Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:18
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Переславль-Залесский — Россия Июль 2020

На следующий день я еще раз оценил преимущество двухдневного посещения Переславля по сравнению с однодневным посещением, а тем более, краткой автобусной экскурсией.

Я хорошо отдохнул ночью в гостинице с многообещающим названием «Западная». И, если номер был просторный и удобный, то завтрак был весьма не по-западному скромный. Но тут я вспомнил, какие скромные деньги я заплатил за проживание, и воспринял такой завтрак с юмором!

Переславль-Залесский. Плещеево озеро и Никитский монастырь

Ведь у меня впереди было полдня, которым я мог распорядиться по своему усмотрению, составив произвольный маршрут. Начало маршрута мне было понятно сразу. Надо идти к озеру!

Плещеевская улица

Улица с характерным названием, подсказывающим направление пешей прогулки к озеру выглядела не слишком ухоженной, особенно разбитая дорога… Ну, уж, как есть!

Национальный парк Плещеево озеро

Плещеево озеро, наряду с озером Неро, являются сокровищами российской средней полосы. Его природная ценность дополняется исторической ценностью. Именно по этой причине здесь еще в советские времена был организован национальный парк. На прилегающей к озеру территории находятся древний русский город Клещин, Александрова гора, Синий камень и музейный комплекс «Ботик Петра I». По размерам Плещеево озеро и озеро Неро почти одинаковы, но Плещеево гораздо глубже и поэтому располагает большим запасом воды — около половины кубического километра.

Городской пляж

Может от того, что озеро является заповедником, может, по другой причине, но место для купания в озере я обнаружил только одно — городской пляж, в который упираются Плещеевская улица и улица Кузнецова. Рано утром на нем не было ни одного купающегося или хотя бы загорающего. Пляжные атрибуты я увидел лишь самые примитивные. Так что в конце июля и в жаркую погоду местные жители не особо жалуют это место. А приезжим (по причине ковида), я был, наверное, один…

Церковь Сорока мучеников

Нынешняя каменная церковь была построена на берегу Плещеева озера в Рыбной слободе на месте существовавших до нее деревянных церквей в середине XVIII-го века. Это — единственная церковь в Переславле, которая находится на берегу озера. У меня не было времени к ней подойти, пришлось полюбоваться с берега озера на пляже.

Переславль-Залесский. Плещеево озеро и Никитский монастырь

Дальше я был намерен добраться до знаменитого Синего камня и Никитского монастыря. Для этого я прошел по улице Кузнецова (приятно пройти по улице твоего имени) до центральной Ростовской улицы. По пути встретилась галерея.

Галерея Ольги Кузнецовой

Я случайно проходил мимо по улице Кузнецова от Плещеева озера, и обратил внимание на вывеску. Из чего сделал вывод, что при наличии времени и желания можно посетить эту галерею — магазин фарфора, стекла и винтажных изделий.

Переславль-Залесский. Плещеево озеро и Никитский монастырь

Выйдя на центральную улицу, я поймал машину и доехал на ней до Синего камня, так как пешком это не близко. За двести рублей водитель не только довез меня до места, но подождал, пока я осмотрю Синий камень, и подвез меня к монастырю.

Синий камень

Наличие этой, в общем-то, природной достопримечательности на берегу Плещеева озера в Переславле, с моей точки зрения, немного уравновешивает явное большинство монастырей и церквей, от которых к концу осмотра города уже начинаешь уставать. А тут — всего лишь большой камень! В другой местности мы бы его и не заметили, но на русской равнине такой камень большая редкость. Можно поверить легендам о появлении здесь камня и его путешествиях на Александровскую гору, с горы, в озеро и из озера… А можно дать и простое объяснение, основанное на школьных знаниях о ледниковых колебаниях климата. В любом случае, к камню следует подъехать (он находится довольно далеко от центра города). Я для этого взял такси, которое подождало меня, пока я осматривал камень. Я заранее был готов, что камень вовсе не синий! Поэтому особого разочарования не испытал, когда увидел обыкновенный валун. Но, если немного напрячься и поддастся легендам, то можно разглядеть синеву.

Клещинский комплекс

Александрова гора

То, что на берегу Плещеева озера жили люди до христианских времен, не вызывает сомнения. То, что гора, возвышающаяся над озером, хорошее место для проведения языческих ритуалов — тоже понятно. Наверное, так и было! А вот то, что для этих ритуалов люди притащили сюда синий камень, уже сомнительно. Как сомнительно и то, что гору соорудил Александр Невский — делать больше нечего? Вроде не фараон! Поэтому название горы условное. Но рельеф местности для русской равнины необычный и очень интересный! Гора входит в, так называемый, Клещинский комплекс. Таксист рассказал, что кто-то из местных предпринимателей построил ресторан на горе, но его, к счастью, снесли…

Никитский монастырь

Монастырь находится на северо-восточном берегу Плещеева озера на некотором удалении от города. К нему лучше подъехать. Этот монастырь считается одним из самых древних в северо-восточной Руси. По преданию, первая деревянная церковь на этом месте появилась еще в начале XI-го века, а монастырь появился в XII-ом веке. Они были посвящены Никите Готскому — христианскому мученику, жившему в IV-ом веке. Достоверные сведения восходят к середине XVI-го века, когда деревянные строения были заменены на каменные, и построен Никитский собор. Это связывают с посещением монастыря Иваном Грозным и имевшимися, якобы, у него планами использовать монастырь в случае, если пребывание в Александровской слободе станет невозможным. Тогда были построены каменные стены и башни. В смутное время монастырь осаждался. Благодаря каменным стенам удалось выдержать одну осаду. Позднее монастырь был захвачен и осквернен поляками.

Колокольня Надвратная

Высокую трехъярусную колокольню пристроили над святыми вратами в начале XIX-го века. Благодаря ей монастырь хорошо виден с противоположного берега озера.

Никитский собор

Самое древнее каменное строение монастыря датируется серединой XVI-го века. За его строительством следил Иван Грозный, приезжавший сюда на паломничество. Уже в наше время рухнула центральная глава пятиглавого собора. Сейчас и собор, и монастырь находятся в идеально ухоженном состоянии.

Столп-часовня Никиты Чудотворца

Считается, что эта столп-часовня построена на том самом месте, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Никита столпник Переславский чудотворец. Ее возвели в середине XVIII-го века.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Храм с шатровой колокольней и двухэтажной трапезной палатой был восстановлен после разрушения в Смутное время в середине XVII-го века при Алексее Михайловиче. Рассказывают, что в трапезной бывал Петр I.

Колокольня с храмом Архангела Гавриила

Первый ярус надвратной колокольни освящен как церковь Архангела Гавриила. Таким образом это сооружение выполняет сразу три функции — ворот, церкви и колокольни.

Переславль-Залесский. Плещеево озеро и Никитский монастырь

От монастыря я вернулся в центр города пешком. Об этом в следующей заметке.

Вот мои видеоролики о первой части утренней прогулки.