оказались очень приятные, воспитанные, интеллигентные и пунктуальные люди. Все вместе мы провели замечательное время. Еще хочется отметить нашего экскурсовода — замечательная, много знающая, активная, подвижная Татьяна с приятным голосом и очень грамотной речью. Любо дорого слушать.

Нам подали новенький микроавтобус, и мы с комфортом за два часа преодолели без пробок расстояние в 140 километров.

Наименование Переславль переводится как «побеждать» или «перенять славу». Всего на Руси было три Переяславля: Переяславль-Южный (город Хмельницкий), Переяславль-Рязанский (город Рязань) и Переславль-Залесский, который где-то в залесье потерял букву «я» (шутка, конечно).

Знакомство с городом у нас получилось несколько поверхностным (особенность не самостоятельного путешествия), поэтому глубоко в его историю углублять не буду, приведу несколько любопытных фактов.

Карта достопримечательностей города Переславль-Залесский

Наш Переславль был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году и служил мощной крепостью — мужественным защитником Владимира и Суздаля. Город был окружен густым непроходимым лесом, за что к его имени было добавлено «Залесский».

Рассвет Переславля-Залесского приходится на XII век — период правления первого переславского князя Ярослава Всеволодовича (сына великого князя Всеволода Большое Гнездо). При нём город превратился в крупный политический и культурный центр Северо-Восточной Руси.

Его сын Александр Невский прославил город победами над шведами на реке Неве в 1240 году и над рыцарями тевтонского ордена на Чудском озере в Ледовом побоище в 1242 году.

Сильно Переславлю-Залесскому досталось от татаро-монгольского ига, шесть раз он был полностью уничтожен и сожжен. Сложно представить сколько сил и затрат требовалась славному городу, чтобы восстать из пепла и отстроиться заново. В XV–XVI веках Переславль-Залесский становится крупным ремесленным и торговым центром Московской Руси.

Знакомство со славным городом, как и положено, начинаем с его сердца — Красной или Соборной площади, окруженной валами XII века.

Спасо-Преображенский собор

А в самом центре красуется древнейший храм домонгольского времени: Спасо-Преображенский собор, датируемый аж 1152–1157 годами. Здесь крестили Александра Невского, а Сергий Радонежский принял священнический сан и начал свой путь.

В 1958 году в память о великом князе Александре Невском установлен его бронзовый бюст (работа скульптора С. М. Орлова).

Бюст Александра Невского

Классическое фото бюста Александра Невского и Спасо-Преображенского собора — визитная карточка Переславля-Залесского.

Картину Красной площади дополняют две парные церкви XVII–XVIII веков: Владимирский собор и церковь святого Александра Невского. Архитектурный облик храмов схож между собой, не сразу можно заметить различие, только приглядевшись, можно увидеть разницу в форме луковок. Такой стиль возведения парных соборов характерен для ярославской школы зодчества.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Рядышком к ним примыкает один из самых старых храмов города — шатровая церковь Петра Митрополита. К сожалению, ее заброшенный вид вызывает тоску и печаль. Храм в настоящее время закрыт. Церковь построена в честь Владимирского митрополита Петра. В свое время он был обвинен (говоря современным языком) в коррумпировании церковными должностями, но в последствии оправдан и причислен к лику святых.

Шатровая церковь Петра Митрополита

К сожалению, до наших времен Красная площадь не сохранила свой первозданный вид, часть построек была варварски уничтожена в 1930-е годы. От былых мощных стен Владимиро-Сретенского Новодевичьего монастыря остались лишь фрагменты.

Музей ремёсел и фрагмент стены Богородицко-Сретенского Новодевичего монастыря

Главный минус автобусных туров — катастрофическая нехватка времени на знакомство с самим городом. Мы не успели прогуляться по сохранившимся валам XII века, полюбоваться урбанистикой города. Мой фотоаппарат смог ухватить украткой лишь несколько домов. Составить полное представление о Переславле-Залесском не получилось, придется возвращаться.

Садовая улица, 4

Следующий пункт осмотра — Никитский монастырь, находящийся на возвышенности и окруженный каменными стенами XVI века с башнями и бойницами.

Попадаем в монастырь через святые ворота с расположенной над ними колокольней и церковью Архангела Гавриила. Три яруса яркой колокольни были надстроены в начале XIX века, по своему стилю и голубому оттенку колокольня сильно выделяется на фоне всего комплекса монастыря.

