Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 1:53
.
Признание
пользователей

Тотьма — город солеваров и мореходов

Тотьма — Россия Август 2019
20 56

Этот рассказ — второй из нашей трилогии о городах «Северного речного пути», а первым был уже опубликованный рассказ про Вологду (Вологда — несостоявшаяся столица Ивана Грозного), где во введении объясняется, что такое этот речной путь (его маршрут воспроизведён на карте 1 ниже). Заключительным повествованием трилогии является рассказ о Великом Устюге, который можно почитать здесь: Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1

Итак, переходим к Тотьме.

2
Карта 1. Северный речной путь
Карта 1. Северный речной путь

Историческая справка

Тотьма — совсем небольшой город (сейчас — около 10 тыс. жителей), но с поразительно интересной историей и сохранивший значительную часть старинной застройки. Формально датой основания города считается 1137 год, когда в одной новгородской летописи упоминается «погост Тошма». Но это было другое поселение, ниже по течению Сухоны, и оно было разорено в результате набега казанских татар в 1539 г. Жители перебрались на высокий холм в месте впадения речки Песья Деньга («песчаная речка» в переводе со старославянского и угро-финского) в Сухону и построили там деревянную крепость, вокруг которой и возник со временем нынешний город. Ещё в 15-м веке в этих местах были обнаружены соляные источники, и добыча соли на многие годы стала одним из главных занятий местных жителей, а сам город назывался Соль Тотемская (по аналогии с другими местами добычи соли — Солью Вычегодской, Солью Камской и др.). На берегах небольших местных речушек были устроены варницы — предприятия по производству соли. 5–6% процентный соляной раствор бадьями поднимали из глубоких шахт на поверхность и затем выпаривали соль в огромных сковородках (цренах) над круглосуточно горящими печами. Добыча соли продолжалась в Тотьме вплоть до начала 19-го века, когда было начато её промышленное производство на озёрах Эльтон и Баскунчак на юге России, с которыми Тотьма уже не смогла конкурировать.

В 17-м веке Тотьме повезло ещё раз: она оказалась на Северном речном пути из Вологды в Архангельск, по которому осуществлялась вся внешняя торговля России в то время (см. введение к рассказу про Вологду). Каждый год через город проходило от 500 до 1000 судов, в нем возникли дворы русских и иностранных купцов, а также представительства иностранных торговых миссий. Торговля и соледобыча привели к процветанию Тотьмы, сделав её одним из наиболее богатых российских городов. Когда после падения Казанского ханства началось активное освоение Урала и Сибири, Тотьма снова не оказалась в стороне — через неё проходил торговый путь на восток по рекам Сухоне, Вычегде и далее волоком до Камы. Поэтому, когда в начале 18-го века Пётр I закрыл торговлю через Архангельск, тотемские купцы не растерялись и полностью переключились на освоение сибирского и дальневосточного направлений, добившись поистине феноменальных финансовых результатов.

С середины 18-го века начинается поистине фантастический период в истории Тотьмы, когда местные купцы приступили к организации и финансированию экспедиций на Дальний Восток, Аляску и Алеутские острова. Началось всё в 1747 году, когда купцы братья Холодиловы снарядили на Камчатке судно «Св. Иоанн» для плаванья к Командорским островам. Далее к организации промысловой деятельности присоединяются купцы Пановы, Черепановы и другие, которые в общей сложности снарядили около 20 экспедиций на Тихом океане. Целью всех этих экспедиций была добыча пушнины на Алеутских островах, и между делом — освоение новых территорий и открытие новых земель. Добывались шкурки калана («морской бобёр»), песца и чернобурой лисицы, которые в изобилии водились на этих островах. Русские первыми из европейцев туда добрались, и в течение примерно 30 лет хищнически истребляли местных пушных зверей, периодически вступая в кровопролитные конфликты с местными алеутами. Затем пушной промысел взяли под контроль российские власти (организовавшие впоследствии Русско-Американскую компанию), и частная инициатива в добыче пушнины была прикрыта. Тотьмичи, тем не менее, успели за это время очень хорошо заработать, вывезя порядка 20 процентов всей пушнины, добытой на Алеутских островах.

