Турист Елена (krasolena)
Елена
была 8 апреля 12:21

Занзибар — Танзания Февраль 2021

Вылетали из Москвы ночью в 22:30, прямым рейсом. То, что только 10 кг багажа бесплатно можно взять с собой обнаружила поздно, поэтому не доплатила за дополнительные кг, а это всего-то 1200 рублей. Лучше все-таки доплатить за дополнительные килограммы, потому что в любом случае даже если вы возмете 10 кг, то в условиях влажного тропического климата вся одежда наберет еще около килограмма влаги, и какие-то сувениры тоже захочется привести с собой. А мне пришлось укладываться по минимуму. И конечно, как всегда забыла что-то взять. В этот раз солнцезащитные очки. А там они просто необходимы, во-первых, солнце само по себе яркое, а во-вторых, белый песок, отражает свет, как снег. По структуре очень мелкий, как мука.

Говорил Чуковский «Не ходите, дети, в Африку гулять». Хотя местные жители считают, что Занзибар, это не Африка.
Но все пока предсказуемо. Начать с того, что аэропорт маленький, а самолёты большие. Наш привёз 500 человек и следующий, буквально через 10 минут сел («Коралл-тревел» из Новосибирска) чуть меньше и все набились в небольшой зал, проходить границу. На улице конечно тропики: жара и влажность, а мы практически в зимней одежде. Кое-что поснимали с себя, но все равно жарко и душно (9 утра).

По прилету 3 очереди: первая — поставить штампик, вторая — оплатить визу 50 $ (принимают только наличные), третья — поставить визу. Это первый шок, с которым мы столкнулись. Ходят какие-то человечки «помогалы» и предлагают «fast» — то есть за 10 долларов проведет тебя сквозь других туристов, но как оказалось, почему-то только одну очередь, к счастью я не воспользовалась. При выходе из аэропорта также подбегают какие-то «помогалы», которые сразу хватаются за чемодан. Лучше сразу им отдаться, так как все равно они выпросят. Вы же не будете запихивать свой чемодан через высокое окно в автобус, а багажного отделения у них в автобусах не предусмотрено. Вполне достаточно 1 $.

Джамбо, Занзибар

Потом долго нас собирали по автобусам, уже и чемоданы с ленты сняли, еле нашла в общей куче. За это время успела купить СИМку (20 $ за 20 Гб, говорят на месяц хватает) и поменять деньги. Прочитала в интернете, да и наша менеджер затем подтвердила, что банкоматов нет. Вернее они есть, но в ограниченном количестве. От нашей гостиницы ближайший в Падже (это 6 км). До нашей гостиницы («Visitors inn hotel» в деревне Джамбиани) ехали чуть дольше часа (56 км по навигатору посмотрела).

Кстати здесь правостороннее движение и если брать машину на прокат, нужно оформлять местные права, около 3 дней. Бензин у них стоит около 2000 танзанийских шиллинга, т.е на март 2021 года это примерно 0,75 доллара. Судя по всему, мы хотя и являемся нефтедобывающей страной, скоро догоним их по ценам на бензин, осталось всего ничего +10%.
Хотя ночь и без сна, но интересно же посмотреть в окошко автобуса, как они живут.

Джамбо, Занзибар

И вот вдоль дороги стоят «типа» домики. Мне это напомнило наши гаражные кооперативы, построенные не понять из чего, содержащие кучу «нужных» вещей. Разруха. Но по сравнению с Индией немного получше, нет таких цыганских кибиток. А окна им зачем стеклянные, если всегда жарко?
Итак, деревня Джамбиани.

Джамбо, Занзибар

Сама по себе грязная, как и весь Занзибар. Мусор, повсюду, кроме прибрежной зоны, пластик, жестяные банки и всякого рода пакеты и упаковочная обертка продуктов. Хотя, если сравнивать с Индией, то можно сказать, что чисто на улице, думаю, что во время дождей весь мусор смывается куда-то в одно место, а уж там и убирают. Действительно, зачем по всей деревне бегать? А какие дороги? Никакие. Дороги, в деревнях в какой-нибудь российской глуши, это хайвей. Центральная улица деревни примерно такая же дорога как в Тверской области, лужи, канавы, не обойти, не объехать. Босиком тоже не пойдёшь, камни острые торчат.

До ближайшего тусовочного места 6 км, и то это относительно нашей деревни. Здесь и магазинов как таковых нет, какие-то лавки с набором самых необходимых вещей для жизни. Всё что можно купить начинается от 1000 танзанийских шиллингов. 1 манго = 2000 TZS большой и 1000 TZS маленький, связка их бананов = 3000, бутылка воды 1 литр = 1000. По наполнению как в последние застойные годы в какой-нибудь глухомани российской. В нашей деревне имеются много местных ресторанов, я не ходила, но народ хвалит. Это такие навесы с крышей из тростника, столики и бар.

