Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 0:39
Попробую разгонять мглу на холмах Грузии ))

Бёхово, Таруса — Россия Сентябрь 2020

Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит… В. Д. Поленов

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком.

Когда-то, пытаясь разобраться в понятии «ноосфера», в частности, в теории академика В. И. Вернадского, я натолкнулся на такую трактовку: «ноосфера» — сфера взаимодействия «общества» и «природы». Еще интересней звучит версия, что это единство «природы» и «культуры». Если принять концепцию, что «ноосфера» существует и формируется, то Поленов внес неоценимый вклад в ее развитие, создав свой микромир, которым мы восхищаемся в настоящее время.

Поленово — это тот нечастый случай, когда деятельность человека не погубила и не испортила природу, а дополнила, облагородила и украсила, ненавязчиво вписавшись в нее, соединившись с ней в одно целое. В усадьбе смогли не только бережно сохранить удивительную красоту окрестных среднерусских пейзажей, но и улучшить их, соединив их в уникальном сочетании естественно-природной и историко-культурной среды.

Аббатство

В нашем сентябрьском трехдневном автопутешествии после посещения Тарусы по плану стояло Поленово. Надо сказать, что Поленово находится ниже Тарусы по течению Оки всего на пяток километров, но на противоположном берегу. Чтобы добраться, мы проделали путь под 80 километров через Серпухов, где находится мост через реку — ближе мостов нет. Конечно, был вариант остаться еще на день в Тарусе и сплавать в Поленово на кораблике, но нас это не устроило. Кораблик отправляется из Тарусы один раз в день — в 12 дня и возвращается в 15 часов. Ясно, что за такое малое время мы вряд ли бы успели насладиться усадьбой, ведь в планах было посещение экспозиций музея, изучение парка и прогулка по берегу Оки до села Бехово, около трех километров в одну сторону. Жизнь показала, что наше решение было абсолютно правильным, Поленово так очаровало и увлекло, что и дня показалось мало.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Добираться до Поленово, которое находится в Тульской области на южном берегу Оки, из Москвы общественным транспортом не слишком удобно — более 2 часов электричкой до станции Тарусская, далее автобусом, который ходит редко, до усадьбы. Несмотря на это, Поленово — очень туристическое место, посетители приезжают на машинах и экскурсионных автобусах, особенно много их в выходные дни. Надо отметить важный момент — посещение основной экспозиции музея и выставок на территории усадьбы производится строго по сеансам. В пятницу мы не успели посетить выставку, посвященную сестре Поленова — Елене Дмитриевне, а в субботу в кассы с утра уже стояла большая очередь, люди приехали за два часа до открытия и купить билет было нереально…

Как о популярном месте, участники сайта неоднократно в своих материалах писали о Поленово, но автор, после некоторых сомнений, все-таки решил положить в общую копилку раскрытия темы свои 5 копеек…

Дорога от входа к административному корпусу

Увидев однажды совершенно уникальные красоты на Оке, Поленов попал под обаяние этих мест. Он стал мечтать о постройке дома. Писал жене, Наталье Васильевне Якунчиковой, своему единомышленнику и помощнику — «в доме будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет». В целях поиска места для осуществления своей мечты художник на пароходе плавал по Оке со своим учеником Константином Коровиным. Особенно ему приглянулись места около Тарусы и Бехова. В результате покупки старого помещичьего имения и сделок по обмену землями с местными крестьянами, Поленов смог реализовать задуманное на высоком песчаном холме над Окой, носившего название Борок.

Так как архитектура была его давнишней страстью, он взял в свои руки проектирование и руководство строительством. Планировался дом, где удобно будет жить и заниматься творчеством, который станет родным для многочисленных друзей и учеников и, что изначально предполагалось, музеем для их работ. На пустынном пригорке, на котором не было даже деревьев, он стал создавать ту реальность, которую видел в своем воображении.

Большой дом

Одновременно с возведением трёхэтажного дома разбивался парк. На песчаной почве было решено сажать сосны, которыми мы сейчас любуемся, проходя аллеями парка — большие деревья, многие из них причудливой формы, чем-то напоминающие «танцующий лес» на Куршской косе или на Соловках, только гораздо более крупные.

В строениях усадьбы видны черты западноевропейской средневековой архитектуры, которую художник полюбил в своих творческих поездках. Она напоминает обычные русские усадьбы только местом расположения — на холме над рекой с красивыми видами на окрестности, но совершенно непохожа на них архитектурным стилем. Архитекторы называют это «стилем различных эпох» или «поленовским стилем». Административный корпус, где располагаются, в том числе, кассы музея и кафе, является современным зданием, но спроектирован в том же «поленовском стиле», что и историческая застройка.

Большой дом в усадьбе воздвигли быстро, строили чуть более года с августа 1891 по октябрь 1892 года. Дату 2 октября 1892 года, когда семья художника поселилась в новом, с запахом смолы, Большом доме, принято считать днём создания музея.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Красивая аллея ведет мимо хозяйственных построек усадьбы, таких как конюшня, коровник, сенной сарай, каретный сарай, курятник и другие. Все они сооружены в едином стиле.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Перед Большим домом находится памятный камень с надписью об остановке в этих местах врага в 1941 году. На территории усадьбы немцы не были, а вот до другого, северного берега Оки, дошли. Напрямую усадьба от обстрелов не пострадала, но часть экспонатов (музейной посуды) была разбита при подготовке к спешной эвакуации.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Правее Большого дома располагается изысканное небольшое здание Аббатства, построенное в 1904 году. Оно служило мастерской и местом отдыха в летний период. А с некоторых ракурсов домик приобретает сказочный вид.

Аббатство

Хотя был конец сентября, стояла удивительно теплая, солнечная погода. На клумбах усадьбы цвели цветы, а над ними бродили чем-то увлеченные личности с чудо-фототехникой космического вида. Объективы то далеко выдвигались, то прятались внутрь корпуса фотоаппарата, постоянно выцеливая добычу и тихо пощелкивая.

Аббатство

Понял, что это профи-фотографы делают сотни кадров флоры и фауны, чтобы потом выбрать из них пару лучших. И мне тоже захотелось попробовать, ну что я, чубайс рыжий, что ли? Я нагло вытащил из кармана свой простенький смартфон и с независимым видом пристроился с края… Увлеченные профи снисходительно сделали вид, что меня не заметили, а фауна дружно рассмеялась и перелетела ко мне поближе, посмотреть на «чайника» и попозировать…

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Догадываюсь, что некоторые строгие участники сайта, увидев эти фото, скажут — и ты, Брут, продался большевикам цветочникам (цам). Куда тебе, папаша, в цветочки?!… Возражу — каждый имеет право на эксперимент. На фоне цветов в кадр были «пойманы» бабочки-букашечки-козявочки. Другие участники сайта фотографируют львов и жирафов, обезьян и медведей, на худой конец — птиц Чукотки. Может быть и автор нашел свое зверье?…))

Подошло время нашего сеанса и мы отправились на экскурсию в Большой дом.

Большой дом

Фотографировать там разрешалось за дополнительную плату, но удачные фото сделать было сложно, так как перед экспонатами постоянно толпились любопытствующие туристы, много фотографий пришлось выбраковать из-за попавших в кадр их голов и ушей… Экскурсия в Большом доме проводилась по шести комнатам, каждая из которых имеет свое название. Все экспонаты в экспозиции подлинные, из усадьбы, что для российских усадебных музеев большая редкость, ведь часто их собирают с миру по нитке. Художник собрал в своем доме много картин, а также коллекцию древностей, резную мебель и народную игрушку из разных уголков России. Очень красива расписанная керамическая посуда, есть и такие оригинальные экспонаты, как бокал, принадлежавший Наполеону, и солонка, которой пользовался Державин.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Петербурге в дворянской семье. Отец — Дмитрий Васильевич Поленов был дипломатом, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать — Мария Алексеевна Поленова урожденная Воейкова, внучка архитектора Н. А. Львова, была детской писательницей и талантливой художницей. Гены у художника были хорошие, и семейное воспитание помогло состояться в профессии и жизни. Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Художник вспоминал, как в детстве, получив в подарок красок, чувствовал себя самым счастливым человеком. Двое из пятерых детей в семье — Василий Дмитриевич и его младшая сестра Елена стали художниками.

