Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 3:49
Вошел в 100 авторов сайта по рейтингу. Через 3,5 года. Вот что значит - редко публиковаться ))

Плёс — Россия Август 2020

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей… (Н. Рубцов).

Стихи не про город, а про Россию… и очень ложатся на образ Плеса — города.

Плес — это то место, где душа отдыхает и куда всегда тянет вернуться…

В конце августа прошлого года, совершая автопутешествие по городам Золотого кольца, после Палеха мы отправились в Плес, в котором давно хотели побывать. Изучая разные сведения о городе при подготовке к поездке, услышал в одном видео умные рассуждения деятельницы туристической отрасли о том, что Плес — раскрученный бренд и что ему надо стать трендом для других малых городов России. Еще подумал тогда — что за дурацкая привычка засорять язык англицизмами, часто абсолютно не по делу… Но почему-то фраза осталась в памяти и после знакомства с городом решил сам оценить, о чем шла речь, выводы будут в конце рассказа.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Считается, что Плес основан в 1410 году великим князем Московским Василием Дмитриевичем. Однако, существует мнение, что реальное основание города могло быть на несколько столетий раньше, даты основания всегда достаточно условны. Слово «плес» имеет несколько разных толкований — от залива и переката до песчаной косы и берегового выступа, но все варианты связаны с речной темой, городок-на-реке. Плес такой маленький и уютный, что его хочется называть в уменьшительно-ласкательном варианте — городок))

Изначально город построили как оборонительную крепость — на высоком берегу и окружили земляным валом. Изредка исторические события затрагивали Плес — в 1551 году при Иване Грозном в крепости формировался отряд для похода на Казань, в 1609 году в Смутное время деревянная крепость была сожжена поляками, в 1612 году жители города участвовали в ополчении Минина и Пожарского. Но потом Плёс утратил свое военное значение, крепость восстанавливать не стали, городок зажил тихой провинциальной жизнью. Когда-то маленький Плёс был значимым портом на Волге, местные купцы активно занимались торговлей хлебом, процветали ремесла, в том числе — кузнечное дело.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

После ввода в действие в 1871 году железной дороги Иваново — Кинешма, Плёс утратил свое торговое значение, зато сохранил для потомков обаятельную патриархальность и природную привлекательность. Он стал пользоваться заслуженной популярностью у столичных дачников, которые с удовольствием приезжали в летний сезон отдохнуть на живописных берегах. Очень способствовал популярности городка Левитан, с его легкой руки сюда потянулась богема — художники, писатели, артисты, место стало модным.

И сейчас близко от города не проходят железные дороги, нет регулярного речного сообщения, добраться до него можно только автомобильным транспортом. Из Москвы ходит междугородный автобус, в пути более семи часов. В настоящее время Плёс — маленький провинциальный городок, сохранивший свой старинный облик, с населением около 1800 человек и с тенденцией его дальнейшего снижения. Зато в год его посещают до 350 тысяч туристов.

Большое количество туристов прибывает с проплывающих по Волге круизных лайнеров, по рассказу гида в это время на набережной и в других популярных местах собираются толпы народа. Нам, можно сказать, повезло — из-за пандемии этой осенью попала под запрет стоянка транзитных теплоходов, гулять по малолюдному городку было наслаждением.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

В 1888 году, проплывая на пароходе по Волге, Левитан увидел городок с деревянной церквушкой, который сразу ему полюбился. Он со своими спутниками — Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой, решил сойти на берег, пожить и поработать в этих местах. Уже давно набило оскомину любимое выражение экскурсоводов — «Плёс прославил Левитана, а Левитан прославил Плёс». Однако, оно очень точное, как-то так и произошло в жизни. Маленький провинциальный городок и великий художник нашли друг друга и теперь их имена навечно связаны.

Плесские красоты вдохновляли Левитана на создание своих прекрасных пейзажей, три летних сезона провел художник на волжских берегах, написав много этюдов и картин. Мастер воспел красоту Плеса в своих работах, о городке узнали любители живописи всего мира…

Мы поселились в арендованной квартире в поселке, находящемся за городком, в некотором отдалении от Волги. Поэтому мы шли знакомиться с Плесом, постепенно спускаясь с холма к берегу реки, вдоль которой вытянулся городок. У дороги, в начале спуска с холма к реке находится храм Троицы Живоначальной, 1808 года постройки.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Спустились с холма мощеной булыжниками дорожкой, перешли по мостику речку Шохонку, впадающую в Волгу и разделяющую городок, и подошли к Дому-музею Левитана (ул. Луначарского, 4/1) , в котором была заказана экскурсия.

Во дворе музея находится бюст Левитана работа скульптора Н. В. Дыдыкина, установленный в 1974 году.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Музей, посвященный жизни и творчеству великого пейзажиста, располагается в особняке, до революции принадлежавшему купцу Солодовникову.

В нем в 1888–1889 годах останавливались на лето Левитан и его спутники. В то время на первом этаже располагалась лавка купца, пару комнат в мезонине снимали художники.

В комнатах первого этажа музея, кроме предметов интерьера, находятся картины Левитана, Кувшинниковой и Степанова.

Великого мастера пейзажа и Софью связывали любовные отношения. Муза Левитана была старше его на 13 лет, замужем за врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, чей образ запечатлел художник Перов на картине «Охотники на привале» — тот персонаж слева, который травит охотничью байку. Московская квартира Кувшинниковых была чем-то вроде салона, где собирались писатели, художники и артисты. Исаака Левитана Кувшинниковым представили братья Чеховы, которые смолоду его опекали.

Софья была женщиной с разнообразными способностями и необычными увлечениями — хорошо играла на фортепьяно, неплохо рисовала и подолгу пропадала в лесах на охоте, что для дамы того времени расценивалось обществом как моветон. Под предлогом обучения живописи она уезжала на лето из Москвы с Левитаном и его другом — художником Степановым.

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой, 1888 год

По некоторым свидетельствам современников, Софья оказывала положительное влияние на творчество мастера, поддерживала его — впечатлительного и мнительного по характеру, вселяла уверенность.

Отношение парочки и познакомившего их Чехова сильно испортились после написания рассказа «Попрыгунья». В героях рассказа общество сразу узнало художника и его музу. Левитан так оскорбился, что пошли разговоры о дуэли… Позже два гения помирились, но отношения были подпорчены на всю жизнь. Не очень понятно, зачем обожаемый Антон Павлович опубликовал этот ироничный рассказ, ведь последствия были предсказуемы. Его брат Михаил считал, что он сделал это из-за осуждения поведения Кувшинниковой и сочувствия к ее мужу. Надо сказать, что под конец жизни Чехов сам попал в ситуацию, схожую с мужем Софьи — после поздней женитьбы на Ольге Книппер… Он жил в Ялте, болел, а жена играла в театре в Москве и параллельно крутила романы, во всяком случае, так утверждают биографы.

Исаак Левитан  Цветущие яблони 1895 год
Исаак Левитан Цветущие яблони 1895 год

Софья Кувшинникова восемь лет была музой художника, пока одна «красивая и смелая» светская дама — Анна Турчанинова не отбила Левитана, впоследствии не поделив его с собственной дочерью, но это уже другая история… Несколько картин работы Кувшинниковой читатели могут оценить — «Пейзаж с церковью», «Ручей в лесу», «Цветы».

На втором этаже музея находятся две мемориальные комнаты, где жили художники, в которых демонстрируются обстановка и мебель тогдашней эпохи.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Следующим местом нашего посещения был Музей пейзажа (адрес: г. Плёс, ул. Луначарского, д. 20). Экспозиция музея располагается в бывшем особняке купцов Грошева и Подгорного, который был построен в конце 18 века, у Левитана здесь была мастерская.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Основу экспозиции музея составляют картины художников конца 19-начала 20 веков, присутствуют работы известных мастеров, в том числе представителей движения передвижников, Союза русских художников, русских импрессионистов, многие из которых были друзьями Левитана. Здесь можно увидеть картины А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, Н. А. Клодта, Н. А. Ярошенко, С. А. Виноградова и других.

Кириак Костаниди Вечер на море

Экспозиция оказалась очень симпатичной и интересной. Кроме картин известных мастеров прошлого, в музее проводилась выставка-продажа работ современных художников.

Билеты в Музей пейзажа и Дом-музей Левитана мы заранее бронировали через сайт https://ples-museum.ru/museums/memorialnyy-dom-muzey-i-i-levitana/

За Музеем пейзажа чуть дальше от реки видно очень симпатичное здание Варваринской церкви 1821 года постройки.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Наискосок от Музея пейзажа у реки находится скульптура «Дачница», установленная в 2010 году в рамках празднования 600-летия Плёса. В памятнике запечатлен собирательный образ дачницы — представительницы благородного семейства конца 19 века, очень важного человека для экономики туристического и курортного городка.

Как приятно посидеть на скамеечке под деревьями с обаятельной дамой, помолчать, полюбоваться чудесными видами.

Завершает композицию установленный на берегу бронзовый мольберт в виде пустой рамы, через которую видна панорама Волги. Получается живая картина, изображение в которой меняется в соответствии со временем суток и с сезоном …

После посещения музеев мы встретились с гидом — коренным плесянином Михаилом и совершили с ним неспешную круговую экскурсию по городку, которая продлилась почти три часа, начиная с набережной и постепенно поднимаясь на холмы, откуда открываются лучшие панорамные виды, Волжская набережная является одним из самых популярных у туристов мест в Плесе. Ее длина составляет где-то около 2,5 километров, мы шли по ней от ее самой дальней точки по течению Волги, где находится Музей пейзажа.

Интересный факт — при постройке в Советское время системы гидроузлов ниже по течению реки и заполнении Горьковского водохранилища, уровень реки поднялся. Чтобы здания вдоль набережной не постигла участь старинного города Мологи, затопленного водами Рыбинского водохранилища, в Плесе были проведены работы по укреплению и поднятию уровня береговой линии, при этом первые этажи части старинных особнячков были засыпаны.

Вдоль набережной расположены симпатичные купеческие домики, хорошо отреставрированные, среди них встречаются удачно стилизованные новоделы. Архитектура домов не повторяется, что вносит разнообразие и оригинальность в архитектурный ряд. На домах можно увидеть таблички, где описана история здания.

А вот на этом особнячке висит памятная табличка — «Их королевские Высочества Принц и Принцесса Кентские останавливались в этом доме 3—14 октября 2005 года» как напоминание о посещении города родственником последнего российского императора.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

На домах ближе к историческому центру Плеса — Торговой площади дома украшают оригинальные вывески в старинном стиле, что смотрится очень естественно. Вывески удачно дополняют концепцию старинного провинциального городка. Правда, некоторые коммерсанты при этом эксплуатируют имена известных людей, чья жизнь связана с Плесом.

Плёс не зря находится на берегу Волги — он всегда славился рыбой и рыбными деликатесами. На набережной часто встречаются прилавки с аппетитной копченой рыбой золотисто-желтого цвета, благоухающей заманчивыми ароматами. Народ покупает копченых лещей и пробует местную кулинарную экзотику — пирожки под названием «рыбный угол».

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Большинству нравится, но мне «угол» как-то не зашел, показался пересоленым и перекопченым…

В центре городка располагается старинная Торговая площадь, которая в Советское время носило имя Революции, по периметру которой находятся Верхние торговые ряды, бревенчатые лавки Воскресенского ряда, пожарная каланча, ресторан-пивоварня «Пивной дом» и другие исторические здания. На площади проводились ярмарки, вел торговлю купеческий люд.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Доминантой архитектурного ансамбля площади является церковь Воскресения Христова, построенная в 1817 году в честь победы над Наполеоном в стиле классицизма.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Церковь находится на возвышении, отлично вписывается в ландшафт, особенно живописно выглядит со стороны Волги, радуя глаз пассажиров проплывающих кораблей.

Если идти дальше по набережной мимо Торговой площади вверх по течению реки, особнячки становятся проще на вид, многие не реставрированы, находятся не в лучшем состоянии. Тем не менее они очень симпатичны, имеют определенный аутентичный шарм, что добавляет ощущение патриархальности места.

Многие авторы, писавшие о Плесе, упоминают о скульптуре «Кошка Муха», и я без нее не обойдусь. Эта скульптура была установлена в 2008 году, находится она на набережной у реки.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Муха сидит и смотрит в волжскую даль. Понятное дело, существует красивая туристическая легенда о героически погибшей кошке, ценой жизни защитившей котят от злобной собаки. На следующем фото рядом со скульптурой бегает одна из многочисленных Мухиных реинкарнаций.

Напротив памятника Мухе неформальные молодые художники устроили свою выставку-продажу.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Первая смотровая площадка, природная доминанта, находится на Соборной горе, с которой началась история Плёса. Ее высота около 55 метров, со смотровой площадки открывается такие виды и на Волгу и на городок, что хочется смотреть, не отрываясь, впитывая в себя окружающую красоту.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Эти незабываемые виды, от которых захватывает дух и начинает щемить где-то в области сердца — наверное, и есть самое главное, ради чего надо приехать в Плес.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

На горе находится Успенский собор, построенный в 1699 году и являющийся самым древним храмом города.

В центре Соборной горы установлен памятник Василию I — основателю города. Там же расположено здание Музейно-выставочного комплекса «Присутственные места», построенное 1786 году. В конце 19 века в здании располагалась Городская управа и Высшее военное училище, после революции — сельхозтехникум. После реставрации здание было передано музею. Сейчас в нем работает одна постоянная экспозиция — «Древний Плес и Ивановская земля», проводятся сменные выставки.

Современные мастера пейзажа на пленэре.

Второй природной доминантой после Соборной горы, является гора Левитана, ранее носившая название Петропавловской. Ее высота чуть меньше Соборной горы, около 50 метров. На ее вершине расположено древнее Петропавловское кладбище, самые ранние из известных захоронений на нем датируются 16 веком. На гору ведет удобная деревянная лестница, по мере подъема виды на окрестности становятся все более красивыми и впечатляющими.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

На горе находится одна из главных достопримечательностей — деревянная церковь Воскресения Христова, срублена в 1699 году. Это не та церковь, которая так поразила Левитана и его спутников при виде с парохода. Старая церковь была в честь святых Петра и Павла, она впоследствии, в 1903 году, сгорела. Вместо нее в 1982 году установили похожий деревянный храм, который перевезли из села Билюково Ивановской области. Надо сказать, что храм очень красивый и прекрасно вписался в ландшафт!

Кресты старинного кладбища тоже обновлены, исполнено все удачно, глаз не царапает.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Виды от церкви необыкновенные, широко распространено мнение, что Левитан запечатлел именно этот вид на картине «Над вечным покоем». На самом деле это не так, над картиной художник работал в другое время и в другом месте — в имении Островно, которое сейчас находится в Тверской области. Пейзажи озера Островно и пейзажи Плеса соединились в замысле художника и дали в результате такую прекрасную картину, вид на которой кажется мне чрезвычайно грустным и даже каким-то безнадежным, хотя многие говорят о чувстве умиротворения.

Исаак Левитан Над вечным покоем 1894 год, фото из интернета
Исаак Левитан "Над вечным покоем" 1894 год, фото из интернета

А может быть так и было задумано? Мастер был склонен к меланхолии и, как считали современники, предвидел свою раннюю смерть. Недалеко от Церкви Воскресения Христова за забором погоста в 2012 году был установлен выразительный памятник Левитану авторства Владимира Кехтера. Художник запечатлен за мольбертом, во время работы, в его руках кисть и палитра.

В завершение знакомства с чудесным городком мы совершили водную прогулку по реке. При прогулке на кораблике по Волге, которая длится около часа, движение сначала производится вниз по течению реки, потом, после разворота, вверх, мимо городка.

Когда кораблик доходит до Миловки, место нахождения усадьбы одного политического деятеля, некоторое время, по воле случая, или иронии судьбы, работавшего президентом нашей страны, происходит обратный разворот и возврат к пристани.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Кстати, несколько лет назад скандальный блогер презентовал свой фильм про эту усадьбу, откуда пошло популярное выражение про «домик для уточки». Тогда главный герой фильма не подтвердил свое право собственности, возможно, из чувства ложной скромности)) Но плесяне и плесянки не считают усадьбу бесхозной, в ее принадлежности у них нет никаких сомнений. Мне эта история чем-то смутно напомнила другую, похожую, совсем недавнюю…

В Плесе много старых домов отреставрировано или заменено стилизоваными новоделами, особенно это заметно по деревянным домам, хотя остаются еще и аутентичные. Примеры новодельных деревянных домов

Пример аутентичных домов

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

А вот этот дом выставлен на продажу за хорошую цену. Скорей всего он будет успешно продан, на месте развалюхи будет построен новый дом, надеюсь, что в рамках разрешенных размеров и с сохранением исторического архитектурного облика.

Плес – услада для души. Уже бренд, но пока не тренд

Реставрация и восстановление идет по линии госпрограмм, благотворительных фондов и за счет коммерсантов, которые инвестируют в старинные особнячки с целью последующей перепродажи или аренды. Один известный предприниматель скупил для этого в городке десятки зданий. В смысле сохранения историко-архитектурной среды это необходимо, заметно как городок хорошеет. В Плесе много мини-отелей, гостевых домов для туристов, правда и цены на проживание в них достаточно высоки. Ярким примером такого предпринимательства является русско-французский отель «Частный визит».

Многих его дизайн восторгает, некоторые считают его аляповатым, но, бесспорно, что оформлен он с выдумкой.

Несомненно, что Плес один из самых красивых и популярных у туристов городов в условном перечне Золотого кольца и в то же время один из самых развивающихся. В чем причины успеха, в то время как многие прекрасные малые русские города находятся в запустении? Давайте попробуем проанализировать, каков из Плеса бренд и в чем его тренд))

Бренд — комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя.

Исходя из определения, можно сказать, что Плес — это бренд. Он известен и популярен в туристическом мире, на него большой спрос, в наличии определенный имидж. На мой взгляд, есть опасность, что он может превратиться в дорогой бренд, этакую Рублевку-Куршавель — только для богатых.

Тренд — это, в широком смысле, направление развития в какой-либо области жизни, либо определенное явление, продукт или предмет, задающий тон в этой области.

А вот с трендом сложней… То есть городок в некотором смысле задает тон в туристической сфере, в плане развития и сохранения исторической среды. Но ведь другие субъекты должны подтягиваться, соответствовать лидеру, тогда и будет тренд, а не отдельный образцовый городок. На мой взгляд, это трудновыполнимо, так как у Плеса существует несколько факторов для успешного развития, которых нет у других.

Первый фактор — в Плесе еще с 1982 года действует государственное учреждение «Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». К нему приписаны более 100 городских памятников, большие заповедные территории и охраняемый ландшафт. По сути вся территория города каким-то образом относится к музею-заповеднику, существует и действует законодательная база для охраны природного исторического и архитектурного облика, обеспечено определенное госфинансирование.

Второй фактор вытекает из первого — в городе хорошо развивается туризм.

Третий фактор — Плес стал престижным и модным местом у людей богатых, что способствует притоку инвестиций.

Четвертый момент — субъективный, но в нашей стране очень важный — лоббизм сильных мира сего. Председателем Совета Плесского городского поселения уже значительный срок является Тимербулат Каримов — зять руководителя «Роснефти» Игоря Сечина, как раз во время нашей поездки его переизбрали в очередной раз. Симпатичная усадьба Каримовых раскинулась на склоне холма Левитана. Очевидно, что связи во власти и финансовые возможности главы города весьма полезны.

Плесом надо наслаждаться как неким идеальным провинциальным русским городом и за него можно порадоваться. Мы ушли знакомиться с ним в 8 часов утра и вернулись в 20 часов вечером…

Но сильно сомневаюсь, что другие малые российские города с их многочисленными проблемами смогут поддержать положительный тренд без наличия перечисленных факторов, которые одновременно так удачно совпали в Плесе. Думается, что без реально действующей государственной программы по поддержке малых городов, русскую провинцию, во всяком случае, ее культурно-исторические объекты, ожидает грустное будущее…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия