Турист Сергей Шаповалов (Sergey_traveldiaries)
Сергей Шаповалов
был 8 апреля 18:36

Берастаги — Индонезия Октябрь 2019

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо — область по периметру Тихого океана, в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений. Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих вулканов из 540 известных на Земле. — Википедия

В определённом смысле городу Берастаги на севере Суматры очень сильно не повезло. Он, что называется, «попал». Попал в это самое огненное кольцо, и никуда ему от этого не деться. Если вы подниметесь на холм Gundaling — популярное место отдыха горожан, — то вашему взору откроется полдюжины вулканов различного калибра. И главный из них, печально знаменитый Синабунг, коптит небо всего в 12-ти км от Берастаги. В 2010-м году он вдруг проснулся после 400 летнего сна, заставив жителей ближайших деревень (более 17 тыс. чел) в срочном порядке покинуть свои жилища. Их засыпанные пеплом дома со всем брошенным в спешке скарбом пустуют и по сей день. Начиная с 2013 г., мощные извержения Синабунга повторяются ежегодно.

Очередное извержение Синабунга (фото из Интернета)

Лучшие места в парке на холме с видом на этот вулкан оккупировали предприимчивые фотографы и, надо сказать, клиентов у них хватает.

Вулкан Синабунг. Вид с холма Gundaling - популярного места отдыха жителей Берастаги

Синабунг ранним утром

Город Берастаги, Суматра, Индонезия

С другой стороны, среди вулканов городу Берастаги очень даже неплохо живётся. На богатой минеральными веществами вулканической почве прекрасно растут фрукты и овощи, а прохладный горный климат, горячие источники и сами по себе вулканы привлекают туристов. Конечно, на Синабунг полезет только самоубийца. К тому же это запрещено.
Зато другой вулкан, Сибаяк, который высится над городом буквально на расстоянии вытянутой руки — вполне себе «лёгок на подъём» (в смысле восхождения, конечно). На него лезут все кому не лень, часто с палатками и с ночёвкой.
Поэтому, когда хозяин моей гостиницы настойчиво пытался навязать мне гида, я решил, что он просто хочет на мне заработать. Но он убеждал, что идти на вулкан в одиночку очень опасно. В конце концов, он бесплатно усадил меня в свою машину, чтобы догнать английскую пару, парня с девушкой, которые вышли на восхождение 40 минутами раньше. Более того, он подвёз нас до самого пропускного пункта на вулкан и ткнул пальцем в большой жёлтый плакат у начала тропы. Это был весьма впечатляющий список туристов, погибших или потерявшихся на «лёгком» Сибаяке.

Самый «лёгкий» вулкан Индонезии

Но, если честно, в тот момент во всё это совсем не хотелось верить. Утро было безоблачным и прекрасным, асфальтированная тропа — лёгкой, а воздух наполнен свежестью джунглей и щебетом птиц.
Асфальт быстро кончился и начался настоящий подъём, который облегчали устроенные в скалах ступени. Через час с небольшим мы уже были наверху.

Самый «лёгкий» вулкан Индонезии

На синем небе ярко сияло солнце. Среди широкого пространства каменных россыпей и обломков лавы, как из множества бурлящих чайников, верх устремлялись струи белого пара. Слегка попахивало тухлыми яйцами. Такие отверстия или трещины в земле, через которые выходят вулканический газы, называются фумаролы. Эти газы в основном состоят из водяного пара и сернистых соединений, дающих неприятный запах и жёлтый налёт серы по краям трещины.

Кратер на вершине Сибаяка — правильная воронка диаметром метров 50. Его дно заполняет мелкое озеро из слабой, как пишут, серной кислоты удивительного горчичного цвета, которое прекрасно смотрится на фоне чёрно-серых нагромождений лавы. Правда, в сухой сезон это озеро пересыхает, и тогда на его дне желающие увековечить себя туристы выкладывают из камней надписи типа «Киса и Ося здесь были».

Самый «лёгкий» вулкан Индонезии

Самое время присесть на краю кратера и, любуясь этой красотой, не спеша перекусить.

Самый «лёгкий» вулкан Индонезии

Но это был ещё не конец восхождения. По дальнему от кратера гребню мы поднялись до одной из вершин вулкана, где в 800 метрах прямо под нами раскинулся город, за ним виднелся Синабунг, на склонах которого до сих пор горел лес, а вдалеке — ещё штук пять вулканов поменьше.

Небо постепенно затягивалось облаками. Тут я оглянулся и оторопел: откуда ни возьмись на нас быстро наползала огромная серая туча. Своими рваными краями она уже дотянулась до кратера, заполняя его клубящимся густым туманом. Тут же вспомнился жёлтый плакат у начала тропы. А мои английские друзья беспечно продолжали фоткаться на краю пропасти, где одно неверное движение — и спуск в свободном полёте прямо в Берастаги обеспечен. Я поднял тревогу, и мы настолько быстро, насколько на узком гребне позволяла скользкая тропа, спустились к кратеру.
Там уже всё заволокло плотной пеленой. Проступали только контуры скал и слышался приглушённый гул вырывавшихся из-под земли вулканических газов. Тропа по которой мы сюда пришли, почему-то превратилась во множество расходящихся тропинок, которые вели куда-то в туман.

Самый «лёгкий» вулкан Индонезии

Впрочем, нам повезло: ниже кратера туман рассеялся, мы нашли нужную тропу и благополучно спустились к асфальтированной дороге.
Англичане хотели ещё искупаться в термальном бассейне. Это примерно час ходьбы от пропускного пункта через плантации кофе и овощей у подножия вулкана. Как оказалось, по случаю низкого сезона (конец октября), все бассейны, кроме одного, были закрыты. И этот единственный бассейн надо было ещё поискать. Поэтому я распрощался со своими попутчиками и на автобусе вернулся в гостиницу, где поблагодарил хозяина и оставил ему хорошие чаевые.

В заключение добавлю ещё пару добрых слов о Берастаги. В этом городе сходятся дороги, ведущие к таким популярным туристическим местам на Суматре, как озеро Тоба и водопад Сиписо Писо, к заповедникам орангутанов Кетамбе и Букит Лаванг, а также к далёким и прекрасным островам Баньяк (см. мои предыдущие отчёты «В джунглях Суматры. На встречу с орангутаном» и »Архипелаг Баньяк. Рай с поправкой на Индонезию»). Из Берастаги до международного аэропорта Куала Наму регулярно ходит экспресс-автобус с кондиционером, поэтому, если у вас есть резерв времени, то лучше его провести, дыша чистым горным воздухом, а не выхлопными газами многомиллионного Медана. Не могу также не порекомендовать гостиницу Kaesa Homestay, хозяин которой работает в туристическом офисе, а его жена печёт на завтрак вкуснейшие пирожки.