Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:08
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Ростов Великий — Россия Июль 2020

Если есть время и силы после осмотра Кремля, то надо идти дальше! У меня время было, так как я приехал в Ростов на сутки. А силы возобновились после часа отдыха в отеле. Расскажу о своей вечерней прогулке вокруг Кремля и к Спасо-Яковлевскому монастырю на берегу озера Неро.

Церковь Спаса на Торгу

Эта церковь, одна из самых красивых в городе, находится у стен Ростовского кремля и Гостиного двора. Этим объясняется приставка к ее имени. Появилась она в конце XVII-го века. Причем красота ее во многом создается ее неухоженностью, которая ей не мешает. Так, я заметил целую группу художников, которые устроились в нише Гостиного двора, каждый из них выбрал свой ракурс для рисования, несколько человек рисовали именно эту церковь.

Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Монастырь был основан в XIV-ом веке. Каменный собор был построен в конце XVII-го века. Находится севернее Ростовского кремля. Сейчас там идет серьёзная реконструкция, для туристов прохода нет. Но и со стороны кирпичные стены монастыря и собор в лесах производят впечатление.

Церковь Николы на Подозерье

Эта церковь является самой ближней к озеру Неро, поэтому и получила такую приставку. Первый деревянный храм на этом месте стоял еще в домонгольские времена. Нынешнюю кирпичную церковь возвели в середине XVIII-го века. Она принадлежала к находящемуся рядом женскому Рождественскому монастырю. В советские времена здесь был цех кондитерской фабрики. Сейчас церковь восстановлена, включая снесенный в советские времена шпиль колокольни.

Церковь Бориса и Глеба

Нынешний храм возведен на крепостном валу в середине XVIII-го века в том месте, где когда-то засыпанная ныне река Пижерма впадала в озеро Неро. Здесь располагался княжеский дворец. Практически разрушенный в советское время храм, к сожалению, не восстановлен до сих пор… Кирпичное неоштукатуренное здание с обезглавленной колокольней взывает о помощи!

Дом Ремесел

Этот небольшой музей находится в историческом купеческом здании на Толстовской набережной, огибающей стену Монастырского сада Ростовского кремля. Среди многочисленных изделий местных мастеров, конечно, выделяются изделия из чернолощеной керамики. Если есть полчаса свободного времени, стоит сюда заглянуть.

Ремесленный двор «Жар птица»

Этот двор примыкает к Ростовскому кремлю с запада. Он представляет собой огороженную деревянными стенами с башнями территорию, которые придают особый колорит торговым лавкам и процессу приобретения ростовских сувениров.

Ростов Великий. Вокруг Кремля и Спасо-Яковлевский монастырь

Закончив с обходом Кремля, и знакомством с расположенными вокруг достопримечательностми, я спустился к озеру.

Озеро Неро

Этому озеру, в первую очередь, обязан Ростов Великий тем, что наши предки обосновались здесь, а позднее заложили город. Достаток пресной воды и рыбы — основная тому причина. Конечно, сейчас озеро не может прокормить рыбой даже такой небольшой город, но когда-то наличие рыбы было веской причиной поселения славян. Живописное озеро служит прекрасным фоном Ростовского кремля.

Подозерка

Однако, к сожалению, местные власти не оборудовали даже малый участок набережной, куда могли бы выйти люди от кремля и совершить прогулку. Грунтовая дорога в ямах и колдобинах обрамляет западный берег озера. Я поначалу думал, что можно будет пройти от кремля как до Спасо-Яковлевского монастыря (и это можно сделать), так и до Богоявленского Авврамиевого, так как они оба находятся на берегу озера. Но, не тут то было! Дороги до второго монастыря по берегу нет! Надо вернуться в город и пройти жилыми кварталами…

Рождественский остров

Единственный остров на озере Неро, представляющий собой монолит-останец. Считается, что в языческие времена остров использовался местными жителями для проведения обрядов с богом Велесом. К нему можно подплыть на кораблике, катающем туристов или нанять лодку. Жаль, но моя прогулка по озеру на кораблике не состоялась…

Пристань «Подозёрка»

Небольшая пристань, от которой отправляются кораблики для речной прогулки по озеру к Спасо-Яковлевскому монастырю, находится напротив Ростовского кремля. Так как я был в городе во время ковида, туристов было мало, рейсов — тоже мало. К семи вечера я был на пристани один, и не мог рассчитывать, что ради одного меня будет сделан рейс. Пожалуй, неосуществленная прогулка на кораблике по озеру, это единственное. О чем я буду жалеть…

Поклонный крест

Четырехметровый крест установлен на огромный валун берегу озера Неро несколько лет назад в честь 1000-летия преставления князя Владимира. По преданию князь крестил в водах озера ростовчан.

Ростов Великий. Вокруг Кремля и Спасо-Яковлевский монастырь

Часовня в честь равноапостольного князя Владимира

Предание утверждает, что киевский князь Владимир лично крестил жителей Ростова в озере Неро в 991-ом году через два года после того, как окрестил киевлян в Днепре. В честь этого события недавно на берегу озера установлены современные часовня и Поклонный крест.

Ростов Великий. Вокруг Кремля и Спасо-Яковлевский монастырь

Далее мой путь лежал вдоль берега озера к Спасо-Яковлевскому монастырю. С учетом остановок на фотосъемку он занял минут сорок.

Спасо-Яковлевский монастырь

Монастырь находится на берегу озера Неро примерно в трех километрах юго-западнее Ростовского Кремля. На него открываются замечательные виды как со стороны озера, так и с приозерной набережной. Монастырь основан в конце XIV-го века епископом Иаковом. Главный собор монастыря — Собор Святой Анны. Здесь хранятся мощи причисленного к святым Иакова. Вторым собором стал Димитриевский собор. Здесь хранятся мощи святого Димитрия Ростовского. Сюда на богомолье приезжали практически все российские императоры. Уже в начале XX-го веке освящены пещерный храмы Воскресения Христова и Толгской иконы Божией матери.

Когда я посещал Ростов с автобусной экскурсией в советские времена, нас подвозили к этому монастырю. Даже сохранились несколько фотоснимков его стен и башен. Туристы на своих машинах, конечно, имеют возможность подъехать к нему. Я же был без машины, и совершил прогулку от Кремля пешком. С одной стороны, это утомительно (особенно после полного экскурсионного дня на ногах). Но, с другой стороны, это позволило мне насладиться видами на озеро!

Колокольня Спасо-Яковлевского монастыря

Трехъярусная колокольня была построена в конце XVIII-го века. Со временем количество колоколов достигло двух десятков. Самый большой колокол весит более 12-и тонн.

Башни Спасо-Яковлевского монастыря

Спасо-Яковлевский монастырь окружен белокаменными стенами с несколькими внушительными башнями. Юго-восточная и Северо-восточные башни выходят на озеро. Самые красивые противоположные Северо-западная и Юго-западная башни. Часть башен восстановлены и отреставрированы. Другая часть башен находятся пока в полуразрушенном состоянии.

Собор Зачатия Святой Анны

Зачатьевский собор был построен для Спасо-Яковлевского монастыря в конце XVII-го века во времена расцвета церковного строительства в Ростове Великом при архимандрите Ионе. Здесь хранятся мощи причисленного к святым Иакова.

Димитриевский Собор

Этот собор был построен в конце XVIII-начале XIX века в стиле классицизма на средства графа Николая Шереметева. Поэтому собор называют еще Шереметевским.

Храм Святого Иакова Ростовского

Этот небольшой храм был построен в середине XIX-го века на средства графини Орловой-Чесменской. Он примыкает к Зачатьевскому собору, так как возведен на месте существовавшего здесь до него придела.

Спасо-Преображенский храм

Этот мощный пятиглавый храм — все, что осталось от Спасо-Песоцкого монастыря, который находился по соседству с ныне сохранившимся Спасо-Яковлевским монастырем, унаследовавшим часть его имени. Удивительно, но проход к храму закрыт, им можно полюбоваться лишь со стороны Спасо-Яковлевского монастыря.

Ростов Великий. Вокруг Кремля и Спасо-Яковлевский монастырь

Вечерело. Пора было возвращаться в гостиницу. Путь от Спасо-Яковлевского монастыря лежал по Ленинской улице (бывшей Покровской). По пути попались два музея и одна церковь.

Музей Царевны-лягушки

Небольшой музей в историческом здании постройки конца XVIII-го века пополнит вашу коллекцию музеев Ростова Великого после того, как вы осмотрите музеи Кремля. Учредители музея предположили, что царевна-лягушка жила на берегу озера Неро, так как считается, что у аборигенов из племени меря, проживавших здесь, лягушка была священным земноводным. Для туристов — хороший аргумент, чтобы побывать в музее на обратной дороге из Спасо-Яковлевского монастыря к Кремлю по центральной Ленинской улице. У меня на этот музей ни времени, ни сил не хватило.

Музей ростовского купечества

Этот музей находится в одной из сохранившихся купеческих усадеб конца XVIII-го века на Ленинской улице рядом с музеем Царевны лягушки. Усадьба принадлежала семье Кекиных, поэтому основная часть экспозиции посвящена им. Тем, кто интересуется основателем великолепной гимназии и фабрики Рольма, надо обязательно сюда зайти. Проходя мимо музея, я еще ничего не знал об этих достопримечательностях Ростова (я увидел их на следующий день). Пришлось оставить музей для следующего раза.

Покровская церковь

Первый деревянный храм, о котором известно с начала XVII-го века, сгорел Нынешняя кирпичная церковь была построена в середине XIX-го века. Улица с нынешним названием Ленинская тогда носила имя Покровской. В советские времена здание церкви приняло удручающий вид. Сейчас церковь восстановлена и является действующей.

Ростов Великий. Вокруг Кремля и Спасо-Яковлевский монастырь

Кафе Алеша Попович (продолжение)

Сил хватило на семь часов, когда около восьми вечера я обнаружил, что поужинать в общем, как-то и негде! Историческая часть города совсем опустела, видимо желающих покушать, кроме меня, здесь больше не осталось. В смятении я подошел опять к тому же кафе и увидел, что и оно уже опустело и закрыто. Спасибо молодому человеку, который заметил меня и пригласил войти в уже закрытый ресторан. Он попросил официантку, которая вспомнила меня, как дневного посетителя, обслужить и накормить судаком с жареной картошкой и медовухой. Так я не умер от голода, а наоборот, наелся так, что еле дошел до своего отеля, в котором ресторан уже тоже не работал…

Ростов Великий. Вокруг Кремля и Спасо-Яковлевский монастырь

Время было около девяти вечера. Стемнело. Я ожидал, что включат подсветку Кремля, но не дождался. То ли ее нет совсем, то ли она включается только по определенным дням. В будний день я ее не увидел.

Так закончился мой первый экскурсионный день в Ростове Великом.