Церковь Гавриила Архангела

Сразу на пороге нас встретил милый котейка, поприветствовал нашу группу и скрылся из вида. И правильно сделал, ведь все наше внимание переключилось на него, и могли прослушать всю экскурсию.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Деревянный Никитский монастырь был основан в XII веке, только по распоряжению князя Василия в 1528 году возводится первая каменная одноглавая церковь. Основное же строительство развернулось во времена правления Ивана Грозного (в 60-е годы XVI века).

Собор Никиты Великомученика

В самом сердце монастыря расположены два храма: Собор Великомученика Никиты (1561–1564) и большая трапезная палата с Благовещенской церковью XVI–XVII веков. Историки предполагают, что в одной из палат второго этажа останавливался государь Петр I во время своих визитов в Переславль.

Иван Грозный не однократно посещал Никитский монастырь, в его присутствии был освящен пятиглавый Никитский собор.

Собор Никиты Великомученика

Внутри Никитского соборе тихо и спокойно, как и полагается намоленному месту.

Все стены аккуратно расписаны фресками, как будто храм только что построили.

Собор Никиты Великомученика

Никитский монастырь неоднократно подвергался нападению и разорению со стороны польско-литовских интервентов.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Монастырь мужественно оборонялся от войск Яна Сапеги в 1611 году, но спустя две недели противник захватил обитель и буквально стер его с лица земли. Стены и башни были заново построены уже 1643 году.

Северо-восточная башня

К трапезной Благовещенского храма примыкает шатровая колокольня (1668 года).

Широкую известность монастырь приобрел благодаря затворничеству великомученика Никиты Столпника Переславского. Осознав в какой-то момент греховность своей жизни, Никита покинул родной дом и семью, заключил себя в тяжелые вериги и уединился в каменный столп, где пребывал в трудах и молитвах.

»За свою подвижническую жизнь и раскаяние, согласно житию, Никита получил от Бога дар чудотворный исцеления. Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а также и о его чудотворениях далеко разнёсся. Отовсюду стали приходить к нему здравые и недужные или для получения назидательных наставлений, или для исцеления, как князья, так и нищие».

Преподобный Никита Столпник скончался насильственною смертью 24 мая 1186 года. Однажды пришли к нему двое приближенных за благословением. Из желания разбогатеть помутнился их рассудок: приняли они его железные вериги за серебреные, убили старца.

За шатровой колокольней в XVIII веке построена каменная часовня на месте столпа преподобного Никиты. (*столп — это специально вырытая для человека узкая келья-шахта).

Шатровая колокольня

При монастыре находится целебный источник преподобного Никиты.

Котейка ответственно подошел к своей миссии сопровождающего. Встретил и проводил нас, убедился, что вся группа благополучно и вовремя вернулась в микроавтобус. Надеюсь, его труд будет вознагражден мисочкой молока и лакомым кусочком мясца.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Переславль-Залесский стоит на берегу озера Плещеево. По своим размерам оно занимает почетное второе место в Ярославской области после ростовского озера Неро. Вот второй раз я на Ярославской земле и второй раз серое снежное небо сливается на горизонте с заснеженной пеленой озер Неро и Плещеево. Определенно сюда стоит вернуться летом.

В озере Плещеево водится знаменитая на всю Россию пресноводная сельдь «ряпушка», которая в былые времена была обязательным блюдом на пиршествах великих князей и царей. Величали ее «Царская сельдь». Сейчас мы можем увидеть эту рыбку на гербе Переславля-Залесского.

Двигаясь по Кооперативной улице вдоль берега озера, из окна мы наблюдали за разноцветными воздушными змеями — кайтами, парящими в небе. Здесь на пляжах находятся несколько школ по кайтингу. Этот вид спорта привлекает любителей и профессионалов не только летом. Зимой можно насладиться сноукайтингом — сочетание парусного спорта и катания на горных лыжах или сноуборде. Жаль, я не успела сделать фото и вам показать.

До Крещения Руси на вершине Александровой горы (Ярилиной плеши как ее именовали в древности) устраивались языческие собрания и обряды. Борясь с язычничеством, Александр Невский на месте древнего капища основал Борисоглебский монастырь, в Смутное время обитель была уничтожена, а в память о ней остался лишь памятный крест (на первом фото слайда можно его увидеть вдалеке).

Многие верят, что огромный валун «Синь камень» обладает магическими и целительными свойствами, исполняет самые заветные желания. С приходом христианства православия церковь всячески пыталась от него избавиться: то закапывали его глубоко в землю, а он вновь появлялся на поверхности, то попытались утопить в глубине Плещеева озера, а он медленно, но верно «выплывал» на берег. Люди с изумлением наблюдали за чудом и вновь начинали поклоняться ему.

Вот и сейчас к Синь-камню стремятся на поклон, а чтобы уж точно желание исполнилось рядышком привязывают разноцветные ленточки. Если вы забыли ленточку дома — не беда. Возле входа можно ее приобрести в небольших торговых рядах, как и другие сувенирчики. Только вот, чтобы загадать желание, придется заплатить за вход 50 рублей. К гигантскому валуну (весом более 12 тонн) ведет новенький деревянный настил, так что шанса испачкаться или увязнуть в болотистой почве не удастся.

Далее нам предстоял обед, который оплачивался отдельно (350 рублей). Нас привезли в столовую классического советского вида «Визит». Комплексный обед оказался весьма добротным и сытным, а свежие пирожки с яблоком останутся приятным воспоминанием. Жаль только, что ряпушку мы не отведали, зато есть еще один повод вернуться в Переславль-Залесский.

С погодой нам не очень повезло: было холодно, ветрено, промозгло, и периодически шел снег. Поэтому контрастных фото не получилось, зато яркий акцент внес последний пункт нашего маршрута: историко-культурный центр «Русский парк».

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Пыталась честно отыскать цены на сайте, но без результата, возможно его редактируют. Но поверю информации с нашего сайта:

— взрослый билет — 300 рублей;

— дети до 14 лет и пенсионеры — 150 рублей.

Музей работает ежедневно с 10:00 до 19:00 (кассы закрываются в 18:00).

В стоимость нашей экскурсии уже были включены входные билеты.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Комплекс «Русский Парк» — это небольшой городок с разноцветными узорчатыми теремами и деревянными избами XVIII–XIX веков, украшенными росписями и богатой кружевной резьбой.

Милости просим на территорию парка: в настоящее время в нем открыты пять музеев, пять тематических аллей, большая и ухоженная территория для прогулок, множество скульптур, вырезанных из дерева, и фотозон. Парк сравнительно молодой, развивается быстро и уверенно, надеюсь в нем будут появляться новые идеи и музеи.

О том, что сегодня веселый праздник, намекает яркое чучело при входе.

Музей русской забавы «Петрушка» небольшой по размеру, он разделен на две части. Первый зал посвящен пословицам: в небольших деревянных избушках на курьих ножках милые персонажи обыгрывают иронические поговорки.

«Гусь свинье не товарищ»

«Семь раз отмерь, один отрежь»

«Взялся за гуж — не говори, что не дюж»

«Дело мастера боится»

»Русские пословицы и поговорки — это меткие, остроумные выражения, созданные нашим народом. В короткой форме пословица выражает мудрые мысли. Пословица имеет прямой и переносный смысл — мораль. На Руси существовало несколько пословиц с одной и той же моралью».

«Своя ноша не тянет»

«Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда»

Во втором зале показаны театральные куклы: вертепные, марионетки, тростевые, куклы для театра теней. Для детишек проводят представления, где каждый может поучаствовать в театральном процессе и поуправлять куклами. Нам, конечно, спектакль не показали.

Как я уже говорила, территория парка большая, поделена условно на тематические участки.

Есть аллея театральных афиш.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

аллеи русских шрифтов, орнаментов, росписей IX—XVI вв.

Очень оригинальная задумка собрать в одном месте типичные для русских городов наличники. Красивые образцы приколочены по периметру музея «Что изобрели русские первыми в мире».

Интересен и сам музей «Что изобрели русские первыми в мире»: в нем представлено более 200 выдающихся изобретений русских инженеров и конструкторов. Действительно, нам есть чем гордиться.

Не могла я спокойно пройти мимо этого стенда, ведь все детство и юность любовалась этой красавицей — «Останкинской телебашней» практически из окна дома и школы.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Аллея русских шрифтов вывела нас к двум оригинальным избам.

В музее «Уральская изба» представлены русские народные музыкальные инструменты. Но меня больше поразил внутренний декор светлицы: росписи стен и потолка, вышиванки, веретено, лоскутные одеяла, висящие на стенах, и куклы «Столбушки», притаившиеся на верхней полочке. Все так самобытно.

До чего же красивы расписные окна. Мое воображение рисует такую картинку: утро, рассвет, детство, деревня… ты проснулась, потянулась, распахнула окно, выпрыгнула из него, босяком пробежала по утренней росе, сорвала букетик васильков, а потом в глиняном горшочке поставила на подоконник. Ляпота!

Отдельное умиление вызвали скворечники. Каждый выполнен в неповторимом дизайне, ну разве можно сохранить серьезное лицо, рассматривая детали птичьих особняков и усадеб: тут кривенькая лесенка у входа, там панталончики и носки сушатся на веревочке. Радужный птичий городок.

По соседству расположена архангельская изба «Алешкин дом». Удивила роспись фасада, ничуть не уступает живописным домам Баварии. Внутри избы царят уют и тепло: есть и печка, и ступы, и мукомольни, и корыто. Так и кажется что вот-вот Иванушка-дурачок слезет с печи, Баба Яга войдет в комнату, спящая красавица сядет за прялку с веретеном, а старуха будет ругать старика и отправлять за золотой рыбкой.

В музее собрана большая выставка лубка, райка, прялки и других предметов крестьянского быта.

Каждый уголок России, каждая деревня славилась своими талантливыми мастерами, уникальными художественными идеями и технологиями, которые передавали по секрету от поколения к поколению. Это прославленные на весь мир чудеса: мезенская, городецкая роспись, дымковская игрушка, вологодские кружева, жостовская роспись, хохлома, гусевский хрусталь, палех, шемогодская резьба, павловские платки.

Каждый предмет быта не был скучным, их (врубели, ковши, сундуки, шкафы, печи, прялки, корыта и прочие предметы) покрывали уникальным орнаментом, сказочными сценками.

Чуть в стороне стоит красавчик Дом-дача в русском стиле XIX века, не заметить который просто невозможно. Сложно оторвать взгляд от неповторимых узоров резьбы, каждая линия и деталь продуманы и неповторимы. Не усадьба, а сказка русская.

Оказавшись внутри, можно представить, что попал на дворянское женское собрание, узнать, как жили и отдыхали представители высшего сословия позапрошлого века. Здесь представлены нарядные и повседневные платья, костюмы, корсеты конца XIX века, а также модные шляпки, перчатки, зонтики, аксессуары, драгоценности и духи богатых дам. На сайте указано, что можно примерить платья за дополнительную плату, но стоимость этого удовольствия я не нашла.

Тем временем пришло время отпраздновать масленицу.

Масленица — древний веселый славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся по сей день. Народные масленичные гулянья направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить Весну-Красну. В это время народ любил кататься с горок, разъезжать по деревням на санях, запряженными лошадьми под веселый звон бубенцов и колокольчиков.

Неотъемлемым атрибутом праздника было соломенное чучуло, одетое в яркий наряд.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Нас пригласили на небольшую поляну, где предстоял небольшой интерактив с песнями, танцами, играми и хороводами. Вся масленичная неделя имела свое название «Масленая седмица» и свои традиции. Каждый день мы обыгрывали под руководством веселых казаков и казачек.

Понедельник — «встреча» праздника. В этот день катались с ледяных горок, плели и наряжали чучело, а затем катались с ним по улицам.

Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры: парни искали невест, а девушки — женихов, заигрывали и флиртовали друг с другом.

Среда — «лакомка». В этот день накрывали столы, угощались сами, а также соседей и друзей. Конечно, главное угощение — блины.

Четверг — «разгуляй». В этот день народ катался на лошадях, веселился от души, будил весну громким смехом.

Пятница — «тещины вечера», когда зять едет к теще на блины.

Суббота — «золовкины посиделки» — ответный визит. В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых, кого ненароком обидел. А после провожают широкую Масленицу.

Мы взялись за руки и направились сжигать на костре соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму, под звонкий смех и искренние улыбки.

«Чучело снаряжаем — Зимушку в путь-дорогу провожаем!»

По традиции после этого молодежь прыгала через костер, мы рисковать не стали (хоть и молодежью себя по праву считаем).

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

После этого веселья нам предстоял небольшой мастер-класс по росписи деревянных заготовок в виде солнышка Ярило в помещении музея чая.

Результат нашего творчества. Считайте весну мы ярко разбудили.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Блины являются основным символом Масленицы. И мы не остались без угощения, в заключительной части нашей программы нас пригласили в трактир «Ряпушка» на чаепитие с пышными да румяными блинами.

Пусть нам не удалось познать вкус распиаренной рыбки ряпушки, побродить по небольшому и славному городку Переславлю-Залесскому, проникнуться ветхостью и очарованием старых домиков, зато у нас возникло стойкое чувство, что нам сюда нужно вернуться летом. Тем более, что сейчас из Москвы на регулярной основе запустили поезд по выходным дням.

С пылу с жару. Масленица в Переславле-Залесском

Переславль-Залесский, жди нас в гости снова!