Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 10:51
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Южно-Сахалинск — Россия Июль 2015

Утро наполнено туманом. Солнце скрыто за облаками, и, если не смотреть на часы, сколько времени, не поймёшь. Рядом с окном, на низкой высоте, воздух режут ласточки. На вскидку их не меньше сотни. Опасаясь, что они вдруг ворвутся в комнату, я решил не открывать окно. Любопытно? Птицы ловят мошек и комаров, но я ни тех ни других в Южно-Сахалинске не замечал?

После завтрака собираемся в вестибюле гостиницы. Мы как-то уже привыкли, что за нами первыми (кто жил в Якоре) заезжал автобус и мы собирали туристов. В этот раз нас рассадили по микроавтобусам и джипам. Как позже выяснилось, дорога на мыс Великан достаточно сложная, и большой автобус туда просто не пройдёт.

Мыс расположен в Корсаковском районе, южнее Южно-Сахалинска, на восточном побережье Тонино-Анивского полуострова. Из островной столицы добраться туда удобнее всего по дороге, идущей через залив Мордвинова. В самый первый день, по прилёту на остров, в этот залив мы уже ездили.

Сахалин хоть и является островом, но на его земле нашлось место множеству рек и озёр. Дорога по пути в залив Мордвинова проходит по достаточно узкой косе, разделяющей два озера. Слева за деревьями мелькает Изменчивое, а справа, чуть ниже, можно видеть озеро Тунайча.

С площадью зеркала 174 км² оно является вторым озером Сахалина. Пропустить такое чудо природы никак нельзя. Наша колонна машин останавливается. Желающие идут к воде, дабы поздороваться с озером.

Название Тунайча осталось от айнов. Узкой тоненькой протокой оно соединяется с морем. Во время нереста сюда заходят корюшка, селёдка и навага. Во все времена года на промысел сюда съезжаются рыбаки. Правда, в последнее время больших уловов уже нет.

Подойдя к воде, я видел здесь множество погибших мальков. Увы, нарушена экология — Тунайча болеет, что и как будет с озером дальше, про то одному Богу ведомо.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Далее проезжаем залив Мордвинова, но остановки, как в первый день, мы здесь уже не совершаем. Когда асфальт вдруг пропадает, движемся по грунтовке, а иногда даже по пляжу. Наконец, там где залив заканчивается, совершаем остановку.

Из леса здесь выскакивает речушка Айрупка. Ошалевшая от счастья, на открытой местности она петляет вправо и влево.

В сезон нереста Айрупка забита рыбой. Охранять оную от браконьеров приезжает материковый ОМОН. Возникает только вопрос — кого считать браконьером?

Айны (коренное население Сахалина) во время нереста всегда рыбу ловили. Основная причина уменьшения количества рыбы — экология. Правда, отметим, самих островитян теперь наоборот стало больше в разы, тогда как айны являлись реально малым народом.

Наш путь далее проходит через лес по старой японской дороге. В некоторых местах можно видеть стволы лиственницы, которыми самураи мостили дорогу. Встречается дальше на пути и Айрупка. Зажатая среди деревьев, речка выглядит в лесу маленьким ручейком.

Начинаем подниматься вверх, оглашая спящую тишину леса надрывом моторов. Водитель объясняет, впереди перевал, нам предстоит преодолеть горный хребет. Петляем по грунтовке, подпрыгивая вместе с машиной на ухабах.

Здесь особенно понимаешь весь тот труд, или по-старорежимному, трудовой подвиг, который совершили японцы, осваивая Сахалин. И болезни их косили, и умирали они в большом количестве, но работу не бросали, продолжая строить, строить и строить.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

На одном из открытых участков горы делаем остановку. В хорошую погоду отсюда видно море и озеро Тунайча. Сейчас же всё затянуто туманом, который, судя по всему, даже не думает ретироваться.

После перевала петляем по лесному серпантину вниз. В некоторых местах микроавтобус скребётся днищем о грунт, где-то приходится преодолевать речку, а где-то мы едва-едва разъезжаемся со встречной машиной. На легковушки этот участок не пройти.

Лес после перевала изменился. Ближе к морю он стал более диким, более непроходимым. Водитель рассказал, как на одном из участков 2 недели назад ему встретился медведь. Хозяин агрессии не проявил и с достоинством отступил.

Нам же повезло чуть меньше. И туда и обратно мы видели только зайцев. К сожалению сфотографировать ушастых не получилось.

Ближе к морю, дорога, словно не в силах терпеть, буквально прыгает вниз. Впереди Охотское море! Нас ждут здесь релакс и медитация. По плану нам предстояло расположиться на специальной стоянке, и прогуляться вдоль моря, наслаждаясь видами, в ожидании обеда. Однако, вышло всё по другому. Кемпинг оказался занят.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Из Воронежа на Сахалин приехала большая компания туристов. Ребята работают в известной на всю Россию мебельной фирме Ангстрем. Путешествуют они принципиально только по России, причём готовятся к путешествию основательно. Проехав всю Сибирь и весь Дальний Восток, они переправились на остров, проколесили весь север Сахалина, и теперь принялись за юг.

