Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 1:13

Гота — Германия Август 2020

Что за город Гота, я даже перед поездкой и не читал. Был выбран исключительно как место ночёвки перед дорогой домой после окончания нашего вояжа по Тюрингии. Поселиться, сходить поужинать — больше планов и не было на этот город. Какая ошибка! И как здорово, что летом такой долгий световой день. Который позволил всё же часок потратить на быструю пробежку по центру. Практически каждый город, который мы посетили в ходе этой поездки, не может похвастаться массовым интересом туристического сообщества. Вот и в Готе было почти пусто. Также, как Арнштадт, он оживает только в период массовых мероприятий.

Гота — город образцового монарха

Изучив более чем 1250-летнюю историю города, понял, что ему на самом деле есть чем гордиться. Гота излучает особое очарование, сформированное долгим успешным экономическим развитием и склонностью к искусствам бывшего герцогского дома. Жители Готы и гости города наслаждаются первоклассным музейным ландшафтом и высококачественным искусством, а также множеством культурных мероприятий.

В конце Второй мировой войны город фактически не пострадал, так как немецкий комендант своевременно сдал его подступавшим американским войскам. Благодаря этому живописный центр Готы предлагает множеством жемчужин эпох барокко и ренессанса, которые сгруппированы вокруг трёх площадей, или «трёх рынков» и Шлоссберга.

Гота — город образцового монарха

Первое письменное упоминание об этом городе в знаменитом Тюрингском лесу датировано октябрём 775 года. Именно тогда император Карл Великий подарил монастырю Херсфельд лесные угодья и поля около деревни Готага. Город был основан на пересечении двух дорог, благодаря чему долгое время являлся важным торговым центром. Главным товаром, приносившим местным купцам солидную прибыль, было вино.

1640 год — крайне знаменательная, важная дата для Готы. Тогда Эрнст Благочестивый основал герцогство Саксен-Кобург-Гота, которое просуществовало до 1918 года. Протестантский и абсолютистский суверен быстро начал реорганизовывать свое маленькое государство.

Гота — город образцового монарха

Он и его потомки превратили Готу в образцово-показательный город, как в административном, так и финансово-экономическом плане. Памятник Эрнсту Благочестивому занимает центральное место перед замком-дворцом

Эрнст Благочестивый построил в своём герцогстве государство, которое было чрезвычайно прогрессивным для того времени и нашло признание во всей Европе. Достаточно сказать, что в 1642 году он ввёл обязательное образование детей до 12 лет, независимо от сословий и пола. В то время само понятие «всеобщее обязательное образование» было и для Европы из области фантастики. Это было источником часто упоминаемого либерального образования жителей Готы и последующего культурного расцвета. Развивалась наука и культура. Город стал центром картографического и издательского дела. В Готе Иосиф Мейер организовал издательство «Библиографический институт». В замке был создан придворный театр с первой постоянной труппой.

Гота — город образцового монарха

Гота считается родиной современного страхового бизнеса в Германии. В 1820 году Эрнст-Вильгельм Арнольди организовал страховой банк Gothaer, главный офис которого сейчас находится в Кёльне.

Гота предлагает живую культурную жизнь, которая может вдохновить гостей из разных стран различными мероприятиями, фестивалями, концертами и выставками. Самый важный фестиваль посвящён покровителю города Сен-Готарду. Он длится три дня с различными мероприятиями, включая ярмарки и концерты. Традиционно проводится парад, на котором публике представляются клубы Готы и её окрестностей.

Гота — город образцового монарха

Второй крупный городской праздник — фестиваль барокко. В замке Фриденштайн на несколько дней возрождается гламурная эпоха позднего барокко, которую создают минимально 200 актеров. Сам же герцог в эти дни принимает парады со своим двором, проводит аудиенции, совершает поездки в город и гуляет по саду оранжереи. Проводится множество концертов и театральных постановок. Из более мелких фестивалей упомяну, например, о ежегодном фестивале кузнецов и дизайнеров по металлу — в центре города на рынке со средневековой атмосферой продаются с аукциона по хорошей цене изделия участников.

Громадный дворец Фриденштайн возвышается над городом, его можно увидеть издалека. Эрнст Благочестивый сам заложил первый камень в фундамент дворца, который считается ярким образцом архитектуры раннего барокко, среди руин замка Гримменштайн в 1643 году, когда Тридцатилетняя война подходила к концу.

Гота — город образцового монарха

Монументальные укрепления вокруг дворца были снесены в конце XVIII века, поскольку они не были больше не нужны.

Фриденштайн, что в переводе означает «скала мира», оправдал своё название и никогда не подвергался разрушению.

