Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был сегодня 17:32

Тракай, Вильнюс — Литва Январь 2020

День 1. Нелегальный алкоголь, Гедемин, цеппелины, Жальгирис 75% и переполненное такси

Пожалуй, нормально выспаться в автобусе можно только в Юго-Восточной Азии, с их ноу-хау в виде автобусов с полностью горизонтальными кроватями. В Европе, где во главу угла поставлена безопасность дорожного движения, ваша «кровать» будет мало чем отличаться от кресла, ну может быть разве что чуть более выраженным наклоном спинки. Поэтому даже если вы, как и мы, мчите всю ночь в Lux Express, с утра некоторая помятость будет гарантирована.

В нашем случае она усугублялась тем, что для пущего снотворного эффекта мы употребляли некоторое количество алкоголя. В течение всего дня в Таллине, перед посадкой и уже непосредственно в автобусе. Что вы говорите? Слышали что проносить на борт нельзя? Да, за этим следят, но и мы не первый год замужем — не особенно запариваясь пронести можно почти везде, кроме самолёта и футбольного матча. Лёгкая неувязка возникла со Стасом — но и то потому что в дополнение к основному объему в рюкзаке, у него был обычный пластиковый пакет из магазина, бодро позвякивающий на мотив Jingle Bells. Возможно он и отвлёк водителя — Стас с довольным видом сдал пакет в багаж, и на его рюкзак уже никто не обращал внимания.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Раннее утро, автовокзал Вильнюса. Вряд ли вы помните, но я рассказывал, что Валя неслабо так подвернул ногу, покатался по травмпунктам столицы Эстонии, сделал вывод что нормальная медицина ушла вместе с Советским Союзом и продолжал сильно хромать. Тем было удивительнее именно от него услышать: ребята, наш отель недалеко, прогуляемся!

Недалеко оказалось действительно довольно близко, но на месте Вали я бы вызвал такси, тем более что некоторые спутницы успели обрасти багажом, который полагалось нести их спутникам. Как же хорошо что я один, захотел — пошел отдохнуть от компании друзей. Что я и собирался сделать в Вильнюсе, так что в отеле со всеми вместе я останавливаться не стал, а намеревался на две ночи заселиться в Kempinski, тем более что он находится в тех краях, где мы и собирались тусоваться, то есть в самом центре.

Ну, а пока всё равно никто не собирался заселять ни меня в Kempinski, ни ребят в их отель. Так что мы дружно двинули к ним и ждали в фойе пока подготовят какой-нибудь номер. Ждали мы не просто так, а с пакетом Стаса, который позвякивал ещё в Таллине. Вероятно, это повлияло на девушку на ресепшн. Я бы тоже на ее месте выбрал вариант как можно быстрее всех заселить, чем смотреть на зарождающийся пир горой на единственном диване фойе мини-гостиницы.

Отправив всех отдыхать по нумерам, я потопал пешком до своего отеля. Утро, поздний зимний рассвет, пустые праздничные улицы и я неспешно иду, наслаждаясь таким необычным моментом…

Дойдя до Кафедральной площади с потерявшей ночной блеск рождественской елью, решил закинуть рюкзак в отель и еще погулять, поснимать, попить кофе до заселения. Однако к моему удивлению мне предложили без лишних слов ранний чек-ин, за что персоналу большое спасибо! В итоге я параллельными курсами со своими друзьями смог немного поспать и прийти в себя. Подробно про отель я уже рассказывал, отзывы про гостиницы пишу нечасто, но это особый случай.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

В полдень, как и договаривались, контрольный созвон. Послушав многочисленные «му, хрю, мы щас душ примем, вещи разложим», я решил действовать, и осмотреть близлежащие окрестности в одиночку. Благо самые топовые достопримечательности лежали совсем близко и даже были видны из номера.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Гештальт с картой системы «Nazvanie Goroda Pass» нужно было закрывать (если помните, в Таллине я свою просто отдал туристам-соотечественникам), да и в Вильнюсе мы собирались пробыть два полных дня, так что сначала я отправился в местный Visitor center чтобы раздобыть Vilnius pass. Находится визит-центр через дорогу от Кафедральной площади, с южной стороны. Ой, да что это я, в XXI веке же живём: 54.684700, 25.289100. Готово, с картой можно начинать #GoVilnius!

