Турист Аксинья (bukva-ksi)
была 8 октября 2010 11:11

Тунис Май 2009

Африка – дело тонкое

Весной этого года отчаянно хотелось погреться на солнышке. Турцию мы видали, Египет проходили, а до Кубы далеко. Короче, выбор пал на Тунис, хотя давно известно - «не ходите дети в Африку гулять». Путеводители обещали почти европейскую страну – ну как же, бывшая колония, все говорят по-французски, товарищи-женщины получили социальные права и свободы, пляжи кишат немцами, англичанами, французами и прочими иностранцами. В общем, ехать так ехать – отмечать все майские за границей.

Правила торга: метод Аксиньи (особенности поведения в Тунисе)

Но уже по дороге из аэропорта в г. Сус стало очевидно, что информация в Интернете покрыта «сус»альным золотом: на деле вялые пальмы робко стоят вдоль дорог, улицы и витрины магазинов укутаны толстым слоем пыли, неумытые дети стайками вьются вокруг торговых лавочек. Как и в Египте, комнаты для младших детей надстраиваются над квартирами старших. И поэтому многие дома годами находятся на стадии незавершенного строительства. Умеренная экзотика соседствует с бедностью, которая одинаково выглядит в любой точке земного шара.

В банке отеля мы меняли родные доллары на местные динары. В одном динаре – тысяча миллимов. Но копейки достоинством в один миллим не существует, равно как и спичек, которые на нее можно купить. Деньги дОроги тунисцам не только, как эквивалент обмена, но и как бумажки, которые печатают в далекой Швейцарии. Поэтому вывозить их за границу категорически запрещено.

Когда в моих руках оказалось несколько купюр достоинством в 5 динар, а на каждой из них - разный рисунок, я поинтересовалась, почему так. Служащий лаконично ответил:

- Это Африка.

И поэтому ко всему, с чем вы можете столкнуться в Тунисе, надо относиться сквозь призму этих слов.

Карфаген должен быть?

В начале мая температура Средиземного моря под боком у Туниса такая, что в ней могут купаться только моржи и отчаянные сибиряки. Я, увы, не отношусь ни к той, ни к другой категории, поэтому в воду при +15С не лезла, а валялась на пляже. Правда, с 10 часов утра начинался сильный боковой ветер (скажите, как его зовут?) и сдувал отдыхающих с моря к бассейну.

Когда лежишь у хлорированного «водоема», то совершенно все равно, какая страна является местом действия (в России тоже есть неплохие бассейны). А мне хотелось взирать на бескрайнюю гладь моря. Итак, делюсь решением проблемы (которое стоило бы передавать по наследству или рассказывать только за деньги): лежак ставится на бок, а вы прячетесь за ним на полотенце. И вам не страшен ни серый волк, ни холодный ветер. К слову, пески в Тунисе мягкие, нежные, их смело можно продавать, как муку или манную крупу – не отличишь. Поэтому лежать на них приятно.

Правила торга: метод Аксиньи (особенности поведения в Тунисе)

Ещё один момент: когда гордо мерзнешь на пляже во имя загара, то не учитываешь африканское солнце. А оно не чета нашему, сжигает все на своем пути. Хотя у меня от рождения смуглая кожа, и я соблюдала режим – застывала на берегу в форме морской звезды всего с 9 до 11 утра, солнце и меня не пощадило. После возвращения домой шкурка слезала чуть ли не с ладошек.

Так вот. Остальные «руссо туристо» не отличались таким же благоразумием, как и я: катались на водных мотоциклах, загорали в обед, заплывали за буйки, поэтому вскоре то там, то тут стали раздаваться сольные партии кашля и чиха. Если вас угораздило испортить себе отдых болезнями, то лекарства с международными названиями можно найти в любой тунисской аптеке по той же цене, что и у нас на Родине.

Не бойтесь вызывать входящего в страховку врача (если в бланке обозначено «франшиза - ноль», значит, даже за приезд доктора вам не придется ничего платить). Вернувшись домой, вы предоставите распечатку телефонных разговоров с оплаченным медицинским сотрудником, страховая фирма вернет и эти деньги.

В общем, из-за разразившейся в отеле простуды, попутчиков на экскурсию в Карфаген или в Сахару я не нашла. Поэтому все нерастраченные силы ушли на исследование города Суса.

