Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)

Адлер, Хоста — Россия Ноябрь 2020

В эту странную эпоху полузакрытых границ решил я слегка развеяться и сгонять в Сочи. Так уж вышло, что в советские времена я там почему-то так ни разу и не был, хотя регулярно ездил с родителями на всякие наши юга, а Крым так вообще пешком прошел неоднократно с палаткой.

Импортозамещение: Адлер

Давайте расскажу про тур и отель.

Перелет в Сочи, трансфер, страховка и 7 дней/8 ночей с питанием завтрак-ужин в отеле Сочи Парк стоили 10400 рублей. Поскольку тур мы оплачивали картой Мир — получили кэшбек 20%, так что общая стоимость вышла в районе 8 тыс руб — совершеннейшая халява, на мой взгляд.

Отель — большой, занимает обширное пространство и выглядит как отдельный городской микрорайон. У него 12 восьмиэтажных жилых корпусов, плюс на территории находится куча всяких ресторанов, магазинов, бассейнов, детских площадок, турагентств, аттракционов, пунктов проката и черт знает чего еще, я не особо заморачивался с изучением.
Расположение — отличное. До моря 10 минут пешком, до жд-станции — минут 15, оттуда в часе на электричке — Красная поляна с ее подъемниками. Через дорогу — олимпийский парк и трасса Формулы 1, так что все достопримечательности рядом.

Номер чистый, по площади на одного-двоих более чем достаточно. Кондиционер, холодильник, чайник с чашками и ложками, большой телевизор, фен, куча лампочек и торшерчиков, розетки у кровати, балкон-стул-шкаф-вешалки. Нормальная ванна! Не хватает разве что рабочего стола — я вот сейчас этот текст пишу, лежа на пузе в кровати.
Есть вайфай, правда с дополнительным паролем через браузер — не очень удобно, но главное, что работает.
Насчет питания — многие жалуются. Еда и правда особым качеством не блещет: на завтрак — омлет-каши-сосиски-наггетсы, свежие овощи, какие-нибудь запеканки и салаты из свежей или квашеной капусты-морковки. Ну, понятно, чай-кофе-компот и пара видов выпечки. На ужин — курица, рыба, все те же сосиски-сардельки, иногда пельмени и манты, холодец, овощи разного вида. Из гарниров — картошка, макароны, рис, гречка.

Все это слегка такое, советско-столовское, есть можно, но пиршества вкуса ждать не приходится.
А с другой стороны, цена номера, если вычесть авиабилеты из общей стоимости тура, получается что-то типа шестисот рублей в день. Ну, как бы странно ждать за такие деньги стейк рибай с шато лафит и черную икру ложками.
В общем, если откровенно — за эти деньги меня тут все устроило. Номер убирали, белье меняли, никто лишний раз не досаждал, маску не требовали, все работало.

Вполне нормальный бюджетный туризм, грех жаловаться.

Импортозамещение: Адлер

Не могу про себя сказать, что я такой уж прямо любитель гор. Наверное, выбирая между горами и морем, я бы всё-таки выбрал море, и условный домик, чтобы встретить старость, я бы предпочел иметь в Таиланде, а не в Непале.
Сочи, конечно, удобен тем, что тут есть и то, и другое. Всего час-полтора пути, и ты оказываешься в другой климатической зоне, на высоте в полтора километра и с совершенно другими пейзажами вокруг.

Если б тут ещё и градусов на 10 хотя бы потеплее было — идеальное получилось бы место для жизни.

Импортозамещение: Адлер

Сочи — это тот случай, когда фотографий ты привез в разы больше, чем слов.
У меня какое-то дикое количество картинок, которыми я буду спамить во всякие соцсети еще очень долго, а вот рассказывать про них особо и нечего.

Потому что в Сочи нет ничего экзотичного и необычного.
Здесь такие же автобусы и электрички, все говорят по-русски, тут работают те же самые приложения для вызова такси, покупки билетов и проката самокатов.
Какой смысл рассказывать, как доехать от Адлера до тисо-самшитовой рощи, если яндекс-карты построят маршрут с указанием всех автобусов и остановок? Что толку вдаваться в описание особенностей расписания электричек, если оно лежит на tutu.ru?
Так что я буду просто показывать горы — их невозможно не показывать.