Гота — город образцового монарха

Герцог Эрнст II окружил свою резиденцию потрясающим ландшафтным парком в английском стиле вместо укреплений, первым в своем роде на материковой части Европы. Герцогский музей был построен в конце XIX века к югу от дворца Фриденштайн, после большой реконструкции был вновь открыт в 2013 году. «Тюрингский Лувр» представляет сокровища искусства со всего мира и всех периодов.

Вы не найдете реки в Готе. В раннем Средневековье воду подавали исключительно из колодцев, но её стало мало по мере роста населения. В 1366–1369 годах под руководством ландграфа Бальтазара был построен Лейнаканал, который вёл воду Лейны из Тюрингского леса в город — технический шедевр того времени. Построенная в городе деревянная насосная станция смогла перекачивать воду в замок. Со временем была создана обширная система трубопроводов для подачи воды к герцогским объектам, зданиям, квартирам, прудам и фонтанам. Вода канала Лейна текла прямо по центру города. В верхней части Главного рынка, прямо под замком, с 1387 года стояла мельница на Шлоссберге.

Гота — город образцового монарха

В 1890 году в ходе реконструкции площади перед замком и Шлоссберга решили создать систему, которая будет направлять воду Лейнаканала через каскад фонтанов от замка к Главному рынку. Мельницу снесли, каскад, построенный из её камней, был открыт 15 октября 1895 года. Во время нашего посещения каскад был закрыт на реконструкцию.

К большому огорчению, на комплексную реконструкцию была закрыта вся площадь Главный рынок. Был оставлен только небольшой проход по её периметру. Из-за строительных механизмов и ограждений можно было у некоторых домов сфотографировать только верхнюю часть.

Гота — город образцового монарха

Среди таких была и знаменитая Красная ратуша, которая является безошибочным центром Главного рынка и делит центральную площадь города на «верхний» и «нижний» Главный рынок, ранее известный как Якобсплац.

Ратуша была построена в 1567 году, служила резиденцией герцога Эрнста Благочестивого во время строительства замка Фриденштайн. Сегодня в живописном здании эпохи Возрождения находится резиденция мэра и ЗАГС.

Гота — город образцового монарха

Величественное здание на углу Главной рыночной площади и Рыночной улицы пережило насыщенные событиями времена. Первый камень в фундамент был заложен в 1-й половине XIII века. В то время это было романское здание, которое несколько раз перестраивалось, вплоть до большого пожара в 1665 году. Здание было капитально перестроено в 1667 году и использовалось как театр. В 1715 году была проведена перестройка здания в стиле барокко, которая придала дому вид, который он имеет до сих пор. С 1818 года сюда переехала Первая немецкая коммерческая школа. А вскоре была основана Первая немецкая страховая компания.

На первом этаже дома находится прекрасный ресторанчик Беллини, куда мы придёт чуть позже.

Гота — город образцового монарха

Бывшая больница Марии Магдалены скрыта за красивым порталом в стиле барокко. Приют для ухода за бедными и больными возник в XIII веке. Нынешнее здание в стиле барокко датируется XVIII веком. Позднее в нём был женский центр и старый городской клуб. Напротив — бывшая пивоварня с постоялым двором «König-Sahl», где в ночь с 23 на 24 августа 1632 года останавливался король Швеции Густав II Адольф и, как утверждается, хвалил местное пиво.

Дом «Zur Löwenburg». Мартин Лютер останавливался в этом доме во время своего путешествия из Шмалькальдена в Веймар с 27 февраля по 4 марта. В дороге он тяжело заболел. Настолько, что здесь написал своё первое завещание и выбрал Готу своим местом захоронения. Однако выздоровел и продолжил своё путешествие.

Гота — город образцового монарха

«Дом Золотого колокола» был построен в 1599 году. Первоначально как постоялый двор. Гёте останавливался здесь со своей Кристианой. Рядом хорошо сохранившийся «Дом со страусом» 1715 года.

Короткая Рыночная улица соединяет Главный рынок с Новым рынком.

Гота — город образцового монарха

Этот дом построен потомственным торговцем Отто Бемом сравнительно недавно, в 1906 году. Старое здание пришло в полную негодность. Дом интересен горельефом трёхмачтового торгового судна «Ганза» — семейного символа.

Протестантству тоже необходимы церкви, но Гота — один из самых светских городов, встреченных мной в Германии. В старом центре нашлась всего одна церковь, Святой Маргариты. Церковь служит также местом захоронения семьи герцога Эрнста Благочестивого.

Гота — город образцового монарха

Пора ужинать. Сидя в уличной части ресторана Беллини, наблюдали как подходит к концу летний день. Август кончается, скоро сентябрь. Кто же мог предположить, что эта поездка за границу страны постоянного местожительства — последняя… Железный занавес… временно?…