Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 13:58
Мы будем путешествовать!

Шарджа — ОАЭ Декабрь 2020

Рассказ о ловле крабов здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33129

Рассказ о джип - сафари здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33131

Рассказ о поездке на Индийский океан (Фуджейра) здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33169

Рассказ о Рас-Аль-Хайме здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33168#comment2210901_

Рассказ о Дубае здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33303

Странный год, странная пандемия, странные путешествия, почему бы и отчету об одном из них не быть странному — с конца к началу? Или, это голос крови и захотелось написать справа налево? Не знаю, но декабрьскую поездку в Эмираты, почему-то, начала писать «с хвоста», с последнего дня, с Шарджи.

Слово Шарджа переводится с арабского языка, как «Восток», или, как вариант, «Восходящее солнце».

Из семи Эмиратов Шарджа — единственный, у которого есть территории вдоль Персидского и Оманского заливов. Заливы разделены Ормузским проливом. Персидский залив мельче, теплее и соленее, чем Оманский залив. В результате, в каждом водоеме, различная экосистема. Прибрежные зоны состоят из мангровых зарослей, коралловых рифов, солончаков (сабхи), песчаных и каменистых пляжей и прибрежных равнин. Вдоль восточного побережья также есть районы, где скалистые утесы и горы составляют ландшафт. Острова Шарджи являются важными средами обитания и нерестилищами диких животных, таких, как морские черепахи и птицы. Без учета островов Шарджа составляет примерно 2600 кв. км., что составляет 3,3% территории ОАЭ.

Люди, в основном, селились вдоль береговой линии, чтобы пользоваться дарами моря. Оба побережья были стратегическими пунктами среди многочисленных торговых путей, а богатые воды предлагали источники пищи и возможности для дохода. Основными отраслями промышленности были ловля жемчуга и рыбная ловля. Многие другие профессии, например, судостроение, возникли в результате этих двух морских занятий. Фактически, родственные профессии давали 85% средств к существованию жителей прибрежных районов. Торговля была еще одним важным занятием. Используя материалы, получаемые от моря, жители побережья строили дома из кораллов и изготавливали украшения из жемчуга. Когда мужчины были в море, женщины брали на себя больше обязанностей, например, продавали товары на базаре или ухаживали за животными. Экспорт из региона включал ладан, сушеную рыбу, жемчуг и другие морские товары.

Горная цепь Хаджар покрывает значительную часть восточной Шарджи. Она образовалась миллионы лет назад, в конце мелового периода, в результате движения тектонических плит Земли. Столкновения между этими плитами привели к тому, что дно океана поднялось высоко над уровнем моря. Горы Хаджара имеют высоту около 2000 метров и состоят, в основном, из известняка. В горных районах Шарджи выпадает немало осадков, что способствует растительности. Более тысячи лет ветер и дождевая вода способствовали разрушению гор, давая начало гравийным равнинам, которые помогают формировать вади. В прохладные месяцы (относительно прохладные), с ноября по апрель, дождевая вода временно заполняет вади, создавая реки с быстрым течением.

Однако, большая часть ландшафта Шарджи — пустыня. Песок, выветренный из скал, переносится ветром и водой, образуя дюны и пляжи. Большая часть песка пустыни Шарджи поступает из окружающих гор, которые содержат известняк, железо, сульфид свинца и органические материалы. Этот состав придает песку насыщенный красновато — коричневый цвет. Оазис — это место в пустыне, где уровень грунтовых вод близок к поверхности земли и есть плодородная почва. К воде можно получить доступ из природных источников или колодцев, и она помогает поддерживать изобилие жизни в бесплодном ландшафте. Аль Даид — важнейший оазис Шарджи, один из основных поставщиков овощей в ОАЭ.

Это был краткий экскурс в геологию и географию эмирата Шарджи. Немного об истории Эмирата. Именно здесь в 50-е годы 20 века были найдены первые доказательства жизни древних людей на территории страны. Это происходило около 85 тысяч лет назад.