Импортозамещение: Адлер

Всесезонный Сочи — это когда приезжаешь в горы с побережья, где была более-менее теплая осень, а там — зима. И не просто зима, а прямо вот Зима с большой буквы: метель метет, сугробы по колено, ни зги не видно, ратраки чистят тропинки, чтобы хоть как-то ходить можно было, у подъемников все окошки залеплены снегом, ты ходишь, проваливаясь в своих летних кроссовочках, и пытаешься еще что-нибудь сфоткать, поминутно протирая объектив от тающих снежинок.
Меня, честно скажу, хватило минут на десять, после чего я запрыгнул в кабинку канатки и поехал вниз, обратно в относительное тепло.
Экскурсия в зиму состоялась, всем спасибо, было весело, я домой;)

Импортозамещение: Адлер

Любые аналогии — лживы, но больше всего мне Роза Хутор напомнила… Карловы Вары. Речка, две набережные, мостики, горы, дома усредненно-европейского дизайна, большая часть из которых — отели, магазины и рестораны, причем всем владеют русские;)
Только в Карловых Варах — горячие источники и вафли, а тут — подъемники и глинтвейн.
В Розе Хутор явно старались создать маленькую Европу и, надо признать, в основном у строителей получилось, иллюзия вполне реальная.
Прогуляться вдоль речки Мзымты, забраться на смотровые площадки в горах, посидеть в ресторанчике с видом на заснеженные вершины — очень приятное времяпрепровождение, всем смело рекомендую.

Импортозамещение: Адлер

Сочинское море тоже показало мне себя во всех вариантах. Было солнечно и тихо, было пасмурно и ветрено, был даже красивый закат, на который я, правда, с трудом успел, много времени потратив на дорогу из Хосты.
Не могу сказать, что с марта я успел прямо вот соскучиться по морю, но на Черном-то я последний раз был аж в 1999 году, в Геленджике, в походном режиме с палатками.

А сейчас там еще и погода исправилась, мне-то не повезло, солнечных всего три дня было.

Импортозамещение: Адлер

Хоть прямо бросай работу и обратно лети.

Импортозамещение: Адлер

Странно было бы приехать в Сочи и не посмотреть на олимпийский парк. Особенно, если учесть, что там же проходит трасса Формулы-1, а я ее смотрю аж с 1992 года, когда ее только-только начали показывать в России.
На трассу пускают за плату на своей спортивной или не очень машине погонять, и она, надо сказать, редко пустует. Заодно и зрителям не скучно смотреть на пустые виражи, и звук ревущих движков создает атмосферу, и даже, вон, гляди, чувак на синей BMW M5 обошел в повороте чувака на черном Porsche Cayenne, давай за него поболеем, хотя, куда ему, ща его сделает вон тот, красненький, на Ducati Panigale;)
А потом я спущусь с обзорного мостика, разблокирую с мобильника свой Ninebot, и на велодорожке легко обгоню вон то семейство на хрен-знает-чем электронном с тремя колесиками, понаделали всякого, даже названий еще не придумано, сколько тут в прокат разного сдают для удобства перемещения!

Импортозамещение: Адлер

В Сочи все ездят на великах и электросамокатах. Они тут стоят везде, кучкуются у популярных мест рядами и поодиночке, от разных прокатных контор. Пользоваться очень удобно: подходишь, сканируешь телефоном кваркод на руле, жмешь кнопку подтверждения — все, самокат взят.
Тот же оператор, что и у меня дома, раздает самокаты по 3 рубля в минуту, или вообще по тарифу «200 рублей ($3), и пока батарейка не кончится».
Второй особенно удобен: ездишь, сколько хочешь, если надо — можно его припарковать и заблокировать, сидишь у моря, пьешь кофе на набережной, наблюдаешь рычащие машины на трассе Формулы 1, а твой самокат тебя дожидается, хоть весь день им пользуйся.
Батарейки хватает километров на 30–40, вполне достаточно для прогулок по окрестностям. Скорость — до 20 км/ч, не мотоцикл, конечно, но все равно значительно быстрее, чем пешком бродить, а расстояния тут вполне приличные.

