Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 19:49

Спелло — Италия Ноябрь 2017

Как уже упоминала (начало здесь…) утром второго моего дня в Перудже на мини-метро доехала до ж-д вокзала, чтобы на поезде в 8–02 отправиться в Спелло и Ассизи.

В Ассизи хотела давно: совершенно пленили виды базилики Св. Франциска и ее окрестностей, которыми «угостили» однажды во время одного из рождественских концертов по ТВ. Концерт, конечно же, был в самой базилике. Но почему-то думала, что туда проще ехать из Римини, а с Римини у меня как не сложилось когда-то, так до сих пор и не тянет повторить. С чего мне Римини в связи с Ассизи примерещился, даже и не знаю! Обнаружив, что Ассизи находится в Умбрии (позорище! заблудиться на таком узеньком «сапожке»…), и что из Перуджи до него минут 35 на поезде, конечно же, первым делом именно ему метку «must visit» присвоила.

Однако, читая об Ассизи, наткнулась на упоминание совсем крохотного Спелло. Посмотрев фото, поняла, что в Спелло хочу едва ли не больше, чем в Ассизи. Спелло оказался одним из нежно любимых мною «борго» — старинных итальянских городков, построенных обычно на горе. (Между прочим, итальянцы «п» в Спелло произносят почти мягко, а «л» совсем мягко. И если уж зашла об этом речь, то и Перуджа звучит в «правильном» варианте прямо-таки нежно: немного смягчается «р», ну, а «дж» — само собой).

Спелло — следующая остановка поезда после Ассизи. Между ними всего семь минут пути. Милое дело объединить. Причем начать решила именно со Спелло, чтобы потом двигаться назад, к Перудже.

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Подозреваю, кому-то здесь будет достаточно часа: пробежаться по главной via Cavour, заглянуть в магазинчики и со спокойной душой поставить галочку «исполнено». Я же провела в Спелло три часа, и запросто «пропала» бы там еще на три, кабы не необходимость успеть в Ассизи.

Спелло, в отличие от многих борго, очень удобен тем, что от ж-д станции до «чентро сторико» минут десять пешком. Причем сразу же ощущаешь какую-то курортную негу, городок тишайший, спокойный-спокойный! Собственно чем-то вроде «курорта» он и был еще во времена императора Августа, который подарил Спелло и земли вокруг него особо отличившимся ветеранам своего войска, дабы они провели остаток дней в покое и благодати.

Достопримечательности в виде крепостных стен, ворот и башен в городе, конечно же, есть. Причем на макушке одной из башен растет олива, уверяют, что очень старая, и что, тем не менее, ежегодно с нее собирают урожай. Разумеется, башня эта мне моментально напомнила ее «родственницу» в Лукке. Только там не олива в качестве «причёски», а дубки.

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Так что при желании можно заняться изучением исторических артефактов, коих найдется здесь немало, но право слово, не только и не столько этим хорош Спелло. «Добро пожаловать в город цветов и художников!» — гласил плакат при входе в старый город, и именно цветы — главное в Спелло! Причем круглый год!

Среди местных жителей идет непрерывное соревнование на лучший двор, лучший балкон, лучшую лестницу. Победители отмечаются симпатичными керамическими табличками, которые крепятся на стенах домов.

Конечно, я опасалась, что в ноябре особой красоты на улицах не увижу. Но оказалось, что ноябрь это, пожалуй, лучше, чем, к примеру, октябрь. Да, гортензии отцвели и не так уже хороши герани, но началось время цикламенов! Крупных, ярких! И, удивительное дело, анютиных глазок! Ни за что бы не подумала, что анютки зимний цветок, но в тех краях их как раз в начале ноября повсюду высаживали.

Попыталась было добросовестно пройти по главной улице, и все же посмотреть что-то древнеримское, либо высокохудожественное, но утопающие в зелени, отходящие от виа Кавур, улочки-переулочки так манили, что сопротивляться этому было невозможно.

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Тем более, что у дверей главной городской церкви Санта Мария Маджоре, славящейся фресками Пинтуриккьо в капелле Баньоли, красовалось объявление: в связи с реставрационными работами закрыто для посещений туристами до лета 2018-го! Ужас как обидно… Особенно, то, что именно туристам нельзя…

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Впрочем, хорошее настроение вернулось почти сразу, стоило лишь свернуть в малюсенький, но чрезвычайно симпатичный городской сад, совсем рядом с церковью.

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

А потом я просто шла, куда глаза глядят, «собирая коллекцию» из дивных цветочных композиций, очаровательных керамических «изюминок» на фасадах и во дворах домов, не забывая посматривать на витрины магазинов, где керамика уже была уровня если ли не музейного, то уж выставочного наверняка.

А окна! Чуть не каждое сфотать хочется:

Т. к. Спелло расположен на горе, то, шагая по любой устремленной вверх улочке, гарантированно выйдешь на какой-нибудь «балкон», виды с которого открываются аховые.

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Между прочим, Умбрию называют «зеленым сердцем Италии», природа здесь великолепная. И тем более осенью, когда преимущественно лиственные леса расцвечены всеми оттенками золота с вкраплением алого. Свечки кипарисов среди осеннего пейзажа смотрятся очень необычно!

Один из таких бельведеров в Спелло можно найти возле крохотной церквушки San Severino (12-й век!).

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Вход в нее украшали вазоны с белоснежными цикламенами, панорамы окрестных холмов отсюда — не оторваться! Даже в пасмурную погоду…

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Кстати, сайт Ilmeteo.it в эти дни врал безбожно. К счастью, иногда в мою пользу))) В Спелло и Ассизи была обещана переменная облачность без осадков, но осадки, чтоб им, иногда все же случались, ладно хоть не сильные и не долгие.

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Не успела отдышаться, вынырнув из одной волны красоты, как оказалась на безлюдной террасе ресторана «La Bastiglia» — абсолютно все столики на ней авторской работы, с керамическими столешницами с видами Спелло — где опять только и смотри вокруг, любуясь нюансами итальянской осени …

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Опустевшие уже поля и усыпанная плодами хурма, ярко-зеленая крона акации рядом с начавшей облетать липой, а в кашпо на перилах ресторана — оранжевый гибискус в капельках недавнего дождя…

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

В Спелло влюбилась сразу и навсегда…

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Приятные глазу подарочки сыпались, как из рога изобилия, на каждом шагу:

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Есть в Спелло и отели, это вот терраса одного из них:

Еще одна церковка, на сей раз век 13-й:

Жаль закрыты были эти крошки…

Впрочем, вполне хватало улочек и двориков!

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

В одном из них обнаружился роскошный куст белопероне

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Некоторые ресторанчики хвастаются знаменитыми клиентами:

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Пропустила одну намеченную электричку, с удовольствием забыла бы и о следующей, но тогда бы уже точно ничего не успела в Ассизи… Это еще хорошо, что я попала сюда не летом! Летом бы меня из Спелло за уши было не вытащить))) Тем более, если бы удалось «совпасть» с фантастическим La Infiorata di Spello — цветочным пиршеством, приуроченным к католическому празднику Тела и Крови Христовых.

В этот день в городе «расстилают» двухкилометровый ковер из цветов с картинами главным образом на религиозные темы. Около двух тысяч мастеров несколько месяцев трудятся над будущими шедеврами, придумывая сюжеты, разрабатывая эскизы, составляя списки необходимых материалов (злаков, ягод, лепестков цветов и листьев). Все должно быть только свежим и только натуральных, природных оттенков. Никакие искусственные красители не разрешаются. В ночь накануне праздника художники начинают создавать цветочный ковер. В восемь утра работа должна быть окончена. А любоваться этой красотой можно будет всего-навсего 3 часа (!!!), так как ровно в одиннадцать из церкви, во главе с епископом, выходит торжественная процессия и движется прямо по коврам. Очень советую глянуть в Сети фоточки! Потрясающе!

Но и осенний Спелло очень и очень хорош… На прощанье снова любуюсь панорамами…

Умбрия. И в ноябре цветущий Спелло

Надо ли говорить, что расставаться с милейшим Спелло мне не хотелось категорически? Тем более, что впереди ждал казавшийся очень-очень серьезным Ассизи…Я его даже побаивалась слегка…