Если переместиться ближе к нашему времени, за 7 тысяч лет до сегодняшнего дня, то как ни сложно в это поверить, но климат Шарджи был совершенно другой — дождливый и мягкий, и на месте сегодняшней пустыни были совершенно плодородные земли, на которых кочевые народы занимались скотоводством.

Много веков жизнь на этой территории была неразрывно связана с заливом и его дарами. Но климат менялся, вода уходила вглубь, становилось все суше, и люди были вынуждены приспосабливаться.

В 7 веке регион Шарджи исламизируется, но поскольку ничего глобального в этот период не происходило, то и раскопки не приносят ничего особенного. А вот в 15 — 17 веках, в португальский период страны, жизнь начинает «оживать».Начиная с этого периода, и дальнейшие сто лет голландского периода, и последующие два века Британского периода, исследованы очень хорошо, благодаря множественным документам. Это были торговые отношения с Европой, а бухгалтеры ведут учет — «у нас все ходы записаны».

Новое — это хорошо забытое старое. Шарджа — ОАЭ

Интересна история правящей династии Аль Касими. Эта династия управляет двумя Эмиратами, но я хочу упомянуть именно сегодняшнего правителя Шарджи. Англичане, которые всегда любили совать нос везде, в 1965 году устроили переворот и посадили на трон шейха Халида ибн-Мухаммеда. Свергнутый шейх Сакр ибн-Султан, через 7 лет, нанял египетских наемников, и организовал свой переворот. Но, к этому времени, Шарджа уже входила в объединенное государство, и главный шейх Абу Даби — Заид, отправил в Шарджу военных из соседнего Дубая, под командованием шейха Махмуда ибн Рашида Аль-Муктуна, который разгромил наемников, взял в плен шейха Халида (и, на всякий случай, убил его), а шейха Сакра арестовал. В итоге трон достался совершенно другому шейху — первому престолонаследнику Султану ибн Мухаммеду. Просто сериал из истории нашего времени!

Ну, и примерно в это время, полился нефтяной дождь, в Шардже было открыто месторождение Мубарак, которым правители страны и Эмирата распорядились очень правильно. Началось грандиозное строительство школ, больниц, коммуникаций и культурных центров.

Теперь немного о его столице, одноименном городе Шарджа. Я бывала здесь неоднократно, в 90 — е и нулевые, последний раз — в 2004 году. И, если попав в Дубай, у меня было полное ощущение, что я здесь впервые, то приехав в Шарджу произошла радость узнавания, время, словно застыло здесь. Очень чувствовалось, что Шарджа — самый консервативный эмират, хранитель традиций. Здесь запрещен алкоголь (за исключением аэропорта, и английского гольф-клуба), так что, туристы, которые не могут без виски, перебираются за ним в соседний эмират — Аджман.

Учитывая, что я была на экскурсии с группой, то смотрела и, соответственно, опишу, то, что показывали. Большую часть столицы Эмирата Шарджа я видела из окна автобуса.

В Шардже более 600 мечетей, и многие из них являются настоящими жемчужинами. Мечеть Аль Нур, посвященная шейху Мухаммеду ибн Султану Аль Касими, одна из самых известных достопримечательностей. Название переводится с арабского языка как «прострация», либо - "свет". При строительстве за образец была взята Голубая мечеть Стамбула. Этот беломраморный шедевр насчитывает 34 купола, стены облицованы натуральным камнем, по которому местными художниками создана роспись, в двух молитвенных залах. Мужской вмещает 1800 человек, женский 400 (видимо, женщинам некогда по мечетям ходить, у них и дома дел достаточно). Мечеть была открыта в 2005 году, и до сих пор в ней разрешено посещение туристами. Я представляю, как красиво она смотрится при вечернем освещении!