1
Тотьма — город солеваров и мореходов

Трудно сказать, в силу каких причин, но особенно преуспели тотемские купцы в добыче шкур чёрнобурой лисы. Часть островов Алеутской гряды, где этих лис ловили, даже назвали «Лисьими островами» (сейчас, естественно, Fox Islands). Именно поэтому лиса фигурирует на гербе Тотьмы (см. выше), утвержденном Екатериной II в 1785 году, якобы с комментарием, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Неудивительно поэтому, что в городе есть аж два памятника озолотившей его лисе: один на высоком берегу Сухоны (фото 1), а другой — в самом центре (фото 2). Кроме того, в центре Тотьмы в 2005 г. установили также памятник российским мореходам и землепроходцам (фото 3). Он представляет собой ладью, на парусе которой заметны очертания тотемских храмов.

6
Фото 1. Памятник чернобурой лисе на берегу Сухоны в Тотьме
Фото 1. Памятник чернобурой лисе на берегу Сухоны в Тотьме
2
Фото 2. Памятник чернобурой лисе в центре Тотьмы
Фото 2. Памятник чернобурой лисе в центре Тотьмы
6
Фото 3. Памятник российским мореходам и землепроходцам
Фото 3. Памятник российским мореходам и землепроходцам

Тотемское барокко

Визитная карточка Тотьмы — это устремлённые в небо высокие церкви, которые богато декорированы особым узором, называемым картушами. Этот стиль впоследствии назвали «тотемским барокко», и он практически не встречается за пределами Тотьмы. Все эти храмы построены местными купцами во второй половине 18-го века на средства, вырученные от продажи дальневосточной пушнины. Между тотемскими купцами развернулась своеобразная конкуренция на предмет постройки самой красивой церкви, в результате которой к концу 18-го века в городе с населением 3,3 тыс. жителей было 19(!) приходских церквей. До настоящего времени дожили лишь четыре храма данного типа, и все они очень хороши.
Архитектурно церкви в стиле тотемского барокко являются двухэтажными (с зимним и летним храмами) в одном комплексе с трапезной и колокольней. Они небольшие по площади, но очень высокие, словно плывущие корабли с мачтами. Обычно их строили в два этапа с разрывом в несколько десятков лет: вначале нижняя тёплая церковь, а затем летняя верхняя церковь и колокольня. Скорее всего, выручки от одной экспедиции за лисами было недостаточно для постройки всей церкви, и приходилось ждать следующей партии пушных доходов для завершения строительства.
Однако наиболее характерной чертой этих церквей является внешний декор в виде картушей — выложенных кирпичами (выступающими на 1/3 из стены) замысловатых узоров в форме трилистников, звёзд, раковин и крестов. Именно в картушах проявляется барочность тотемских храмов, когда всевозможные узоры и завитушки, характерные для этого стиля, выносятся на внешние стены церковных зданий.
Шедевром тотемского барокко является церковь Входа Господня в Иерусалим, построенная на средства купцов братьев Пановых с 1774 по 1794 гг. (фото 4–6). Одна из последних церквей в данном стиле, она воплотила все его самые лучшие черты: устремлённость вверх («тотемский корабль»), лёгкость и изысканный декор из 6 видов картушей. На 1-м этаже церкви в 2019 году находился музей мореходов (а в советские времена — винзавод), 2-й этаж возвращен верующим. С колокольни храма открывается прекрасный вид на центр города (фото 7).

11
Фото 4. Входоиерусалимская церковь, 1774-1794 гг.
Фото 4. Входоиерусалимская церковь, 1774-1794 гг.
10
Фото 5. Входоиерусалимская церковь, вид на колокольню
Фото 5. Входоиерусалимская церковь, вид на колокольню
5
Фото 6. Картуши Входоиерусалимской церкви
Фото 6. Картуши Входоиерусалимской церкви

Церковь Рождества Христова (фото 7–10) находится неподалёку от Входоиерусалимской церкви. Её строили на средства купца Алексея Нератова в два этапа: нижний тёплый храм возведён в 1746—1748 гг., а холодная верхняя церковь надстроена в 1786—1793 гг. В 1790 году отдельно от храма была выстроена его колокольня, которая не сохранилась. В барочном стиле оформлена и украшена картушами верхняя церковь, которая напоминает устремившуюся в небо большую свечу. В 1995 г. церковь была возвращена верующим, в ней проводятся службы. В нижнем храме находятся мощи Феодосия Тотемского, основателя Спасо-Суморина монастыря (подробнее об этом будет рассказано позже).

