Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:59
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Южно-Сахалинск — Россия Июль 2015

Если вы попали на Кунашир, будьте готовы к капризам погоды. Если она благоволит — не тратьте время в Южно-Курильске, постарайтесь использовать его для осмотра природных достопримечательностей. Так получилось и в нашем случае.

Сойдя на берег, мы оставили вещи в гостинице Флагман и отправились на экскурсию. Нужно пояснить: профессиональных гидов на Кунашире нет, точнее гиды есть, но роль таковых они берут по совместительству.

Во время нашего пребывания на острове, в свободное от работы время, нас курировали ребята из МЧС: и возили они нас по острову на джипах, и сопровождали в пеших походах, за что отдельное спасибо!

Итак, рассаживаемся по джипам и движемся в неизвестном доселе направлении. Дорога выводит из посёлка вниз. Слева тянется нижний город и бухта, далее проезжаем мимо кладбища. К сожалению люди не вечны. На Кунашире люди тоже умирают, и посему образовалось кладбище.

Неподалёку от этого места стоял японский посёлок. Японцы хоронили своих усопших примерно там же. Асфальтовая колея довольно не плохого качества. Вскоре с морем она расстаётся и начинает петлять по холмам среди разношёрстного леса.

По пути видим указатель «Горячий ключ». Это посёлок где погранчасть, но доступ туда закрыт. Говорят, что там есть термальные источники.

Наконец, уходим с основной дороги на второстепенную и почти сразу останавливаемся. Впереди речка.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Наши сопровождающие предлагают раздеться, обуть резиновые сапоги либо тапочки и идти вверх по течению.

Как далее выяснилось, именно в этом месте ручей Кислый соединяется с обычной речкой.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Кислый наполнен всевозможными сольфатами и ещё Бог знает чем. Когда речки соединились? Этого никто не знает. Поток Кислого меньше, но, в любом случае, далее в их совместной воде, ни рыбы, ни другой живности уже нет.

Раздеваемся и всей группой движемся против тёплого течения вверх по Кислому ручью. Босяком тут идти довольно проблематично, ибо дно усыпано различными камнями, при этом уклон речки довольно большой.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Ручей, или вернее целая речка под названием Кислый в 8 км. от Южно-Курильска, берёт начало на сольфаторном поле вулкана Менделеева на высоте 400 метров. Далее по течению горячие источники с температурой воды 90 градусов.

Даже тут на самом ручье я видел новые роднички, они, правда, были не горячие, и вода из них вытекала какая-то жёлтая.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

В самом Кислом всё красное от обилия окиси железа.

Ручей вполне подходит под определение мёртвой воды.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

На вкус вода действительно кислая. Рыбы и другая живность не обитают.

Травы и деревья также отодвигаются в сторону от тёплого безжизненного потока.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Помню в детских сказках встречалось упоминание живой и мёртвой воды, и, дабы добыть и ту и другую, нужно было садиться на большую птицу и куда-то лететь. Курилы от исторического центра Руси далековато. Теоретически Иван-царевич, сев на волшебного орла, вполне мог прилететь на Кунашир и набрать мёртвой воды из ручья Кислый.

Царя в сказке лечили, сперва мёртвой, а затем живой водицей и он неизменно выздоравливал. Здешняя тоже считается целебной.

Впервые тёплую речку в 1951 г. описал советский геолог Б. В. Стыликович.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

В посёлке Горячий ключ оборудованы специальные ванны, а здесь можно принимать оные в естественных условиях. В определённом месте холм, по которому спускается Кислый, словно специально, нарезан на ступени, в которых вода пробила благодатные ванны.

В августе 1990 г. на Кунашире инкогнито побывал председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин. Он купался на Горячем Пляже в источниках (это как раз рядом возле посёлка Горячий ключ). Говорят, Ельцин постоянно повторял — «Красота!»

Жаль, но его знакомство с островом оказалось коротким. Погода обещала надолго испортиться и посему визит Ельцина решили прервать. Председатель Верховного Совета РСФСР с Кунашира срочно улетел.

Мы же во времени были не столь ограничены. Я в источниках с удовольствием искупался. Ты сидишь в воде, блаженствуешь, а если подсесть под водопад, тело начинает ласкать и массажировать тёплый поток. Хотелось постоянно щёлкать фотоаппаратом.

Искупавшись, пошёл прогуляться чуть выше по течению, но других порогов уже не нашёл.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Пороги и водопады только в одном месте.

Многие кунаширцы по выходным часто приезжают сюда на пикник. Как безусловный плюс — никакого мусора по берегам я не заметил. После дождя, а также весной, ручей Кислый часто превращается в мощный поток, который ворочает огромные камни, сметая на своём пути абсолютно всё.

Подобный сель может длиться не более 10 минут, но разрушений в лесу он наделает великое множество. После живая природа день ото дня будет зелёным покрывалом затягивать раны нанесённые мёртвой речкой… Кунашир не только красив, но и суров.

Возвращаемся к машинам, переодеваемся и движемся в обратном направлении в сторону посёлка. По пути водитель завозит на источник с «живой водой».

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

С его слов, некоторое время назад немцы пытались наладить на острове производство пива. Они искали особую воду и выбрали именно этот родник.

Я попробовал, вода действительно вкусная. Кунаширцы, проезжая мимо, стараются непременно сюда заглянуть, дабы наполнить бутылку или канистру. Позже мы источник вновь посетили и видели, как воду в бачки набирали пограничники.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Ко многому мы привыкаем, многие вещи воспринимаем как обыденность, и тем не менее в очередной раз можно подивиться устройству нашего мира. Почему из одного источника на поверхность выходит вода «мёртвая», тогда как совсем рядом журчит «живая»?

Недра планеты практически не изучены. Никто до сих пор не может сказать точно — что же такое нефть?

Движемся в сторону Южно-Курильска. Возле посёлка поворачиваем чуть в сторону. Дорога здесь проходит по старой взлётной полосе. При японцах на этом месте был аэродром.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Советские инженеры решили его не использовать (новый аэродром построен в 20 км. от посёлка). Долгое время здесь стояли ржавые корпуса японских самолётов.

Наконец, вылезаем из машин посреди пляжа. Погода на Кунашире меняется быстро, небо и берег к моменту нашего визита уже начало затягивать туманом.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Однако это не помешало оценить очередной шедевр природы. Пред нами одна из главных достопримечательностей острова — скала Чёртов палец.

В 10–12 м. от края воды торчит одиночный утёс, действительно похожий на палец. Кажется, что кто-то большой и гигантский нырнул в море и показывает оттуда вытянутый палец с острым ногтем.

Скала совершенно отвесная, высота конструкции высотой с пятиэтажный дом и залезть на вершину достаточно сложно. Удивление вызывает ещё и тот факт, что вокруг никаких других скал и утёсов нет вообще.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Говорят, что после землетрясения 1994 г. Чёртов палец потерял часть фаланги и лишился былой грациозности. В любом случае, каменный столбик вызывает восхищение. В Бейруте две подобные скалы являются символом Ливана. У нас же, в силу удалённости Кунашира, про Чёртов палец мало кто знает.

Именно такие одиночные скалы в Сибири и на Дальнем Востоке принято называть кекурами. Кекур — столбовидная или конусообразная скала естественного происхождения.

Кекуры обычно стоят в реках, в морях, или просто на берегу, но обязательно возле воды. Кунашир расположен на широте Южного берега Крыма, но климат здесь более суровый.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Ветер, вода и солнце перемолотили некогда единый монолит, превратив его в гигантский столб, похожий на наконечник гигантского копья или на остроносый огурец.

До поездки я несколько раз просматривал фотографии достопримечательностей Кунашира, и видел, что возле Чёртова пальца часто устраиваются скачки на лошадях. Всё так и есть — «…а кони всё скачут и скачут».

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Надеюсь, с избами на острове всё будет нормально… Кстати, про избы, во времена японцев рядом стояла их небольшая деревушка. Располагалась она на возвышенности недалеко от скал под названием Чёртовы ворота.

Эмоции переполняют, в голове стучит:

«Я на Кунашире! На берегу Тихого океана!…»

В какой-то момент решил искупаться, однако ветер и волны быстро остудили желание. Вдобавок при ближайшем рассмотрении я увидел, что море грязное из-за морских водорослей, часть из которых выбрасывает на берег.

Когда читаешь в Москве про айнов, что они жили собирательством, смысл до сознания не доходит. Знакомая сахалинка рассказала, что водоросли, похожие на длинные листья, можно собирать и после специального приготовления есть, и посему с голода, ни на Курилах, ни на Сахалине, не помрёшь — море само поставляет продукты на берег, причём в больших количествах.

Кунашир_Ручей Кислый и Чёртов палец

Вот таким вышел первый день знакомства с удивительным островом под названием Кунашир.