Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была сегодня 14:49

Сибиу — Румыния Октябрь 2019

В Сибиу заезжали весьма удачно. Сразу попали в исторический центр и я глазела на добротные дома, носящие на себе как признаки былой, немного увядшей, так и подновленной фасадной красоты.

Сами того не ведая, оказались на Столичной улице, доминантой которой является Свято-Троицкий православный храм.

Посмотри в глаза... Сибиу

Но в тот момент нам было не до зрелищ. Нагулявшись на «деревенском» воздухе в этнографическом музее АСТРА до свежего цвета лица и голодных судорог желудка, мы искали хлеба. И тут же увидали вывеску ресторана. Какое-то женское имя: то-ли Юлия, то-ли Джулия, не суть. Я забежала в дверь, ведущую в ресторан, увидала скучающую официантку в совершенно пустом зале и уже начала было расстраиваться от того, что скажут:«Закрыто», но повезло. Все работало.

Теперь дело было за малым, заплатить за парковку. Я, как главный держатель кассы и средство связи с местным населением, была послана на поиски. Автомат висел на углу и даже была опция оплаты наличными, но как я не пристраивала туда купюру в 20 лей, принимать ее отказывались.

— Только кредитные карточки, — зловредно ухмылялся он прорезью для оных.

Пихать кредитки в уличные терминалы, тем более в чужой стране, я не люблю, видимо сказывается стресс, полученный в детстве, когда автоматы с газировкой глотали характерно пахнущие металлом трех-копеечные монетки, нагретые горячей детской ладошкой. Покрутив головой, я отловила молодую пару, и работая под дурочку, спросила:

— А правильно ли я делаю?

— А, этот принимает только кредитные карты, — ответила красивая, немного полноватая блондинка, в которой читались черты скорее саксонки, чем суховатой смуглой румынки.

— У вас есть кредитка?

Я, задернув молнию кошелька, чтобы из нее предательски не выглянул пластиковый уголок, замотала в отрицании головой. Однако купюру, чтобы меня не сочли некредитоспособной, держала на виду.

— Давайте я за вас заплачу, а вы отдадите мне наличными, — предложила девушка.

Я согласно закивала, отметив про себя разницу не только во внешности, но и в менталитете.

Ресторан, не смотря на отсутствие посетителей, отработал на совесть. Порции были не велики, но качество еды-отменным. И холодное пиво! Даже муж, не позволяющий себе спиртного за рулем, не выдержал, так хотелось пузырчато-острого вкуса на языке.

Посмотри в глаза... Сибиу

Выйдя из ресторана, я посчитала неправильным не заглянуть хотя бы на несколько минут в Свято-Троицкий собор. Статус официальной религии православие получило в этих краях лишь в середине XIX века.

Поэтому постройка довольно новая, церкви чуть больше ста лет. Внутри красивые яркие фрески, на которые муж буркнул: «Новодел!»

Посмотри в глаза... Сибиу

Ну, новодел — не новодел, а мне в храме понравилось, но скорее, как в архитектурном объекте, где эстетично, но не намолено. Кстати сказать, обойдите собор по периметру (я этого, к сожалению, не сделала). Именно со стороны апсиды у него самый выигрышный ракурс. Сразу видны нео-византийские черты, традиционная полосатость и мощные купола, характерные для Святой Софии. Именно она вдохновила венгерских архитекторов, выигравших «тендер».

Напротив собора для парности Богословский институт им. Андрея Лагуна.

Посмотри в глаза... Сибиу

Надеюсь вы не забыли, что Трансильвания ещё в начале прошлого века была частью Австро-Венгрии. Сибиу же, что моложе Москвы на 45 лет, основали трансильванские саксы. Они трудолюбием и педантичностью заложили основы процветания этой местности, заселенной первоначально даками. Закономерно, что древний Сибиниум был переименован в Германштадт, т. к. вплоть до 1945 года большинство населения города составляли немцы.

Поэтому католических и лютеранских церквей в городе гораздо больше и в нашей недолгой прогулке по Сибиу вы это увидите. Как увидите и то, что бывшая столица княжества Трансильвании, а Сибиу был ею дважды: первый раз в течении века с 1692—1791 гг. и потом лишь три пятилетки с 1849—1865 гг., скорее похож на саксонский городок типа Гёрлицвуда или Баутцена.

