Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была вчера 18:10

Стамбул — Турция Сентябрь 2020

Итак, я продолжаю рассказ о своих путешествиях осенью 2020 года. О путешествиях по миру запретов и ограничений.

Мы с мужем провели замечательный месяц в Белграде и собрались поехать в Черногорию. Однако осуществить план оказалось непросто. Помешали вышеупомянутые ограничения. Обо всем этом я написала в рассказе «Одиссея в мире запретов. Шаг первый: Сербия».

«Нормальные герои всегда идут в обход» — пел герой детского фильма. Как в воду глядел. Выяснилось, что добираться из Сербии в соседнюю Черногорию стало проще всего через Турцию. Так возникла идея провести две недели в Стамбуле.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Поездка нарисовалась несколько неожиданно. В бюджет я ее не закладывала, а потому решила экономить. Никаких ресторанов, лишнего шопинга и дальних экскурсий. Будем смотреть только Стамбул. А главное, надо найти дешевое жилье.

В Стамбуле мы уже побывали шесть лет назад. Город запомнился толпами народа и очередями в музеи. А наша гостиница возле площади Султанахмет — грязью и нелюбезным персоналом. Заведение называлось «Мистик-отель». Жить там снова я не хотела категорически. В этот раз для проживания я выбрала спокойный и элегантный район возле площади Таксим и улицы Истикляль.

Как обычно, отметила подходящие отели в международных системах бронирования. Потом нашла в интернете их сайты и разослала письма. Я рассчитывала на скидки. Во-первых, международные системы берут комиссию порядка 15%, а я их обошла. Во-вторых, в этом году мало туристов. Хотельеры, действительно предложили хорошие цены. Но мне хотелось еще дешевле. Началась торговля по переписке.

Апарт-отель «Беязитхан сьютс» дал нужную цену сразу. Я побеседовала по Вотсапу с менеджером по имени Мурат. Уроженец Туркмении, Мурат какое-то время работал в Москве и прекрасно говорил по-русски. Мне он понравился. Я уже решила, что поеду в его отель, когда обнаружился неприятный факт. Оказалось, что в мой список «Беязитхан сьютс» попал по ошибке. Он находился вовсе не в элегантном Таксиме. Как раз наоборот: выбранный отель располагался в районе Гедикпаша, прямо напротив знаменитого стамбульского базара.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Отзывы гостей характеризовали район, как безопасный, но…специфический. Это меня насторожило. Я стала изучать карту. На карте значились многочисленные рестораны и магазины. Перед глазами непроизвольно возник умильный образ пряничных европейских городков. Вот и гости писали, что безопасно… Была-не была, едем в «Беязитхан сьютс».

В стамбульском аэропорту все было строго: маски, дезинфектанты, полно охранников. Еще в самолете нам дали заполнить анкету, где требовалось указать адрес проживания в Турции. Не люблю такие заморочки. Так и подмывало написать неразборчивым почерком и сделать пару ошибок. Пограничник без лишних вопросов взял наши анкеты и сложил их в большую кучу. Интересно, их вообще кто-нибудь читает?

Мы прилетели в Турцию в знаменательный день. Как раз накануне здесь ввели обязательное ношение масок на улице. По пути из аэропорта я с любопытством смотрела в окно автобуса. Маски носили не все. Примерно три четверти. Слышала, что сейчас их стали носить все поголовно. Однако в начале сентября это было еще не так.

На конечной остановке Еникапы нас поджидали таксисты. Мурат сказал, что такси до отеля обойдется в пятнадцать лир. Таксисты хотели сорок. Не люблю таксистов. Вечно с ними какие-то разборки и базары. Предпочитаю ездить общественным транспортом или ходить пешком. Возле Еникапы транспорта не просматривалось. Я открыла карту в смартфоне и мы с мужем поволокли чемоданы в направлении нашей гостиницы.

И оказались сначала в районе Нуросмание, а потом — Гедикпаша.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Ну что тут скажешь… Я сразу поняла, что значит «специфический». Пейзаж вокруг не имел ничего общего с европейскими городками. Мы шли по огромной и шумной фабрике. Фабрика производила все: шила одежду, пекла хлеб, делала кроссовки и дамские сумочки. Из открытых окон и дверей доносился стук молотков, шум швейных машинок и гортанные крики. Запах кебабов смешивался с вонью резинового клея.

Мимо нас проезжали старые драндулеты, нагруженные коробками и рулонами. Еще чаще эти рулоны и коробки везли веселые парни на тележках и тачках. «Здравствуйте» — вежливо произнес встречный мужчина таджикской внешности. «Извините, пропустите, пожалуйста!» — обогнавший нас парень в мусульманской шапочке и с огромным мешком на плече улыбался. Он был похож на русского. Вокруг, казалось, собрались люди со всего света. И все были чем-то заняты. Даже негры попадались и они тоже работали.

Скоро стало понятно, что обозначали значки на карте в смартфоне. «Рестораны» представляли из себя турецкий фаст-фуд. А большинство «магазинов» продавало не готовые изделия, а полуфабрикаты. Например, подметки для обуви. Или пряжки для сумок.

И было действительно безопасно. Всем было не до нас. Все были заняты. Никто не обращал внимание на двух глупых туристов, которые тащат свои чемоданы вверх, по крутым узким улицам, мощеным булыжником.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Впрочем, когда мы все-таки заблудились, нам помогли. Упитанный турецкий эфенди, сидевший на табуретке с чашечкой чая в руке, с удовольствием показал нам дорогу. Вскоре я замечу, что в районе есть много небольших гостиниц и что здесь довольно много туристов. Относятся к ним хорошо. Как к чему-то привычному и полезному. К подошве для кроссовок, например. Или мотку ниток. Или ремню для сумки.

Вход в отель, зажатый между мастерской и столовой, мы отыскали не сразу. Мурат нас уже ждал и сразу провел в номер. Апартамент был чистым. Не в ковидном понимании этого слова, когда по углам пыль, поверхности сальные, зато в центре гордо красуется бадья с дезинфектантом. В нашей комнате было действительно чисто. Врач по образованию, Мурат отличал реальную гигиену от медийной истерики. Хотя дезинфектант тоже присутствовал. Без него отель бы закрыли.

Я выглянула в окно. Уже стемнело, но в здании фабрики напротив горел свет. В открытом окне был виден цех и согбенная спина рабочего. Следующие две недели, когда бы я не выглянула, с раннего утра и до поздней ночи я созерцала эту спину.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Настала пора составлять экскурсионную программу. Шесть лет назад мы успели посмотреть основные знаменитости вроде Айя-Софии или дворца Топкапы. Сейчас хотелось увидеть больше. Но я понятия не имела, что конкретно, так как к поездке не готовилась. Помог сайт «Туристер». Особенно материалы из серии «Что посмотреть в Стамбуле за столько-то дней», отдельное спасибо Оксане (AsiaGate). Правда, муж слегка охладил мой энтузиазм. Напомнил, что поездка незапланированная, что мы не в отпуске, не можем гулять целыми днями, а должны еще сидеть за компьютером. Вздохнув, я урезала программу.

И, все же, мы ходили много и с удовольствием. Добрались до крепостей Румелихисар и Едикуле, залезли на холм Пьер Лоти, посетили дворец Бейлербей, прошлись вдоль стен Феодосия и по респектабельным районам Бешикташ, Бебек, Юшкюдар и Кадикей. А также посмотрели великое множество красивых мечетей. Обо всем этом — в другой раз. Сейчас я хочу рассказать о практической стороне поездки.

Вряд ли кого-то удивлю, если скажу, что в Турции больше всего доставали маски. Мой муж-медик считает, что длительное и повсеместное их использование опасно для здоровья. Чтобы уменьшить вред от этого изделия себе и окружающим, он придумал свой вариант маски: из тонкого капрона вырезаем квадрат и пришиваем по углам завязки. Нижние не завязываем туго. Такая маска хорошо вентилируется и почти не прилегает к лицу. Тонкий капрон негигроскопичен. Микробы на нем размножаются гораздо хуже, чем на толстой, теплой и влажной хлопчатобумажной ткани. В России и на Балканах наши маски показали себя хорошо. Дышать было сравнительно легко, а всевозможные секьюрити и полицейские к нам не придирались. Маска есть? Есть! Тогда какие вопросы?

В Турции нам пришлось сложнее. На наши маски таращились в магазинах и в транспорте. Периодически нам делали замечания по поводу их толщины. Предполагалось, что чем маска толще, тем надежнее защита. Однажды водитель автобуса отказался пустить нас в салон, а во дворце Бейлербей за нами бегал сотрудник музея с коробкой стандартных масок в руках. На центральных улицах и в элитных районах города маски носили очень многие. Кто-то верил, что изделия спасут от инфекции. Другие боялись штрафов. Неудивительно. Мурат предупредил нас о полицейских в штатском, которые ловят нарушителей масочного режима. Но были и островки в этом море безумия. На рынках открытых лиц было больше.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

В нашем районе Гедикпаша, как и в других непрестижных районах, маски не носил почти никто. По той простой причине, что в них неудобно работать, а местные жители усердно трудились.

Вообще, район Гедикпаша оказался на удивление удобным для жизни. На каждом шагу попадались развалы с дешевыми фруктами.

Рядом с нами обнаружились два супермаркета и пекарня. Чуть подальше — мясная лавка, аптека и кондитерская. Во всех этих трех точках продавцы знали русский язык. Когда не хотелось готовить, мы заходили в маленькие столовые (язык не поворачивается назвать их ресторанами) и заказывали фасолевый суп или дюнер.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Мне очень понравился традиционный сэндвич с рыбой «балык-экмек».

А иногда мы баловали себя турецкими сладостями.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Надо заметить, что в кафе и ресторанах воздух считался стерильным, поэтому масочный режим не соблюдался. Относилось это как к простым районам города, так и к престижным.

Шопинг не планировался. Но какая женщина откажет себе в удовольствии поглазеть на витрины магазинов и на встречных модниц! В прошлый раз я привезла из Стамбула кучу ярких маечек, сумочек и кепочек. Сейчас этого добра было меньше. На рынках и в магазинах висели преимущественно унылые изделия белого, черного или серого цвета. Молодые турчанки были одеты соответственно. «Кофточка точно, как у моей бабы Кати» — отпустил комментарий муж в адрес турецкой девушки. Впрочем, эти упреки я адресую не только турчанкам. В последнее время мир становится все более блеклым и скучным. Из жизни уходит веселье.

Несколько лет назад болгарские медии ехидно процитировали турецкого депутата. Народный избранник считал, что порядочная женщина не должна улыбаться. В Стамбуле мне встретилось достаточно надутых физиономий — образцов «турецкой добродетели». Причем, как женщин, так и мужчин. Большинство неулыбчивых граждан было, что называется, «при исполнении»: кассиры, кондукторы, адмиистраторы, полицейские и охранники всех мастей. Говорят, что в России живут нелюбезные люди. Не буду спорить, но в Стамбуле таковых не меньше. Может быть, на турецких курортах ситуация лучше.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Раз уж речь зашла о шопинге, отмечу еще одну стамбульскую странность: здесь очень мало магазинов электроники. Признаюсь, я возлагала на Турцию большие надежды. Я хотела купить фотоаппарат. Любимый смартфон долгое время представлялся мне вершиной фототехники. Да, у него проблемы с цветопередачей. Да, он не позволяет делать много снимков подряд. Да, он иногда произвольно стирает кадры. Но в остальном мой смартфон прекрасен. Лишь посмотрев фотографии других путешественников, я пришла к выводу: нужна фотокамера. А где ее можно недорого купить, если не в огромном Стамбуле? Увы. Вместо привычных магазинов, попадались мелкие лавочки с узким ассортиментом (преимущественно телефоны). Фототехники там не было вовсе. По совету Мурата я отправилась в торговый ценр возле метро Аксарай. На входе стояла очередь. Посетителям мерили температуру, дезинфицировали руки, досматривали сумки и не знаю, что еще делали. Желание зайти внутрь у меня пропало. Вероятно, электроника где-то, все же, продается, но я эти места не нашла.

А теперь мне хочется представить Стамбул с неожиданной для многих стороны. Я расскажу о Стамбуле спортивном. Мы с мужем любим спорт и в местах, куда приезжаем, стараемся тренироваться. В балканских странах проблем не возникает. Везде имеются парки, беговые дорожки, тренажеры и люди всем этим активно пользуются. Мне было интересно, как обстоят дела в Стамбуле.

По опыту знаю, что физкультурники обычно используют набережные. Первым делом мы отправились к Босфору. Действительно, вдоль моря и здесь проложили беговую дорожку.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Площадка с тренажерами тоже имелась. Вот только не наблюдалось спортсменов. Люди устраивали пикники на траве.

Загорали.

Ловили рыбу.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

Бегуна мы встретили лишь однажды. Подумав, я решила отложить тренировки на потом. Женщина-физкультурница, да еще и немолодая, здесь смотрелась бы странно. Муж проявил упорство и стал периодически бегать. Иногда он встречал других спортсменов. Упитанные местные юноши занимались с ленцой. Один раз мужу встретился настоящий качок. Но он оказался белорусом.

Чем еще запомнился Стамбул? Пожалуй, огромным количеством русскоязычных туристов. Собственно, других там и не было. На улицах, рынках, в магазинах, в музеях и в транспорте — везде слышалась русская речь. Иногда мне казалось, что я слышу ее не реже, чем турецкую. Ничего удивительного. Этой осенью Турция стала одной из немногих доступных нам стран. Сюда ринулись тысячи туристов. Вот и я приехала, хотя не собиралась. Поездка получилась приятной и познавательной.

Одиссея в мире запретов. Шаг второй: Турция

И все же, уезжала я с радостью. Хотелось скорее попасть на любимые Балканы. Меня ждала Черногория.

Начало: «Одиссея в мире запретов. Шаг первый: Сербия».

Продолжение: «Одиссея в мире запретов. Шаг третий: Черногория»

«Одиссея в мире запретов. Шаг четвертый: Босния и Герцеговина»

«Одиссея в мире запретов. Шаг пятый: Северная Македония»

P. S. Все в мире меняется. В современном мире административного экстаза, запретов и ограничений все меняется особенно быстро. Я написала чистую правду, но завтра эта правда может быть уже совсем другой.