Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 2:14

Грузия старая и новая. Часть 5. По Военно-Грузинской дороге: Джвари, Цилкани и Ананури

Ананури, Джвари — Грузия Май 2018
Храм Джвари

В предыдущих частях мы рассказали про старый город Тбилиси, район Тбилиси Авлабар, район Тбилиси Мтацминда.

В конце нашего путешествия мы наняли на целый день машину с водителем и в течение этого дня смогли посетить несколько интереснейших объектов, расположенных на Военно-Грузинской дороге (храмы Джвари и Цилкани, а также крепость Ананури; на карте 1 они подчеркнуты красным). В этот же день мы побывали в Мцхете, о чем рассказано в части 4. Начали же мы свою поездку с храма Джвари.

Карта 1. Некоторые достопримечательности Военно-Грузинской дороги

Храм Джвари построили на высокой горе над Мцхетой, поэтому его видно уже далеко на подъездах (фото 1–2).

Свое имя этот храм (джвари переводится как «крест» с грузинского) носит не случайно, и история его создания связана со святой равноапостольной Нино. В христианской традиции равноапостольными называют тех, кто, подобно апостолам, вел христианскую проповедь среди языческих народов. В Грузии это — Святая Нино. Существует предположение, что храм Джвари поставили на месте одного из крестов, установленных Святой Нино в Иверии. Строили храм с 590 по 605 год (по другим оценкам: с 604 по 642 гг.), так что он — один из старейших сохранившихся в Грузии, и относится к периоду византийского правления. С 1994 года Джвари является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Можно сказать, что храм Джвари идеально вписан в окружающий ландшафт и потому великолепно смотрится с самых разных точек (фото 3–6). Внешне Джвари довольно прост, но по-научному этот тип конструкции называется иностранным термином тетраконх («тетра» — означает четыре, «конха» — раковина). В плане это сооружение выглядит как крест с закругленными концами, вписанный в квадрат. Такие постройки пришли из Византии.

На стенах храма сохранилось много фрагментов резьбы по камню, остатков украшений, старых (и не очень) надписей (фото 7–10).

Фото 9. Фрагменты резьбы по камню на стенах храма

Фото 10. Главный вход в храм с фрагментами резьбы по камню

Внутри храма первое, что бросается в глаза, — это огромный деревянный крест, установленный в центре на возвышении, что очень необычно для церквей (фото 11–12). После строительства в VI веке храм своего облика не менял, то есть в нем сохранено лаконичное внутреннее убранство, характерное для того периода: ни иконостаса, ни оштукатуренных стен, ни фресок… Есть только несколько икон, в том числе с изображением Святой Нино (фото 13).

Фото 13. Святая равноапостольная Нино - икона в интерьере храма

Ну и, конечно, отдельно стоит сказать о смотровой площадке Джвари, точнее, об открывающемся оттуда виде (фото 14–16).

Возможно, это самая узнаваемая грузинская картинка: место слияния реки Куры с рекой Арагви, с Мцхетой на стрелке. Вид просто завораживающий! Часто утверждают, что вот в этих строках из «Мцыри» Лермонтов написал про Джвари:

«Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…»

Нам кажется более убедительной версия о том, что упоминаемый поэтом монастырь — собирательный образ Джвари и Светицховели, расположившегося на стрелке, где, в центре древней Мцхеты, сливаются Арагви и Кура (про посещение Мцхеты см. часть 4).

Из Мцхеты мы отправились по Военно-Грузинской дороге дальше на север — в Ананури. По пути туда решили заехать в Цилканский собор Пресвятой Богородицы — памятник национального значения Грузии, что находится в 15 км северо-западнее Мцхеты и в 8 км в стороне от Военно-Грузинской дороги.

Архитектурный комплекс объединяет Цилканский храм Пресвятой Богородицы и крепостную стену (фото 17). Этот собор известен тем, что тут похоронен Исе (Иесей) Цилканский — один из тринадцати ассирийских отцов, прибывших в Грузию в VI веке проповедовать христианство и монашество. Сам храм был основан задолго до прибытия сюда Иесея. Еще в IV веке царь Бакар, сын первого христианского грузинского царя Мириана III, основал церковь Цилкани в виде зального храма. Затем церковь неоднократно перестраивалась: в V веке, при Вахтанге Горгасале — в трехнефную базилику, в XII- XIII веках — в купольную церковь.

В соборе более тысячи лет хранилась его главная реликвия — почитаемая икона Цилканской Божьей Матери, датируемая IX веком. Начиная с 1926 года оригинал иконы хранится в Музее искусств в Тбилиси, где мы ее и увидели через пару дней, а в церкви — копия (фото 18). Также в храме частично сохранились некоторые фрески XIII века, а также и более поздние (фото 19). Посещение этой церкви также запомнилось единственным проявлением враждебности по отношению к нам за все время нашего пребывания в Грузии. Разыскивая в церкви икону Цилканской Божьей Матери, мы обратились за помощью к старушке. Она не ответила на наш вопрос, хотя и поняла его, и только одарила нас долгим недоброжелательным взглядом…

Фото 18. Икона Цилканской Божьей Матери

Из Тбилиси до Ананури по Военно-Грузинской дороге около 70 км. Где-то на полпути мы догнали огромное, просто гигантское стадо овец, которое заруливало и на дорогу (фото 20–23). Движение на время остановилось.

Другая природная интересность по дороге в Ананури — Жинвальское водохранилище (фото 24–25). Это водохранилище — один из самых живописных водоемов Грузии, по утверждению путеводителей, и создано оно искусственно в результате строительства в 1980-е годы ГЭС на реке Арагви. Длина водохранилища — 14 км, глубина — 75 метров (что, как утверждается, и объясняет изумрудность воды).

На Жинвальском водохранилище и расположилась то ли крепость, то ли замок Ананури (фото 26–27). С конца XIV до середины XVIII века в этом регионе, в верховьях долины реки Арагви, в предгорьях Большого Кавказа существовало важное феодальное образование — Эриставство Арагви, которым управляла местная знать — эриставы. Эристав — изначально чисто административная должность в Картлийском царстве, которая к концу XVI века превратилась в наследственный титул и по сути в княжеский род. Так вот, Ананури была и резиденцией Арагвских правителей (хотя и не единственной, и не главной), а также их главным форпостом на пути к Северному Кавказу.

Крепость Ананури неплохо сохранилась: на месте полный периметр стен, две большие башни и еще несколько мелких, две церкви. Но точных данных о времени строительства Ананури нет, хотя известно, что ее строили Арагвские эриставы. Предполагают, что первой была возведена башня с пирамидальной кровлей, выложенной ступенями (она — в центре комплекса, самая невысокая), датируемая XIII веком (фото 28). Такого типа башни называют еще хевсурскими. Вероятно, в конце XV- начале XVI века могла быть построена большая квадратная в сечении башня. Именно квадратная — так строили до эпохи огнестрельного оружия. Ее стены толщиной около полутора — двух метров, в ней 7 этажей, на 6-ти из которых, помимо бойниц и ниш для наблюдения и стрельбы, были выложены камины. Здесь сохранились деревянные перекрытия и лестницы, по которым туристы поднимаются до самого верха, чтобы сделать отличные фотографии. Круглая башня (на фото 28) сейчас стоит без перекрытий.

Самым значимым объектом в крепости-замке Ананури считают Успенский храм (фото 26–29, 31). Это самая поздняя постройка на территории комплекса, датируемая 1689 годом, но с дизайном в духе XII–XIII века — Золотого века Грузии. Эта церковь — классический крестово-купольный храм, сложенный как в древности — из камня, а не из кирпича (что было нормой в Грузии XVII века). К тому времени уже несколько столетий грузинские церкви больше не украшали каменной резьбой, а в этом храме резьба просто роскошная: здесь и кресты, и деревья, и виноградные листья, и гроздья, и различные фигуры (фото 32–37). Интересен портал храма, выполненный в восточном стиле, но украшенный грузинскими орнаментами в стиле XII века (фото 38).

Фото 32. Каменная резьба с крестами

К западу от Успенского находится другой храм, который иногда называют Спасским, иногда — храмом Девы Марии (фото 31, 39–41). Время его постройки точно неизвестно: или конец XVI или начало XVII века. Публике он сейчас недоступен.

Ананури выдержала немало битв, прежде всего, между враждующими местными феодальными правителями (эриставами). В 1739 году армия Ксанского эристава при поддержке лезгин взяла Ананури штурмом и перебила всю семью Арагвского эристава. В 1795 году защитники крепости стойко противостояли вторгшимся в Грузию войскам Ага-Магомед-хана, не пропустив их вверх по ущелью. Ананури играла немалую военную роль и в начале XIX века, когда Грузия вошла в состав России. Здесь тогда постоянно находились русские воинские части, охраняющие построенную Россией Военно-Грузинскую дорогу и сдерживающие набеги горцев. После ухода русских воинских частей крепость-замок осталась без присмотра и была в запустении до 1939 года, когда была проведена реставрация комплекса.

До ввода в строй Жинвальской ГЭС в 1985 году и возникновения одноименного водохранилища Военно-Грузинская дорога проходила у подножия крепости Ананури. После постройки нового Ананурского моста трассу провели выше крепости. А старый участок Военно-Грузинской дороги, как и старый ананурский мост через реку Ведзатхеви, впадающую в этом месте в Арагви, оказались затопленными. Сейчас они видны только при понижении уровня воды в водохранилище. Именно это мы и увидели (фото 42–43).