Турист Наталья Воробьева (natalia1421)
Наталья Воробьева — была 14 марта 15:31
Бываю на сайте наскоками. Но, все-таки, бываю :)). И это радует!!!

Калуга — Россия Август 2020
Монумент Победы

Совершенно нежданно-негаданно, как говорится. Нет, привираю, все-таки, про негаданность. Поездку туда мы задумали еще… накануне в пятницу, а не этим же утром, в субботу, как обычно у нас бывает.

У нас нет дачи. Хорошо или плохо — нуууу, не знай — не знай. Так-то плохо, конечно, в свободные от работы дни податься некуда. Или, вот, практика последнего года показала, что дачка-то очень пригодилась бы для существования в современном мире. С другой стороны — это ж все свободное время будет тратиться на благоустройство дачного хозяйства, огородные дела даже и не берутся в расчет. А это значит, что не будут рассматриваться варианты выезда за пределы своего ареала обитания, так сказать… Либо, если и будут, то… мало, очень мало. Ладно, речь не об этом :))

Так вот, у нас нет дачи, (а летом еще и детей, они ссылаются отправляются в деревню за 600 км от Москвы) поэтому в выходные, и особенно летние, не так, чтобы часто, но иногда возникает вопрос: «Куда едем?».

А люди мы какие-то неорганизованные. Нет бы заранее спланировать: вот туда — через неделю, а сюда — через две. А у нас хотелки просыпаются исключительно субботним утром (ага, после пятничного вечера). Но, интернет-путеводители, современные системы бронирования и верный наш конь-автомобиль помогают утолить нашу жажду погулялок, куда-нибудь — да доберемся, где-нибудь — да заночуем.

Вот, а в этот раз хотелка проснулась в пятницу! Уже легче :)). Днем, значит, муж звонит с работы: «А поехали завтра в Калугу! Подбери ночлег. Ну, и глянь по достопримам чё что там». Нет, нормально так, «глянь», «подбери»… Ладно, Калуга — так Калуга. Мы там еще не были.

Мемориал, посвященный 600-летию Калуги, в простонародье Шарик

Позже выяснилось, что и поедем мы не на авто, а на скоростной электричке, и билетики-то уже куплены. Опаньки, вот это поворот. Уже за второй десяток перевалила наша совместная деятельность на семейном поприще, а муж все удивляет и удивляет (что-то мне подсказывает, что и он того же мнения обо мне) :)). Нет, не подумайте чего дурного, мы — совершенно простые люди из рабоче-крестьянского сословия, не брезгуем электричками, маршрутками и прочим метро. Я — так, вообще, запасной водитель, и за руль сяду либо без мужа, а если с ним, то только когда он не в рульном состоянии, причем в состоянии безмолвном )). Просто так сложилось, что если уж можно без особого напряга куда добраться на своем авто, значит, так оно и будет. В центр Москвы, например, только на общественном транспорте едем. Хорошо, если проснется щедрость души, а это, как правило, в обратном направлении, то на такси. Так вот, муж объяснил свое решение как раз удобством перемещения, мол, все положительные эмоции от поездки улетучиваются во время пробочного стояния на подступах к Москве. Ок, пусть будет электричка, рациональное зерно в этом есть, два с половиной часа во вполне комфортных условиях — и ты на месте.

Когда дома не сидится. Калуга

С местом остановки в Калуге, как мне показалось, проблем нет. На любой вкус и кошелек. И даже в пятницу был выбор для бронирования на субботу. Например, в Тулу мы так и не добрались до сих пор как раз по причине не подбора места ночлега, как-то не в нашей ценовой категории. Мы остановились на отеле Best Western Калуга 4*. Ничего так, симпатичненький. Но только не снаружи, а внутри.

Судя по «иконостасу» знаменитостей в холле гостиницы, заведение пользуется популярностью. Ну, и знакомы мы немного с этой сетью, может, еще и это поспособствовало нашему выбору. Впрочем, подробнее в отдельном отзыве здесь.