Местные жители во время отлива ковыряются в песке и что-то оттуда вытаскивают, я не стала приставать к ним, чтобы выяснить что они там выковыривают, но по виду похоже, какие-то моллюски. Вот что один турист написал: «Местные очень назойливые, хоть и бедные, но цены загнуть не дураки, учитесь торговаться и отшивать, цены можно сбить в 2–3 раза. Мусор есть, но не критично. Интересно посмотреть на нищий быт, строения из говна и лодки из палок. Похоже на Доминикану и Индию одновременно».

Джамбо, Занзибар

Но я обратила внимание, если это строительный мусор, то экологичный, т. е. куски кораллов, из которых местные строят свои хибары, а грязь — тоже земля и кораллы, конечно, валяются пустые пластиковые бутылки, но могу сказать что даже не в том количестве, как вдоль дорог в Черногории.
Как и обещали длинный отлив и прилив по расписанию, но поднялся ветер и я не полезла в воду. Волна есть, но не очень большая. Всё волны разбиваются вдали о коралловый риф. Вода во время полного отлива уходит от берега на километр или два. И в это время тоже есть чем заняться, например, рассмотреть морских ежей и звезды, которые остаются на песке. И за это не нужно дополнительно платить, как в случае с дайвингом или снорклингом. Жаль, что все забывают, что находятся практически на экваторе, следовательно, солнце очень агрессивное для жителей северных регионов, к тому идет отражение от песка и воды. Обгораешь буквально за полчаса, и все солнцезащитные кремы даже 60 единиц, не спасают. Предупреждают всегда и всех, но голова отключается на отдыхе. Нужно помнить: обязательно отвести первые два дня на акклиматизацию, не находиться долго на солнце, желательно привыкать к солнцу в часы рассвета и заката. А в остальное время в глубокой тени. Постоянно использовать солнцезащитный крем, причем не забывать и про уши, особенно нос и щеки. Укрывать голову!

Джамбо, Занзибар

При таких прогулках обязательно ношение коралловых тапочек, очень много морских ежей и можно нечаянно на него наступить. Сама я не наступала, но нужно помнить, если все-таки наступил, то ноги нужно поместить в горячую воду на 15 минут, затем аккуратно достать иголку и полить соком лайма.
Рассвет и закат здесь очень быстрые. Казалось бы, вот край солнца показался за горизонтом, а через полчаса оно, уже стоит высоко над головой. Так же и закат: тень удлинилась, чувствуется, что вечер наступает, но проходит полчаса и темнота хоть глаз выколи. Причем восход и закат происходит в одно и тоже время круглогодично: в 6:10+ 5 мин. светает, восход в 6:30+ 5 мин. и в 18:10+ 5 мин. темнеет и заход в 18:50+ 5 мин.

Кстати ветер всегда поднимался после 16 часов и бывал довольно сильный. Так как приливы по расписанию, часто максимальный подъем приходится на время сильного ветра, вода поднимается почти на 2 метра, бьется о парапет, но сумасшедшие русские все равно лезут в воду купаться, не боясь, что волной может хорошо припечатать о стенку. Кроме этого может еще обжечь медуза, они мелкие для жидни не опасные, но неприятные ощущения. Если такое случилось, то хорошо промыть соленой водой (ни в коем случае не пресной), полить соком лайма, можно приложить дольку помидора. Смазать кортикостероидным кремом.

Джамбо, Занзибар

Медицины на острове просто нет, аптек нет. Поэтому если что-то с вами случится медицинской помощи не дождетесь, если конечно совсем умирать будете может быть часа через два-три приедет скорая, а так на такси в СтоунТаун в госпиталь, но там еще какие-то проблемы со страховыми полисами.
Это реально страна лодырей, которые живут одним днем. Что бы делать, лишь бы ничего не делать — вот их девиз. День прошел, и слава богу. На Занзибаре очень популярно выражение, которое многие из нас слышали в мультике «Король Лев», а именно «акуна матата!». «Акуна матата!» означает «Не беспокойся!», «Не волнуйся!» или «Don’t worry!». Это выражение на Занзибаре можно очень часто услышать из уст занзибарцев, а также увидеть на футболках, парео, сумках и разных сувенирах.
И вот эта «Акуна матата» присутствует во всех формах. Если вы договариваетесь заранее, что такси придет к определенному времени, это не значит, что он приедет в назначенное время. Или пойдете на почту, она закрыта и не понятно, когда работает. Перед ней сидит торгует фруктами человек, может это и есть местный почтальон?

Джамбо, Занзибар

А еще самый жирный минус Занзибара — попрошайничество. Каждый местный житель, от малого до большого, будет у Вас клянчить деньги. Вот идет девочка вам на встречу и говорит «Джамбо, мани». «Джамбо» это на суахили здравствуй, ну, а «мани» — все знают. Если Вы присядете на пляже на открытом пространстве, то к Вам как мухи слетятся попрошайки и продавцы. Когда каждую минуту Вас дергают, настойчиво что-то впаривают, мягко говоря, не комфортно.
Если в Таиланде или на Филиппинах часто встречаются мужчины в сопровождении молоденьких таек или филиппинок, то на Занзибаре обратная картина. В основном европейки среднего возраста (россиянок я не видела, но говорят, что они тоже есть) находят себе «эскорт» в виде чернокожих занзибарцев, зачастую так называемых «масаев», выполняющих роль «аниматоров» на пляже. По большому счету занзибарцы сами себя недвусмысленно предлагают одиноким белым женщинам на пляже и многие из них охотно соглашаются «скрасить» свой отпуск дополнительной экзотикой. Помимо небольшой платы за «эскорт», женщины оплачивают за своего спутника все расходы в ресторанах и барах. Спутник же охотно выполняет любые требования: от ношения пляжной сумки и массажа до интима. Но тут уж, как говорится, на вкус и цвет…
Когда нет прилива, везде видны какие-то толи сваи, толи колья высокие. Я выяснила, что это ферма морской капусты. Во время отлива женщины небольшими пучками наматывают водоросли на верёвки и оставляют недели на три. Затем, разросшиеся морские растения собирают, высушивают и продают. Из всего этого делают косметику, мыло, закуску для еды и многое другое.
В нашей деревне, довольно большой по меркам Занзибара, две школы для мальчиков и девочек. У них обучение раздельное, и хотя страна мусульманская, но женщин в хиджабах практически не видно, многие работают и на заправках, и в аэропорту, и в магазинах, и в отелях.
Безработица очень большая, работать негде, только в туристической отрасли. Один работающий может содержать всю семью, а семьи у них большие. Кроме того, пенсии им не платят, только тем, которые ушли на пенсию с государственной службы.
Также видела какую-то постройку за забором с воротами открытыми настежь. Сначала мне показалось, что это складские помещения, но долго вчитываясь и переводя, поняла, что это «Медицинский госпиталь с курсами для медсестер». Ни одного дня не видела, чтобы так кто-то был, то есть помещение есть, но не работает. Хотя возможно, как и все на Занзибаре работают до 13:00 часов, а мы выходили из отеля всегда ближе к вечеру.
В любой поездке не обойтись без местных сувениров. Так как промышленности у них нет, то всё привозное либо из Индии, в основном изделия из ткани, такие как накидки для купальника и национальные рубашки, и магниты из Китая. Хотя своими руками они вырезают и делают из дерева масаев и африканских животных. Прямо на пляже может расположиться со своими работами местный художник, или продавец с картинами в местном стиле «Тингатинга». Но шедевров нет, все тяп-ляп, все та же «Акуна матата».

Джамбо, Занзибар

Кстати: категорически запрещается вывозить ракушки, кораллы и местную валюту, лучше не рисковать, говорят штрафы очень большие.
И вот последний день: перелет домой. Выехали в 6 утра, и опять 56 км ехали 2 часа. Пробки! Много автобусов, типа «маршруток». Причем кондуктору места не достется, он сзади стоит.

Опять очереди: сначала зайти в аэропорт, затем зарегистрироваться на рейс. Как всегда, Акуна Матата. В 10–15 вылетает Новосибирск, работает 2 стойки, в 11:00 вылетаем мы, работает 2 стойки, а в 12–30 уже Киев вылетает. Как они успевают всех оформить?
Я сижу считаю, если 550 пассажиров, 2 стойки, на каждого по 1 минуте, получается 250 минут, это больше 4 часов. Это только к 11-ти они посадочный дадут, а ещё две очереди: досмотр и граница. Новосибирск по идее через 20 минут уже посадку закончат, а они ещё в очереди за посадочным стоят.
Уже и кушать хочется, с утра кофе попила и всё. А здесь прикупить негде. В зале только стойки и туалет на 1 кабину. Пройдя границу практически без очереди, но в толкучке, попадаешь опять в небольшой зал, куда загнали весь наш самолет, сидим как селедки в бочке. Имеется, конечно, еще два Дьютифри, но эти магазины больше напоминают те же городские лавки. Имеется «Смокинг-рум» — вход 1 доллар или 2000 шиллингов, то есть покурить 80 рублей. Тем не менее в 11–30 нас всех посадили в самолет. Самолеты все летят примерно 40 минут до Дар-ас-Салам на дозаправку, там сидим около часа, и прямиком до Москвы.

Что нужно помнить: Обязательно собрать в поездку:
1. Солнцезащитные очки
2. Солнцезащитный крем и пляжную тунику с капюшоном, причем в ней и плавать в океане.
3. Пантенол (на случай обгорания, либо любое растительное масло, лучше оливковое)
4. Фумигатор
5. Коралловые тапочки (ни в коем случае не прозрачные «Аквашуз», их ежи протыкают своими иголками)
6. Аптечку первой помощи (анальгетики, антигистамины, йод, Акридерм или любой другой кортикостероидный крем)

Не находиться долго на открытом солнце и первые два дня отвести на акклиматизацию.
Деньги и ценные вещи держать в сейфе, не оставлять просто так в отеле и с собой не носить.