Про тисо-самшитовую рощу в Хосте я услышал, можно сказать, случайно — девушка знакомая узнала, что я еду в Сочи, и посоветовала мне туда добраться. Я погуглил, что это такое вообще, ну и отложил в список возможных поездок. А потом случилось так, что в Гагру я так и не добрался, золотую осень в горах поснимал только издалека, на море в солнечный день там было чистое лето, на высоте 2200 метров — однозначно зима…
В общем, в этой поездке мне требовалась для полноты картины прогулка по осеннему лесу.
До рощи от меня был всего час на автобусе и минут двадцать пешком. В самой роще — два пеших маршрута, малое и большое кольцо. Первое рассчитано на час прогулки, второе — на четыре часа. С запасом по времени у меня было все в порядке, так что я пошел на большое, тем более, что именно на нем были все интересные мне локации.
Я, правда, по-московски бодро начал, и в итоге половину большого кольца проскакал за 45 минут, после чего остановился, выпил стакан чаю, дал себе мысленный приказ расслабиться и дальше шел спокойно, никуда не торопясь, останавливаясь на смотровых площадках и фотографируя во все стороны.
Самшита в роще нет — он весь погиб еще в 2012 году, когда с саженцами для олимпиады туда завезли личинки какой-то вредной бабочки. Насчет тиса — не знаю, ботаник из меня не очень, но вообще растительность там красивая и фотогеничная. Стволы, обросшие мхом, все это в солнечных лучах, вокруг золотая осень, речка Хоста шумит на перекатах в белокаменных берегах — красота.
Будете в Сочи — рекомендую, сходите, я не пожалел.

Импортозамещение: Адлер

Еще несколько картинок из отеля.
Даже в несезон, в ноябре, в нем жило 6500 человек одновременно, а летом там, наверное, вообще давка, и питаться надо в три смены.
Зато нас заселили сразу, рано утром, не дожидаясь официального чекина. Правда, завтраком не покормили, ибо начало отдыха все-таки считается с 14:00. Но там есть круглосуточный магазин рядом с ресепшеном, а в номере — чайник с чашками, так что голодным я не остался.
Горничные за мной следили: стоило забыть повесить на дверь табличку «не беспокоить», как они тут же набрасывались на номер, меняли белье, полотенца, мыли посуду и выкидывали мусор.
В двадцатиметровом номере у меня было шесть светильников: торшер, настольная лампа, и по паре спотов у каждой кровати.
Розеток вообще было несчитано, я пользовался максимум пятью одномоментно, но там еще был запас.
Ну и, конечно, возможность принять горячую ванну после прогулки по заснеженным горам — это было круто, ванна для такой категории номера — редкость, прямо вот респект отелю.

Импортозамещение: Адлер

Хоста. Кудепста. Имеретинка. Адлер. Гагра. Сочи…
Для меня все эти названия — как голос из прошлого, что-то из восьмидесятых: путевка от профкома в санаторий, поездка дикарем с арендой койки в сарайчике и душем из тазика во дворе, долгая дорога на поезде — жареная курица, вареные яйца, на остановках бабушки продают пирожки…
На пляже — куча народу, полотенце положить негде, зато вода теплая, отец учит меня плавать, потом он уходит позагорать и потрепаться с какими-то знакомыми, а мы с новым приятелем учимся стоять на руках под водой.
Возвращаюсь, отец лежит довольный: оказывается, к нему подошел дядька и уважительно заметил:
— Вы так далеко заплываете, я так уже не могу, мне пятьдесят…
На что отец ответил:
— Ну, я могу, мне-то уже больше пятидесяти…
А после пляжа — рынок, рыба, чурчхела, в которой вязнут зубы, а все равно вкусно, мелкие креветки стаканами, мандарины и хурма, разливное вино, мне даже дают попробовать, но нет, это фигня какая-то, можно мне Байкал или Тархун, и мне можно, каждый день, потому что отпуск, мы на море и детство не кончится никогда…

Импортозамещение: Адлер

P. S. Из Сочи и Адлера положено было привозить сувениры. Помните эти статуэтки из крабов и ракушек, фотографии с фигурно обрезанным краем и надписью «Сочи 1982», камни с дыркой и прочие мелочи, до сих пор у многих бережно хранимые в старом серванте?

Импортозамещение: Адлер

Я решил сделать сувениры самостоятельно, так что — вот, у меня набралось материала на три музыкальные открытки. По-моему — самое то в качестве сувенира из Адлера))

Адлер 2020. Море.

Роза Хутор 2020

Адлер, Хоста, тисо-самшитовая роща.