Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 20:53
На Кипре

Куско — Перу Март 2012

Саксайуаман, Кенко, Тамбомачай — язык можно сломать, стараясь выговорить эти мудреные названия! Мало у кого они на слуху, а между тем все это известнейшие церемониальные археологические комплексы времен инкской империи! И находятся они совсем близко от Куско, можно сказать, это его спутники!

Самый крупный и самый знаменитый комплекс это Саксайуаман, Sacsayhuamán, в двух километрах от Куско.

Ближний круг Куско

Саксайуаман был военным и религиозным центром инков, главной крепостью, охранявшей тогда еще индейский город Куско. Начали его строить в 15 век при инке Пачакутеке, а закончили через несколько десятилетий, в 16-м веке, уже при его сыне Уайна Капаке! Этот огромный церемониальный комплекс имел несколько входов и состоял из трех главных башен. Крепость построена из плотно подогнанных блоков, которые не могли бы сдвинуть с места даже современные машины.

Инки же не только умудрились доставить на вершину горы эти огромные блоки, но и возвели из них три стены. Вес многих каней превышает десятки тонн, но они настолько плотно пригнаны друг к другу, что между ними не видно даже маленькой щелочки. Ни лезвие ножа, ни иголка не пройдет между ними! Более того, между камнями не видно даже следа раствора! Создается впечатление, что они словно поставлены один на другой сказочными великанами, и держатся на месте исключительно благодаря волшебному слову! Но стоят они в реальности и удивительно прочно. Вот самый большой камень весом 70 тонн.

А этот самый высокий.

И как они их двигали, не имея в своем распоряжении колеса, совершенно непонятно! До сих пор никто не может сказать, как строилась крепость. Существует множество версий ее создания, иногда очень странных. Согласно одной из них, инки использовали сок местных растений для растворения каменной породы. Испанцы же полагали, что строители обращались за помощью к демонам. Загадки без ответа! Согласно древней легенде, стены Саксайуамана выполнены в виде зубов священной пумы. И действительно, чем-то напоминают по форме неровные зубы кошачьих!

Ближний круг Куско

Но существует также гипотеза, что необычная зигзагообразная форма стен свидетельствует о том, что крепость была одновременно храмом, посвященным богу молнии. Замечено также, что очертания Куско напоминают фигуру пумы, а Саксайуаман имеет форму головы пумы.

Но самая главная загадка состоит в том, была ли крепость действительно построена Инками. Каменные блоки такого веса сможет поднять не каждая из современных машин. Возможно, что как и знаменитые Линии Наска Саксайуаман был построен загадочной цивилизацией, существовавшей задолго до империи инков? Ответов на эти вопросы на сегодняшний день ученые так и не нашли.

И вот такое загадочное сооружение, окутанное множеством тайн, нам и довелось увидеть, потрогать, походить по нему!

Ближний круг Куско

Впечатления сильнейшие, тем более, что по остаткам комплекса можно спокойно полазить и потрогать руками плотно пригнанные друг к другу гигантские камни! На ощупь они пористые и шероховатые -а сколько секретов и загадок хранят в себе!

Потрогаешь, как будто приобщаешься к их древней истории! Остатки древних сооружений буквально сливаются с окружающими их скалами, настолько удачно они вписаны в пейзаж!

Ближний круг Куско

А террасы кажутся продолжением изумрудных лужаек!

Фотографируясь на фоне этих громадин ощущаешь себя полнейшей букашкой!

Ближний круг Куско

А какие виды на Куско открываются оттуда, сверху!

Не случайно было выбрано это место для строительства — весь город прекрасно просматривается отсюда! И даже накрапывающий дождь не испортил нам впечатлений, тем более, что после дождя мы увидели радугу!

Ближний круг Куско

Каждый год, 24 июня, здесь отмечают фестиваль солнца Инти Райми, ежегодный праздник зимнего солнцестояния. В этот день Саксайуаман становится площадкой, на которой проходят театрализированные представления, карнавалы и шествия. Зрелище, по отзывам очевидцев, сверх яркое и красочное! Можно себе представить, какое нашествие туристов бывает Куско и его окрестностях в этот период!

А вот и вездесущие торговки сувенирами, и здесь не дают туристам прохода!

Ближний круг Куско

И альпаки, конечно же, тут как тут, в активном сопровождении!

Чуть подальше, в 8 километрах от Куско находится очень интересный археологический памятник под названием Тамбомачай, Tambomachay. В переводе означает место отдыха или курорт. Он также иногда именуется Банями инков, Balneario Inca. Датируется приблизительно 1500  г. н. э. и был посвящён культу воды.

Ближний круг Куско

Это излюбленное место отдыха Великого Инки, здесь он принимал ванны и расслаблялся в банях.

Инки считали кристальные воды этого источника священными и верили, что совершив в них омовение, можно было остаться молодым. Поэтому этот храм Воды использовался для ритуальных омовений. Видно, что тема вечной молодости всерьез интересовала древних инков, стремились они найти свой эликсир, прибегая к водным процедурам! Настоящий СПА-центр времен инкской империи увидели мы здесь! Смотрится очень живописно — целая серия акведуков, каналов и каскадов, стекающих по скалам!

Ближний круг Куско

Во времена инкской империи здесь находились сады, и орошались они при помощи сложной системы каналов, в этом инки знали толк! Сейчас от садов ничего не осталось, вместо них повсюду полевые цветы на фоне развалин.

Ближний круг Куско

А находится это милое местечко на страшной высоте в 3765 метров!

Ближний круг Куско

Ламы, альпаки и их хозяева чувствуют себя на такой высоте как ни в чем не бывало,

а вот бедным туристам приходится подпитываться кислородом!

Ближний круг Куско

Дорога к банному комплексу идет через рынок под открытым небом. От фольклорной пестроты шерстяных изделий рябит в глазах!

А торгуют, в основном, дети!

Ближний круг Куско

В 6 км. северо-восточнее Куско расположен еще один любопытный археологический комплекс — Кенко (исп. Quenco, кечуа Q’inqu, букв. «лабиринт» или «спираль»). Датируется 1500  г. н. э. Также как и Саксауайман — это комплекс сооружений, но масштаб его значительно скромнее. Здесь все очень компактно и миниатюрно. Есть мнение, что этот комплекс был астрономической обсерваторией. Официальная же версия, которой и придерживалась наш гид, состоит в том, что храм Кенко — центр поклонения и религиозных церемоний инков, а также медицинский центр древней империи.

Храм снаружи представляет собой большую известняковую скалу, покрытую символическими изображениями змеи, пумы и кондора, с несколькими ярусами «ступеней» высотой больше метра и внутренними помещениями.

Ближний круг Куско

Конкистадоры назвали его «лабиринтом» на языке кечуа из-за подземных галерей-лабиринтов и небольших каналов, пробитых в скалах в форме зигзага. Туристам показывают лишь малую часть лабиринта с каменным «столом», на котором совершались жервоприношения и возможно делали операции — считается, что Кенко был медицинским центром империи.

По зигзаообразным каналам, идущим от этого «стола», стекала кровь. В нишах и в углублениях стен были места для захоронения мумий. Услышав всю эту информацию становится немного жутковато. Также есть версия, что в Кенко жили девственницы, посвященные Солнцу. Видимо для того, чтобы приносить их в жертву Инти.

Официальная версия, которой стараются придерживаться все гиды в этих местах звучит так — инки приносили в жертву своим богам только животных, в основном черную ламу, а человеческие жертвы ими не практиковались. Но на самом деле, достоверно известно, что и человеческие жертвоприношения у них имели место быть, причем предпочтение отдавалось младенцам и невинным девушкам. Ну, в этом-то нет ничего особенного, все древние американские цивилизации этим грешили!

Эти три археологических комплекса находятся в непосредственной близости от Куско, составляя как бы ближний археологический круг времен империи инков. А вот до дальнего круга — Писака и Священной Долины мы к сожалению не доехали. Отдали предпочтение самому Куско!

Посмотрели маленький кусочек археологических комплексов древних инков, приобщились к их истории, представили их образ жизни в разрезе с некоторыми его составными частями — градостроительство, медицина, лечебные и Спа процедуры, водоснабжение, жертвоприношения. Жили они ярко, насыщенно, интересно и комфортно — именно к такому выводу приходишь, увидев все эти археологические комплексы!