Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 15:57

Кастро — Италия Июль 2018

Прекрасная, поистине неисчерпаемая страна Италия! Как же нам сейчас всем не хватает возможности путешествовать по ней! После путешествий по Италии у меня остались только тёплые воспоминания и незабываемые впечатления. Уже давно написаны отчёты о моей поездке по Италии в 2018 году, но что-то осталось недосказанным, о каких-то местах написала совсем немного, как бы мимоходом.
И вот, покопавшись в воспоминаниях и фотографиях, я написала ещё один рассказ об Апулье, вернее, о маленьком городке Кастро, который расположился на высокой скале побережья Адриатического моря на полуострове Салентина (Саленто) в провинции Лечче.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Все представляют себе как Италия выглядит на карте: сапог на каблуке. Так вот, полуостров Салентина — это и есть тот самый каблук итальянского сапога.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

И омывается он двумя морями: Адриатическим на востоке и Ионическим на юго-западе. Скалистые берега Салентины чередуются с оливковыми рощами и виноградниками, колоритными бухтами с таинственными гротами.

Главная достопримечательность Салентины, как и всей Апульи — природа, сотни километров морского побережья, живописные острова, гроты и пещеры, средневековые города, старинные замки и христианские святилища, куда приезжают паломники со всего мира.

В последние годы этот полуостров стал популярен у путешественников. И даже есть мнение, что Салентина — одно из лучших мест отдыха в Италии. Пляжный отдых, прогулки по уникальным природным местам, и экскурсии по историческим местам — это всё можно найти в Салентине.
Большую часть полуострова занимает провинция Лечче. Её столица — очаровательный город Лечче (Lecce), который часто называют «Флоренцией юга». Конечно, такое сравнение провинциального южного города с великолепной Флоренцией сильно преувеличено.

Лечче. Ворота в старый город Porta San Biagio

Но Лечче, с его барочными церквями, действительно, привлекателен и его стоит посетить и даже остановиться на несколько дней. Город очень удобен для поездок по полуострову, так как из него на автобусах можно попасть во многие места на побережье.

Карта автобусных маршрутов из Лечче

Хозяйка отеля, в котором я остановилась в Лечче, подсказала мне, что есть интересного недалеко от города и о том, куда надо непременно съездить. Она посоветовала мне Отранто, Галлиполи, Санта-Мария-ди-Леука (место, где встречаются Адриатическое море и Ионическое), Кастро. Причём, именно о Кастро она отзывлась уж очень восторженно.
Этот городок в 48 км от Лечче буквально гнездится на отвесных скалах над побережьем Адриатического моря. Внизу — море. Пляж в районе Кастро удостоен «синего флага» за качество воды, красоту и развитую инфраструктуру.

Кастро. Вид на марину со смотровой площадки.

Старый город, сохранивший свою средневековую планировку, совершенно крошечный: в нём всего-то 3 достопримечательности — Арагонский замок, церковь Марии Аннунциата, руины башни Капанне, несколько улиц и 2 площади. Несмотря на свои маленькие размеры, Кастро имеет большую историю с загадочными легендами.

Итак, пройдёмся по городу, а я заодно, не особо вдаваясь в подробности всех перипетий исторических событий, расскажу историю города.

Первое поселение в этом месте было основано греками, которые назвали его Καστρον (укрепленное место, крепость). В 120 в. до н. э. римляне построили здесь город. В римские времена греческое название стало латинизированным — Castrum, и к нему добавилось слово Minervae из-за наличия в нём храма, посвященного Минерве. Так появился город Castrum Minervae. После раздела Римской империи Кастро стал владением Византии.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

В те времена всем Апулийским побережьем владели разные завоеватели, и Кастро, как и любой другой город-крепость, имеющий важное стратегическое расположение да ещё и выход к морю, неоднократно подвергался нападениям и завоеваниям. Кто только в нём не отметился: вандалы, норманны, готы, лангобарды, венгры, арабы. При норманнах он стал процветающим торговым центром и надёжным военным оплотом.

О боевом прошлом Кастро свидетельствуют сейчас руины башни Капанне (Torre Capanne).

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

В XIV веке город подвергался опустошительным набегам сарацинских пиратов. Не выдержав этого, графы и епископы покинули город и переселились в безопасные места. Уцелевшее население также перебралось в места подальше от побережья, и древний Castrum Minervae опустел и пришёл в упадок.

Позднее Кастро перешёл во владение Венецианской республики и стал играть важную роль в региональной политике. Он одним из первых городов на полуострове получил статус графства.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Но городу всё-таки не удалось сохранить свой высокий статус. С уходом феодализма он потерял свою роль, и это было для него окончательным крахом.
И лишь с 1970-х годов город вновь стал оживать: жители начали развивать ремёсла, рыболовство, туризм. В 1975 году он вернул себе статус муниципальной автономии.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Из Лечче я приехала в Кастро на автобусе. Пассажиров было мало и я разговорилась с молодыми француженками. Они уже побывали здесь и восторженно отзывались о Кастро. На этот раз они приехали с целью отдохнуть на пляже, покупаться в море. От автобусной остановки девушки спустились по дороге вниз к морю, а меня направили по улице, которая слегка поднималась вверх, в старый город. Украшенная цветами, с симпатичными современными жилыми домами, улица очень живописна.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Первое, куда вы попадаете войдя в старый город, это площадь Армандо Перотти (Piazza Armando Perotti).