5
Фото 7. Вид с колокольни Входоиерусалимской церкви на центр Тотьмы. По центру - Рождественская церковь
Фото 7. Вид с колокольни Входоиерусалимской церкви на центр Тотьмы. По центру - Рождественская церковь
10
Фото 8. Церковь Рождества Христова, 1746-1793. На заднем плане - Входоиерусалимская церковь. На месте деревянного креста (внизу слева) когда-то находилась колокольня.
Фото 8. Церковь Рождества Христова, 1746-1793. На заднем плане - Входоиерусалимская церковь. На месте деревянного креста (внизу слева) когда-то находилась колокольня.
4
Фото 9. Рождественская церковь крупным планом
Фото 9. Рождественская церковь крупным планом
1
Фото 10. Картуши Рождественской церкви
Фото 10. Картуши Рождественской церкви

Церковь Троицы в Зеленской слободе (фото 11–13) стоит на высоком берегу Сухоны. Строили её на средства купцов братьев Черепановых в два приёма: 1768—1772 гг. — тёплый нижний храм, 1780—1788 гг. — верхний летний храм. Над притвором (ближайшая часть церкви на фото 12) раньше находилась колокольня, которая не сохранилась. Церковь очень хорошо смотрится со стороны реки (фото 11).

10
Фото 11. Церковь Троицы в Зеленской слободе. Вид с реки
Фото 11. Церковь Троицы в Зеленской слободе. Вид с реки
6
Фото 12. Церковь Троицы в Зеленской слободе, 1746-1793 гг.
Фото 12. Церковь Троицы в Зеленской слободе, 1746-1793 гг.
2
Фото 13. Картуши Троицкой церкви
Фото 13. Картуши Троицкой церкви

Последняя из сохранившихся церквей в стиле тотемского барокко находится в 2 км от центра города в деревне Варницы, которая теперь стала частью Тотьмы, а раньше была местом солеварения (что подчёркивает её название). Это Церковь Воскресения Христова (фото 14–16), которая была построена в два этапа: 1743–1750 и 1772—1775 гг. Имя спонсора, финансировавшего постройку храма, не сохранилось, но скорее всего это был купец-солевар, а не мореход, как в случае других барочных церквей Тотьмы. Храм стоит на холме и очень хорошо смотрится издалека. К сожалению, в 2019 г. церковь была ещё не отреставрирована после разорения в советские времена, в частности, отсутствовал верх колокольни. Однако открытость кирпичных стен позволяла хорошо увидеть, что картуши являются частью кладки, а не накладным декором (фото 16).

9
Фото 14. Церковь Воскресения Христова в Варницах, 1743-1775 гг.
Фото 14. Церковь Воскресения Христова в Варницах, 1743-1775 гг.
10
Фото 15. Церковь Воскресения Христова в Варницах
Фото 15. Церковь Воскресения Христова в Варницах
2
Фото 16. Картуши Воскресенской церкви
Фото 16. Картуши Воскресенской церкви

На высоком берегу Сухоны находится ещё один интересный храмовый комплекс: Успенская церковь с колокольней. По замыслу, это должен был быть ещё один образец тотемского барокко, однако у церкви в 1800—1808 гг. построили только нижнюю часть, а вместо верхней водрузили сферический купол в классическом стиле. Получилось низко и тяжеловесно, совсем не в стиле устремлённых в небо тотемских церквей 18-го века. Зато колокольня (фото 17) удалась: снизу барочная, с множеством картушей, сверху классическая, она выглядит парадно и величаво и особенно хорошо смотрится с реки (фото 18). Внутри Успенского храма сейчас находится музей церковной старины, с очень интересной коллекцией моделей русских деревянных церквей, в частности (фото 19).

4
Фото 17. Колокольня, 1790-1808 гг.
Фото 17. Колокольня, 1790-1808 гг.
8
Фото 18. Успенская церковь и колокольня - вид с реки
Фото 18. Успенская церковь и колокольня - вид с реки

4
Фото 19. Музей церковной старины в Успенской церкви
Фото 19. Музей церковной старины в Успенской церкви

Река Сухона

Со смотровой площадки 50-ти метровой колокольни открывается прекрасный вид на Сухону (фото 20). Когда-то эта река была судоходной, и в Тотьме было четыре пристани, а на набережной — обустроенный бульвар с булыжной мостовой и беседками. До постройки автомобильной дороги из Вологды в 1960-е годы река вообще была единственной ниточкой, соединявшей Тотьму с внешним миром. Сейчас Сухона не используется как транспортная артерия, поскольку летом она сильно мелеет и становится непригодной для навигации. Судоходство на Сухоне всегда было сложным, и проводка судов требовала больших усилий. Но раньше реке не было альтернативы, а сейчас, очевидно, дешевле и проще перевозить грузы и пассажиров по автомобильной дороге между Вологдой и Великим Устюгом, которая идёт параллельно руслу реки. Поэтому даже весной, в период половодья, навигационные возможности Сухоны не используются. Единственное плавсредство, которое мы обнаружили в Тотьме, было маленьким экскурсионным катером (фото 21). Мы прокатились на нём и не пожалели — с реки открываются красивые виды на город (фото 22–23).

7
Фото 20. Вид на Сухону с колокольни Успенской церкви
Фото 20. Вид на Сухону с колокольни Успенской церкви
3
Фото 21. Река Сухона с единственным плавсредством в городе - экскурсионным катером
Фото 21. Река Сухона с единственным плавсредством в городе - экскурсионным катером
11
Фото 22. Вид с катера
Фото 22. Вид с катера
11
Фото 23. Закат на Сухоне
Фото 23. Закат на Сухоне

Гражданские постройки

Особый дом-музей в Тотьме посвящен её уроженцу Ивану Александровичу Кускову (1765–1823), который более 30 лет провёл на Аляске, участвуя в русской колонизации этого края (фото 24). В возрасте 22 лет он, скрываясь от долгов, покинул Тотьму и добрался до Иркутска. Там он поступил на службу к А. А. Баранову, будущему руководителю Российско-Американской компании, получившей от императора Павла I мандат на монопольную торговлю и освоение новых российских земель на американском континенте. Кусков был правой рукой Баранова и в его отсутствие фактически управлял новой роcсийской территорией, в том числе из её столицы на Аляске — поселения Новоархангельск (ныне Ситка). Больше всего Кусков прославился основанием в Калифорнии русской крепости Росс в 1812 г., комендантом которой он был 9 лет. Форт-Росс (современное американское название) сохранился до сих пор и находится на берегу Тихого океана в 80 км к северу от Сан-Франциско. Фактически Форт-Росс был мощным сельскохозяйственным предприятием, в чью задачу входило снабжение продовольствием русских колонистов и добытчиков пушнины. В 1821 году Кусков вышел в отставку и вернулся в Тотьму, где вскоре умер. Дом, где он провел последний год своей жизни вместе с привезённой из Америки женой, представляет собой просто большую избу. Похоже, что в отличие от других тотемских купцов, ему не удалось разбогатеть за все долгие годы службы в Америке.

2
Фото 24. Дом-музей И.А.Кускова и памятник ему же
Фото 24. Дом-музей И.А.Кускова и памятник ему же

В Тотьме мало хорошо сохранившихся памятников гражданской архитектуры, но на некоторые купеческие особняки можно обратить внимание. Прежде всего, это усадьба купца Фёдора Холодилова (фото 25), первого из тотьмичан, начавшего организовывать экспедиции за пушниной на Аляску. Когда-то это был самый роскошный купеческий особняк города, построенный в наиболее престижном месте — на набережной Сухоны. В 19-м веке его перестроили в стиле зрелого классицизма. Теперь нет набережной, а в доме давно располагается тотемская милиция и КПЗ, что не очень способствует его презентабельности. Но следы былого величия по-прежнему присутствуют.

2
Фото 25. Усадьба купца Фёдора Холодилова (1761 г.) - самое старое из сохранившихся гражданских зданий Тотьмы
Фото 25. Усадьба купца Фёдора Холодилова (1761 г.) - самое старое из сохранившихся гражданских зданий Тотьмы

В самом центре города, на торговой площади, стоит особняк купцов Пановых, строителей Входоиерусалимской церкви (фото 26). В 19-м веке здесь находилась городская управа. На здании чудом сохранились барочные украшения (наличники 2-го этажа), но в целом оно производит ощущение запущенности.
Из сохранившихся деревянных построек можно выделить дом купца Кузнецова с его живописным балконом над входом и богатой деревянной резьбой (фото 27). Дом — жилой, поэтому цветничок на балконе и в целом неплохое состояние дома есть результат заботы о нём его обитателей. Два других деревянных дома, о которых можно упомянуть, также принадлежали купцам (фото 28 и 29).

1
Фото 26. Дом купцов Пановых (середина 18-го века)
Фото 26. Дом купцов Пановых (середина 18-го века)
9
Фото 27. Дом купца Кузнецова (19-й век)
Фото 27. Дом купца Кузнецова (19-й век)
7
Фото 28. Дом купца Белова (начало 20-го века, арт-деко)
Фото 28. Дом купца Белова (начало 20-го века, арт-деко)
5
Фото 29. Доходный дом купчихи Климовой (19-й век) - изумительная резьба по дереву.
Фото 29. Доходный дом купчихи Климовой (19-й век) - изумительная резьба по дереву.

Спасо-Суморин монастырь

В середине 16-го века солеварение в Тотьме контролировалось вологодским Спасо-Прилуцким монастырём (Вологда, часть 2. Спасо-Прилуцкий монастырь), и один из его монахов, Феодосий Суморин, был откомандирован в Тотьму для надзора за производством. Оглядевшись на месте, он решил учредить в 1554 г. монастырь прямо в Усолье Тотемском и спросил на то разрешения у самого царя. Назвали монастырь Спасо-Суморин в честь главного храма и фамилии основателя. Со временем под контроль этого монастыря перешла значительная часть тотемской соледобычи, что свидетельствует о недюжинных деловых качествах его основателя. Впоследствии Феодосий был канонизирован Русской церковью под именем Феодосия Тотемского, а его мощи (чудом сохранившиеся при Советской власти) находятся сейчас в Рождественской церкви Тотьмы. Известно, что монастырь трижды посещал Пётр I.
Монастырь был отстроен в камне в течение 19-го века и имел два больших собора, самую высокую в городе колокольню (порядка 80 м), а также большие настоятельские и братские корпуса. К сожалению, сохранилось от всего этого очень мало — см. фото 30 и 31 с дореволюционным и нынешним видом монастыря.

1
Фото 30. Спасо-Суморин монастырь в начале 20-го века
Фото 30. Спасо-Суморин монастырь в начале 20-го века
4
Фото 31. Современный вид монастыря
Фото 31. Современный вид монастыря

Колокольня была в 1950-е годы разобрана на кирпичи, а самый древний Спасо-Преображенский собор пребывал в середине 2019 г. в руинированном состоянии (фото 32). Правда, закончилась наружная реставрация Воскресенского собора (фото 33), возведённого в 1796—1825 гг. по проекту Василия Казакова, сына известного московского архитектора Матвея Казакова. Внутри Воскресенского собора частично сохранились фрески вологодского художника 19-го века П. С. Тюрина, представляющие художественную ценность (фото 34).
В Спасо-Суморином монастыре был похоронен И. А. Кусков, но захоронение не сохранилось и сейчас «воссоздано» в достаточно условном месте (фото 35).

3
Фото 32. Спасо-Преображенский собор, 17-й век, перестороен в псевдорусском стиле в 19-м веке.
Фото 32. Спасо-Преображенский собор, 17-й век, перестороен в псевдорусском стиле в 19-м веке.
5
Фото 33. Воскресенский собор, 1796-1825 гг., классицизм. Архитектор - В.Казаков
Фото 33. Воскресенский собор, 1796-1825 гг., классицизм. Архитектор - В.Казаков
4
Фото 34. Интерьер Воскресенского собора. Источник: Cultinfo.ru
Фото 34. Интерьер Воскресенского собора. Источник: Cultinfo.ru
1
Фото 35. Реконструированное захоронение И.А.Кускова. Источник: Temples.ru
Фото 35. Реконструированное захоронение И.А.Кускова. Источник: Temples.ru

Несмотря на в целом прискорбное состояние монастыря, туда всё же стоит заглянуть для того, чтобы посетить музей под названием «Открытое хранение фондов». Там находятся (в большом количестве) многочисленные предметы быта северных крестьян: берестяные короба, прялки, трепала, швейки, лукошки и т. п. (фото 36–40). Всё это можно рассмотреть и подержать в руках, а также попытаться понять, как те или иные предметы использовались. Ужасно интересно и взрослым, и тем более детям.

5
Фото 36. Музей Открытое хранение фондов: прялки
Фото 36. Музей "Открытое хранение фондов": прялки
4
Фото 37. Музей Открытое хранение фондов: кузова, лукошки
Фото 37. Музей "Открытое хранение фондов": кузова, лукошки
2
Фото 38. Музей Открытое хранение фондов: швейки (для ручного шитья), рубеля (вариант стиральной доски)
Фото 38. Музей "Открытое хранение фондов": швейки (для ручного шитья), рубеля (вариант стиральной доски)

2
Фото 39. Музей Открытое хранение фондов: трепала (трепать лён). На табличке снизу - стихотворение:
Сделай, миленький, трепало,
Чтобы сердце припадало.
В середине вырежь круг - 
Настоящий будешь друг.
Фото 39. Музей "Открытое хранение фондов": трепала (трепать лён). На табличке снизу - стихотворение: Сделай, миленький, трепало, Чтобы сердце припадало. В середине вырежь круг - Настоящий будешь друг.
2
Фото 40. Музей Открытое хранение фондов: сымало. Что же им сымали, по-вашему?
Фото 40. Музей "Открытое хранение фондов": сымало. Что же им сымали, по-вашему?

Мы ходили в монастырь пешком (порядка 2 км от центра города) и по дороге нам попалась деревянная мостовая (фото 41). Когда-то это было очень рапространено в северных поселениях, но сейчас выглядит как некая диковинка.

4
Фото 41. Деревянная мостовая в Тотьме
Фото 41. Деревянная мостовая в Тотьме

Сейчас Тотьма позиционирует себя как город музеев (фото 42), каковых имеется 6. Мы побывали в 5 из них и больше всего понравились «Открытые фонды». Любопытны два мореходных музея (во Входоиерусалимской церкви и доме Кускова), основной краеведческий музей умеренно интересен, но похоже, мало изменился с советских времён. Нам Тотьма показалась интересной прежде всего своими «храмами-кораблями» и очень необычной историей.

6
Фото 42. Тотьма - город музеев
Фото 42. Тотьма - город музеев

Необходимо отдать должное молодому руководству города, которое активно развивает туризм и пытается тем самым заработать средства для восстановления культурных памятников. Маркетинг Тотьмы можно признать, безусловно, удачным, что позволило привлечь благотворительные фонды к обустройству города (фото 43). Например, в рамках проекта«Культурный Q-ARTал» осуществляется благоустройство территории вокруг Успенской колокольни и музея церковной старины. В частности, устанавливаются информационные стенды про Тотьму (фото 44), а также любопытные арт-объекты (лисичка на фото 42).
В дальнейшем руководство города предполагает воссоздать набережную и переместить мореходный музей в усадьбу Холодилова, что позволит существенно облагородить этот некогда престижный район.

1
Фото 43. Так выглядят названия улиц в Тотьме
Фото 43. Так выглядят названия улиц в Тотьме
2
Фото 44. Информационный стенд проекта Культурный Q-ARTал
Фото 44. Информационный стенд проекта "Культурный Q-ARTал"

Заключительный рассказ трилогии про "Северный речной путь" в двух частях:

Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть1

и Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 2

 

Рассказ про Тотьму является точным воспроизведением фото-отчета с нашего вэб-сайта: Totma (altravelstories.org)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии