Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была вчера 21:55

Лондон — Великобритания Декабрь 2016

Путешествуя по Великобритании никак нельзя обойти стороной королевский город Лондон. Добраться из Эдинбурга в британскую столицу можно самолётом, поездом, автобусом и, конечно, автомобилем. Перебрав все варианты остановились на поезде. Тем более железнодорожная станция находилась всего в пяти минутах ходьбы от отеля. Билеты компании Virgin Trains East Coast купили месяца за два до поездки. Так они дешевле, хотя самые дешёвые всё же пропустили. В результате получилось £82 на двоих.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Приходим утром на станцию, на табло уже высветился наш рейс, ищем свой вагон, а его нет. А, В, С, Е — где же D? Стоим, ждём, вокруг народ бодро загружается в поезд, рассаживается по местам. Наконец не утерпела, подошла к дежурной и спросила, где наш вагон. Она невозмутомо отвечает, нет его и не будет, ищите свободное место в тех, что уже поданы. Это я вовремя побеспокоилась, ещё немного и ехали бы четыре с половиной часа стоя в проходе.

Поездка прошла без приключений, даже умудрились столик в кафе на вечер заказать. Ближе к полудню прибыли на станцию Kings Cross. Только послушайте как звучит — Кингс Кросс, ощущаешь себя героиней английского романа.
На вокзале первым делом купили в автомате пластиковую карту Oyster card для поездок по городу. Короткий совет: не стоит заранее покупать карточку для туристов Visitor Oyster. За туристическую карточку с вас возьмут невозвращаемый депозит в £3, а если купите сами, заплатите £5, которые вам вернут в конце поездки в таком же автомате. Положили на карточки по £20 и отправились на метро к станции Victoria. Гостиница наша находилась недалеко. Поначалу правда заблудились и зашли в другую с похожим названием. В конце концов разобрались, осмотрелись, заселились и бегом в город. Планов-то, как обычно, громадьё.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Раз уж оказались в районе Вестминстер, так первым делом в Вестминстер и отправились. Тавтология какая-то получилась. Дальше больше. Мимо вокзала Виктория, по улице Виктория за 20 минут дошли до Вестминстерского Ааббатства. Знакомые строгие формы готической церкви, где веками короновались и находили последний приют британские короли, заставляют на миг остановиться, чтобы перевести дух и осознать всю торжественность момента.

Вход в Аббатство платный и не дешёвый — £20. Но у нас был ваучер 2-4-1, поэтому второй билет получили бесплатно. Про ваучеры я писала в совете. Фотографировать внутри не разрешают, поэтому приходится полагаться лишь на свою память. Запомнился саркофаг Исаака Ньютона, уголок писателей, а самое интересное — скамеечка для молитвы расшитая белыми и алыми розами в знак примирения двух династий Плантагенетов — Ланкастеров и Йорков. Невольно на ум приходит детский стишок:
Где ты была сегодня киска
У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?
Видала мышку на ковре!

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Перед входом в церковь установлен мемориал в память выпускников Школы Вестминстера погибших в Крымской войне 1854—1856 гг. Двадцати метровую гранитную колонну венчает Святой Георгий с драконом.

Аббатство примыкает к Площади Парламента. Площадь была спроектирована в 1868 году для проведения публичных церемоний, а также, чтобы открыть доступ к новому зданию парламента или Вестминстерскому дворцу. Вокруг зелёного газона установлено несколько статуй. Одна из самых знаменитых — бронзовая скульптура премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Монумент установлен на том самом месте, которое выбрал знаменитый премьер, сказав в 1950 году: «вот здесь будет стоять моя статуя».

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Украшением площади стала часовая башня Вестминстерского дворца, известная широкой публике как Биг-Бен. Нам повезло услышать бой часов, совсем незадолго до того, как в 21 августа 2017 года их остановили на четырёхлетнюю реконструкцию.

Слева белеет Церковь Святой Маргариты, основанная в XII веке монахами-бенедиктинцами, в качестве простой приходской церкви для местных жителей.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

От Парламента двинулись по Уайтхолл, которая упирается в Трафальгарскую площадь. Королевский конный гвардеец стойко несёт свою нелёгкую службу. Лошадка стоит смирно и, несмотря на грозную надпись, не пытается лягнуть или укусить прохожих.

На горизонте показалась Колонна Нельсона. Легендарный адмирал погиб в битве при Трафальгаре в 1805 году, так и не увидев плодов победы возглавляемого им британского флота. Постамент колонны украшен четырьмя бронзовыми барельефами отлитыми из трофейных французских орудий.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

На Трафальгарскую площадь мы спешили, чтобы увидеть богатейшую коллекцию Национальной галереи. Вишенкой на торте стало то, что государственные музеи Лондона открывают свои сокровища для посетителей совершенно бесплатно. На галерею у нас было всего два часа, поэтому составила план заранее. На сайте галереи можно виртуально заглянуть в каждый зал.

Заслуживает внимания и само здание музея. Долго разглядывала мозаики на полу у входа. Автор русский художник Борис Васильевич фон Анреп. В аллегорической форме мастер изобразил современные добродетели: Любопытство, Юмор, Наслаждение, Сопротивление, которое представлено фигурой Уинстона Черчилля бросающего вызов зверю в форме свастики.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Из музея вышли уже в темноте. Зимний день короткий.

У сияющей огоньками ёлки группа в красных колраках распевала рождественские гимны.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

На вечер у нас были планы. Сначала отправились в кассы Театра Её Величества (Queen’s Theatre) получить оплаченные по интернету билеты. Затем в кафе Monico на ужин, что заказали в поезде.

Комплексное меню с бокалом шампанского обошлось в 20 фунтов на двоих.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

А потом был представление. Знаменитый мюзикл Les Miserables по роману Гюго Отверженные.

Тот самый, что исполняли в Виндзорском замке на банкете, который давала Королева Елизавета в честь президента Франции Жака Ширака.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

И это ещё не всё. Вечер преподнёс ещё один сюрприз. Повернули за угол к метро и увидели как от Площади Пикадилли вдоль по улице разлетаются золотые ангелы.

На следующее утро уже проторенным путём отправились к Вестминстерскому причалу. По пути встретилось яркое здание в красную и белую полоску. Вестминстерский собор (не путать с аббатством) — один из величайших секретов Лондона. Туристы стремятся в аббатство, пропуская необычный храм с красочными неовизантийскими мозиками внутри.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Ранним уром собор был ещё закрыт. Даже знаменитый Лондонский глаз стоял абсолютно пустым, никто не толпился в очереди, чтобы взглянуть на город с высоты.

Тем временем над Темзой занялась заря, по тёмным водам побежала золотистая дорожка.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

К пристани причалил кораблик. Отсканировали свои Устричные карточки и плавно тронулись в путь, оставляя за кормой Вестминстерский дворец, одноимённый мост и башню Биг Бен.

У набережной Виктории пришвартован крейсер «Веллингтон» (1934 г.). Во время Второй мировой войны судно служило кораблем сопровождения конвоев в Северной Атлантике.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Через Темзу в Лондоне перекинуто 35 мостов. Первым встретился пятиарочный Блэкфрайерс, который 6 ноября 1869 года был открыт королевой Викторией.

Следующий — Миллениум открытый 10 июня 2000 года, соединив собор Святого Павла на северном берегу с галереями Тейт Модерн и Шекспировским глобусом на южном.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Целых три моста следуют один за другим: Мост Саутварк, Железнодорожный мост и Лондонский мост.

Плавучий музей — Крейсер «Белфаст» (1938 г.) самый значительный из сохранившихся боевых кораблей Королевского флота времен Второй мировой войны. Изначально он был частью британской военно-морской блокады Германии. Позже с корабля были произведены одни из первых выстрелов при высадке десанта в Нормандии в знаменитый День Д 6 июня 1944 г.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Наконец из утреннего тумана выплыли очертания Тауэрского моста, башни которого не спутаешь ни с чем.

Подвесной мост увенчанный двумя башнями в викторианском готическом стиле построили в 1894 году. Вскоре сооружение стало символом Британской столицы. Жалею теперь, что не прошлась по пешеходным дорожкам моста. Нужно было уделить ему хотя бы час, которого у нас, увы, не было.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Кораблик причалил к конечному пункту нашего путешествия — пирсу Тауэра. Билеты в крепость продаются на площади Тауэр-Хилл. Площадь печально известна тем, что на протяжении веков здесь проводились публичные казни. Казнили именитых и знатных «преступников». Менялись времена, менялись приоритеты. Под топор палача попали как автор «Утопии» и противник протестантизма Томас Мор, так и главный идеолог Английской Реформации Томас Кромвель.

Крепкие каменные стены окружают знаменитую крепость. Только изумрудно-зелёный газон на месте крепостного рва оживляет пейзаж. 13 крепостных башен разместились на внутреннем кольце. В середине башня Бичем XIII века знаменует собой первое крупное строение из кирпича в Великобритании после ухода римлян в V-м веке.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

В крепости хранятся королевские регалии. Обычно в сокровищницу стоит длинная очередь. Однако в середине декабря не было ни души, поэтому наслаждаться сиянием королевских бриллиантов нам довелось в полом одиночестве.

Донжон замка — Белая Башня была построена аж в 11 веке. Углы донжона укреплены башнями, три из них квадратные, а одна, северо-восточная, круглая с винтовой лестницей внутри. В Белой Башне когда-то располагались королевские покои, а сейчас можно увидеть коллекцию оружия и рыцарских доспехов.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Зашли в музей монет, поднялись на крепостную стену, по которой можно идти от башни к башне заглядывая внутрь каждой из них.

Через два часа вышли из крепости и пешком направились к Собору Св. Павла. В просвете между домами мелькнул Монумент в память о Великом лондонском пожаре 1666 года.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Мимо проехал исторический красный двухэтажный автобус номер 15.

Расстояния в Лондоне не маленькие, но из окна автобуса, а тем более вагона метро не увидеть всех тех мельчайших деталей, что составляют душу города.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Шедевр знаменитого английского архитектора Кристофера Рена был построен в XVII веке, на месте церкви погибшей в пламени ужасного лондонского пожара. До 1963 года Собор высотой 111 метров был самым высоким зданием Лондона.

Особенно примечателен западный фасад с двухэтажным классическим портиком идею которого Рен позаимствовал у итальянских архитекторов. Перед собором установлена статуя Королевы Анны Стюарт окружённой символическими фигурами, представляющими Британию (слева), Францию (справа), а также Ирландию и Северную Америку.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Внутри, как и ожидалось, фотографировать запрещено. Зато удалось запечатлеть жёлтые декабрьские розы в сквере у собора.

Каждый день в Лондоне старались посетить хотя бы один музей. О том, чтобы посетить Британский музей, даже мечтать не решалась, уж тем более бесплатно. Однако, мечты сбываются.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

И вот уже стою и своими глазами вижу Розеттский камень — самый древний словарь.

Закончили день в районе Ковент-Гарден. Сначала поужинали в итальянском ресторанчике.

Лондонский марафон. От Вестминстера до Тауэра

Потом отправились в Королевский театр оперы и балета на рождественскую постановку Щелкунчика.

К полуночи буквально на втором дыхании добрались до отеля. Завтра новый день.