Турист Oleg Nemchen (Oleg_Nemchen)
Oleg Nemchen — был 13 января 1:04
Черный ворон, ты не вейся, да над нашей головой. Ты добычи не дождешься, наш солдат всегда живой!

Стамбул — Турция Январь 2021
Прогулки в уикенд по зимнему Стамбулу во время пандемии

COVID-19 устроил массовое наступление, пандемия все торжествует месяц за месяцем. Прямо на Новый Год, я умудрился переболеть этой заразой. На тот момент за границей мы уже не были чуть более 5 месяцев и, учитывая ситуацию в Мире, не знали, когда туда попадем. На Новый Год собирались в Эмираты, но сработало какое-то шестое или седьмое чувство. Когда изменили рейс, появилась надежда сдать давно купленные билеты, и я уговорил жену это сделать. А через несколько дней и злобный вирус ко мне подкрался. Короче, «как в воду глядел». В середине января, появились относительно дешевые билеты в Стамбул. Что тут думать, ехать надо и срочно. Так хотелось опять почувствовать запах моря, ощутить атмосферу другой, очень своеобразной страны, пережить вновь взлет и посадку, побывать в аэропорту и пройти все формальности, да и просто «сменить картинку». Ведь мы с августа никуда не летали

И вот, в последние дни января, мы с женой и приятелями вырвались на уикенд в Турцию, в Стамбул. Ехали мы без особой цели, знали что большинство знаковых мест закрыто. Просто погулять и отдохнуть. Я не думал писать здесь о Стамбуле, тем более в карантин. Зачем уже повторять в …дцатый раз одно и тоже ради нескольких лайков да и то, полученных, скорее из вежливости, от очень верных подписчиков. А уж зажигательно про Стамбул мне и написать будет тяжело, поскольку особой страстной любовью ни к Турции, ни к ее городам я не страдаю. Не моя страна. Время провели хорошо, погуляли, немножко «пошалили» с горячительными напитками, короче отвлеклись от работы и от вируса.

Недавно Aleks Sandra опубликовала рассказ о поездке в канун Нового Года в Эмираты, его вы можете прочитать здесь . Одним из аргументов поездки в ОАЭ было то, что Стамбул без людей не особо интересен. Я написал ей в комментариях, что, как раз, в таком Стамбуле мы и побывали в конце января. Меня попросили поделиться впечатлениями и комментариями. Ну как откажешь такой женщине, да еще и землячке?

Итак, о Стамбуле в пандемию. Прежде всего, порадовали уже относительно заполненные аэропорты, что в Борисполе, что в Ататюрке. После августовских пустых аэровокзалов (об этом вы можете прочитать здесь) это уже обнадеживает. Формальности прошли довольно быстро, хотя очередь по прилету была приличная. Сразу же бросилось в глаза, что в аэропорту Стамбула довольно жестко соблюдается масочный режим, впрочем, и в городе тоже. От нас, кроме документов, требовался отрицательный 72 часовой тест на COVID 19, сданный еще в Киеве. Такси, заказанное по инету тоже в Киеве, не подвело. Удобный микроавтобус, провез нас вдоль многих достопримечательностей:

По району Галата, мимо знаменитой Галатской башни,

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

По мосту Ататюрка через бухту Золотой Рог с видом на мост Метро и Галатский мост

И привез прямо в сердце Константинополя. Да, Константинополем в Стамбуле считается центральный район, расположенный на холме на берегах Мраморного моря и бухты Золотой Рог, отделенный от Мраморного моря старой крепостной стеной. От стены сохранился сравнительно небольшой участок. Однако власти Стамбула сейчас приступили к реставрации и восстановлению древнего рубежа обороны. А вот и наша гостиница «ANTUSA».

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Не фонтан, конечно, но для короткого проживания в уик-энд сойдет. В отеле очень хорошо расположен ресторан, под крышей. Оттуда открывается прекрасный вид на Босфор и на центр Стамбула. К сожалению, снимки, которые мы сделали, оказались плохого качества (дождь, мокрое стекло). Особо нас в отеле порадовал работник Айхан. Каждый наш выход сопровождался подачей чая или кофе. Это совершенно бесплатно. Особенно мы оценили это на другой день, когда в Стамбуле лил просто тропический дождь. Пустые улицы города,

пустые кафе,

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

относительно пустые площади, даже у знаковых мест.

Все это сразу бросилось в глаза. Дело в том, что для турецких граждан в выходные дни существует довольно жесткий карантин. Без особой надобности им запрещено выходить из дому. Разрешается только туристам (мы так и не поняли до 21–00 или до 23–00). Работают некоторые магазины и редкие кафе и рестораны. При желании можно найти где покушать, но многие заведения закрыты.