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Это место — сердце города и имеет особое значение для горожан: здесь в старые времена была найдена статуя Афины Фригийской, которая подтвердила существование храма богини Минервы. Сейчас на площади проводятся все городские празднества.

Площадь довольно-таки большая, с неё открываются отличные виды на Адриатику,

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

а к морю можно спуститься по лестнице.

Доминанта площади — Арагонский замок (Castello Aragonese). Он был построен на остатках византийской крепости, самая старая часть нынешнего замка датируется XII–XIII веком. Замок прямоугольной формы с четырьмя угловыми башнями различных форм и размеров.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Во второй половине XIII века Карл I Анжуйский сделал замок крепостью, имеющей стратегическое значение для защиты королевства. Вместе с крепостями Остуни, Таранто, Удженто и Торремаджоре, Арагонский замок считался одним из самых функциональных, он сочетал в себе выгодное местоположение (высоко на скале) и военную архитектуру. В 1480 году Кастро был захвачен и разграблен турками, крепость была частично разрушена.

В XVI веке знатная семья Гаттинара, феодалы тех лет, позаботилась о реконструкции крепости, создав новое четырехстороннее оборонительное сооружение с четырьмя бастионами и набережной. Выполняя свою непосредственную функцию — оборона, крепость подверглась неоднократным повреждениям. Впоследствии испанский вице-король Дон Педро де Толедо распорядился ещё больше укрепить замок. Укреплением замка и его полной реконструкцией занялся сиенский архитектор Тибурцио Спаннокки.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Шли столетия и в XVIII веке здание замка оказалось полуразрушено и заброшено. Тогда Епископ города обратился к королю Фердинанду IV с искренней и настойчивой просьбой — восстановить замок за счет государственной казны.
Убедительные аргументы Святителя были услышаны и Арагонский замок, на протяжении многих веков сопровождавший историю города, был отреставрирован и восстановлен.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Сейчас замок находится в собственности города.
В здании, полностью отреставрированном в последние годы, есть современный и функциональный конференц-зал, музей Антонио Лаццари с постоянной археологической выставкой «Castrum Minervae: между греками и Мессапи». В музее представлены многочисленные и разнообразные находки из недавних раскопок, проведенных в Кастро и его окрестностях.

По узким колоритным средневековым улочкам я вышла на площадь Победы (Piazza Vittoria), на которой горожане собираются для проведения собраний.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

В старинных зданиях по периметру площади располагаются кафе. Столики стоят на площади в ожидании посетителей. Но кто же в такую жару, на солнцепёке, будет сидеть за ними? Судя по времени на часах башни, моё пребывание в Кастро как раз пришлось на знойный полдень. Все местные жители попрятались в своих домах, и только изредка попадались любопытные туристы.

На площади находится Церковь Аннунциата (Chiesa dell’Annunziata) в романском стиле, построенная в 1171 году, вероятно, на руинах греческого храма. Церковь носит имя защитницы города Марии Аннунциата (Maria SS. Annunziata).

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Главный фасад, обновлённый в ходе реставрации 2010 года, сохранил фрагмент первоначального романского фасада (портал и окно-розетка), а также руины небольшой византийской церкви X в.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Интерьер с единственным нефом выполнен в плане латинского креста. В церкви находится византийская фреска Санта-Лючия, деревянная кафедра семнадцатого века, трубный орган семнадцатого века.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Немного пройдя от церкви, я вышла к руинам башни Капанне (Torre Capanne), с которых открываются виды на Адриатическое море.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Гулять по улочкам городка было очень приятно: везде чисто и ухоженно, дома в белом цвете отреставрированы. Яркие пышные цветы украшают улицы и придают им яркость.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Обратила внимание на входные двери в некоторых домах: они несколько подняты и к ним надо подняться по ступенькам.

Местные жительницы рукодельницы — кружевницы. У некоторых домов стояли небольшие станки для плетения кружев.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

На одном из домов сохранилась старинная фреска.

А это современное творчество на стене у входа в гостиницу.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Все улицы вымощены плитами, нет ни клочка земли. Растения в вазонах радуют глаз и смотрятся очень органично на узких улочках.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Покружив по улицам города, я вновь вернулась на площадь Перотти. Перекусила в маленьком кафе, единственном работавшим в часы сиесты и отправилась на остановку автобуса.

Кастро — древний город на итальянском побережье Адриатики

Очень жалею сейчас, что не спустилась тогда к морю! А ведь оно там совсем рядом!
Когда-нибудь закончатся все ограничения и мы снова начнём полноценно путешествовать. Выбирая место в Италии для отдыха на море, я советую присмотреться к побережью полуострова Салентина, и в частности к Кастро. Там внизу, у моря, наверняка, есть много отелей и развитая инфраструктура для отличного отдыха. Ну, а приятным бонусом к отдыху на море, будет посещение и исследование древнего верхнего города Кастро.