Турист Сергей Кульчицкий (Photonarkot)
Сергей Кульчицкий
был 26 июня 2020 13:37

"Райский уголок" - остров Мабул

Семпорна — Малайзия Апрель 2012

Под самый конец нашего путешествия захотелось немного моря. Из Сепилока до Семпорны на автобусе 6 часов езды и 40 Мр. Приехав в Семпорна мы остановились в отеле рядом с рыбным базаром и пошли в многочисленные агентства в поиске подходящего островка. Выбор пал на остров Мабул, час навигации на быстрой лодке от Семпорны и 50 Мр. Сейчас не помню точную сумму, но вышло около 100 ев в день на человека, мы подумали, что 5–6 дней нам хватит. После лишений в джунглях, действительно не только Монике, но и мне хотелось теплого и чистого моря. Снимать я много не собирался, так как островок длинной всего в 1 км и шириной не больше 400 м. Как оказалось наш «резорт» был не совсем резорт для пляжников, а резорт для дайверов, где все упирается в погружения.

Райский уголок - остров Мабул

На острове было три ризорта с личными пляжами и пирсами из дерева и на противоположнй стороне острова были «резорты» подешевле без пляжей и купаться там просто негде, надо было уезжать на лодках на сеседние острова.

В нашем резорте не подавали рыбу, так как они были экологисты и всеми возможными способами защищали обитателей коралловых рифов, но море было как на лучших рекламных плакатах «райских мест».

Моника плавает с пирса, вдалеке, как нефтедобывающая вышка находится другой резорт для дайверов, построенный на сваях прямо на рифе.

Райский уголок - остров Мабул

Конечно — это казалось настоящим морским раем, вода 30С с удивительной прозрачностью и без волн.

Здесь под Моникой сразу корралы и глубина в пару метров.

карта на которой показаны острова расположенные не далеко вокруг Семпорны. Самая заветная мечта дайверов закрытый остров Сипадан, на который дают всего 100 разрешений в день и попасть туда самостоятельно просто не возможно, так как агентства раскупают все разрешения. Погружаться там — сплошное удовольствие, в мире очень мало мест с таким подводным биоразнообразием.

Я не хотел погружаться, но Моника хотела и пришлось и мне. Взяв в аренду мыльницу «сони» с боксом мы сделали несколько погружений на разных островах. Мыльница не снимала в РАВ и ББ под водой глубже чем 15 метров уже не возможно исправить, пропадает красный цвет, а маленькая вспышка не пробивает дальше чем 50 см. Намучившись с плохой камерой, я твердо решил купить камеру получше и вернуться в эти места и снять подводные фото гораздо лучшего качества, так как видел многие снимки у соседей дайверов.

Райский уголок - остров Мабул

рыба лев, её можно было увидеть уже с пирса на глубине 3-х метров.

рыба-крокодил, очень много встречал их и в других регионах, когда погружался.

Райский уголок - остров Мабул

огромная каракатица -захватывающее зрелище наблюдать её под водой

Самая большая баракуда, которую мне удалось увидеть и снять под водой. Эта затонувшая лодка для дайверов была шириной не меньше 2,5 м и баракуда поперек лодки почти доставала от борта до борта.

Райский уголок - остров Мабул

множество морских черепах можно увидеть в одном погружении

а так же много разных видов мурен, иногда очень крупных

Райский уголок - остров Мабул

это ракообразное довольно обычный вид, в этих морях

маленькая каракатица, которую трудно разглядеть под водой

клоуны в анемоне

среди дайверов царит всегда отличное настроение, один из инструкторов решил снять меня моим аппаратом. Что интересно в резорте так много инструкторов, что мы с Моникой погружались с показывающей язык англичанкой и вообще многие погружаются парами с инструктором, а не толпой в 10 человек как в Шарме.

это совсем маленький островок, вернее песщанная коса в море длинной в 100 м на котором расположены пару резортов. Погружаясь у него открывается взору множество искусственных сооружений, которые поставили под водой дайверы, что бы привлечь кораллы, микроорганизмы, рыб, членистоногих и т. д. Снимать под водой макро в этом месте одно удовольствие, животный мир просматривается отлично и гораздо легче увидеть, а главное снять мелкие организмы, чем в похожим на джунгли рифе.

Еще в Котакинабалу ко мне подошла австралийка и спросила путешествую ли я один, хотела путешествовать вместе, я встретил её в Семпорна, а потом в Куала Лампуре, распросив её о погружениях здесь. Она экономя, жила в Семпорна и каждый день ездила на погружения и возвращалась в Семпорну. Т.е не живя в резорте на острове она меняла рестораны в городке, ела отличную рыбу, а главное за 5 дней погружений её свозили 3 раза на Сипадан, в отличии от резорта, где за 5–6 дней могут свозить 1–2 раза. так, что кого интерисуют только погружения, выгодней и дешевле жить не на островке, а на самом Борнео в Семпорне. Сипадан, где я не нырял, так как без хорошей камеры просто не хотел погружаться, можно увидеть гораздо больше, чем увидел я погружаясь на соседних островках, так меня уверяла австралийка.

Я не любитель пляжного отдыха и пока Моника загорала на пляже и купалась с маской, я ходил снимать «джипси».

Джипси — это в переводе с испанского (кочующие, цыгане) здесь все так называют племя bajau — выходцев из соседних южных Филлипин, которые из-за конфликтов в зоне, переместились на эти острова Малайзии лет 50 назад, когда только формировалась Малайзия как страна и видать никому до них не было дела. Сейчас джипси живут почти на всех этих островах, некоторые из которых осели, меньшинство еще сохраняет традиции своего племени.

Мне было очень интересно сделать репортаж о джипси — «морских цыганах Борнео». В нашем резорте пляж делился пирсом на наш"чистый» и убираемый каждый день во время отливов и «грязный», где была деревня джипси. Я начал пропадать там, снимая множество кадров утром, днем и вечером. Настоящие «консервативные» джипси живут в лодках, сходят на берег только обменять сушеную рыбу на рис, бензин и предметы первой необходимости. Есть джипси «промежуточные», которые живут в домах на сваях поставленных в открытом море на рифе и «осевшие» которые поставили дома на берегу, и тоже на сваях, но продолжают жить только морем. Джипси отличные плавцы и рыболовы с детвства нырят за рыбой и моллюсками. Могут нырять на глубину 20 м с помощью рудиментального компрессора и шланга для поливки сада, многие умирают от кисонной болезни. Вылавливают в море всё, что могут поймать, часто применяют запрещенный вид охоты на кораловых рыб, ныряя в риф в бутылкой цианистого калия, одурманивая рыб и потом «откачивая» их в чистой воде — огромный спрос на морские аквариумы во всем мире и ловля таким способом рыбы наносят неповторимый ущерб здешнему подводному раю, часто охотятся с самодельными динамитными бомбами, разрушая риф и подбирая, все, что можно поймать оглушенным. Кроме того они абсолютно не понимают что такое охрана и уважение к окружающей среде, кучи мусора бросаются просто в воду или прилив -отлив поглащает горы различного мусора, которые заметно загрязняют океан. Малазийское правительство не обращает на них накого внимания и не дает никакой поддержки, они вынуждены существовать разрушая свою же стихию — океан, кроме того даже при не высокой продолжительности жизни они постоянно размножаются и семия в 30–35 лет имеют 6–7 детей.

Это деревня джипси, которая разделяла с нами пляж, снял с нашего длинного пирса.

Райский уголок - остров Мабул

я выбрал семью джипси прямо за пирсом первый дом от нашего пляжа и начал приучать их не обращать на меня внимание и щелканье затвором аппарата.

это «моя» семья джипси, хотя снимал и соседей, мать на 8-м месяце.

Райский уголок - остров Мабул

их дом, самая старшая сестра с одной из сестер

внутри дома, меня удивляло, как все они помещаются на площади в 4 кв м

Райский уголок - остров Мабул

Это соседи, думаю мать уговаривает отца на 5-го или 6-го ребенка, а старший сын слишит и не совсем согласен, так как их дом в два раза меньше дома «моей» семьи.

Мама ловит вшей огромным ножем у младшего сына, эта практика я вляется нормальной для всей деревни.

соседская девочка, которая сама прибегала посниматься, чувствуя себя моделью.

она же

на крыльце

старшая сестра готовит обед

мальчик с осьминогами

Райский уголок - остров Мабул

отец поймал небольшую манту, весть сразу разлетелась по деревне и манту продали по кускам и сменяли на рис и бензин.

соседка вечером

Райский уголок - остров Мабул

Её сетра с 20-ю центами в ушах, так как у неё нет кошелька.

мальчики в 5–8 лет ходят сами на рыбалку, видел и бабушек в 60 лет с добычей, ловят рыбу абсолютно все.

Райский уголок - остров Мабул

потом её пытаются продать, если поймали больше, чем могут съесть.

Иногда я ходил на противополжную «гразную» часть острова и снимал «настоящих» кочующих джипси, живущих в лодках и не имеющих дома.

Райский уголок - остров Мабул

Так как они стояли в 100–150 м от берега, а у меня не было возможности снять лодку, снимал длинным объективом в 550 мм с одного из дешевых резортов.

небольшие лодки служат для рыбалки перемещения от лодки к лодки соседей.

Райский уголок - остров Мабул

рыбу сушат на крышах лодки.

семья рыбака ждет на берегу

бабушка джипси

Это берег грязной стороны острова, все отходы идут в море, вот почему этот остров, который 50 лет назад можно было назвать настоящим раем, сейчас выглядит очень жалко.

Хорошо, что на Сипадан — морской заповедник не пускают больше 100 человек в день, строго контролируют дайверов и джипси с динамитом не подпускают на километры.

Это только 5–6 дней из 4-х месячного путешесвия по Азии.