Место здесь прекрасное. Ходим по придорожному склону, изучаем лес. Сахалинские сосны размером конечно не корабельные, но может именно поэтому они лучше видят, что у них под кронами. У природы свои законы: сосны не допускают возле себя ни мелкой поросли, ни каких-то других деревьев — только мох и более ничего.

Какое-то время гуляем среди этого великолепия, вдыхая в себя аромат хвои, перемешанный с морским бризом. Где-то наверху о чём-то о своём переговариваются птицы, дополняя щебетом монотонный рокот волны, среди которого почти не слышна убегающая с горы речка.

Жаль, но разместиться тут лагерем проблематично. И посему, наши гиды, дабы не создавать толчею, решают отправиться чуть дальше на соседнюю стоянку.

Нашим машинам нужно преодолеть маленький, но достаточно сложный участок песчаного пляжа, форсировать речку и далее штурмовать гору.

Джипы прошли по песку без труда. Водитель нашего микроавтобуса спустил в шинах давление, разогнался и сходу сел в песок.

Вырваться из плена враскачку не получалось, ни в зад, ни вперёд. Мы его толкали, но тоже безрезультатно. Один из джипов взял застрявшую машину на буксир и вытащил. Коварный песок позади. Но вот ведь незадача — у микроавтобуса повредился бензопровод (или что-то ещё). В любом случае, двое водителей занялись ремонтом.

Зато для блогеров подобное всего лишь повод снять «жареный» репортаж.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Радоваться удачным фоточкам пришлось недолго. Оставшиеся машины отправились на стоянку без пассажиров. Нам было предложено, двигаясь вдоль берега, добираться туда своим ходом.

Высокий скалистый берег обтянут елово-пихтовым лесом. Между морем и скалами узкая полоса пляжа. Где-то шуршим по гальке, где-то, шагая, по щиколотку утопаем в песке. Впрочем, это не столь важно. Тебя охватывает неподдельный восторг, когда ты видишь потрясающие шедевры природы.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

По пути, преодолевая скалы, довелось слегка намокнуть. Вроде всё рассчитываешь правильно, делаешь шаг в отступающую волну, а тебя обдаёт новая, невесть откуда появившаяся.

Более всего я переживал за фотоаппарат, но слава Богу я его не намочил.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

При этом доставал я его постоянно, ибо просто не мог пройти мимо подобных видов.

С погодой нам не повезло. Облака безнадёжно закрыли небо. Море почернело так, словно какой-то старик, не подумав, озвучил желание своей старухи, которая не захотела быть новой русской дворянкой, пожелав стать вольной царицей и ездить не по России, а непременно в круиз по Карибам и по Багамам.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Ну разве есть на Багамах что-то подобное?

Как позже выяснилось, это место называется мыс Птичий. Его ошибочно путают с мысом Великан.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Птиц действительно много. Они устраивают базары на таких скалах, куда не заберётся, ни медведь, ни человек.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

За мысом Птичий тянется довольно длинная полоса песчаного пляжа.

Поменялся и сам берег. На смену скалам появились песчаные обросшие травой склоны, среди которых то тут, то там пробиваются роднички.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Тут мне опять-таки вспомнилось — коренное население Сахалина всю жизнь существовало за счёт собирательства. Ну ещё бы! Отчего тут не жить?

Айны не знали такого понятия как голод — они не брали у природы лишнего. И если не удавалась охота или рыбалка, всегда можно было набрать, засушить и сварить морских водорослей.

Иногда море выбрасывает для пропитания и что-то более серьёзное.

Вскоре мы нашли наших сопровождающих. Ребята уже начали готовить обед, и предложили желающим прогуляться ещё, до самого мыса Великан. Его нельзя назвать особо красивым местом.

Мыс представляет собой сплошное нагромождение камней, ходить по которым весьма проблематично. Пал Великан, расколовшись на множество осколков. Нет здесь и возвышающихся сланцев.

Зато вода необыкновенно чистая. В море прямо у берега можно набрать для пропитания свежих водорослей, а при желании и при везении можно поймать маленького краба.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Фотографируемся и направляемся к дымящему костру на обед. Если бы мы встали лагерем на первой стоянке, то сюда наверняка бы не пошли, и кита погибшего тоже не увидели бы. Вдоль звонкого ручья поднимаемся на горку.

Тут выясняется, обед ещё не готов.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Кашевар разрешает прогуляться ещё полчаса, чем я и воспользовался, отправившись на осмотр мыса, теперь уже сверху.

Почва крайне болотистая. Там, где нет травы, грязюка жуткая. Неосмотрительно наступив в лужу, я едва не потерял сапог.

Зато виды просто потрясающие. Мне невольно вспомнилась Ассоль. Наверняка именно с такого высокого берега она ежедневно высматривала свою мечту.

Мыс Великан место хоть и отдалённое, но народу здесь бывает много. Люди приезжают, ставят палатки, и несколько дней живут прямо на берегу, любуясь Охотским морем.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Единственное, разглядывая тушу кита, мы видели следы когтей медведя. Хозяин ходит-бродит где-то поблизости. Вот уж не знаю, как он может отреагировать на такое соседство. Впрочем, чем меньше знаешь, тем легче жить, тем более морской воздух опьяняет и придаёт смелости.

Возвращаюсь в лагерь, а там как раз начался обед. Уха из свежей рыбы, бутербродик с красной икрой, чай с конфетами — что ещё нужно для полного счастья? Организаторы экскурсии присоединили к нам в группу двух малазийцев — папу и сына.

По-русски они не говорили. Общались мы с ними по-английски, но, судя по реакции, Сахалин им понравился. Отец специально привёз сюда сына, дабы показать Россию.

После обеда релакс и медитация.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Машину совместными усилиями ребята починили, и теперь уже не нужно идти обратно пешком вдоль берега моря. Мне же настолько понравился мыс Птичий, что я решил вновь прогуляться этим маршрутом.

Гид меня отпустил, предупредив, что я через полчаса должен быть на месте первой стоянки. Погода к этому моменту улучшилась, и я пулей побежал на мыс Птичий.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

При наличии синего неба море и скалы выглядели теперь уже совсем в другом ракурсе. Я сделал бессчётное количество кадров.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Птицы при виде меня вновь проявили беспокойство.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Я же в этот раз решил их не пугать и близко не подходить.

Намокнув в море и слегка повредив ногу, я нисколько не пожалел о прогулке.

Мыс Птичий — то место, где бессильны слова. Скалы-останцы невольно ассоциируются с какими-то сказочными персонажами.

Вот оно — знаменитое окно (в таком ракурсе их сразу два)!!!

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Когда я шёл здесь 3 часа назад, фотографии не получились. Теперь же оно распахнулось именно для меня.

А это вновь знаменитый палец! Он тоже ждал именно меня, чтобы каменными губами улыбнуться и тихо прошептать: «Молодец, что вернулся»!!!

Достигаю места первой стоянки. Оглядываюсь назад и мысленно прощаюсь с мысом Птичий!

К этому моменту стали подтягиваться машины.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

На удивление наш микроавтобус проскочил песок нормально, но другой, который до этого проходил здесь вполне уверенно, теперь сел. На помощь пришли ребята, расположившиеся на стоянке. Они вытащили машину лебёдкой.

И тут новое несчастье. Одному нашему товарищу в шею впился клещ. Он только-только куснул и на поверхности торчала его чёрная шевелящаяся задница. Что делать? Женщины принялись охать и ахать, но операцию провести никто не решался. Клеща нужно удалить так, чтобы в теле не осталось ни одной лапки.

На помощь опять-таки пришли ребята из Ангстрем. Один мужчина, без всяких пинцетов уверенно зацепил клеща пальцами, и, несколько раз прокрутив, достал, не обломав ни одной лапки, не оставив под кожей никаких частиц паразита.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Вот это мастерство! Вот это подготовка к экспедиции!!!

Ребята рассказали, как пару лет назад холодной осенью они застряли в болотах под Салехардом. Топливо закончилось, какое-то время ожидая помощи, они просто сидели в машинах, греясь за счёт друг друга. Однако никто не паниковал. Они сумели позвонить по спутниковому телефону, и помощь пришла.

Вертолётчики скинули им две бочки с топливом, после чего ребята сумели выбраться из болота. Рядом с такими туристами чувствуешь себя первоклассником. Как говорится в рекламе — если мебель, то теперь только Ангстрем!

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Хочется также отметить — когда житель мегаполиса оказывается в лесу или в каком-то другом безлюдном месте, при встрече с незнакомыми людьми, он невольно ощущает некое напряжение. Кто эти люди? чего они хотят? к чему готовиться? и т. д.

На Сахалине обстановка совсем другая — человек человеку друг, товарищ и брат — и это не просто слова.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Наша колонна машин выстраивается друг за другом.

Прощаемся с экспедицией Ангстрем и трогаемся в обратный путь. Вновь штурмуем перевал. Достигнув обзорной точки, останавливаемся. Туман частично рассеялся.

Сахалин_Экскурсия на мыс Великан

Где-то вдали блестит кусочек озера Тунайча.

Вот такой мне запомнилась экскурсия на мыс Великан. Но это было ещё не всё. В последний день перед вылетом нам удалось подняться на скалу Лягушка.