Улица сине-зеленой глины

Если вы устали от пляжей, а потеть в пустыне не собираетесь, выходите в город попрактиковаться в английском, французском, немецком, польском или, на худой конец, русском языке. Жители Туниса, судя по всему, сплошь полиглоты. Если же вам встретился неразговорчивый абориген, скорее всего, это холодный блеск в ваших глазах заставил его задуматься о вечном и спешно молиться.

Дело в том, что русские туристы делятся на пессимистов с кирпичеобразными мор… т. е. лицами и оптимистов с лучезарными улыбками. Не трудно догадаться, с кем приветливо общаются тунисцы. В рамках национальной вежливости принято здороваться, входя в помещение. Небольшой словарный запас из Bonjour/Bonsoir или Aslema/Bislema работают эффективнее заклинания «Сим-сим, откройся!». Конечно, с непривычки челюсть будет сводить на пятисотом приветствии за день. Но за каникулы вы так привыкнете к этому ритуалу, что, вернувшись в Россию, поймете, почему из-за мимики наших жителей кажется, что небо ниже и солнце в пятнах.

Другое правило приличия касается внешнего вида. За пределами пляжа не желательно разгуливать в одежде, открывающей плечи и коленки. Конечно, вас не арестуют за аморалку даже если вы будете в бикини, но вот внимание, как к поп-звезде, вам обеспечено. До сумерек в любой части города можно гулять самостоятельно, а вот после 20:00 девушкам без сопровождения лучше сидеть по отелям – иначе могут спутать с представительницами каких-нибудь нехороших профессий.

Если не любите пешие прогулки - садитесь в такси, только заранее спросите у гида, сколько стоит проезд в разные части города. А если предпочитаете нестандартный вид транспорта – все равно не садитесь в «тук-туки». Это такие повозки, типа мотороллера с кузовом, причем вы находитесь в кузове. Мало что шальной тунисский ветер заберется вам даже в те места, о существовании которых вы не догадывались, так рядом будут проноситься автомобили и бешено сигналить. Нет, вашей жизни практически ничего не угрожает (за 7 дней я не видела ни одной битой или поцарапанной машины), но за несколько минут поездки вы выполните годовой план по выбросу адреналина в кровь.

Правила торга: метод Аксиньи (особенности поведения в Тунисе)

Тунисские мужчины не представляют особого этнографического интереса, потому что особо не отличаются от турок и египтян. А вот за местными женщинами стоит понаблюдать: несмотря на слабое давление ислама, они все же ходят в платках, носят брюки и поверх – легкие туники. У особо модных от плеча к среднему пальцу идет витиеватый рисунок, думаю, хной. Даже у русских – не самых эмоциональных в мире мужчин – дух захватывает от того, когда девушки этой рукой поправляют платок и прическу.

Если вдруг вы собираетесь замуж и ищете свадебное платье, которое отличается от традиционных конструкций «свадебный торт» и «баба на чайник», то зайдите в соответствующий салон в Тунисе: можно найти разноцветный наряд с штанишками, можно – белый сарафан с накидкой, расшитый нежными узорами и каменьями.

Вечер в фойе отеля. Атмосфера, как в Ставке накануне перед битвой за Москву. Наталья (представитель турфирмы «Нева») шепотом рассказывала нам о чудотворной местной глине, образовавшейся после извержений вулканов. На карте она начертила линии:

- Выйдете с территории отеля, повернете направо, дойдете до кольца, повернете налево, отсчитаете семнадцать пальм (!!!). Там и будет лавочка. После этой глины лицо, как попка у младенца.

Хотя у меня лицо хоть утром, хоть после масок чаще похоже на лицо, чем на попку, я тоже поддалась общему аффекту и утром пошла с компанией искать глину. До кольца мы добрались благополучно. А потом выяснилось, что по обе стороны искомой улицы растут пальмы. И не так, как в порядочных странах – одна напротив другой, а стихийно. Мы выбрали ту сторону, которая нам больше понравилась, отсчитали 17 пальм и наткнулись на магазин одежды. Обладая даром сурдопереводчика, я жестами показала, что нам надо нечто, что сначала комкаешь в руках, а потом размазываешь по лицу.

Участливая девушка отправила нас в аптеку. Свой домашний театр я продемонстрировала несколько раз, в итоге куда нас только ни посылали. Дойдя до тридцать пятой пальмы, мы повернули назад, вернулись к истокам улицы, перешли на другую сторону и вновь отсчитали положенное (или поставленное) число пальм – о эти упорные искательницы глины! На семнадцатой пальме мы споткнулись о небритых парней, торгующих специями и булыжниками.

Молодые люди ни бельмеса не понимали по-русски, а слово «глина» ни на французском, ни на английском я не знаю. С горя мы купили бананы (из них тоже получаются хорошие маски) и пошли обратно, вновь запнулись о небритых парней и их булыжники, на которых валялась табличка с криво выведенными буквами «ГЛЫНА». Вечером женщины из нашей группы пугали мужей сине-зелеными лицами. А мне и напугать было некого.

На Медине все спокойно

Медина, если кто не знает, это старая часть города в арабских странах, обычно обнесена стеной. На Медине находится рынок, жилые кварталы с узкими улочками, мечети. Служит местом встречи для их мужчин и прогулок для наших туристов.

Видно, многовековая традиция отрубать руки за воровство въелась в молекулу ДНК тунисцев, поэтому размахивать сумкой и кошельком можно в меру спокойно. Но зато жители этой страны знают тысячу других относительно честных способов отъема денег. Упаси вас Аллах взять из рук семилетнего мальчонки (из жалости!) умирающий розовый бутон. Потом парнишка не отстанет от вас, пока не получит динар и подзатыльник. Глаза, наполненные щенячьей тоской, будут провожать вас отовсюду, где вы могли бы оставить чаевые, но из-за жадности не сделали этого.

Правила торга: метод Аксиньи (особенности поведения в Тунисе)

Мечеть открыта для посещения в любой день кроме пятницы до полудня. Но приходить туда надо, как и в православный храм, одетыми по форме: плечи, ноги и голова должны быть закрыты.

Зная мою привычку гулять, как кошка-которая-ходит-сама-по-себе, мой друг вызвался меня сопровождать в моих набегах на Медину. Как представитель сильного пола, он не выдерживал посещений рынка – начиналась морская болезнь. И тогда под лозунгом «Где Ксения, там и приключения» я выступила с инициативой потеряться в городе. Это, знаете, любимая фишка многих неопытных туристов – без карты, экскурсовода, знания языка и ближе к вечеру начать плутать по незнакомым улочкам в надежде попасть в телевизор хотя бы в криминальную хронику.

Видимо, в состоянии аффекта мой «конвоир» согласился. Мы бродили по улочкам, ширина которых не превышала и метра, заглядывали через кованые решетки в окна (да-да, это некультурно, но очень интересно!), фотографировали двери (а это основная и самая значимая часть дома среднестатистического тунисца). Все было мирно, пока нам на встречу не попались два мужичка, с виду забулдыги. Один из них без микроскопа разглядел в нас туристов и живо на хорошем английском стал рассказывать о времени построения города, о войнах, о значении символов на стенах. Я со своей сверхинтуицией решила отблагодарить тунисца динаром.

Но оказалось, что так легко от него не отделаться.

- Нет, что Вы, я правоверный мусульманин. Деньги – зло. Я от всей души хочу показать вам мой любимый город.

Поскольку я склонна верить во все чистое и доброе в людях, то, конечно, сразу же прониклась доверием к нашему самозваному гиду. А вот мой спутник покрепче прижал к груди сумку и фотоаппарат.

- Хотите, я проведу вас в мечеть? Тем более вы одеты, как надо, - продолжил мужчина. – Только надо торопиться, в 5 в мечеть придут молиться люди.

В мечеть? С удовольствием! То, что на часах уже было три, я как-то решила не замечать. Дальше мы бежали по улочкам то вверх, то вниз, удаляясь все дальше и дальше от центральной мечети, наш экскурсовод подбадривал нас, чтобы мы двигались быстрее.

Наконец, мы прибежали к какому-то зданию. Мужчина набросил на меня платок и пропихнул внутрь.

«Сейчас меня выдадут замуж», обреченно подумала я.

Мы прошли мимо каких-то женщин.

- Это мусульманская семья из России, - бодро выпалил тунисец, указывая на меня и моего знакомого.

«Уже выдали и даже поменяли мне веру. И это всего-то за 20 минут».

- А теперь снимайте обувь, - скомандовал наш сопровождающий.

«Значит, украдут туфли. Или спрячут здесь и потребуют выкуп», констатировала я.

Потом он провел меня в женскую часть мечети, через дырочку я посмотрела, где молятся мужчины, притронулась к какой-то реликвии из Мекки, постояла на коленях, сложив руки лодочкой. Когда я надела обувь, мне стало легче.

- С вас по 20 динар на развитие мечети, - с теплом в голосе произнес мужичок, выпроваживая нас за двери. И, знаете, мы с легкостью их отдали.:)))

Сказочные сокровища

Редко кто ходит на Медину, чтобы поглазеть, как живут местные жители или зайти в мечеть помолиться. Обычно туристы ищут, какими бы сувенирами задобрить членов семьи и друзей. Восточный базар, он и есть восточный базар: торговцы будут «хватать вам за руку», громко кричать, подсовывать брак и т. д. Если вы готовы к местной специфике, то сможете получить удовольствие и приобрести необычные вещи (хотя покупки можно сделать только за динары, я буду приводить цены в долларах).

В первую очередь, это ковры. Если вы считаете, что ковры придуманы для того, чтобы собирать пыль и моль, то найдите лавочку, в которой тихая женщина неторопливо завязывает узелки, дайте ей динар и сядьте рядом, попросите, чтобы она показала вам, как держать нитку, дала расчесать и подстричь ещё неготовое изделие. Понюхайте, как пахнет настоящая шерсть, рассмотрите натуральные оттенки, проведите по ковру рукой.

Правила торга: метод Аксиньи (особенности поведения в Тунисе)

Пусть торговцы расстилают перед вами все новые и новые дорожки с разной высотой ворса и рисунком ровно до тех пор, пока вы не влюбитесь в эти замысловатые вязи и аромат уюта. Ковровая дорожка 2 на 5 метров будет стоить около 300 долларов. И это без торга. Ещё одним чудом тунисских ковров можно считать то, что они сворачиваются и утрамбовываются в маленький квадратный сверток. Так что измерьте стены и полы своей квартиры заранее.

На каждом углу можно найти украшения. «Сребро-злато» по стартовым ценам будет стоить, как в любом ювелирном магазине в России. Конечно, 925 пробу на улочках вы не найдете. Но зато увидите мотивы, которые свойственны только арабскому миру. Например, символ счастья, здоровья и семейного благополучия – рука Фатимы. Существует много трактовок того, что она значит. Но мне нравится та, которую рассказал один торговец: большой палец – это я, мизинец – моя вторая половинка, указательный – мама, безымянный – папа, а средний – счастье. И все они должны быть вместе. За 10-30 долларов можно купить любую замысловатую штучку из серебра.

Конечно же, в Тунисе изобилие платков. 5-15 долларов – и он ваш. Столько же будет стоит керамическая тарелка средних размеров. И набор специй с карликовой бутылочкой оливкового масла в придачу.

Лично я купила костюм для восточных танцев, хотя Тунис не считается родиной всяких трясок и параллельных проходок. Обошла десятки лавочек и магазинов, в итоге приобрела модель с расшитым поясом, бюстье и платком за 35 долларов. Но эта вещь, правда, относится к разряду «сделай сам»: много часов у меня ушло на то, чтобы довести костюм до ума – качество многих товаров оставляет желать.

Ещё из Туниса советуют везти кальяны. Но я ими не интересуюсь и не разбираюсь, поэтому дать советов не могу.

Я долго раздумывала, какой подарок привезти одному близкому человеку – мусульманину по вероисповеданию. Призванные на помощь гиды предлагали самые разнообразные варианты, пока одну из них не осенило – КОРАН!

С хищными глазами я ходила по Медине, разыскивая Кораны, пока не набрела на нечто, отдаленно похожее на книжный магазин.

- Это Кораны? – бросилась я к полкам.

Продавец бросился мне наперерез, как на амбразуру, прикрывая телом священные книги:

- Не трогай!

Я притормозила.

- Ты мусульманка?

- Нет.

- Тогда иди отсюда.

- Я хочу купить подарок другу, он мусульманин.

Торговец слегка расслабился и продолжил допрос на тему, откуда я и куда и почему в России есть мусульмане. Наконец, он с трепетом достал из коробочки маленький Коран:

- Вот, смотри, настоящий. Только руками не прикасайся.

В итоге я купила Коран и пару четок. Священные книги продаются без наценок, поэтому торг неуместен.

Если хотите, чтобы к вам не приставали, прикидывайтесь европейцем или американцем. Перед ними тунисцы держат лицо и изо всех сил показывают, какие они культурные. А вот покупки лучше делать в «русском обличье», потому что «раша нон капиталист, раша бедный, держи скидка». Тунисцы и русские - братья навек.

Бонус!

А теперь обещанные правила торга, ради которых вы читали предыдущие 14 тыс. знаков печатного текста.

• Правило первое. Перед тем, как нырять в рынок, обойдите сувенирные магазины, чтобы прицениться: у торговцев тот же товар можно будет купить на 20-30% дешевле. Тунисцы, турки и египтяне, конечно, азартны, но не до той степени, чтобы отдавать товар за бесценок и за ваши красивые глаза.
  • Правило второе. Выбрав жертву (естественно, мужчину, потому что с женщинами торговаться бессмысленно), очаровательно улыбайтесь, чтобы у продавца не было ощущения, что вы гангстер, отнимающий у него все, что нажито непосильным трудом. Внимательно изучите вещь, в меру похвалите ее (если можете, найдите маленький изъян, якобы мешающий вам ее приобрести по предложенной цене), а потом назовите свою цену – в два раза меньше указанной.
  • Конечно, торговец возмутится, мол, это грабеж средь бела дня, идите ещё поищите такую хорошую вещь. И вы, разумеется, кладете это безумно хорошую вещь на место и якобы отправляетесь на поиски той, которая лучше. Но все движения совершаете плавно и неспешно, чтобы у продавца было время чуть сбросить стоимость. Если вам не хватает драйва и терпения, то можете доставать деньги. Но лучше ласково окиньте взором лавочку, назовите цену чуть выше той, которую вы озвучили в первый раз, и начните пятиться к выходу. Торговец поймет, что вы готовы с ним поиграть в «обмани меня, если сможешь» (традиционная игра при любой покупке), но сейчас вдруг уйдете, и он упустит такое развлечение, а до вечера ещё далеко, и вообще он пока ничего не продал.
  • Уходить вы должны настолько медленно, чтобы все вышеперечисленные мысли успели поместить в голове продавца. Тогда вам вслед он выкрикнет сумму пониже. «Нет, нет, спасибо!» - вы вежливо оглядываетесь и продолжаете отползать от его лавочки. Пусть он ещё покричит, поволнуется, что сейчас останется без такого ценного кадра с кошельком, как вы. Вас, конечно, тоже охватывает мандраж, что сейчас продавец потеряет к вам интерес. Может, вернуться, пока не поздно?
  • Чтобы рассчитать оптимальное расстояние от вас до лавочки, влияющее на падение цены, пригодится правило третье. Запомните, самая выгодная стоимость будет или на повороте, или на том месте, где вы вот-вот скроетесь с глаз долой. Если вы уже приняли решение о покупке, то не упускайте шанс! Бегом! Бегом возвращайтесь к лавочке, хватайте приглянувшийся сувенир, платите деньги и убегайте, пока продавец не осознал, что он проиграл и продешевил.
  • Но если вы уже успели исчезнуть за поворотом, а потом решили вернуться, лучше не делайте этого. Теперь вы не сможете купить товар даже по первоначальной цене. Торговец вцепится в него мертвой хваткой: как же, вы сразу не разглядели, не осознали, не прониклись и не купили. Не верите мне, проведите свой эксперимент.
  • И последнее правило. Получив однажды кайф от торга, вы научитесь добиваться скидок всегда и везде.

P.S. Когда я вернулась домой, то мне показалось, что отдых прошел неудачно. Но спустя несколько месяцев понимаю, что мне хочется вновь вернуться в Тунис.

Правила торга: метод Аксиньи (особенности поведения в Тунисе)

Благодарю всех сотрудников туроператора «Нева» за помощь, интересные истории, заботу и хороший отдых. Если кому-то кажется, что мой отзыв – это реклама, вам только кажется, креститесь.)))

Текст Аксиньи Дорониной. Перепечатка с письменного разрешения автора.