Посмотри в глаза... Сибиу

Т. к. прибыли мы в город уже в последней дневной трети, когда даже яростная синева неба теплеет, а отбрасываемые под косыми лучами тени cтановятся длиннее и длиннее, то вынуждены были поторапливаться. Глобальных планов на осмотр Сибиу мы не строили, но прогуляться по двум главным площадям: Большой и Малой, сочли делом обязательным.

На большой элегантной площади, окруженной венком пастельных, хорошо отреставрированных зданий, было многолюдно. Малышня гонялась за голубями, кто-то сидел в кафе, расположенных на первом этаже исторических зданий и никто не соблюдал социальную дистанцию: ни голуби, ни люди.

Посмотри в глаза... Сибиу

Самыми ухоженными и привлекающими внимание строениями на Большой площади несомненно являются: красотка Ратуша, дворец Брукенталя и уже иезуитская церковь Св. Троицы. Почему мы в нее не зашли, ума не приложу. Но посмотрев церковные интерьеры в рассказе Ани Кудрявцевой, я ощутимо расстроилась. Как вы знаете, иезуиты на украшение своих церквей не скупились.

Здание ратуши построено в 1905 году. Музей Брукенталя - второй по величине в Румынии после Национального Художественного Музея Бухареста по количеству представленных экспонатов (их тут более миллиона), построен в конце 18 века.

Во дворце Брукенталя, построенном для губернатора княжества — барона Самюэля фон Брукенталя, сейчас музей европейского искусства и библиотека, основой которых послужила коллекция самого барона, а в соседнем «Голубом доме» — уже экспозиция румынского искусства. Говорят, что и содержание музеев, и интерьеры обоих зданий заслуживают внимания. В экспозиции европейского искусства есть даже картина любимейшего Питера Блейгеля «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Плюс там очень приятный внутренний дворик.

Посмотри в глаза... Сибиу

Округлая, живописная, с элементами модерна Ратуша изначально была зданием банка.

Ратуша и Иезуитская церковь Св.Троицы постройки 1733 года. Рядом здание иезуитской семинарии.

Если продолжить линию, соединяющую Ратушу и церковь Св. Троицы, то в углу Большой площади стоит Башня Совета с арочным проемом, ведущем на площадь Малую. На башню можно подняться.

Башня совета построена в 13 веке.

Но мы пока погодим туда идти, задержимся немного. Заглянем в церковь бывшего монастыря урсулинок.

Посмотри в глаза... Сибиу

Правда еще раньше в XV веке он принадлежал доминиканцам. Но история-историей, а внутри она показалась мне какой-то трогательной, не смотря на традиционный барочный интерьер.

Что послужило тому причиной: может пятна света, высветившие одинокую прихожанку и забывшую о времени немолодую реставраторшу? Очень люблю эту фотографию.

Посмотри в глаза... Сибиу

Когда уже выходили, навстречу попалась пожилая пара, одетая с тщательностью достойной воскресной службы в каком-нибудь Санкт-Вольфганге.

Уходящая вправо и ведущая к железнодорожному вокзалу улица генерала Георге Магеру (1802—1880 гг., политический деятель Румынии, борец за независимость Валахии) пестрела аккуратными, свеже-отреставрированными домиками.

Почетное консульство Австрии занимает площади Дворца Филек, построенным состоятельным купцов-кожевенником Антоном Филеком в 1802 году.
Почетное консульство Австрии занимает площади "Дворца Филек", построенным состоятельным купцов-кожевенником Антоном Филеком в 1802 году.
Совет округа Сибиу разместился в здании бывшего банка 1909 года постройки

Углубляться по ней мы не стали, т. к. помимо Малой площади…

— Не могу, — сказал муж, — хочу пирожное с кремом. Душа горит.

Пришлось разворачиваться и идти в противоположную сторону Большой площади, к улице Николае Балческу. На ней помимо всевозможных пекарен, где муж и утолил жажду двумя бисквитными пирожными с кремом, находятся разные магазинчики, среди которых был замечен бутик Массимо Дутти, где я в основном отовариваюсь повседневной одеждой. Но тогда мне было лень разуваться-переодеваться и я спустила на тормозах уже начавшее пузыриться желание пошопиться. Знай я, что через пол-года нас запрут на карантин и я основательно пообношусь, плюнула бы на площади и соборы.

Тусовка тут была попроще, чем на аристократичной Большой площади: праздношатающиеся подростки, мамашки с колясками и немногочисленные, что странно, туристы.

Улица Николае Бэлческу появилась на карте города в самом конце XV века. Самая оживленная и модная улица Сибиу.
Улица Николае Бэлческу появилась на карте города в самом конце XV века. Самая оживленная и "модная" улица Сибиу.

Немного прошлись по улице и тут я боковым зрением увидела киоск с плацындами: такими большими пирогами жареными в масле. И если муж у нас по кремам, то я по тесту. Тем более, что он-то свою душевную жажду утолил, а я как бы и нет.

Подошли к витрине, стали читать. Ничего не понятно. Выдернула одно название: змеюра. Показала мужу, мы поржали. И тут мужчина на чисто русском языке говорит:

— Это малина.

И жена его подоспела:

— А вот это брынза, а это яблоки. Мы в Гугл переводчике посмотрели.

Как приятно все-таки встретить русскоязычных туристов за границей. Вот почему-то эта приятность не распространяется на ивритоговорящих товарищей, которых в ту нашу поездку в Трансильвании было до… много короче.

Ну мы поулыбались, посмеялись на змеюру-малину и я с апломбом говорю продавцу:

— Уван змеюра!

— Что? — спросил он в полной непонятке.

— Значит не змеюра, — пронеслось и я по-старинке тыкнула пальцем в витрину.

Муж сначала интереса к плацындам не проявил, а потом стал выпрашивать откусить. Фигушки. Ну разве что маленький кусочек.

Вернулись к Башне совета.

Посмотри в глаза... Сибиу

Прошли по какой-то совершенно нетуристической улице, но так трогательно теплел вечер, и солнце отражалось в больших окнах, и охристые фасады плавились жженым сахаром.

Малая площадь была меньше Большой!) И уютнее!

Посмотри в глаза... Сибиу

И колоритнее. Она сразу переносила в уголок бюргерских удовольствий, связанных не с утонченными кафе или простоватыми румынскими корчмами, а в пивно-сосисочный рай с ароматом тушеной квашеной капусты.

И хоть Рыночной с XIV век была площадь Большая, но именно на Малой сейчас сосредоточена сувенирная торговля, которая по позднему часу еле теплилась.

Самыми яркими зданиями площади несомненно являются: «Зал гильдии мясников»,

Сейчас здание Зала гильдии мясников занимает Музей саксонской этнографии имени Эмиля Сигеруса, а упоминается оно впервые в 1370 году.
Сейчас здание "Зала гильдии мясников" занимает "Музей саксонской этнографии имени Эмиля Сигеруса", а упоминается оно впервые в 1370 году.

(Опять же очень характерное для германской Саксонии здание. Очень люблю светотени от мощных опор анфилады. Но солнце падало так, что освещенным оказался лишь один остроугольный островок. Но все-равно красиво.)

Посмотри в глаза... Сибиу

и стоящий ближе к Мосту лжецов «Люксембургский дом».

В настоящее время, после современной реконструкции в здании разместили гостиницу Casa Luxemburg.
В настоящее время, после современной реконструкции в здании разместили гостиницу "Casa Luxemburg".

И не смотря на явно барочный дизайн по возрасту он не далеко ушел от «Зала гильдий».

И еще одна достопримечательность площади — вышеупомянутый Мост Лжецов.

Мост Лжецов – самый старый чугунный мост Румынии. Построили его в 1859-м году на месте старого деревянного моста. В северной части виден медальон с датой и заводской маркой: “1859 Friedrichs Hütte”. С южной стороны новый мост украсили гербом Сибиу. Это Ромб, символизирующий саксонскую бубну. На неё наложены два меча, а сверху её венчает корона, означающие что саксы юридически признают короля Венгрии и трансильванских монархов.

Почему-то именно тут любят фотографироваться свеже-брачующиеся. Может из-за легенд, которыми он оброс за почти 200 лет своего существования.

Посмотри в глаза... Сибиу

А их, как вы понимаете множество, и о сплетницах, обожающих здесь собираться после базарного дня посудачить, а потом разнести испорченным телефоном городские новости, или о нечестных торговцах, или более романтическая версия: о кадетах военной академии, назначавших своим подругам свидание на мосту под луной. Ветреные клятвы, обманутые надежды.

На самом деле в историю названия вкралась грамматическая ошибка при переводе с немецкого. Мост должен был быть «Лежачим», а получился «Лживым». И дело лишь в одной букве. Но какие истории можно приплести к «лежачему» объекту? «Лживость» же всегда, как и большинство качеств порочных, фантазию пробуждает с большей силой.

Мост делит Сибиу на Нижний и Верхний город. Но спускаться под него мы не стали, т. к. впереди, за мостом призывно маячил шпиль Собора Св. Марии, куда мы и направились.

Посмотри в глаза... Сибиу

Лишь поглядели в узкие, напоминающие прищуреные глаза, мансардные окна, про которые я прочла впервые именно в рассказе про Сибиу, а увидела впервые в Саксонии в поездке 2018 года.

По дороге к собору прошли через очаровательную площадь Альберта Хуета.

Площадь Альберта Хуета.

Вернее он стоит в ее центре. Тогда мы еще не знали, что собор закрыт на реконструкцию, и скользнув взглядом по фасаду, с необычной дверью и барельефом над ней,

Посмотри в глаза... Сибиу

поспешили к Лестничной башне, оставив сам собор на сладкое.

Навстречу поднималась дальневосточная мадам с объективом в половину ее роста и глядя на нас с восторгом в глазах и ожидая подтверждения своим словам, зашептала с придыханием:

— Ит-с имэйзин!

— Имэйзин, имэйзин, — хором закивали мы ей в ответ.

Лестничная башня старая-пристарая, 700 лет — это возраст, согласитесь. Она кстати тоже ведет в Нижний город.

Посмотри в глаза... Сибиу

Где-то на середине спуска на нас напал невероятно дружелюбный кот, причем безо всякой инициативы с нашей стороны. Он начал тереться о ноги, потом запрыгнул на какое-то возвышение с намерением заглянуть в рюкзак. Происходило это все рядом с рестораном, правда закрытом и близость к общепиту видимо сказалось на поведении скотинки.

Если честно, к концу дня мы уже притомились, и стоя на лестнице, решали куда податься с наименьшими физическими затратами. Ну собор понятно посетить надо. Нижний город? Сверху посмотрим на уходящую к горизонту перспективу отштукатуренных домиков. Народу заметно поубавилось

Посмотри в глаза... Сибиу

Только служащие ресторана в отсутствии клиентов скучали у входа в старейший румынский ресторан «Золотая бочка».

Ресторан Золотая бочка впервые открылся в 1542 году.
Ресторан "Золотая бочка" впервые открылся в 1542 году.

А это что там такое за контрфорсы?

Спустились, оглянулись на собор.

Посмотри в глаза... Сибиу

Примкнувший к башне дом с одним глазом на крыше — Дом путешествующих подмастерьев. Они создали свою собственную гильдию: эдакий профсоюз, и приезжая в Сибиу здесь останавливаются.

Контрфорсами оказалась часть городских укреплений: короткая, но очень такая харизматичная стена.

Посмотри в глаза... Сибиу

Ну теперь к церкви Св. Марии, которая как многие европейские соборы была долгостроем. Начали её строить как католическую, а закончили в 1520, как протестантскую. Именно в этот период трансильванские саксы стали массово переходить в лютеранскую веру. Этому факту немало поспособствовали проповеди Иоханнеса Контеруса. Памятник ему стоит перед Черной церковью в Брашове, в котором мы квартировали все 7 дней нашего трансильванского путешествия.

Я, если честно, никогда не задумывалась, почему протестантизм наиболее распространен именно в германском сегменте. И вот неожиданно города и крепости трансильванских саксов подтолкнули меня к осознанию того, что людям, у которых педантизм, усердие и стремление к чистоте посталены во главу угла, эта прогрессивная по тем временам религия была нужна как воздух.

Посмотри в глаза... Сибиу

А в собор Св. Марии нас не пустили, естественно. Я перед ним долго приседала, чтобы полностью запихнуть огромное строение в объектив.

Памятник перед собором в честь епископа трансильванских саксов Георга Даниэля Тойча, но сама-то площадь имени Альберта Хуета и справедливо бы было поставить памятник ему. Хотя если често, ни про одного из этих, уверена, многоуважаемых людей информации в русскоязычной сети я не нашла.

А нам уже пора восвояси. Сибиу от Брашова находится в 3-х часах езды, так что путь предстоял неблизкий.

Через Большую площадь

Посмотри в глаза... Сибиу

какими-то боковыми улицами вернулись к своей стоянке.

Понимаю, что увидели мы в Сибиу не так чтобы много (больше информации вы найдете в рассказе Ани), но думаю, что посмотрели достаточно, чтобы о городе сложилось впечатление. Так вот могу вам сказать, что впечатление это очень хорошее. Правда Брашов мне понравился больше. Он как-то камернее и уютнее, но это только мое мнение.

Посмотри в глаза... Сибиу

Кстати Сибиу вошел в десятку приорететных туристических направлений на 2021 год. И куда-то этот 21-й нас приведет?