Пожалуй, стоит упомянуть еще об одной мечети — мечети короля Фейсала, самой большой из всех шарджских мечетей. Она была построена в 1987 году, в подарок Эмирату Шарджа от короля Саудовской Аравии, и вмещает 15 тысяч верующих. Помимо того, что эта мечеть выполняет свою функцию молитвенного дома, в ней еще располагается Международный Университет Ислама. Лично мне здание больше напомнило океанский лайнер, чем мечеть. Чувствуется, что накрылся мой круиз, планируемый на этот год, вот лайнеры и чудятся. К сожалению, мечеть открыта только для мусульман.

Самый видимый монумент города — Монумент Союза на площади Иттихад, памятник, символизирующий объединение Эмиратов.

Будучи в Шардже, обязательно посетите рынки! Главный рынок — Аль Маркази, или Голубой рынок. Глядя на него, название уже не надо объяснять, небесный цвет на песчаном желтом явно преобладает. Кстати, все русскоязычные туристы называют этот рынок «Паровозик», на который он явно похож.

Новое — это хорошо забытое старое. Шарджа — ОАЭ

Их несколько, на Центральный — Голубой рынок — мы не попали, а вот рынок Аль Арсах, один из самых старых в стране, был нами освоен. Он не просто рынок местного народного творчества и китайских сувениров, он еще и исторический: в кафе на этом рынке, скромно встретились два шейха, и было принято решение о вступлении Шарджи в состав Объединенных Эмиратов. И, наш гид Джамал, угостил нас в этом кафе чаем, сваренным по традиционному арабскому рецепту — вкусно и сладко.

Отзыв о рынке Сук Аль Арсах здесь.

Новое — это хорошо забытое старое. Шарджа — ОАЭ

Из исторических достопримечательностей, пожалуй, можно упомянуть Форт Шарджи, называемый по-арабски «хисн». Его построили в 1823 году, используя в качестве строительного материала кораллы, камень и саман, долгое время он стоял почти заброшенный, а в 2015 году его отреставрировали и теперь его пушки встречают туристов. Внутри располагается небольшой музей.

ЮНЕСКО назвало Шарджу Культурным центром в 1998 году, и город подтверждает это почетное звание. Монументальное современное здание — центр Культуры на одноименной Площади.

В культурной столице и без музеев было бы неправильно, мы посетили Музей наследия Шарджи, расположившийся в бывшем дворце семьи Аль Касими — шарджских шейхов, которые не всегда были шейхами. Музей очень интересный, рассказывающий о жизни и традициях местного населения, если кто-то окажется в Шардже — очень рекомендую. Отзыв об историческом Музее Наследия здесь.

Прямо у входа в музей встретился вот такой житель, судя по месту его проживания — Кот Ученый!

Новое — это хорошо забытое старое. Шарджа — ОАЭ

Видимо, я не единственная, у кого после музеев разыгрывается аппетит, есть захотели все. Наш Джамал (вот прелесть местного гида) отвел нас в ресторан, совершенно не в туристическом месте, где два больших зала были заняты местными (хороший показатель). Сирийский ресторан оказался что надо, можно было продолжить знакомиться с прекрасным! Отзыв о ресторане «Алеппо — гриль» здесь.

Если честно, то после Дубая, в Шардже интересно все, но без изумления (в Дубаях изумляет все, там любой объект с прилагательным «самый»). А вот что изумило в исламской консервативной Шардже, так это православная церковь Святого Апостола Филиппа. Это первая русская церковь не только в стране, а на всем Аравийском полуострове (православные были — греческая в Абу Даби и армянская в Шардже). Построена она была в 2011 году, в византийском стиле, по проекту архитектора Юрия Кирса. С чего вдруг здесь? Еще в начале нулевых годов настоятель православной церкви в Тегеране, впервые приехал в Эмираты, и провел православное Богослужение для православной общины страны. Позже, он приезжал неоднократно. В 2004 году, митрополит Кирилл, в статусе митрополита Смоленского и Калининградского, посетив ОАЭ, договорился с шейхом Султаном бин Мухаммадом аль Кассими о выделении участка земли для строительства церкви. Сегодня храм действующий, к нему примыкает здание культурно — просветительского центра.

Но, мы приехали сюда не за православной культурой, а за арабской, а потому отправляемся в Музей Исламской Цивилизации, расположившийся в здании бывшего рынка. Музей оказался очень интересным, от Коранов меня пришлось отклеивать. Отзыв о Музее Исламской цивилизации здесь.

А вот еще какой Коран есть в Шардже, жаль, что в цетре кольца, фото можно сделать только издали.

Будучи в Шардже, не поленитесь заехать на фруктовый рынок. Несмотря на то, что колорита востока в нем нет ни капли, он удивил. Отзыв о рынке здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/united-arab-emirates/city/sharjah/markets/40179/responses/8900

Еще одно место в Шардже, которое мне очень понравилось, совершенно новое - остров для отдыха с павильоном бабочек. Отзыв о нем здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/united-arab-emirates/city/sharjah/parks/30043/responses/8899

И последнее, что мы успели увидеть в Шардже за столь короткий срок, уже на выезде — из автобуса (как и почти весь город) — набережная Buhaira Corniche, откуда открывается отличная панорама города. Наверняка, прогуливаться здесь вечером, любуясь освещенными пальмами и зданиями — сплошное удовольствие!

Новое — это хорошо забытое старое. Шарджа — ОАЭ

А между тем, день клонился к закату, нам пора уезжать, причем не в отель, а в эмират Умм-эль-Кувейн, на ловлю крабов! Проехали через маленький и не богатый (по меркам Эмиратов) Аджман, глядя на него из окна.

Вот такая короткая прогулка по Шардже состоялась у нас. Надеюсь, в следующий раз я смогу уделить ей больше внимания. А для тех, у кого времени будет побольше, есть еще музеи:

• Археологический музей, вход свободный, с 9.00. до 20.00, перерыв с 13.00. до 17.00. Тел. +9715665466.
  • Парк пустыни и Центр дикой природы Аравии, с 9.00. до 17.30., во вторник выходной, по пятницамс 14.00. до 17.30., Тел. +97165311999.
  • Художественный музей, с 8.00. до 20.00., в среду после обеда открыт только для женщин и детей, в пятницу с 16.00. до 20.00., вход свободный. Тел. +97165688222.
  • Музей арабской каллиграфии, с 9.00. до 20.00., обед с 13.00. до 17.00, по пятницам открыт только после обеда. Вход свободный, тел. +97165683334.
  • Музей авиации «Аль Махатта», с 8.00.до 20.00. по будням, и с 16.00. до 20.00. по пятницам.
  • Научный музей, с воскресенья по четверг, с 8.00. по 14.00., по пятницам и субботам с 16.00. до 20.00., тел. +97165668777.
  • Крепость «Бейт Аль Набуда», с субботы по четверг с 8.00. до 20.00, по пятницам с 16.00. до 20.00. Тел. +97165681738.
  • Дом шейха аль Кассими, с субботы по четверг с 9.00. до 13.00. и с 17.00. до 20.00., по понедельникам с 9.00. до 13.00., по пятницам с 17.00. до 20.00. Тел. +97162774442.
  • Музей автомобилей, с субботы по четверг, с 8.00. до 20.00., по пятницам с 16.00. до 20.00, в воскресенье выходной. Тел. +97165580222.
  • Морской музей, с субботы по четверг, с 8.00. до 20.00., по пятницам с 16.00. до 20.00. Тел. +97165222002.
  • Школьный музей «Аль Эсла», с субботы по четверг, с 8.00. до 20.00., по пятницам с 16.00. до 20.00. Тел. +97165684114.
  • Аквариум, с понедельнико по четверг с 8.00. до 20.00., по пятницам с 16.00. до 21.00., по субботам с 8.00. до 21.00.
  • Познавательный центр, с воскресенья по четверг, с 8.00. до 14.00., по пятницам и субботам с 16.00. до 20.00. Тел. +971 65586577.

Спасибо за внимание.

Рассказ о ловле крабов здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33129

Рассказ о джип - сафари здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33131

Рассказ о Дубае здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33303

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия