Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:54
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Южно-Сахалинск — Россия Июль 2015

Так в жизни получается, что одни новости проходят через сознание, но человек их не замечает, тогда как другие, наоборот, остаются в памяти. Через три месяца после моего визита на Кунашир, у его берегов вновь затонуло рыболовецкое судно. Судьба трёх моряков неизвестна. Услышав, я очень сильно расстроился.

И вот совсем недавно 28 декабря 2020 года затонуло ещё одно судно, теперь в Баренцевом море. Из 19 моряков спасти удалось двух.

Покупая рыбу, мы даже не подозреваем, какой труд вложен в улов. Рыба для нас — просто товар. Люди в мегаполисах приходят на работу и садятся в удобное кресло. Они настолько привыкают к определённому формату, что не представляют другой стиль жизни, не говоря про таковую в другом измерении.

Интересный момент — мы россияне, живём в одной стране и при этом, в некоторых случаях, ничего не знаем друг о друге. Одним из таких белых пятен является Южно-Курильск — малая столица Курильских островов. Южно-Курильск расположен на восточной стороне Кунашира.

Проще всего попасть сюда на пароме. Кунашир это остров, поэтому так или иначе жизнь большинства островитян связана с морем: кто-то работает в порту, кто-то на рыболовецком траулере, кто-то обслуживает технику.

Вот как выглядит Южно-Курильск сверху.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Посёлок занимает почти целый мыс, который выставлен в море.

Мыс и остров образуют бухту. Порт здесь существовал ещё во времена японцев.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Первое, что видит человек, приплывающий сюда на пароме, это новый пирс, защищающий порт от штормов и от сильных волн.

Капитан нашего парома останавливает движение судна, и юркий маленький буксир пододвигает «Игоря Фахрутдинова» к причалу. В этом деле нужен опыт. Капитан буксира должен рассчитать свою скорость под массу судна, дабы не расколошматить ведомый корабль о бетонный причал. Он же выводит судно от причала.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Как тут не вспомнить добрый советский фильм «Берегите женщин»?! Четыре милые девушки, влюблённые в море, трудятся в морском порту Одессы примерно на таком же буксире. По фильму, их пытаются всеми силами убрать на берег, но девушки героически едят надоевшие макароны.

Хоть и идти до морвокзала всего 200 метров, но в порту Южно-Курильска сошедших на берег пассажиров к зданию подвозят автобусом, и также доставляют и обратно к трапу судна. На мой взгляд, подобное пассажиров дисциплинирует.

По прибытию мы разместились в отеле Флагман и почти сразу отправились на экскурсию. В последующем, мы так и базировались в посёлке, совершая радиальные экскурсии.

На Кунашире есть что посмотреть. А вот чего здесь нет, так это яхт и катеров в личном пользовании, и посему морскую прогулку вокруг острова совершить затруднительно.

Далее мы убедились, что подобный запрет введён не на пустом месте — Кунашир находится в Тихом океане. А дыхание океана не просто чувствуется — Южно-Курильск это ничто иное, как большой корабль ежедневно разбивающий носом океанскую волну.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Воздух здесь достаточно влажный и насыщенный морем, при этом само море безумно красивое, одновременно с этим коварное и суровое.

Море-океан окружает посёлок с трёх сторон. Оно может, словно пьяница в троллейбусе, дыхнуть и напустить тумана-перегара,

Кунашир_Берег погибших кораблей

а может и промолчать, затаить дыханье и порадовать островитян хорошей погодой.

Если злобную тещу не переделать, то так и здешнее море-океан обязательно проявит себя потом. Если, у Магомаева в песне про Каспий — море вернулось говором чаек, тот здесь оно никогда и никуда не уходит.

Кунашир_Берег погибших кораблей

А если ты забыл, где находишься, тебе обязательно напомнят. Большие жирные чайки и их жалобные крики — непременный атрибут Южно-Курильска.

Посёлок расположен на возвышенности.

Кунашир_Берег погибших кораблей

По-большому счёту, цунами ему не страшны, чего не скажешь о землетрясениях.

Последнее мощное и сильное случилось в 1994 году. Его последствия, в виде разбитых кораблей, можно видеть и теперь.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Возвращаясь с экскурсии, мы неизменно отправлялись гулять по посёлку, при этом каждый раз мы проезжали мимо погибших кораблей.

Оные «украшают» бухту расположенную в нижней части города. Один раз я упросил-таки водителя заехать на пляж, дабы сфотографировать.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Асфальтовая дорога идёт здесь чуть в стороне, а остовы кораблей разбросаны по всему берегу. Кататься по пляжу проблематично — здесь множество ручьёв, а в мокром песке можно завязнуть. Соответственно, я снял совсем немного и не то, что хотел.

В последующем я планировал в это место вернуться, но осуществилось подобное только в последний день пребывания. Организм мой на Курилах окончательно запутался во времени. Я поздно засыпал и рано просыпался. В последний день я опять встал ни свет ни заря.

До завтрака было более 2-х часов. Я предложил Максиму совместно прогуляться до кораблей. Он не захотел и гулять я отправился один. Ещё вчера и позавчера погода «шептала», и сверху из посёлка просматривалась бухта.

Кунашир_Берег погибших кораблей

На картине в музее это место выглядит вот так.

Жаль, но в последний день мне не повезло с погодой. Остров накрыло туманом, и на бухту вид теперь открывался вот такой.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Хорошее дело — отпуск! Идёшь, гуляешь, а люди спешат, кто на работу, кто к автобусу, который их до этой самой работы ещё должен дотрясти. В Южно-Курильске востребованы рабочие специальности. Пушистых офисных хомячков в посёлке нет (или почти нет).

Спускаюсь вниз по лестнице. Если идти налево, попадёшь в порт, наличие которого обозначает выставленный на сушу корабль.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Я же поворачиваю чуть вправо и прохожу по мосту через речку Серебрянку.

Протекающая по низине речка во время нереста буквально кишит рыбой, и как следствие этого, охранять роды мальков с материка приезжает ОМОН.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Недалеко от речки находится памятник, посвящённый победе над Японией. Именно в этом месте 2 сентября 1945 г. на Кунаширский берег ступил первый советский солдат.

Рядом с монументом церковь. Службы здесь не проводятся, в Южно-Курильске построен новый красивый храм, и старый просто закрыт.

Дальше я понял, что удобней всего идти по побережью, но от самого моря держаться лучше на расстоянии, дабы не проваливаться в мокрый песок. Утром довольно зябко, чтобы не замёрзнуть, надеваю ветровку, стараюсь идти быстрее. Море и суша укутаны туманом.

Кунашир_Берег погибших кораблей

В воздухе ни малейшего ветерка, на море ни малейшей волны, и на берегу ни единой живой души кроме меня. Где-то впереди маячат остовы кораблей. Чувствую себя так, словно я решил прогуляться по кладбищу. От мыслей отвлекает семейство упитанных хрюшек, свободно гуляющих вдоль берега.

Хрюшки, как впрочем и чайки, что-то находят на мусорке, а чем-то, в виде водорослей и ракушек, подкармливает океан.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Нижний город в Южно-Курильске кажется этаким фантомом. Нижний город идеальное место для фильма ужасов или однобокого японского репортажика про Кунашир. Цунами 1994 года смыло почти все постройки. Но этого ему показалось мало, море ещё и отщипнуло значительную часть суши.

Жилых домов здесь почти нет, но часть хозяйственных строений всё же осталось. Зато коровам и свиньям ничто и никто тут не мешает, соответственно, кто-то из фермеров пытается вести здесь хозяйство.

Кунашир_Берег погибших кораблей

На моё счастье на встречу не попались быки. Когда мы проезжали по дороге, водитель рассказывал, как два быка, защищая стадо, заходят с двух сторон и запросто отгоняют медведя.

Вскоре я поравнялся с какими-то складами, рядом с которыми то ли на ремонте, то ли на вечном приколе были выставлены небольшие боты и баркасы.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Это оказался именно тот случай, когда пациент скорее был мёртв нежели жив.

Впрочем, хозяйственная деятельность на складах продолжается.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Об этом говорило множество китайских мешков, заполненных каменной крошкой, используемой при строительстве дорог.

Чуть дальше появились погибшие корабли.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Если приехать в Египет, нырнуть с аквалангом и увидеть на дне Красного моря затопленный корабль, который будет украшен кораллами, а рядом будут проплывать стайки цветных рыб, подобное наверняка не навеет грустных мыслей. А где-то так и вообще, старые корабли оставляют возле берега специально, дабы они украшали пляж.

Но здесь это трагедия! Наверняка моряки, ходившие на этих судах, жили в Южно-Курильске, наверняка они боролись со стихией… При этом их дома, где их ждали и где за них молились, были всего в двух-трёх километрах…. По всему видно, без жертв здесь не обошлось.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Какие-то остовы обмывает волна, тогда как другие корабли основательно вросли в песок. Зрелище очень печальное и даже ужасное. Получается, что сюда на середину бухты большая волна часто выбрасывает суда. Бухта достаточно просторная, но открытая всем ветрам. Защитить в шторм она не может. При этом новый пирс, закрывающий от волн, построили недавно.

Я конечно полный дилетант в морском деле, но после, ради интереса, читал, как и что должен делать капитан во время шторма, как ставить судно против волны, какую скорость держать. Но при цунами, увы, ничего не поможет. Если волна в 1994 г. шла под прямым углом, у команды шансов спасти судно просто не существовало.

Кунашир_Берег погибших кораблей

Некоторые корабли были сразу выброшены на берег, тогда как другие застряли на мелководье, и оживить их не получилось.

Только мне берегов

Гвозди в душу мою

Забивают ветра.

Кунашир_Берег погибших кораблей

И гулякой шальным все швыряют вверх дном

Эти ветры — незваные гости,-

Захлебнуться бы им в моих трюмах вином

Или — с мели сорвать меня в злости!

До чего ж вы дошли:

Значит, что — мне уйти?!

Если был на мели —

Дальше нету пути?!

Кунашир_Берег погибших кораблей

У каждого погибшего корабля своя история, за которой чаще всего кроется человеческая трагедия.

И тут невольно вспомнишь фильм «Берегите женщин».

Кунашир_Берег погибших кораблей

Четыре хрупкие девушки на буксире?!