Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 21:54
На Кипре

Агуас-Кальентес — Перу Март 2012

На белом свете есть много удивительных по красоте мест, но среди них можно выделить всего несколько самых-самых, выделяющихся из всех остальных и по красоте, и по силе производимого впечатления, и по необычности своей истории! Мачу-Пикчу, несомненно, с полным правом стоит в этом ряду, занимая в нем одно из первых мест! У меня же лично с этим местом свои счеты — вот уже двадцать семь лет своей жизни я стремлюсь туда, с тех самых пор, когда жизнь в советские времена забросила меня в Перу! Быть так близко с этим must see и, увы, не иметь ни малейшей надежды увидеть его, такое сейчас даже трудно представить! Но в те далекие совковые времена советские специалисты, работавшие в Перу не могли даже мечтать покинуть место своего жительства и поехать посмотреть страну! Знали, что за нарушение правил жизни за границей их ждет высылка из страны в 24 часа! Вот с тех самых пор я все и мечтала о Мачу-Пикчу, пока жизнь снова не выкинула фортель, забросив меня на этот раз в Чили. Уж отсюда-то до Мачу-Пикчу совсем близко, самонадеянно подумала я, решив, что сразу же и поеду туда! Но увы, жизнь и здесь внесла свои коррективы, и по самым разным причинам осуществить эту свою мечту я смогла лишь три года спустя! Ну что ж, лучше поздно, чем никогда! И все же свершилось, и наконец, спустя 27 лет я увидела это чудо света! Но обо всем по порядку!

В рамках нашего с Марио девятидневного путешествия по Перу из Лимы мы прилетели в Куско, откуда через два дня и отправились на Мачу-Пикчу. Дорога туда не из легких, ранний подъем в 5.30 утра, хорошо хоть завтрак подают в такую рань, а в 6 утра туристов уже забирают из отелей и отвозят на автобусную станцию. Очень важно при поездке на Мачу-Пикчу не забыть взять с собой паспорт, проверяют в обязательном порядке! Два часа на автобусе до станции Ольянтайтамбо, в 78 км. от Куско, пересадка на поезд, и еще полтора часа до Агуас Кальентес. Оттуда еще полчаса на автобусе! Итого, пять с половиной часов от двери отеля до входа на Мачу-Пикчу! Туристический поезд Экспидишн оказался вполне комфортным средством передвижения с удобными мягкими креслами, обзорными окнами на крыше, туалетом и даже легким снэком, который был предложен всем пассажиром.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Но все же лучше купить на вокзале что-то более существенное, так как перед покорением Мачу-Пикчу надо как следует подкрепиться, ведь обед ждет путников только после окончания экскурсии, около трех часов дня. Отрезок на поезде пролетел совсем незаметно — дорога на Мачу-Пикчу очень живописна, за окном мелькали горные вершины в тумане, быстроводная речка Урубамба, кактусы и ярко-желтые цветы!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Только успевай фотографировать, чем, собственно, все всю дорогу и занимаются! И вот наконец приехали в Агуас Кальентес, где всех погружают в автобусы и везут к подножию Мачу-Пикчу, еще около получаса.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Надо сказать, что организовано все очень четко, видимо это топовое направление давно у перуанцев отлажено и работает, как конвейер! После выскокогорного Куско оказаться на высоте всего в 2400 метров — просто детский лепет и сплошное удовольствие! Можно вдохнуть воздух полной грудью, как следует продышаться и забыть о головной боли! Нас разбили на две группы, испаноязычную и англоязычную. Мы, естественно, оказались в первой группе. Наш гид — молодой перуанец Уго

, который, кстати говоря, оказался отличным рассказчиком, отправил нас по тропинке,

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

ведущей на главную смотровую площадку. Здесь всем туристам предоставляют сначала немного свободного времени, чтобы вдоволь поахать и пофотографировать. Сделано очень грамотно, людям дается возможность выплеснуть свои эмоции при виде этого чуда, придти немного в себя и только после этого начать непосредственно саму экскурсию!