Погода была теплая и солнечная, за исключением субботы. Почти целый день пролил тропический дождь, который успокоился только к вечеру. Прямо скажем, в такую погоду много не нагуляешь, даже под дождевиком. Мы решили покататься на автобусике Сити-Тур, который работает, но только по красной линии. Отправление каждый час. Как только мы подошли к автобусу, то сразу же были неприятно удивлены ценами. Билеты продаются на один и на два дня, но по одной цене — 45 Евро с человека!!! Да, было от чего оторопеть…таких цен нет ни в Лондоне ни в Париже. Посовещавшись с приятелями, решили купить билеты на двоих и кататься по очереди. Сначала мы, потом они и т. д. Сложилось впечатление, что турки из-за карантина решили «отыгрываться» на редких туристах.

Мы часто используем эти автобусы в своих поездках. Качество везде разное. На наш взгляд, самая интересная и удачная экскурсия в Тулузе, а самая «бездарная» и неинтересная в Берлине. В Стамбуле маршрут проложен очень удачно и экскурсия интересная, но турецкие автобусы в дождь накрываются пластиковой пленкой. С этой пленкой нельзя качественно фотографировать. Не смотря на то, что в автобусе можно еще и бесплатно пить чай и кофе, впечатления у нас остались средние. В автобусе было всего 5 человек вместе с нами.

Жили мы в одном квартале от Айя-Софии

и Голубой Мечети

Не правда ли, при отсутствии толп туристов, эти самые известные и замечательные достопримечательности города выглядят привлекательнее? Во всяком случае, мне так показалось и доставило приятные эмоции.

В Голубую Мечеть нас не пустили, а вот София оказалась открытой. И мы, с удовольствием, зашли туда. Вот так она выглядит почти без «гостей».

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Можно спокойно полюбоваться древним полом, который открыт только в нескольких местах

люстрами

Облицовкой стен

Каменной резью сводчатых перекрытий

Росписью потолка

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Когда тебя никто не толкает, не «метушит» рядом и, самое главное, не кричит: «Лена, Ваня, посмотрите, как обалденно. Я просто фигею!». А иногда и покруче, с матерцом, и прочими вставками…

Наверное, в этом что-то есть. Я имею в виду возможность насладиться храмом без «кучи гостей» и их совершенно ненужных комментариев и несуразных воплей. В такой обстановке вполне чувствуешь единство с чем-то действительно «всевышним». Что пока еще не подвластно человеческому разуму, но настолько близко, что хочется стоять, размышлять и даже где-то медитировать. Ты ощущаешь себя в каком-то облаке, которое, вроде и не летит и не давит, но определенно приподнимает и заставляет разум включать то, самое потаенное и неизведанное, что, возможно, ждет каждого из нас еще впереди, в той, иной жизни души. Во всяком случае, в таких местах, ты действительно начинаешь верить в то, что душа бессмертна и высшее сознание существует, как, впрочем, и «материя», о которой «столько лет нам твердили большевики». Вот только материя и сознание здесь объединяются в единое целое, а не противопоставляются друг другу, как в работах «дедушки Ленина». И не «сражаются» в нелегком поединке, как на уроках марксистско-ленинской философии в советских ВУЗах и школах. Где победитель был один, заведомо «определенный» всеми «дедушками» эпохи середины XIX и начала XX века (Марксом, Энгельсом и Лениным), эпохи идей «изматывающего социализма», который не имел ничего общего с реальным социализмом и не мог иметь ничего общего с теми же идеями «коммунизма». Однако, он определил «вытягивание жил» ради «прибавочной стоимости», только уже не порабощенного, как у Маркса рабочего, а «свободного строителя коммунизма», и не для капиталиста, а для великой и могучей ВКПБ или, как потом это стало называться, КПСС. Но вот только не надо думать, что я обхаял все достижения советского строя и выкладки авторов «бессмертного» учения. Да, были достижения: в космосе, в ядерной физике, в борьбе с преступностью, в спорте, в системе образования, ну и естественно, в балете. Но никак не в промышленности высоких технологий, производительности труда, сельском хозяйстве, да и вообще, в жизненном уровне всех советских людей.

Ну что это я, вроде о Софии, а тут… У каждого свое. Именно такие мысли были у меня. Какие были, такие и пересказал, кому не нравится, как говорится: «Бог — судья!». И, пожалуй, главное. Я видел много, посетил достаточно церквей, соборов, мечетей, синагог, пагод. Но самое сильное впечатление произвели Миланский Собор и Айя-София. Не знаю почему, но 14 лет назад, она меня не впечатлила. А сейчас! Возраст? Да нет, думаю, что именно отсутствие толпы «гостей». Можно просто постоять, подумать, ощутить атмосферу храма, как у Александра Яковлевича Розенбаума: «Мы пройдем по ней, и мы помолчим, да просто слов не будет у нас». И это, на мой взгляд, не случайно. В месте, намоленном на протяжении сотен лет подряд, нужно просто стоять, думать, восхищаться, мысли могут быть разные. У меня такие, у Вас другие. Не судите. Мы все разные, но можем быть едины в чем-то. А в чем? Ломаем копья над этим, пишем, убеждаем… Давайте просто придем в Храм…

Вот такая она София в полупустом Стамбуле. Мы есть сегодня, нас не будет завтра, но будет она — вечный оплот христианства. Будут приходить новые поколения, созерцать, восхищаться, бродить по ней и думать. …А какие мы и они выйдут отсюда? Это уж, как Бог даст и рассудит.

Вот еще несколько видов вечной Софии.

При отсутствии толпы народа гораздо удобнее чувствуют себя и такие «местные жители».

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Но раз уж зашла речь о братьях наших меньших, живущих на улицах, то меня очень удивило их большое количество в центре Стамбула. Если кошки на улицах мусульманских городов — дело привычное, то собаки — не совсем. Посмотрите на это «чудо» на пустой улице, прямо в сердце города.

Или вот эти красавцы, спокойно спящие, сном настоящего «пожарника» на подстилках и подстриженных газонах.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

А вот еще толпа «желающих» попасть во дворец Топкапы через Имперские ворота. Может хоть в карантин пропустят строгие стражи?

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Для кошек тоже все продумано. Вот специально построенные для них нары или полати.

А этих «три богатыря» будто сошли с картины Васнецова и витают в раздумьях: «Налево пойдешь…, прямо пойдешь…или направо…»

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Или вот такие вот продавцы, скучающие в отсутствии покупателей.

Надо сказать, что в Стамбуле можно вообще сделать целый очерк о бродячих животных. Они очень колоритно смотрятся на пустых улицах и абсолютно спокойны, многие дают себя гладить. Мы видели только одну собачку, которая постоянно облаивала…полицейских и их машину. Да, наверное, есть в этом «сообществе» друзей человека и те, кто не в ладах с законом.

В городе карантин, но, на удивление, работают фонтаны

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

И даже в вечернее время (шел дождь, поэтому капли на объективе)

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

К сожалению, закрыта была выставка Маленькая Турция (очень люблю посещать подобные объекты) и Цистерна.

При отсутствии туристов, в городе становятся заметнее очень оригинальные и симпатичные дома.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

А как вам этот домик? Как будто из российской глубинки перенесенный в Стамбул.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Возле Дворца Топкапы есть небольшое скопление народа у ворот Приветствия.

А вот и в местной полиции служат животные. Этот патруль постоянно объезжает центральную часть города. Вопрос: «Нужно ли братьям нашим меньшим „работать“ в Стамбуле?». Выглядит довольно риторически, если посмотреть на безмятежные мордочки бездомных представителей фауны, окупировавших центр города.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Нам доставило удовольствие пройтись пустым парком. И пусть даже еще нет почек на деревьях, но зато здесь удивляют вот такие исполины. И главное, что никто их не закрывает от объектива.

В парке действительно тихо, пустынно и хорошо.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

И тут, вдруг, такую приятную атмосферу общения с природой нарушает громкая какофония. Она очень непривычно режет слух. Ба, да к нам в гости пожаловали попугаи. Мы их видели в свободном полете на улицах Валенсии, а, оказывается, и в Стамбуле сия птичка проживает.

Но эти разноцветные сорванцы не коренные жители города. Их реально можно отнести, в прямом и переносном смысле, к «понаехавшим». Они появились здесь в 1996 году, когда машина, перевозившая этих птичек, перевернулась. И целые стаи пернатых эммигрантов разлетелись по Стамбулу.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Причем, попугаи начали вести себя настолько агрессивно, что вытесняют «коренное» птичье население с насиженных мест и гнезд, а турецкие орнитологи начинают «звонить во все колокола» о грядущей экологической катастрофе для местных пернатых.

А как же знаменитый Галатский мост, с его рыбными ресторанами? Увы, заведения работают только на вынос. Сидеть за столиками запрещается. Правда, предприимчивые турки предлагали зайти внутрь. Там они обещали найти местечко, но мы не особо впечатлились меню и, главное, ценами. Поэтому посмотрели на пустующие веранды и пошли на набережную. Там зазывалы отчаянно пытались затащить нас на прогулочный кораблик по Босфору и Мраморному морю, но было очень ветрено. Моя жена тяжело переносит качку. Решили отложить на следующий день. Да и желающих прокатиться было не очень много.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

В основном, корабли стояли на приколе в связи с отсутствием пассажиров.

Да и в Босфоре нет прогулочных катеров. Пусто, непривычно, но море есть море…вдали знаменитый мост над проливом, соединяющий Европу и Азию. Но по этому мосту ходят только автомобили. А вот для поездов построен специальный тоннель под водой. Строили турки с японцами и открыли тоннель в 2013 году.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

К сожалению, в выходные кораблики не работали — карантин. А площади

и улицы еще больше опустели.

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Возле основных достопримечательностей народу тоже не особо наблюдалось

Покажите мне Стамбул без гостей, в безмолвии улиц и пустоте площадей...

Вот таким нам открылся Стамбул без многочисленных туристов и местных жителей. Не знаю как вам, но мне понравился. Хотя, наверное, Aleks Sandra по своему тоже права. Без местных жителей не чувствуется местный колорит. И пусть он кому-то нравится, а кому-то нет, из песни слов не выбросишь…