Решил, что самый главный музей — Дворец правителей, или Великих князей литовских — я посмотрю позже со всеми, и пока прекрасная солнечная погода, срочно нужно забраться повыше и осмотреть окрестности. Башня Гедимина подходит для этих целей идеально, да и находится совсем рядом с Кафедральной площадью. Можно подняться на мини-фуникулёре от здания арсенала, а можно со стороны речки Вильня — пешком. Я выбрал ЗОЖ-вариант, во многом конечно потому, что про фуникулёр узнал только наверху.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Впрочем, там совсем невысоко и подъем простой. А на вершине можно не только сделать селфи и панорамные снимки, но и подняться ещё выше — на саму башню Гедемина. Примечательна она не только прибавлением 15 метров к абсолютной высоте вашего нахождения над уровнем моря, но и музейной экспозицией внутри. Вход по-моему 3 евро, и мой Vilnius pass потихоньку начал отбиваться.

Конечно сделать фоточку с крыши башни и со смотровой площадки у её основания — совсем не одно и то же. Казалось бы всего 15 метров разницы, но вас переполняет чувство эксклюзивности и причастности к высшему обществу, вы дистанцировались от тех, кто пожалел 3 евро и остался на 15 метров ниже, и теперь смотрит на гору Трёх Крестов и заходящие над ней на посадку самолёты с несоизмеримо худшей точки. Поэтому народу сверху полно, все хотят подольше насладиться атмосферой элитарности.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Сверху видны не только Три креста — с другой стороны, где местный, так скажем, даун-таун, а точнее справа от него, виднеется множество типично советских домов. В каком-то из этих районов снимались сцены многосерийного фильма «Чернобыль», очень рекомендую посмотреть, если ещё не.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Советские постройки есть не только в спальных районах — буквально через реку от Старого Арсенала, на Олимпийской набережной, стоит прекрасный образчик архитектуры СССР 1960-70-х годов, не функционирующий ныне спорткомплекс Вильнюса. Прогулявшись немного по набережной и услышав очередное «собираемся, скоро будем готовы», я двинул до отеля ребят — без волшебного пенделя, похоже, дело с мёртвой точки не сдвинется.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Специально выбрал маршрут, максимально отличный от того, которым шёл от друзей к себе утром. Сначала по улице Университето мимо Президентского дворца и, собственно, университета, затем по улице Доминикону и по бульвару Вокечу — там отличная зеленая аллея посередине, насколько вообще что-то может быть зелёным в начале января на 54 градусах северной широты. Затем мне надоело смотреть где я иду и я заблудился. Заблудился, конечно, контролируемо, просто шёл по вектору какими-то улочками. Зато нашел станцию зарядки для электроавтомобилей (она нам не пригодилась) и костёл Всех Святых (тоже не пригодился, но у него шансов было больше).

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Отель у моей компании был совсем рядом с рынком, и пока тот работал, было грех не зайти. Я люблю рынки в принципе, как явление, а ребята там еще и набрали всякого в качестве сувениров домой. Я бы тоже мог, но дома собирался показаться только через 10 дней. А вот цеппелинов съесть хотелось здесь и сейчас, и мы отправились на поиски ближайшей цеппелинной.

Цеппелины и Вильнюс-пасс для сравнения

И совершенно случайно мы набрели на кафе Шнекутис. Точнее даже больше пивной бар, что было тоже весьма кстати. Но и цеппелины там тоже были! Мы накинулись на разное пиво, закуски, конечно же цеппелины — еле ноги унесли, в том плане что вставать было тяжело. Очень рекомендую место, и цены просто сказочные в хорошем смысле. Добила меня местная настойка, я ведь люблю всякие крепкие специалитеты в разных странах пробовать. Но после 75-градусного Жальгириса… Захотелось срочно прогуляться.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Фоток после Жальгириса почему-то крайне мало, но мы очень бодро (и даже Валя со своей ногой) шли до проспекта Гедимина, разумеется периодически останавливаясь чтобы пригубить различные напитки.

Жальгирис, аццкая штука!

Каким-то образом ребята смогли на такси (кстати в Вильнюсе работает Яндекс по вменяемым тарифам) от моего отеля уехать к себе. Сначала таксист отказывался сажать 5 человек в машину, но спонсированное алкоголем красноречие вкупе с Валиной ногой возымели нужный эффект. Завтра по плану культурная программа с музеями.

День 2. 2 музея, 1 собор, 1 бар, 1 ресторан, 1 Ужупис и свобода Тибету

Сказано — сделано: на завтрак я уже пил шампанское и ел икру.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Ах да, музеи. Не помню почему, возможно виной тому шампанское, но сначала я отправился в музей энергетики и техники — благо он за рекой, всего-то мост перейти. Примечателен тем, что находится на территории городской тепловой электростанции, которая действовала с 1903 года и вплоть до 1998 — чуть-чуть до XXI века не дотянула. Но сейчас там занимательный музей с кучей интерактива, детям будет очень интересно, например, крутить педали велосипеда с генератором, зажигая лампочки, и всё такое. Взрослым — постольку поскольку, мне было интересно в первую очередь само здание электростанции. Вход 2 евро, с Vilnius pass — бесплатно.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Ближе к обеду мы с ребятами хотели прогуляться до Республики Ужупис — знаменитого креативного района столицы Литвы. А это означало с одной стороны какое-никакое окультуривание, но с другой стороны — алкоголизм. Я же был полон решимости хоть какое-то время провести в формате традиционного похода по музеям. Так что я немного перенёс встречу и отправился в Национальный музей Литвы.

Здание музея справа

Музей этот занимает здание нового арсенала и находится обратно через реку от своего энергетического коллеги, то есть около от дворца Великих Князей, Кафедрального собора и так далее. Vilnius pass работает, но именно моя карта почему-то не читалась, в итоге, посмотрев в мои честные и чуть похмельные глаза, смотрительница (смотрителка? смотрительша? смотрителиня? смотрителесса? смотрителиха?) музея пустила меня просто так.

Честно говоря, формат тусовки с друзьями заставляет несколько пересмотреть взгляд на подобные музеи, хотя бы на время поездки. Ну старинные вещи времён Великого княжества Литовского, мундиры разных империй, макеты, портреты, иконы, оружие… В общем, стандартный для таких мест набор, всё сделано качественно, аккуратно, добротно, в целом музей, конечно, рекомендую. Я же довольно быстро пробежался по экспонатам и поспешил наружу. Возможно, мне банально хотелось выпить.

На выходе из музея я встретил Стаса. Не то чтобы мы не договаривались, но я почему-то был удивлён его увидеть. А вот наличию у него бутылочки какого-то ликёра я совсем не удивился. В конце концов, почему бы и не выпить за славную историю Великого княжества Литовского прямо около музея, под покровительственным взглядом короля Миндовга, памятник которому украшает пространство перед входом в здание нового арсенала.

Покончив с ликёром, нужно было найти Настю и Виталика — Валя с Мариной решили протестировать литовскую медицину, да и по Ужупису нужно именно ходить пешком. И до него тоже пешком, ведь от места нашей встречи в сторону креативного района шла именно пешеходная улица. Точнее пешеходно-паровозная, потому что обычно у туристических декоративных паровозов степень свободы перемещения сравнима с таковой у велосипедистов в Нидерландах, то есть близка к безграничной.

Зайти в Ужупис мы решили так сказать с чёрного хода, обойдя по «большой земле» почти весь район — ведь он находится за рекой, и само название так и переводится — заречье. Заодно, уходя от старого города параллельно Ужупису, удалось посмотреть не самые вылизанные места, я обожаю такое. А через реку мы перебрались по видавшему виды и Советский Союз мосту, попав прямиком в частный сектор.

(это ещё пока не Ужупис)

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Литва невелика, Вильнюс компактен, а Ужупис и вовсе мал, так что мы почти сразу вышли на главную улицу района. Не знаю официально или нет, но раз там находится целая Конституция республики Ужупис на 38 языках, то я решил, что улица — главная. Накупили сувениров в книжном магазинчике, погуляли по району, пофотографировали Ангела (символ района), покричали «Свободу Тибету» в сквере Тибета и вроде как покинули район.

Но нельзя так просто взять и покинуть Ужупис. Мы направились к находящемуся совсем рядом, но уже на большой земле костелу святой Анны, посетили его, подумали о вечном, после чего закономерно захотелось выпить, да и погода стала портиться. Открыли карту и выяснили, что в Ужуписе есть филиал так понравившегося нам вчера заведения — Шнекутис. Ок, двигаем обратно!

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Шнекутис-младший оказался довольно милым баром, правда совсем непохожим на своего старшего брата. Но это не помешало нам мило пообщаться с молодым барменом, а ещё позвонил Валя и сообщил, что хватит с него больниц, он жаждет выпить и вместе с Мариной мчит к нам.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Смена декораций. Точнее все кроме нас со Стасом уехали на такси, а мы почему-то пошли пешком. Не очень помню почему так, но раз так, значит на тот момент это было лучшим решением. Встретиться договорились на Кафедральной площади, чтобы успеть подняться на ещё пока работающую колокольню собора. Вход с Vilnius pass — free.

Не знаю почему мы не оказались в полиции, ведь половина из нас умудрилась позвонить в колокола главного собора страны. Нам дали уйти живыми и свободными, и это дело решено было отметить в ресторане! Правда, тут никакой импровизации — Валя где-то заранее прочитал, что в Bernelių Užeiga вкусно кормят национальной едой и дают живую музыку — то что нужно кутилам в последний вечер в Вильнюсе!

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

После знатной посиделки (кстати мы особо не стесняясь, с едой, пивом и настойками уложились в сотню евро на всех!) мы еще пошатались по проспекту Гедимина, зашли в Lidl и накупили всякого завтра в дорогу и в отель — вечер-то надо продолжать в нумерах, в лучших традициях уральских кутил! Несмотря на то, что завтра в 10 утра мы хотели поехать в Тракай…

Тракай. Это как стриптиз — смотреть можно, трогать нельзя

Мы все молодцы — после кутежа проснулись вовремя. Ещё бы — годы тренировок, да и кутежи бывали похлеще. Завтрак в Kempinski мне очень помог прийти в себя — давно заметил, что если есть с утра икру и запивать её шампанским, то настроение как-то само по себе улучшается. Думал пойти пешком, но уже в дополнение к рюкзаку оброс сумкой, да и после шампанского с икрой конечно нужно ехать на такси. Приехал на автовокзал по-барски: ребята были уже там.

Автобусы и маршрутки в Тракай ходят каждые 20–30 минут, заранее выкупать билеты смысла нет, всё покупается у водителя, цена вопроса что-то в пределах 1 евро. Ехать примерно полчаса. С собой предусмотрительно было взято пиво, но поскольку автобус был самый обычный и без туалета, оно предусмотрительно растягивалось.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Прибыли на автовокзал, рядом с которым заправка и больше ничего. Дальше — пешком. А у нас Валя со своей ногой, которая разболелась пуще прежнего, да и судя по карте топать около двух километров. Такси не вызывается, с руки не ловится. Решили что рано или поздно кто-то да подбросит, а поскольку нас все равно шестеро, то Валю с Мариной мы и оставили ждать, а сами вчетвером пошли пешком.

Где-то на полпути они нас обогнали на… паровозе! Ну такие, которые по дорогам общего пользования катают туристов. Знали бы что есть такая развлекуха — подождали бы, так что имейте в виду. Но прогуляться очень приятно, посмотреть на небольшое литовское поселение. Похоже что основной бизнес местных — сдавать свои участки земли под парковочные места, хозяева натурально выходят к дороге и зазывают, или же вывешивают таблички.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Пока суть да дело, магнитики, фотосессии, селфи в Инстаграм и прочие атрибуты путешествия, мы начинаем понимать, что времени совсем в обрез. Валя уверял что знает когда паровоз двинется обратно, но что если это будет не так? И если с автобусами до Вильнюса всё хорошо, то далее в Ригу они ходят уже не так часто, да и вчера мною были уже куплены билеты на всех. В общем, решаем дойти до замка, посмотреть на него вблизи, а внутрь не заходить, потому что оттуда вовремя точно уйти не получится.

Это было немного обидно, но я утешал себя тем, что снаружи он наверняка более зрелищно выглядит — так бывало почти со всеми замками, что я видел. Залитый солнцем, окруженный водной гладью… Местные наладили бизнес и катают желающих вокруг замка и вообще по озеру на лодках, но у нас конечно же не было на это времени.

Балтийский Балдёж 3. Вильнюс и Тракай наполовину

Обратно мы умудрились поймать паровоз и все вместе за 2 евро с носа доехали до автостанции. Там вместо большого автобуса была маршрутка, в которой как раз оставалось шесть свободных мест. Вернулись в Вильнюс вовремя, и разумеется даже успели сходить в магазин за самым необходимым в дорогу. Поскольку мы знали, что поедем на Lux Express, где имеется нормальный туалет, в роли необходимого выступило пиво. Если бы взяли Жальгириса, то вечерняя Рига была бы под сильным вопросом. А так я ехал, попивая пивко, и, подключившись к автобусному Wi-Fi, читал Википедию про столицу Латвии — нашу третью прибалтийскую столицу…