Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 15:54

Саратов — Россия Октябрь 2020

Был ли Александр Сергеевич Пушкин в Саратове — кто его знает? Саратовские краеведы не пришли к единому выводу.

В музее Пушкина в Уральске Музей Пушкина имеется текст письма, которое он написал Наталье Николаевне из Оренбурга 19 сентября 1833 года: «Я здесь со вчерашнего дня. Насилу доехал, дорога прескучная, погода холодная, завтра еду к яицким казакам, пробуду у них дни три — и отправляюсь в деревню через Саратов и Пензу.»

В Полном академическом собрании сочинений Александра Сергеевича Пушкина в 16 томах в томе XV опубликован автограф поэта:

«Благородное собрание

в Казани,

в Саратове бедн. нрзбр»

Ниже данной заметки помещен комментарий 1935 года М. А. Цявловского, который предполагал, что в записи Пушкина идет речь о зданиях Благородного (Дворянского) собрания в Казани и Саратове [XV, 292].

На основании этих записей сторонники появления Пушкина в Саратове обосновывают факт пребывания великого русского поэта в Саратове. Вот в Уральске он точно был, сохранилось много различных свидетельств этого.

Но пока краеведы спорят, мы пройдёмся по местам, связанными тем или иным образом с именем Пушкина.

Начнём с улицы Советской, где находится весьма примечательный дом Один из двух домов в мире с бюстами Пушкина и Мицкевича на фасаде .

Пушкинские места Саратова

Здесь мы можем увидеть бюст Пушкина на фасаде.

Параллельно улице Советской располагается улица Пушкина. От дома Вольского нам проще пройти не к началу, а к концу улицы Пушкина, так будет быстрее.

Справа находится примечательное здание, построенное архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым (1874–1966), благодаря которому Саратовская консерватория приобрела современный вид и стала одним из символов Саратова.

Параллельно с работой над зданием консерватории Каллистратов строил собственный дом, для чего приобрёл участок земли на углу улиц Вольской и Малой Кострижной (ныне Пушкина). В 1913 году дом был построен, часть его помещений сдавалось внаём, в других архитектор жил сам с семьей вплоть до отъезда из Саратова. В последние годы здание выглядело неряшливо, облезло и облупилось. Но относительно недавно его привели в порядок.

Пушкинские места Саратова

Улица Пушкина — небольшая по длине: один квартал или 395 метров. Сначала здесь был Тихий переулок, затем переименованный в улицу Малая Кострижная. В начале XIX века здесь находились пеньковые амбары, где вили канаты и веревки. Отходы производства — одревесневшие части стеблей прядильных растений (льна, конопли, кенафа), получаемые при их первичной обработке (мягчении, трепании) — назвались кострикой. Отсюда пошло название улицы. Была еще Большая Кострижная — ныне улица Сакко и Ванцетти.

5 февраля 1937 года решением президиума Саратовского горсовета улицу Малую Кострижную переименовали в улицу Пушкина.

Единого ансамбля улицы, к сожалению не сохранилось, многоэтажные дома смешаны со старинными зданиями. Некоторые здания — не жилые и ждут своего сноса.

Пушкинские места Саратова

Но ряд зданий до сих пор интересны, хотя достаточно поедены временем.

В 1917 году появился дом по адресу: Пушкинская, 26.

Соседнее здание было построено Владимиром Кондратьевичем Рейнеке в начале прошлого век в стиле неоклассицизма.

Пушкинские места Саратова

Владимир Рейнеке был известен в Саратове как любитель лошадей рысистой породы. Занимался этим серьёзно, в 1905 году был избран руководителем Саратовского общества поощрения рысистого коннозаводства, а в 1914 году — его вице-президентом. Лошадей в городской усадьбе было держать не с руки и поэтому Владимиром была построена большая по размерам, чем в Саратове, усадьба за городом.

Дом под номером 20 был построен в начале прошлого века саратовским купцом 2-й гильдии, ресторатором Моисеем Николаевичем Ивановым.

Дом № 5 построен в 1916 году.

Здание по адресу 3а было построено в 1916 году,

а 3b — в 1917 году.

В 1860-м годах здесь находилось домовладение, составленное из двух смежных дворовых мест, принадлежавшее Дмитрию Антоновичу Захарову. В 1899 году хозяин усадьбы продал одно дворовое место своему сыну Виктору, а второе место уступил Лидии Петровне Захаровой, супруге младшего сына Валентина. В начале XX века новыми владельцами был построен новый дом, но всё равно видны различия между половинками его.

В доме № 6/8, построенном в 1959 году,

Пушкинские места Саратова

жил Герой Советского Союза Юрий Иванович Пырков (1923–1972).

Когда построен дом № 2 — неизвестно, но сих пор в нём печное отопление.

Вот так выглядит начало улицы Пушкина.

Пушкинские места Саратова

Слева — интересное здание, построенное в 1860 году, а в 1905 году там располагалась женская гимназия, после революции вместо гимназии стала школа, в которой, кстати, училась мать известного миллиардера Романа Аркадьевича Абрамовича.

Дом на противоположном углу построен в 1951 году.

Около усадьбы Рейнеке находится памятник Пушкину.

Пушкинские места Саратова

Появился он на улице Пушкина в 1999 году.

Памятник Пушкину в саду «Липки» также был установлен в 1999 году.

А завершим мы свою небольшую прогулку возле Областной библиотеки имени А. С. Пушкина.

Пушкинские места Саратова

Областная библиотека для детей и юношества — прямая наследница библиотеки Саратовского Коммерческого собрания. Собрание было открыто в 1861 году сразу вместе с библиотекой, но в советское время стало считаться, что библиотека основана в 1919 году. В 1937 году библиотека получила имя Пушкина.

А нынешнее местонахождение в здании, построенном в 1887 году, библиотека обрела в 1938 году.