Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 7:18
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Ростов Великий — Россия Июль 2020

Большинство туристов приезжают в Ростов Великий, чтобы увидеть его знаменитый Кремль. И правильно делают! Пожалуй, этот кремль — один из самых впечатляющих в России. Я обошел и отснял его сначала снаружи, а потом пошел внутрь.

Государственный музей-заповедник Ростовский кремль

Знаменитый Ростовский Кремль был построен в конце XVII-го века вокруг Успенского собора митрополитом Ионой. В это время стены и башни уже не имели оборонного значения и никогда не использовались в военных целях. Для нас это образец русского фортификационного строительства. Кремль состоит из трех огороженных стенами площадок. Первая формирует пространство вокруг Успенского собора и звонницы. Вторая — формирует Владычий двор с несколькими церквами, третья — отведена под Митрополичий сад.

Ростов Великий. Ростовский кремль

Я решил осмотреть сначала платную часть заповедника. Купил входной билет и билеты на все открытые в тот день экспозиции. Для пенсионера — недорого.

Церковь Иоанна Богослова

Надвратная церковь украсила ансамбль Ростовского Кремля в конце XVII-го века, сделала его уникальным и узнаваемым. Традиционный русский пятиглавый храм снаружи крепостных стен находится в обрамлении двух крепостных башен. Его вид является открыточным.

Владычий двор

Самая обширная из трех ограниченных крепостными стенами территорий Ростовского Кремля. Она создавалась при митрополите Ионе в коне XVII-го века. Отсюда можно пройти через ворота на Соборную площадь и в Митрополичий сад. Владычный двор включает несколько церквей: Надвратный храм Воскресения Христова, Храм иконы Божией Матери «Одигитрия», Надвратный храм Воскресения Христова, Церковь Спаса на Сенях, а также несколько зданий: Судный приказ, Дом на Погребах, Самуилов корпус, Белую и Красную палаты, Княжьи терема и пруд посередине. Очень впечатляющий архитектурный ансамбль!

Белая и Красная палаты

На территории Владычного двора можно увидеть и посетить Белую и Красную палаты. В Белой палате находится музей церковных ценностей, в Красной палате находятся музейная гостиная и историческая экспозиция.

Ростов Великий. Ростовский кремль

Храм иконы Божией Матери «Одигитрия»

Самый красивый храм в Архиерейском дворе Ростовского Кремля был возведен в конце XVII-го века как последнее сооружение уже при преемнике митрополита Ионы — Иосафе. Резные стены и кремовый цвет отличает его от всех храмов Ростова. Осмотр интерьера входит в программу осмотра крепостных стен Архиерейского двора — вход в церковь для туристов с крепостной стены. Стенопись начала разрушаться еще в XIX-ом веке. В начале XX-го века ее подновили, а в советские времена — побелили. Так что, то что мы видим сейчас, скорее всего новодел… На первом этаже церкви устроена выставка «Сияет злато и лазурь».

Надвратный храм Воскресения Христова

Церковь находится на внутренней стене, разделяющей Соборную площадь и Владычий двор, между Колокольней и Судным приказом. Здесь устроены ворота, а храм возвышается над ними. Открыточный вид на церковь открывается с Соборной площади и со Звонницы. Это обусловлено тем, что со стороны Соборной площади храм находится в обрамлении двух крепостных башен. Интерьер поражает великолепной стенописью и алтарем.

Церковь Спаса на Сенях

Эта небольшая одноглавая золотоглавая церковь на высоком подклете служила домовым храмом Ростовских митрополитов. Восхищает стенопись, пожалуй, самая живописная среди церквей Владычного двора.

Церковь Григория Богослова

Эта пятиглавая церковь была построена в конце XVII-го века на месте палат Григорьевского монастыря. Лучшие виды на нее открываются из Митропольчьего сада. Интерьер украшен фресками.

Митрополичий сад

Этот сад разбит на территории бывшего Григорьевского монастыря, который был упразднен в XVII-ом веке при строительстве митрополитом Ионой Архиерейского двора. Он примыкает к Владычному двору с востока со стороны озера Неро, хотя и отделен от прибрежной территории невысокой кирпичной стеной. Здесь есть небольшая парковая зона, яблоневый сад, огород и беседка. Здесь хорошо отдохнуть, если вы устали во время экскурсии.

Как раз в тот момент, когда я закончил внешний осмотр Владычного двора и Митрполичьего сада, пошел дождь. Я укрылся от него в музеях.

Музей финифти

Ростов — столица российской финифти. Великолепный музей финифти находится в здании Судного приказа. Здесь представлены работы старых мастеров и относительно современный работы. Многие туристы приезжают в Ростов, чтобы приобрести финифть. Перед тем, как идти по сувенирным магазинам или направляться на фабрику, есть смысл побывать в этом музее, чтобы сверить шкалу оценок и предпочтений в качестве изделий.

Музей «Колокола и колокольчики»

Ростов славится знаменитыми колокольными звонами. Звонница Успенского собора является одной из главных достопримечательностей Кремля. Однако звучание ее колоколов можно услышать нечасто. А вот звучание колоколов Колокольницы Владычного двора можно услышать по несколько раз в день. Понятно, что это можно сделать со стороны, в колокольницу доступа туристам нет. Чтобы разглядеть колокола близко, есть смысл зайти в небольшой музей колоколов, расположенный в одном большом помещении рядом с музеем финифти.

Музей церковных ценностей

Музей расположен в Белой палате. Он располагает очень богатой экспозицией и, с моей точки зрения, является самым интересным музеем Ростовского кремля. Можно, конечно, размышлять над тем, какая часть экспонатов оригинальна, а какая — лишь искусные копии, но, в целом, музей производит очень приятное впечатление, особенно если проецировать увиденные экспонаты на личность митрополита Ионы, портрет которого здесь выставлен.

Ростов Великий. Ростовский кремль

Закончив с платной частью заповедника, я направился в бесплатную часть. Хотя, для того, чтобы подняться на звонницу, пришлось заплатить при входе.

Успенский собор

Древнейшее каменное сооружение Ростовского Кремля было возведено в начале XVI-го века. Классический облик пятиглавого собора, доминирующего над северной частью Кремля, и радует, и воодушевляет. Внутри продолжается реставрация, там еще много работы.

Звонница Успенского собора с церковью Входа Господня в Иерусалим

Отдельно стоящая от Успенского собора четырехъярусная звонница было возведена во времена митрополита Ионы в конце XVII-го века. Все 15 колоколов, включая 2,5-тонный «Сысой» сохранились. К колоколам можно подняться, прикоснуться к колоколам и увидеть панораму Кремля. Здесь же в звоннице находится церковь Входа Господня в Иерусалим.

Храм Входа Господня в Иерусалим

Эта церковь находится под колокольней Успенского собора в средней части нижнего яруса. Сооружена в конце XVII-го века. Большинство туристов ограничиваются подъемом на звонницу к колоколам и забывают зайти в церковь…

Водяная башня

Одна из башен Ростовского кремля, находящаяся в восточной крепостной стене, имеет смотровую площадку. Можно ограничиться подъемом на колокольню, где тоже есть смотровая площадка, но с Водяной башни ракурсы фотосъемки немного другие.

Настало время обеда.

Кафе Алеша Попович

Первое достоинство кафе заключается в его очень удобном расположении на углу Соборной площади. Ее архитектура русской избы тоже привлекает туристов. Да и наличие посетителей в практически еще пустом от туристов городе (ограничения на коронавирус только что закончились), тоже сыграло роль в моем выборе. Так что мне не сразу нашли свободное место. Борщ с чесночными пампушками и кусочками ржаного хлеба с салом — то, что надо, чтобы восстановить силы, истраченные в дороге из Москвы и первой прогулкой вокруг Кремля. Кусочки свинины и картошка, жареные на сковороде, сформировали силы на последующую продолжительную прогулку-экскурсию. А местная медовуха восстановила водный баланс.

Ростов Великий. Ростовский кремль

Я вернулся в гостиницу и отдохнул перед вечерней прогулкой.

Мои видеороики об этой части прогулки.