Турист Татьяна (Vesnuschka2016)
Татьяна — была сегодня 19:30
Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти...

Мой Гамбург. От вокзала до руин. Декабрь 2020

Гамбург — Германия Декабрь 2020

С Новым 2021 годом мои дорогие Туристеры, всем здоровья и новых путешествий!

А я этот год начну с рассказа о городе, в котором я живу.

Для меня Гамбург (Hamburg), немцы говорят Хамбуйхь — самый красивый город в мире (после моего родного города Новосибирска)!

В нем больше всего мостов во всей Европы — больше, чем в Венеции, Амстердаме и Лондоне вместе взятых.

Если смотреть с самолета, то не видно города за деревьями. Это потому, что в Гамбурге сотни парков и зеленых насаждений!

Город с населением 1,7 миллиона человек является крупнейшим городом Европы, причём не столицей.

И все же вы почувствуете себя комфортно в большом мегаполисе. Множество маленьких переулков и уютных уличных кафе в окружении зелени формируют облик города.

Это один из самых богатых и благополучных городов Европы, по уровню жизни, по зарплатам и так далее. Город процветает, заботиться об экологии, можно ещё долго перечислять!

Гамбург — это северный город, темный, ветреный и холодный.

И здесь пахнет морем, хотя оно и не так близко, a река Эльба (Elbe) и озёра посреди города.

Сыро, пасмурно и холодно — это типичный гамбургский стиль. Да, ещё ветер и дождь — это важно для полной картинки города Гамбурга!

Я покажу вам мои любимые уголки…

Оказалось, что живем там 25й год, а на Туристере о нем у меня нет рассказа!

Восполню пробел!

25.12.2020Первый день Рождества (Weihnachten), отличная солнечная погода, плюс 4…

В этом отчете мы пройдем с вами пешком от Главного железнодорожного вокзала (Hauptbahnhof Hamburg) до​ руин St. Nikolai (Святого Николая):

Очень простые рождественские украшения, мало людей, утро.

Главная улица — Mönckebergstraße (Мёнкебергштрассе):

Главная улица - Mönckebergstraße

Можно от вокзала пойти и по Spitalerstrasse (Шпиталерштрассе).

Это пешеходная зона, которая является одним из центральных торговых районов города и образует диагональное соединение с Менкебергштрассе:

Spitalerstrasse

Самый дешевый способ исследовать Гамбург — пешком, на одном из многих городских велосипедов или на метро.

Советую прибрести карту Hamburg CARD, с которой вы можете пользоваться местным общественным транспортом, а также получать скидки на посещение многих достопримечательностей.

Линия U3 доставит вас практически во все важные места Гамбургa!

Здесь метро еще называют наземным поездом и именно это делает его отличной экскурсионной линией. Ветка U3 почти все время проходит над землей, и у вас открывается прекрасный вид на то, что происходит в городе. Поскольку поезд ходит по кругу, просто сядьте на него и сразу же получите обзор города.

Хорошей отправной точкой для этого является, например, главный железнодорожный вокзал (Hauptbahnhof) или Ратхаусмаркт (Rathausmarkt).

Церковь Святого Петра в Гамбурге — Hauptkirche Sankt Petri Hamburg — протестантская церковь, которая видна с начала улицы, старейшая приходская церковь города.

Mönckebergbrunnen

Mönckebergbrunnen — Kомплекс памятников с фонтаном в память мэра Иоганна Георга Мёнкеберга.

К сожалению, зимой скульптуры, извергающие воду, не работают.

Oн находится прямо между Мёнкебергштрассе и Шпиталерштрассе, которые здесь сходятся в одну точку.

Так что мимо не пройдете!

Церковь Святого Петра в Гамбурге - Hauptkirche Sankt Petri Hamburg

Ну вот и подошли поближе — Церковь St. Petri:

Церковь Святого Петра в Гамбурге - Hauptkirche Sankt Petri Hamburg

Открою секрет — как заходишь, есть 2 дверные ручки — морды Львов, а в пасти сакрально-мистическое Кольцо Жизни.

Посмотрите как они отличаются!

1849 год издания - после пожара 1842 года

Люди научились изображать Льва близко к оригиналу, 1849 годa издания — после пожара 1842.

Анно - MCCCXLII - 1342 - оригинальный!

А другой какой-то пришибленный и на Льва даже не похож… Анно — MCCCXLII — то есть складываем и получаем 1342 — лев оригинальный!

Прикиньте сколько людей за него держались! А тот уже жалкая поделка — но если вас спросить, какой больше нравиться? A?

Наверху смотровая площадка — но она сейчас закрыта — учтите на будущее! Виды на Ратушу оттуда сногсшибательные!

Ратуша - Rathaus

Ну что, как вам ратуша (Rathaus) — богатая, да? Здание мощное, архитектура серьёзная и огромная площадь это подчёркивает!

Ратуша — это гордость горожан.

Дебаты, каким должен быть главный дом города, продолжались больше пятидесяти лет!

И неспроста.

Ратуша должна была и в целом, и во всех деталях быть «гамбургской», непосредственно связанной с историей и жизнью города. Для такой высокой цели все средства хороши.

Архитекторы, скульпторы, художники так вольно использовали самые разнообразные стилистические средства для убранства ратуши, что в конце концов получился полный «винегрет» из античности, классицизма, реализма с приправами из библейских сюжетов, народных промыслов и с пряным ганзейским ароматом.

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

Мэрия Гамбурга находится недалеко от Альстера. Её высота 112 метров, её трудно не заметить и онa всегда служит ориентиром.

Гамбург — во многих отношениях мегаполис удивительный, с давними ганзейскими традициями, с противоречивой историей, с особым северным характером и потрясающим чувством юмора. И все это как будто отразилось в убранстве нашего «дома советов» — в камне, скульптурах, красках…

Для меня мэрия — одно из самых красивых строений города. Здание из песчаника в стиле неоренессанс не только внушительно, но и занимает целый квартал!

Чего не знают многие туристы: внутрь можно зайти и обычным людям. И там она впечатляет не меньше, чем снаружи.

Мы были внутри — роскошные интерьеры, залы расписные в разных стилях. Советую!

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

На Ратушe наверху на фасаде можно увидеть фигурные аллегории разных уважаемых профессий и разных ремёсел, которые мы разбирать по частям не будем, но то, что кто прославил и обогатил город осталось навека.

Ратуша - Rathaus.
Ищите птицу Феникс между часами на башне и гербом города!
Ратуша - Rathaus. Ищите птицу Феникс между часами на башне и гербом города!

А еще наверху изображение птицы, расправившей свои крылья — это Феникс, который восстал из пепла.

Kазалось бы, этот символ можно применить к любому немецкому городу, потому что Гамбург бомбили англо-американцы, как и везде, но этот Феникс гораздо старше — с середины 19го века (1842) — старый город тогда почти полностью выгорел и его отстроили заново и эту ратушу отстроили тоже после пожара — а в 1943 опять все разбомбили…и заново отстроили, причём нормально и теперь мы здесь гуляем.

наверху - герб Гамбурга на ратуше

Латинский девиз над порталом ратуши (написано золотыми буквами):

«Та свобода которую нам передали предки, должна бережно сохранятся и нами, потомками»

Мозаика Hammonia над порталом ратуши

По-немецки жителей Гамбурга называют Hamburger (Гамбургер).

Связь с едой — это отдельная история и связана она с иммигрантами! В начале 20го века, в поисках лучшей жизни европейцы иммигрировали в Америку и чаще всего на кораблях из Гамбурга, так как город имел на тот момент самый большой порт в Европе. Став генеральным директором судовладельческой компании HAPAG Альберт Баллин превратил ее в мирового лидера в сфере пассажирских перевозок.

Уроженец Гамбурга заново открыл для европейцев Америку, куда они с его помощью уезжали в поисках лучшей доли.

Это одна из историй, что кто-то когда-то на один из таких рейсов взял булку, разрезал ее на половинки и положил котлетку между ними, конечно, она выглядела по-другому, не такая как в McDonald’s, но этот лайфхак (как говорят сейчас) подсмотрели и с тех пор это неизменно пользуется успехом!

Вообще по сути это немецкая еда — до сих пор можно увидеть булочки с селедкой, рыбой или овощами (мы с мужем обожаем с селёдкой — самая типичная гамбургская еда!) в многочисленных киосках на вокзалах, в центре любого немецкого города, ну и на любом празднике!

Это примитивный вид еды, аскетичный, странный и не всегда полезный, но суть в том, что Гамбургер НЕ гамбургская еда, изобретён он был в Америки, но идея пришла отсюда и возможно через этих самых переселенцев!

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

Гамбург — город на воде, тут везде вода, полгорода стоит на сваях, центр тем более. Как и Амстердам, и Венеция — кстати, город Гамбург называют Северной Венецией.

Воду чувствуешь везде! Сплошные каналы! Kонечно, это предаёт своеобразный шарм этому городу и прогулки по нему приносят удовольствие!

Что удивительно, когда моросит дождь, редко кого увидишь с зонтом, все равно ветром вырвет и унесёт, поэтому все ходят в куртках с капюшоном, шарфах и дождевиках.

Alsterarkaden

Alsterarkaden расположены напротив ратуши. С их белыми круглыми арками, живописными террасами и расположением на набережной Альстера они источают венецианский колорит в центре Гамбурга.

Ассортимент магазинов, ресторанов и кафе эксклюзивен.

В результате большого пожара 1842 года Pынок Pатуши (Rathausmarkt) был реконструирован.

Архитектор и градостроитель из Гамбурга Алексис де Шатонеф считается одним из пионеров обновления кирпичной архитектуры. Поездки в Италию и Грецию оказали сильное влияние на его творчество. Его воспоминания об итальянских временах можно увидеть на аркадах Альстера.

площадь возле ратуши Rathausmarkt

Памятник в центре Гамбурга, который призван увековечить память жертв Первой и Второй мировых войн, имеет интересную историю. Каждый день это красивое место фотографируют туристы со всего мира. Со всех сторон.

Но большинство из них только обнаруживают эту огромную вертикальную колонну на своих фотографиях дома и спрашивают себя: что это за странное, огромное каменное сооружение?

Alsterarkaden

При ближайшем рассмотрении это каменное сооружение оказывается мемориалом в память о жертвах обеих мировых войн. Вплоть до конца 18 века в Европе почти не было военных мемориалов в честь отдельных солдат. Это было для принцев, королей или генералов. Ситуация внезапно изменилась после окончания Первой мировой войны.

Памятник в Гамбурге был установлен довольно поздно в 1931 году и вызвал ажиотаж еще до того, как был построен. Это длинная и захватывающая история с обычными предметами спора: кто должен ее строить? Что на нем должно быть показано? Какая должна быть надпись? Где это должно быть?

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

Мемориал в Гамбурге официально называется «Мемориал павшим в двух мировых войнах». Эрнст Барлах создал стелу скорбящей матери. Рельефная надпись: «Скорбящая мать с ребенком». Фигура матери и ее ребенок обнимают друг друга, утешая друг друга в их страданиях.

Она также известна под названием «Барлахская стела».

Ратуша, Юнгфернштиг, Мёнкебергштрассе и Торговая палата находятся в непосредственной близости от стелы.

В декабре 1929 года Сенат Гамбурга объявил конкурс на создание мемориала в память о погибших в Первой мировой войне. Эрнст Барлах был допущен к участию при посредничестве главного строительного директора Фрица Шумахера.

Скульптор и художник Барлах, живущий в Гюстрове, увидел в этом большой художественный вызов, вложил все свои силы в свой дизайн и был разочарован — его проект был отклонен. Из почти 150 представленных заявок победила концепция стелы с надписью. Дизайн был разработан гамбургским архитектором Клаусом Хоффманном. Тогда главный директор по строительству снова включился в игру. Он убедил Хоффманна сотрудничать с Эрнстом Барлахом. После первоначального колебания они вместе проработали свои идеи и, наконец, согласовали мотив «мать, ребенок, обращенный к ней лицом, забота».

Они оплакивают павшего человека, которого они потеряли на войне.

На другой стороне стелы заглавными буквами было написано: «Сорок тысяч сыновей города отдали свои жизни за вас 1914—1918 гг.».

Когда делегация Сената открыла мемориал ранним утром 3 августа 1931 года, восторга не было. Стела подверглась критике, она слишком ясно показывала печаль и боль. Поскольку конная статуя кайзера Вильгельма I была убрана с рынка возле ратуши, новый памятник рассматривался как политическое объявление войны социал-либеральным Сенатом против правых партий.

«Скорбящая мать с ребенком» снимается, а вместо него поставили парящего орла. Барлах узнал об этом, но ему не пришлось дожить до разрушения своей работы, потому что он умер незадолго до этого, в октябре 1938 года.

В 1949 году Сенат Гамбурга принял решение о восстановлении рельефа Эрнстa Барлахa.

Каменщик Фридрих Бурш реконструировал мемориал по слепку меньшей модели. Он был заново освящен и посвящен обеим мировым войнам.

С тех пор памятник является официальным городским мемориалом павшим, к которому ежегодно, в День памяти, возлагают венки от сената и горожан.

Основание флагштока

Вернемся к ратуше и обойдём ее с другой стороны, смотрите выпирает эркер на углу — это кабинет мэра, а мэр по-немецки — это Bürgermeister (бюргермайстер, мэр по простому), то есть мастер бюргеров, вообще получается идеально!

Hamburger und Burger!

Сплошной Mcdonalds, а не город! Ну ладно, посмеялись, идем дальше.

Внутренний двор ратуши — Итальянский дворик. Сейчас, конечно, закрыт:

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

Красивый неработающий фонтан — Холерный Фонтан, а в середине девушка — Гигиена, которая побеждает болезнь в виде Дракона.

Очень актуально, кстати.

В Гамбурге тоже была эпидемия и унесла много жизней, город серьезно пострадал.

За возможность селиться в крупных городах люди во все времена расплачивались известными неудобствами и здоровьем, а нередко и самой жизнью.

Xолера в Гамбурге свирепствовала с середины августа до конца октября 1892 года. Вообще-то небольшие эпидемии случались в городе каждые десять лет, но этой суждено было стать в истории Германии последней крупной катастрофой такого рода. По одной из версий, вибрионы холеры могли быть занесены в Гамбург беженцами из России, направлявшимися из местного порта в Америку.

Эпидемия обернулась также сильнейшим экономическим кризисом: торговые суда не заходили в закрытый гамбургский порт, а для местных судов в других портах вводили жесткий карантин. Авторитет Гамбурга упал настолько, что в Рейхстаге подумывали даже о том, чтобы лишить его статуса вольного города.

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

А когда в 1898 году открылась новая Ратуша, ее внутренний дворик украсил фонтан, который до сих пор служит напоминанием о той эпидемиологической катастрофе. Он посвящен античной богине чистоты и здоровья, которую звали Гигиея — от ее имени образовано знакомое сегодня каждому слово «гигиена».

Первоначально здесь собирались установить бронзовую фигуру бога торговли Меркурия, но после эпидемии холеры с тысячами жертв гамбургские власти решили подчеркнуть важную роль современного водоснабжения и строгого соблюдения гигиенических норм для борьбы с эпидемическими болезнями.

Актуально…

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

Напротив двух львов, охраняющих вход в Итальянский дворик, есть проход Bucerius Passage.

А в самом здании Bucerius Kunst Forum — Частный художественный музей с 4 меняющимися выставками в год в сотрудничестве с другими организациями.

Вот такой мост откроется вам с чудесными видами:

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

Ну что, полюбовались шлюзами, идем от ратуши на улицу Neuer Wall (Нойер Валль)— это торговая улица.

Магазины и рестораны ориентированы на потребителей с высокой покупательной способностью. Neue Wall входит в десятку ведущих торговых улиц в Европе:

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

В центре Гамбурга могу кое-что предложить в кулинарном плане.

Знаменитые Franzbrötchen, к примеру. Я обожаю Franzbrötchen (Францбрётхен — сладкая булочка особой формы из слоёного теста с корицей) из Гамбурга! Например, они очень хороши на вкус у пекаря Bäcker Junge.

Если вы предпочитаете длительный завтрак, настоятельно рекомендуется посетить Café Paris недалеко от Rathausmarkt.

На обед или ужин можно зайти в «Ателье F» («Atelier F»), в мой любимый ресторан в центре города. Обязательно попробуйте там сладкий картофель фри!

В центре города, недалеко от Landungsbrücken, расположилось огромное количество португальских ресторанов: здесь, в так называемом португальском квартале, люди едят, пьют, поют и играют музыку до позднего вечера. Всем, кто уже был в Лиссабоне, это будет так знакомо!

Пусть сейчас всё закрыто, но это обязательно изменится и мои советы возможно вам пригодятся…

Старое почтовое отделение (Alte Post). Прямо перед аркадами Альстера.

Neue Wall в Гамбурге — это «бульвар» прекрасных брендов: от Armani до Jil Sander.

Эта улица была полностью отремонтирована в 2006 году: широкие и элегантно вымощенные пешеходные дорожки ведут к изысканным магазинам, где можно приобрести одежду от Windsor или Burberry, ювелирные изделия от Tod’s, письменные принадлежности от Montblanc или ювелирные изделия от Wempe.

Poststrasse (Постштрассе) проходит по мосту, который был создан в качестве нового соединения рядом со зданием почты (Alte Post) после  пожара в 1842 году.
Poststrasse (Постштрассе) проходит по мосту, который был создан в качестве нового соединения рядом со зданием почты (Alte Post) после пожара в 1842 году.

Два соседа из XIX века — Adolphsbrücke и Bleichenbrücke (Адольфсбрюке и Блайхенбрюке), спроектированные и построенные в 1844–45 годах, до сих пор привлекают внимание и украшают собой центр города.

Оба моста расположены рядом, по одной улице. Первый построен над каналом Alsterfleet, второй — над Bleichenfleet. Если взглянуть с Adolphsbrücke в сторону Альстера, то виден мост и шлюзы у Ратуши, а вниз по течению Alsterfleet просматривается Graskellerbrücke.

Bleichenfleet (Блайхенфлит) - Бывший почтовый мост с башней старого почтового отделения.

Postbrücke

Adolphsbrücke (Адольфсбрюке) — это трехпролетное сооружение со сводами круговой формы. Мост украшает чугунная ограда, на выступающих в виде эркеров средних опорах размещены чугунные фонари.

Adolphsbrücke

Вид с мельничного моста (Mühlenbrücke) на Trostbrücke — мост Утешения:

Идём дальше — Trostbrücke — самый старый мост Гамбурга.

Мой Гамбург.  От вокзала до руин. Декабрь 2020

Едва ли на карте Гамбурга можно найти место с более богатым историческим прошлым нежели это, где расположен мост Утешения — Trostbrücke.

Мост названный Trostbrücke, был построен в 1266 г. Это сооружение документально упоминалось в городской книге как «ponts Trostes» (мост Утешения). По сложившейся легенде, это название связано с установленным тогда на мосту распятием, которое служило утешением осужденным на пути из здания суда в тюрьму.

По другой версии название моста предположительно соответствует имени владельца участка, некоего господина Троста.

Существовало еще одно название моста — «ропts campsorum» — мост менял: облюбовавшие мост обмениватели денег расположили на нем свои лавки.

Позже недалеко от моста возникли здания городской Ратуши, биржи, банка, суда и тюрьмы. Около 600 лет это место оставалось экономическим и политическим центром Гамбурга.

Trostbrücke

Первоначально мост был деревянным, в 1849 году снос старого моста стал неизбежным. Вплоть до 1881 года просуществовал временный деревянный мост, после чего был построен новый, существующий по сей день.

Мост украшают фигуры из красного песчаника двух ярких представителей соединенных мостом частей города: ранее упомянутых архиепископа Гамбурга святого Ансгара и графа Адольфа III фон Шауенбурга.

И вот руины St. Nikolai (Бывшая главная церковь Святого Николая) — мрачно.

Церковный башня по высоте на пятом месте в мире! 147,3 м, а была даже почти три года первой! (1874–1876)

Готические руины посреди офисных центров — стильно!

Бывшая главная церковь Святого Николая (Гамбург) - Руины главного храма Святого Николая.

Конечно, там внизу есть музей, а вокруг много памятников и мемориалов, произведений искусства, заставляющих нас задуматься о войне, о человеческой природе, ну вообщем, как-то так. Но мне просто нравиться, что они просто взяли и сохранили так как есть. Это лучше, чем если бы они ее полностью восстановили, на мой взгляд.

Erdenengel - Земной ангел

Самый известный памятник — Земной ангел — дай мне руку и я приведу тебя к самому себе…

Когда ее построили в 19 м веке — это было как показатель успешности и богатства Гамбурга — мол посмотрите какая неоготическая мощь! Как наш город, который процветает и люди верили в светлое будущее, глядя на неё! И когда ее построила — она была самым высоким зданием на тот момент! Три года подряд! И тогда никто и представить себе не мог, что спустя всего небольшой отрезок времени тут случится ужасная катастрофа!

И если брать ее существование за все время, то 75 лет она была нормальной церквью, куда ходили набожные прихожане — лютеране и половину своей жизни 75 лет, как руины, чем дальше, тем будет эта разница увеличиваться и тем дольше она будет напоминать нам об этой катастрофе — Второй Мировой войне…

Атмосфера здесь уникальная — никого нет, мрачно, типичный Гамбург…

Женский ангел - Weiblicher Engel

Центр Гамбурга — это то, чем можно гордиться! Не только ратуша, но и близлежащие церкви, такие как руины Св. Николая или главная церковь Св. Петри, а также красивые улицы заслуживают посещения!

Город поражает своей красотой и колоритом и является идеальным местом для проведения уик-энда.

Вы когда-нибудь были в Гамбурге? Если нет, то добро пожаловать!