Портретная

Осенью 1871 года В. Д. Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии. В середине 70-х годов картинами «Московский дворик», «Бабушкин сад», и другими он дал жизнь лирическому пейзажу, новому направлению в русской живописи.

Илья Репин Портрет Поленова 1877 год
Илья Репин "Портрет Поленова" 1877 год

Создал большой цикл картин из жизни Христа, написав более пятидесяти картин на евангельские сюжеты, для чего совершил путешествие по странам Ближнего Востока. После путешествия по Израилю могу подтвердить, что библейские места на картинах легко узнаваемы)).

В Библиотеке, самой большой комнате в доме, которая задумывалась как картинная галерея, размещены работы друзей-художников и учеников — И. Е. Репина, В. М. Васнецова, Н. Д. Ярошенко, В. Е. Маковского, С. А. Коровина и других. Часть работ была Поленову подарена, часть он выкупал у своих учеников, поддерживая их таким образом финансово. Поленов был прекрасным педагогом, двенадцать лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных живописцев, в том числе Исаака Левитана и Константина Коровина.

Библиотека

В Библиотеке находится камин, выполненный в готическом стиле. На каминной полке выставлены изделия из керамики, в том числе работы Врубеля, которые располагаются по краям — «Голова египтянки» и ваза. В Библиотеке отмечали праздники, играли домашние спектакли, устраивали литературные и музыкальные вечера.

Камин

Столовая оформлена в стиле музея народного творчества. Здесь собраны разные предметы — от глиняных игрушек до расписанной вручную керамики. Есть тарелка «Камыши» работы Саввы Мамонтова, есть тарелка «В оранжерее» работы Константина Коровина. Очень хороша серия тарелок под общим названием «Времена года», которая была удостоена императорской серебряной медали, расписанная сестрой художника — Еленой Дмитриевной. Интересны керамические подсвечники в виде животных, сделанные на Мамонтовском гончарном заводе и коллекция пивных кружек из Баварии.

Столовая

Деревянная скамейка завоевала Гран-при на всемирной выставке народных изделий в Париже.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Из окон дома открываются прекрасные перспективные виды, в них можно смотреть как на живые картины в оконных рамах.

Художник обладал разносторонними талантами, например, сочинял оперы и романсы, хотя специального музыкального образования у него не было. В своей усадьбе он не только занимался творчеством, но и хозяйственными делами — от посадки деревьев до сооружения дамбы. Во время жизни в усадьбе Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Умер Поленов 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет, последние 15 он почти безвыездно жил в своей усадьбе.

В Мастерской — просторной комнате на втором этаже дома, экспонируется первый вариант картины «Христос и грешница», написанный углем и этюды к ней.

Мастерская. Василий Поленов. Христос и грешница 1885 год
Мастерская. Василий Поленов. "Христос и грешница" 1885 год

Картина написана на известный евангельский сюжет — «Кто из вас без греха, пусть первый бросит на нее камень…». В Мастерской можно увидеть часть костюмов для позирования, которые жена Поленова, Наталья Васильевна, в целях соблюдения достоверности, шила в соответствии с историческими описаниями. Для образа Христа художнику позировали его ученики — Левитан и Коровин.

Василий Поленов - Христос 1886 год

В Пейзажной находятся работы разных периодов творчества живописца, в том числе знаменитые картины «Золотая осень» и «Осень в Абрамцеве» — жемчужины русского пейзажа.

Василий Поленов Осень в Абрамцеве 1890 год
Василий Поленов "Осень в Абрамцеве" 1890 год

Поленов был одним из первых, кто стал писать пейзажи на открытом воздухе — то, что сегодня принято называть пленэром. Он очень любил красоту осенней природы, на картинах изображен именно этот период. Его картины в этом жанре похожи на поэтические произведения, я бы сказал — оды, воспевающие красоту природы. Картина «Осень в Абрамцеве» стала одним из первых поленовских шедевров в духе пейзажа большого стиля.

Василий Поленов. Золотая осень 1893 год
Василий Поленов. "Золотая осень" 1893 год

На картине изображен вид на Оку около усадьбы «Борок» в сентябре месяце. Мы посетили усадьбу тоже в сентябре и в полной мере оценили места, вдохновлявшие живописца. В наше время по картине «Золотая осень» школьники пишут сочинения.

Следующим объектом ознакомления стал дом под названием Адмиралтейство. В Адмиралтействе экспонировались работы современных художников.

При Поленове в здании хранились лодки, на которых семья и гости художника плавали по Оке. У каждого из детей в семье была собственная лодка, также была большая лодка, на которой плавали коллективно, а Василий Дмитриевич был строгим капитаном. С раннего детства в семье приучали грести и управляться с парусами. Сто лет назад здание Адмиралтейства было гораздо ближе к берегу реки, а сейчас до воды не менее 150 метров. К сожалению, река сильно обмелела с тех времен, нам это негативное явление подтвердили сотрудники музея.

В Адмиралтействе в постоянном режиме по сеансам проводятся представления светового театра-диорамы «Путешествие вокруг света».

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Художник, которому было уже 74 года, сделал ее для крестьян и деревенской детворы. Идея была в том, чтобы показывать со сцены подсвеченные картины, иллюстрируя ими историю кругосветного путешествия по неведомым странам и городам с возвращением домой к рождественской елке. Конечно, такое представление носило не только развлекательный, но и просветительский характер. Для создания картин Поленов использовал свои ранние этюды, привезенные из многочисленных путешествий.

Адмиралтейство

Он разработал и изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам ездил по деревням, показывая свое представление. Есть воспоминания о том, как 80-летний художник, надевая зимой на больные распухшие ноги валенки с разрезанными голенищами, собирался в путь и искренне радовался, что сможет порадовать ребятню в непростое послереволюционное время. Мы с удовольствием посмотрели представление, которое сопровождается почти тем же рассказом, что придумал Поленов.

Музею очень повезло, что его значение понимала революционная власть. В мае 1918 года нарком Луначарский выдал усадьбе охранную грамоту — она стала одной из первых в стране, взятой под охрану государством. Ее миновала национализация и конфискация, а в 1924 году усадьба была предоставлена Поленову и его семье в пожизненное пользование. В 1926 году ему было присвоено звание народного художника под номером два. Василий Дмитриевич перед смертью просил семью не отдавать музей в чужие руки. Удивительное дело, но так и произошло — потомки художника до сих пор успешно руководят его наследием, хотя далеко не всегда их деятельность проходила гладко. Уже 120 лет семья Поленовых трудится в своем фамильном гнезде.

Первым директором музея стал сын художника — Дмитрий, который в 1937 году был репрессирован и получил с женой по 10 лет лагерей. После их ареста чуть не ликвидировали и сам музей, но обошлось, инициатора ликвидации самого быстро арестовали… До возвращения их в 1945 году за музей боролись дочери Поленова. В 1939 году вышло Постановление СНК РСФСР «О принятии в дар государству от наследниц народного художника В. Д. Поленова художественных ценностей», после чего музей стал работать как государственное учреждение.

Вторым директором музея стал внук художника Федор Дмитриевич, а третьим — его жена Наталья Николаевна Грамолина, очень талантливый организатор музейного дела. Сейчас музеем-заповедником руководит правнучка художника Наталья Федоровна Поленова. Родители доверяли ей вести некоторые экскурсии по музею с 7 лет. У Поленова достойные потомки, во многом благодаря их нелегкому труду музей-заповедник успешно развивается.

Большой дом

В мае 1990 года музей был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова с отводом 870 гектаров земли в заповедную зону в Тульской области и 520 гектаров — в Калужской области. Границы заповедника связаны с географией живописных произведений художника. И сейчас одно из основных направлений деятельности музея — создание уникального национального парка-заповедника среднерусского пейзажа в верхнем течении реки Оки. Уверен, что это абсолютный правильный вектор развития. Территория музея-заповедника тянется на значительное расстояние вдоль Оки, охраняется, на ней запрещена посторонняя застройка и хозяйственная деятельность. Эти достижения — результат трудов потомков художника.

Греческий театр

Около Греческого театра вовсю цвела развесистая клюква капуста.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Вот такой позитивный и жизнеутверждающий указатель установлен на выходе с территории музея в сторону берега Оки.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Вообще, идеально, когда объект культуры находится в красивом парке на берегу живописного водоема — просто «три в одном»! А вот такие предупреждающие таблички присутствуют на территории усадьбы.

Большой опыт автора в тихой грибной охоте в лесах средней полосы позволяет сделать уверенное предположение, что на таких песчаных почвах «злую гадюку» встретить практически невозможно, они в основном обитают в болотистых торфяниках. Видимо, это тонкий ход администрации в целях сохранения травяного покрова от вытаптывания. Наверное, банально-запретительное — «По газонам не ходить!» слабо действуют на потенциальных нарушителей…

На окраине территории усадьбы наткнулись на живописный прудик в китайском стиле с цветущими лотосами и цветными рыбками.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Далее, в тихом лесном месте находится здание, которое носит название «Город мастеров». В нем расположены мастерские, художественные студии, зал, в котором проводятся концерты, спектакли и конференции. Здесь работают художники, которые приезжают на пленэр и студенты художественных вузов.

Город мастеров

По берегу реки мы шли пешком в сторону села Бехово. У Оки было чудесно — тихо, но достаточно быстро несла свои воды река, на мелководье водный хищник, окунь или жерех, гонял рыбную молодь, которая в ужасе бурливо вспарывала воду серебряной стайкой у самого берега, гудели стрекозы, будто это был не конец сентября, а середина лета.

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

И только желто-красный цвет листвы по речным берегам выдавал истинное время года — осень притаилась, разнежилась на солнышке, подобрела и тихо задремала…

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

По дороге в Бехово на берегу встречалось много рыбаков, которые потом вереницей тащили свои ящики и снасти в горку, на которой располагается село…

Село Бехово располагается на высоком холме над Окой, откуда прекрасные виды на окрестности, в нескольких километрах от самой усадьбы. В селе находится Церковь Святой Троицы, строительство которой также осуществил Поленов, откликнувшийся на просьбу местных крестьян. Он видел в церкви одновременно дом молитвы и храм искусства, так его и проектировал.

Освящена была церковь в 1907 году, будучи очень живописной, она прекрасно вписалась в окружающий пейзаж. В оформлении интерьера приняли участие друзья, ученики и члены семьи Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, Н. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян. При проектировании образцом послужили древние новгородские храмы 12 века в сочетании с элементами северного деревянного зодчества, форма купола напоминает Софийский новгородский собор, но были использованы и элементы романской архитектуры.

Церковь Святой Троицы

В годы Советской власти церковь была частично разрушена и закрыта, сильно пострадала в годы войны. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, с 1975 года в ней проводились реставрационные работы. С 1985 года церковь, как филиал музея, стала выставочным залом, а с августа 1990 года в ней стали проходить службы.

Во время нашего посещения в церкви крестили ребенка, обстановка была светлой и радостной, в помещении было много солнечного света.

Между храмом и обрывом к реке расположилось скромное сельское кладбище, где нашли свой покой художник и некоторые близкие ему люди. Они покоятся под простыми деревянными крестами, никакой помпезности, как и при жизни… Художник прожил долгую, непростую, но счастливую жизнь — жизнь творца и созидателя и оставил свой мир нам — потомкам.

Прекрасный музей-заповедник, рекомендую обязательно познакомиться с ним, подышать окским воздухом, полюбоваться «поленовскими пейзажами».