Что сказать о своих ощущениях при виде Мачу-Пикчу? Они сильнейшие, шоковые, сродни ударной волне, максимальному потрясению и просветлению! До дрожи, до мурашек по коже! И ведь, они сверх ожидаемы, все знают, что увидят одно из красивейших мест на Земле и все равно, при виде плато с древним городом инков на фоне доминирующей горы Вайна-Пикчу, замирают от восторга и у всех неконтроллируемо вырывается — «Ах!».

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Даже у самых заядлых скептиков, смею думать! Энергетика здесь сильнейшая, все ее на себе ощущают! Особую мистичность пейзажу придают облака, нависающие над верхушками гор, кажется, что до них можно достать рукой.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

А иногда они оказываются прямо под ногами, как у этих туристов!

Пейзажи просто запредельные! Особенно потрясает удивительная гармония архитектуры и природы!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Кажется, что древний город просто вписан в окружающий его горный пейзаж, являясь его логическим продолжением!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Пытаясь проанализировать свои впечатления от Мачу-Пикчу я бы охарактеризовала их так — сначала сильнейший эмоциональный шок, после которого постепенно наступает умиротворение и просветление! Шоковая терапия! Налюбовавшись главной почтовой открыткой самого города, можно осмотреться по сторонам и увидеть не менее прекрасные виды, хоть и не столь растиражированные!

Меня, например, просто потрясло своим драматизмом ущелье Торонтой, которое отлично просматривается внизу!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Изумрудные холмы, окружившие город плотным кольцом, располагают к мыслям о вечном!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

И повсюду пелена облаков, нависающая над горными хребтами, придающая особую величественность и суровость здешним пейзажам!

А на фоне всего этого великолепия бродят альпаки и мирно щиплют зеленую травку!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Территория комплекса довольно компактная, за три часа вполне можно успеть все посмотреть и облазить. Если же есть желание взобраться на самую вершину горы Вайна-Пикчу, то к трем часам нужно прибавить еще два. Поэтому в этом случае целесообразно заночевать в Агуас Кальентес и приехать на Мачу-Пикчу с самого раннего утра, ведь допускают на гору ограниченное число туристов в два захода — в 7 и 10 часов утра! Для нас это восхождение, естественно, отпало само собой, ведь приехали мы к полудню! По отзывам смельчаков, поднявшихся на вершину Вайна-Пикчу, виды оттуда, сверху совершенно другого ракурса, позволяющие более полно и объемно увидеть весь древний город инков! Вот только путь туда не из легких!

Но еще более тяжелый путь предстоит тем, кто решится пойти в четырехдневный поход по так называемой Тропе Инков, Camino del Inca. Такие походы предлагают многие местные турагенства и надо сказать, что пользуются они большой популярностью у туристов. Могу сказать, что старший сын Марио в позапрошлом году ходил по этой тропе четыре дня, спал в палатке, то есть вкусил сполна лишений и тягот, но вернулся в полном экстазе от совершенного им героического поступка и с ворохом ярчайших впечатлений. Во время этих походов можно нанять себе личных носильщиков, которые будут нести Ваши вещи, то есть создать себе дополнительный комфорт. По отзывам смельчаков, испробовавших это дело на себе, организовано все очень хорошо, питание, ночлег, маршрут, все на пять с плюсом. Это, конечно, очень на любителя, я лично на такое неспособна, слишком люблю комфорт, но многим американцам и европейцам очень нравится, мы слышали немало лестных отзывов об этих походах.

По поводу национального туристического состава на Мачу-Пикчу могу сказать, что он весьма пестр. Кого мы там только не видели! Преобладают американцы и японцы. Из США ведь лететь в Перу в среднем шесть часов, можно сказать совсем рядом. За ними следуют англичане, немцы и другие европейцы. Но и наших туристов я тоже там видела, и немало. Некоторые даже ходили не с группой, а с персональным гидом. Я от души порадовалась, что наши люди добираются до Мачу-Пикчу, невзирая на расстояние и дороговизну.

Думаю, всем известна история открытия Мачу-Пикчу, но все же вкратце о ней напомню. В 1911 году американский археолог, профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, Hiram Bingham, приехал в Перу с очередной экспедицией в поисках последней столицы древних инков. Слухи об этой столице уже будоражили научный мир благодаря свидетельствам очевидцев, побывавших на развалинах древнего города в горах Мачу-Пикчу. То есть, Бингем вовсе не шел наугад, а хорошо знал, что он ищет. И был он далеко не первоткрывателем Мачу-Пикчу, до него здесь побывало немало авнтюристов и исследователей, но почему-то никто из них не удосужился застолбить за собой право на открытие этого места! Бингем же сообразил, какое это важнейшее открытие века и быстренько официально оформил на себя все права первооткрывателя! Так вот, местные индейцы привели его к подножию древнего заброшенного города. Случилось это 24 июля 1911 года. Интересно, что заплатил он за эту услугу местному мальчику-проводнику всего один соль! Пришел он и увидел, что там живет несколько крестьянских семей, о которых никто не знает. Жили они там свободной жизнью посреди развалин древнего города, никто их не трогал!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

На следующий год Бингем вернулся в Перу уже в составе научной экспедиции от Йельского Университета и Национального Географического Общества. Правительство Перу дало им полный карт бланш на исследование города. Не возражали они и против массового вывоза в США найденных там предметов и останков мумий.

На языке индейцев кечуа название города Мачу-Пикчу означает «старая вершина». Считается, что основателем города был знаменитый инка Пачакутек, построивший его приблизительно в 1450 году.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Планировался город в качестве зимней резиденции Верховного Инки исходя из климатических особенностей здешних мест. Это и неудивительно, ведь находясь намного ниже Куско, и температура зимой была здесь соответственно выше. С приходом в Перу конкистадоров город превратился в крепость.

Незадолго до появления в тех местах испанцев инки покинули этот город. Никто не знает, почему они так поступили. Некоторые ученые предполагают, что Мачу-Пикчу был оставлен из-за нехватки воды. Но скорее всего, сами инки осознанно ушли отсюда во имя сохранения богатств своего города, чтобы они не достались алчным конкистадорам! Перуанские же ученые выдвинули другую версию, согласно которой в Мачу-Пикчу попала молния, и инки, посчитав это дурным знаком, не захотели здесь больше жить. А, возможно, в городе началась эпидемия, и население, оставив в Мачу-Пикчу умирающих, бежало в горы. На сегодняшний день ни одна из этих теорий так и не нашла сколько-нибудь внятного подтверждения. Известно лишь, что обезлюдевший город постепенно зарос деревьями и травой, и поэтому во время испанского завоевания его не обнаружили.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

То есть, получается, что Мачу-Пикчу был обитаем всего лишь сто лет! Ничтожно мало в контексте мировой истории! Но за эти сто лет у них была жизнь со своими устоями и правилами, четко спланированная и обустроенная! Попробуем представить себе, как они здесь жили! Известно, что Мачу-Пикчу был в первую очередь резиденцией высшей знати инков. Но кроме них, здесь жили и священники, и военные, и ремесленники, и слуги. Кроме того, город был священным местом, где Инка и его свита поклонялись Культу Солнца. Важнейшей церемонией для них был День зимнего солнцестояния 21 июня. Весь мир восхищается инженерным мастерством инков, построивших такой город в столь труднопроходимых горных местах.

И это при том, что они не знали колеса! А сельскохозяйственные умения инков, их знаменитые террасы с системой орошения, позволяющие им выращивать всевозможные овощи и фрукты!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

А водопровод! Вот и получается, что жили они здесь полной, многогранной жизнью, в комфорте и с удобствами! Вот только письменности у них не было, это, конечно, огромный минус, поэтому и документальных свидетельств той поры не осталось.

В Мачу-Пикчу сохранились великолепные храмы и дворцы, а также десятки ступенчатых террас, на которых когда-то выращивали кукурузу, бобы и картофель.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Город разделен на две части — жилую и аграрную. В городе есть площадь, жилые дома и даже кладбище. Пешеходные дорожки и тысячи ступеней, вырубленных в камне, соединяют разные части города.

Просто настоящий лабиринт ступенек и переходов.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Что же можно увидеть за три часа пребывания в крепости? Первое, что видит посетитель, это сторожевые дома с сломенными крышами, одни из немногих сооружений крепости, имеющих крыши.

Сразу за ними начинается аграрный сектор с многочисленными террасами! Городской сектор отделен от аграрного стеной.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Он намного больше и даже подразделен на две части — верхнюю и нижнюю.

Верх — церемониальный, низ — жилой! Здесь, безусловно, есть, что посмотреть! Когда у народа проходит первоначальный шок от увиденного и люди уже могут воспринимать информацию, вот тогда и начинается прогулка по самому городу!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Особый интерес представляют церемониальные комплексы и храмы.

Полукруглый Храм Солнца, посвященный ритуалам в честь главного божества инков Солнца! В день зимнего солнцестояния первые лучи солнца проникали через окно этого храма и попадали прямиком на алтарь!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Священная площадь с Домом священника, Главным Храмом и Храмом Трех Окон. Расположена в самом центре городского сектора.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Через окна ритуального Храма Трех Окон инкские астрономы наблюдали за солнцем и предсказывали природные явления.

Главный Храм сохранился лучше других зданий города. Ниши и алтарь, скорее всего, свидетельствуют о его чисто ритуальном назначении.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Дом священника, будучи единственным зданием с дверями, по-видимому, служил жильем местному священнику, проводившему церемонии в городе.

Церемониальные ритуальные камни производят впечатление своими размерами и историей.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Группа королевских зданий находится совсем рядом с церемониальными комплексами. Любили инки удобства, все у них было под рукой, как удобно, вышел из дома и сразу на ритуальную церемонию!

Храм Кондора отличается особым изящество и имитирует размах крыльев кондора. Одна из оригинальнейших построек города!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Пирамида Интиуатана также предназначалась для ритуальных церемоний главного праздника инков — Дня зимнего солнцестояния.

В этот день, 21 июня, инки просили для себя больше солнца, и на следующий день солнце «возраждалось» и день начинал увеличиваться.

А так выглядели дома во времена инков.

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Соломенные крыши, естественно, не сохранились до наших дней, это просто имитация.

Конечно, за три часа невозможно детально осмотреть все здания и постройки города! По-хорошему, нужен еще один час! Но на этой экскурсии все было четко расписано чуть ли не по минутам! На выходе, кстати, можно поставить себе штампик в паспорт о посещении Мачу-Пикчу, что я, естественно, и сделала. Штампик о посещении острова Пасхи у меня уже есть, теперь появился еще и Мачу-Пикчу. А значит в моей коллекции знаковых мест прибыло!

Нас привезли вниз и отправили на обед, который на удивление оказался вполне приличным, хоть и в стиле ненавистного мне буфета. Обедали мы с видом на горы и реку Урубамба, и эти пейзажи за обедом врезались мне в память, наверное, на всю оставшуюся жизнь!

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

Такие обеды, да еще с такими видами не забываются!

После быстрого обеда быстрая прогулка вдоль речки Урубамба,

Мачу-Пикчу. Шоковая терапия.

где можно полюбоваться на ярко-красные национальные цветы Перу под названием кантута. Аленькие цветочки отлично контрастируют с суровыми горными пейзажами!

И все, в долгий обратный путь в Куско. Таким же манером — поезд плюс автобус. Дорога утомительная, в гостиницу мы попали уже около десяти вечера! Но все тяготы и неудобства с лихвой окупились увиденными чудесами! Без преувеличения могу теперь авторитетно заявить, что Мачу-Пикчу — самое сильное потрясение в моем списке достопримечательностей!