Когда мы собираемся в какое-то новое для себя место, всегда в сознании вырисовываются некие образы, представления, ассоциации… Что-то читал, слышал, видел, в конце концов, фото и картинки… Причем представления об одном и том же у двух схожих в большинстве взглядов на жизнь людей могут быть совершенно противоположными.

Для меня Калуга — провинциальный город, преимущественно деревянный, в обрамлении наступающих со всех сторон современных каменных монстров. Почему? — Не знаю, ну, вот так. Собственно, так и оказалось

Да, еще и чудаковатый дядечка на велосипеде. Это я про Циолковского Э.К.

фото из интернета

Для мужа Калуга — «территория развития и успеха» (из какого-то статейного заголовка), инвестиции, автомобильные заводы…

Гагаринский мост

Ну, другие темы муж читает, не туристические. То есть должно быть современно, инновационно и красиво. Ага, так вот почему нам срочно понадобилось в Калугу — на экономическое чудо взглянуть. Здесь уж немного утрирую)).

А что мы знаем о Калуге?

Уличное художество
Уличное "художество"

Старинный русский город, 1371 г. принято считать его годом рождения, на самом деле найдены первые упоминания о Калуге в письменных источниках, датированные этим годом. А когда и вправду был основан город и кем — в общем, ученые ищут, думают-гадают.

Кстати, в следующем году будет отмечаться кругленькая дата — 650-летие со дня основания (упоминания) Калуги. Город активно прихорашивается. Обновляются фасады зданий, дорожные работы замечены были. Может, это, конечно и не с юбилеем связано, а давно пора, и руки добрались наконец-то.

Калужский областной драматический театр

Кстати, о фасадах. При всей похожести и одинаковости типичной жилой застройки на просторах нашей страны есть, все-таки, в каждом городе свои отличительные черты, своя изюминка, так сказать. Как правило, это национальные орнаменты, как в моем родном Саранске, например. Думаю, «хрущевки» особо в представлениях не нуждаются. Так вот здесь они узорчатые такие.

Когда дома не сидится. Калуга

Или вот такие красавцы. Классно же, не просто серая коробка, а… картина

А еще кружевные украшения. Да, это, конечно, не «хрущевки», а более добротное жилье. Но в те времена особо украшательством не занимались. А тут вот — глаз радует

А это, наверное, детище начала 2000-х. Вот так все сразу: и ротонда, и колесо-оберег, как мне подумалось. Может, конечно, и не оберег вовсе :))

Когда дома не сидится. Калуга

При подготовке к поездке среднестатистический турист с чего начинает? Правильно. Мучает «всемирный разум» вопросами что-то вроде «что посмотреть» или «основные достопримечательности».

Признаться, как-то не особо впечатлил список предлагаемых достопримов. Вернее не так… Не «не впечатлил», а скорее, «стандартный набор».

Безусловно, огромное количество красивых церквей. Разных периодов постройки, разных архитектурных стилей.

Церковь Рождества Богородицы (1658 г.)

Самой яркой и запоминающейся для нас стала церковь Косьмы и Дамиана.

Я в нее, можно сказать, влюбилась заочно, рассматривая интернет-картинки. Немного потрепанная временем, но такая… несломленная, изящная, статная красавица. Туда я и потащила спутника своего первым делом по приезду в Калугу. Об этой церкви как-то сразу и нарисовалась отдельная заметка «Неувядающая красота». Ага, успела выплеснуть свои эмоции по горячим следам, так сказать.

Конечно же, самым популярным местом Калуги для туристов является Музей истории космонавтики.

Но, устаревший он уже. Надо его переделывать. Где-то читала, что давно уже задумали реконструкцию и расширение и, вроде как, что-то и делается (во всяком случае строится новый корпус), но все это дело продвигается ооочень медленно. В общем-то, нам было понятно, что после павильона «Космос» на ВДНХ, ничего нового мы там не увидим и больше рассчитывали на уличную экспозицию. Увы, а она-то, как раз, была закрыта на реконструкцию.

Где-то на задворках музея

Заглянули еще в одно местечко, на картах и в интернет-рекомендациях обозначен как Музей ремесла, архитектуры и быта (ул. Кирова, д. 45).

Вход свободный, каких-либо сотрудников или приглядывающих за хозяйством не заметили. Что касается ремесла и архитектуры — не, не видели. Это очередной сбор бытового старья, коих много развелось в каждом городе.

Наверное, это и интересно тем, кто помоложе. Ну да, поудивляться немного советскому быту, похихикать. Кто постарше, наверное, любят предаться ностальгии. Да, настанет время, и я буду умиляться подобным вещицам. Наверное. А пока… Ну, пока для нас это барахолка.

Кстати, а вот само здание является памятником архитектуры 1876 года постройки — «единственное сохранившееся в Калуге здание XIX века с мезонином».

Когда дома не сидится. Калуга

С улицы дом смотрится совсем небольшим, особенно на фоне окружения. А во дворе понимаешь, что он просто огромен.

Хотела поподробнее найти инфу о нем, но в ближайшем приближении всезнающий интернет ничего интересного не выдает, кроме как, «принадлежал купцу Цыплакову». Что касается, семейства Цыплаковых, интернет посылает нас в Козельск, но нам туда пока не надо.

Вообще, калужское купечество было сильным и богатым, соответственно и влиятельным. И в городе сохранилось большое наследие того купеческого благосостояния. Самым ярким примером на сегодняшний день, пожалуй, являются Гостиные ряды.

Строились они долго — 40 лет, с 1784 по 1824 гг., как часто бывает, с изменениями проектов, удешевлением и т. д. Но ведь построили же. И сейчас Гостиные ряды используются по прямому своему назначению — торговые павильоны, кафе и прочие деньготрательные заведения :).

А вот городской ЗАГС — особняк купца Теренина (1914).

Когда дома не сидится. Калуга

История этого особняка как-то не вяжется с семейным счастьем. Но, думаю, на крепость брачных уз не повлияют никакие легенды, придания и… приведения. Говорят, по залам особняка ходит-бродит душа дочки Любы, которой изначально и планировался свадебный подарок — этот особняк. Но она, к великому несчастью, скончалась практически сразу после свадьбы, так и не переступив порог дома. Затем дом стал свадебным подарком уже сыну Михаилу, но и он погиб в годы Первой Мировой войны.

Дом врача И. И. Ребрика, 1877 г., ул. Воскресенская

На Воскресенской очень атмосферно,

но в тот момент там велись глобальные работы по замене асфальта, так что мы быстренько ретировались. Хотя, очень хотелось подзадержаться.

Прекрасный Парк культуры и отдыха, который, кстати, еще и имеет статус особо охраняемой природной территории.

К тому же именно здесь, на Воеводенском холме, между Березуйским оврагом и Городенским (сейчас улица Набережная) и стоял Город — деревянная крепость с 12-ю башнями…

К концу XVIII века от той крепости уже ничего не осталось. Согласно Генеральному плану застройки на ее месте должен был быть разбит парк. Но, как часто у нас бывает, от задумки до реализации может пройти не одно десятилетие, и парк был открыт только в 1818 г. Тем не менее, на сегодняшний день парку уже за две сотни лет, это не шутки!

Виды на Оку с Воеводенского холма

Как раз к концу XVIII века город активно застраивался. Именно тогда он начал приобретать узнаваемые сегодня черты.

Когда дома не сидится. Калуга

Именно в те времена для приведения улиц к параллельно-перпендикулярному плану застройки, как наказывала Екатерина II, переносились церкви на те места, где они сейчас находятся: «С 1777 по 1790 гг. некоторые калужские храмы были перенесены на новые места, как этого требовал генеральный план застройки: Никольский храм — с площади на Козинку; Алексеевский — в Московскую Ямскую Слободу; Пятницкий — на кладбище; Жен Мироносиц — на хлебный рынок и Космо-Дамианский „за лавками“ — к Московским воротам.» Полная версия здесь.

Именно тогда, к 1780 году через Березуйский овраг был перекинут Каменный мост.

И это еще одна достопримечательность, рекомендованная к посещению путеводителями.

Красивый, добротный, основательный такой. Он несколько веков служил верой и правдой. За неимением средств или желания, руководство города продлевало срок службы без каких-либо глобальных усовершенствований, пока уже в нашем столетии он, просто-напросто, не стал разрушаться сам по себе. В 2010 г. прошла полная реконструкция и, поговаривают, что от того самого моста ничего и не осталось, кроме образа.

Прошлепали по городу за день мы 18 км (если смартфон не преувеличил)

Были и на парадно-показательных улицах,

Когда дома не сидится. Калуга

и забредали в какие-то дебри, чесслово, не специально, исключительно из путесрезательных соображений.

Когда дома не сидится. Калуга

И вот что самое примечательно, в какую бы глушь, ну, не самые центровые улицы, скажем так, мы не забредали, всюду были тротуары и очень добротные — выложенные плиткой. Хорошо или плохо? Наверное, хорошо. Но очень уж плиточная прямолинейность подчеркивает косость многих заборов и разухабистость некоторых дорог…

Когда дома не сидится. Калуга

Да уж, любят у нас в стране заниматься плиткоукладством :))

Вернувшись вечером в отель, мы не смогли придумать занятий себе на завтра. Вот тут-то и стало ясно, что зря мы отказались от авто. Сломался наш практически стандартный план по знакомству с городами: день на исторический центр, второй — вильнуть в какую-нибудь окрестность.

Очень интересный объект, например, неподалеку от Калуги имеется — музей-усадьба «Полотняный завод».

фото из интернета

Конечно же, можно добраться и на общественном транспорте. Но мы уже позволяем себе некоторую леность в своих поездках, поэтому не стали утруждать себя и в этот раз.

Нет, я бы еще и метнулась, но у моего спутника случилось несоответствие, как говорится, ожидания и реальности в отношении Калуги. То есть совсем упадок настроения грянул, разочарование… Нет, говорит, у меня никакого желания углубляться дальше. Решили, что утро вечера мудренее. Но и на утро улучшений в настроении не произошло, даже замечательный отельный завтрак не вернул бодрости духа и желания познаний Калуги. Так что сдали вечерние билетики на электричку и взяли на дневную, причем последние. И пошли на вокзал пешком. Вот не знаю, куда вечно нас несет, но при обещанных навигатором трех с небольшим километрах от нашего отеля до вокзала мы навертели шесть :))

Когда дома не сидится. Калуга

В личных своих «ожиданиях и реальностях» я не обманулась. Разве что к ассоциациям и образам о Калуге добавились к «деревянности» еще наличие плиточных тротуаров (везде) и узорчатые пятиэтажки. А вообще, город — как город. Живет, работает и радуется жизни

Когда дома не сидится. Калуга

Ехать или не ехать в Калугу с туристическими намерениями? В качестве ответа приведу слова человека, довольно много и часто разъезжающего по городам и весям, под ником savl, сказанные в адрес Твери вот здесь, позволю себе даже скопировать, только вместо «Тверь» читать Калуга:)

… А особо я бы советовал присмотреться к Твери Калуге тем, кто (опуская частные исторические и религиозные интересы) любит:
— узнавать новые места, бесцельно гуляя и не гоняясь за топовыми достопримечательностями;
— атмосферу губернских, уездных и провинциальных русских городов;
— архитектуру 18–19 столетий;
— среднерусские речные пейзажи и вообще реки…

Когда дома не сидится. Калуга

Прошло несколько месяцев со дня знакомства с Калугой, а я все не могу сформулировать свое видение данного вопроса, так сказать. Вроде и рассказать хочется, да даже для собственной памяти зафиксировать, а как — даже и не знаю: в виде исторической ли справки, обзора достопримов, или шуточной заметки про бестолковую семейку, нагрянувшей в Калугу вот так вот вдруг? И этот вариант текста уже третий… нет, четвертый. Бестолковый, конечно, но как уж есть :)

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия