Турист NB (Nobody)

Ненецкий автономный округ — Россия Февраль 2012

По зимней тундре… Часть 11

КОТКИНО. ОТДЫХ

Коткино - небольшое аккуратное село на реке Суле. Там тихо, спокойно и уютно.
    От Нарьян-Мара до Коткино - более 100 километров.

Цены здесь уже гораздо выше, чем в Нарьян-Маре или Великовисочном. И неудивительно: централизованная доставка осуществляется зимой только по воздуху, а летом - по реке. Многие на собственных снегоходах ездят за покупками в Нарьян-Мар - или покупают товары у частных торговцев вроде Зои и Володи, с которыми я сюда приехала. Так дешевле.
    Некоторые здания в Коткино отапливаются через котельную, но в в большинстве домов приходится топить печи. Воду берут не из реки или озера, как в Великовисочном, а из колодцев.
    Мобильной связи здесь нет. Зато - вот парадокс! - есть спутниковый интернет. Есть и обычная телефонная связь, но довольно дорогая.
    В Коткино два магазина - "колхозный" и обычный. "Колхозный" магазин работает по утрам, обычный - с 14 до 18. Ассортимент не слишком разнообразен, но основные товары обычно есть. Впрочем, случаются перебои... с хлебом!
    Есть в Коткино и общественная баня. Очень хорошая, между прочим=))

С транспортом здесь проблемы.
    Добраться до Нарьян-Мара (или других сёл) можно только снегоходом или самолётом. Но самолёт летает лишь 2 раза в неделю - по средам и пятницам. А может и не полететь, если мало пассажиров или погода нелётная... К тому же, стоит самолёт довольно дорого.
    Так что в основном ездят снегоходами. Расстояния не очень большие - а дорога (по крайней мере, до Нарьян-Мара) накатанная.

В Великовисочном мне рассказывали, что в Коткино разводят оленей. Это оказалось неправдой. Некоторые жители села кочуют со стадами, но в самом селе оленей нет.
    Моя мечта познакомиться с бытом оленеводов всё отдалялась...

...Люди здесь ещё добрее и приветливее, чем в Великовисочном. Когда идёшь по улице - все улыбаются и здороваются. Как тут не улыбаться в ответ?
    Здесь тоже мало работы - но люди довольны жизнью. Есть ведь охота, рыбалка... можно прожить, считают они.
    По улицам бегает очень много детей. Пьяных не видно. Здоровый народ!

* * *

Не успели снегоходы Зои и Володи скрыться за углом, как с той же стороны появился мужчина средних лет, в пальто и с портфелем. Почему-то мне сразу показалось, что он направляется ко мне.
    И я не ошиблась.

"Вы издалека?"
    "Ну, вообще-то из Москвы, сегодня - из Великовисочного... Направляюсь в сторону Мезени. На попутном транспорте."
    "Значит, вам на Нижнюю Пёшу. Не знаю... туда очень редко ездят... Ничего, что-нибудь придумаем! Но ведь сегодня вы уезжать не собираетесь? Пойдёмте, я устрою вас в гостиницу!"
    Я объяснила, что на гостиницу у меня денег нет - ведь, если не получится уехать в сторону Нижней Пёши по земле, придётся лететь туда самолётом... Но мужчина заверил, что денег с меня не возьмут. Всё равно там сейчас никто не живёт.

У меня создалось впечатление, что он был уже в курсе моих дел - расспрашивал так, для уточнения. Видимо, обо мне ему рассказали Зоя и Володя. Спасибо им большое!

...Гостиница оказалась очень уютной.
    Два номера - двух- и трёхместный (мне разрешили занять двухместный). В обоих номерах - телевизор и dvd-плеер с несколькими дисками. Просторная кухня с посудой, электрочайником и электроплитой...
    Здесь наличествовал даже высший сельский шик - унитаз! Конечно, это чистейшая бутафория - канализации-то нет. Но эстетично. Да и запаха почти нет.

Конечно, я бы передохнула немного - и сразу бросилась на трассу. Но мне отсоветовали: сказали, что о любом снегоходе на Нижнюю Пёшу будет известно, и меня предупредят.
    Я сдалась. Приятно всё-таки отдохнуть в тёплом помещении, просушить спальник и обувь, записать накопившиеся дорожные впечатления... В общем, гостиница разнеживает ещё больше, чем костёр=)))

Так что я дошла до котельной, позвонила оттуда родным - и стала отдыхать.

* * *

Одиночество в доме - не то же самое, что одиночество в тундре. Здесь тепло и всегда светло, можно почитать, посмотреть фильм...
    Это - отдых. Но отдых для тела. Мозг занят, мозг не скучает - телу же не надо двигаться, сохраняя тепло... Часами я лежала на диване, читая интересные книги о жизни северной деревни, оказавшиеся в комнате как будто специально для меня - и вставала только для того, чтобы покурить или поесть.
    Отдых... Приятный и счастливый.

...На следующий день за мной зашёл сосед, чтобы отвезти меня в баню вместо со своей женой и ещё одной соседкой. Среда и суббота - женские дни в общественной бане. Так что, с точки зрения гигиены, попасть в Коткино в пятницу было большой удачей=))
    Баня мне очень понравилась! Деревянный пол с налипшими листьями от веников, деревянные скамейки, чуть ржавая речная вода... и чудесный запах. Говорят, парилка сделана целиком из липы - это и объясняет аромат... Сама я в парилке не была - не люблю париться и плохо переношу духоту.
    Правда, зря я не догадалась захватить из дома какой-нибудь ковшик. Пришлось учиться мыться с помощью одной лишь шайки. Хоть и не сразу - но я в этом преуспела=))

Так как нас было много, в баню и обратно нас везли на снегоходной волокуше. Так я прокатилась и на этом транспорте=)) Как оказалось впоследствии - в первый и последний раз...

* * *

К утру воскресенья я сделала в Коткино всё, что хотела и могла.
    Можно было уезжать. Я отдохнула.

_____________________________________________________

Гостиница. Русская печь на кухне декоративна — в этом здании работает центральное отопление.

Моя комната=))

Сени.

Котельная.

По зимней тундре... Часть 12

Снегоход Arctic Cat — машина моей мечты=))